Технологическая карта по ознакомлению с хохломской росписью
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Знакомство детей с историей хохломской росписипознакомить с хохломской росписью, ее характерными особенностями.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по ознакомлению с хохломской росписью .

НАЗВАНИЕ

( ИГРУШКИ, ПОСУДЫ, ПРЕДЕМЕТА НАРОДНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И Т.Д.)

«Сказочная Хохлома»

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель:

- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).

-Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

- Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе, использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.

Задачи:

- закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома,

- формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,

- развивать фантазию и творческое воображение.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Хохломская роспись (Хохломам) - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.

Хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ

Цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый

основной элемент узора: «травка»

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина».

 «Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины

C:\Users\Татьяна\Desktop\008.jpg      C:\Users\Татьяна\Desktop\009.jpg   C:\Users\Татьяна\Desktop\content_1448860111-454ce773fc.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\026.jpg C:\Users\Татьяна\Desktop\img18 (1).jpg  C:\Users\Татьяна\Desktop\hello_html_3fce7164.jpg

МАТЕРИАЛ

Для воспитателя: изделия украшенные  хохломской росписью, иллюстрации. Заготовки для выкладывания композиции (картонные горшочки, ложки, вазы, элементы росписи). Кисть, гуашь, салфетка, подставка для кистей, баночка с водой.

Для детей: Картонные заготовки, гуашь, кисть с тонким кончиком, баночка с водой, салфетка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

Тема НОД: «Сказочная Хохлома»

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, стихов, народных игр, Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и рисовали хохломские узоры.

Организация и методика проведения занятия

Педагог:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж, захватывает дух!

– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.

Посмотрите да полюбуйтесь, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите!

Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

- Вы конечно же узнали – это Хохлома

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?

-Хотите, я расскажу вам свою сказку о хохломе? (одобрение детей)

Педагог на мольберте располагает картонную заготовку, рядом на столике стоят гуашевые краски: черная, зелёная, красная, и желтая.

-Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать. Вот как-то раз и решил на базаре сбыть выработанную продукцию. Пол дня на базаре провели все без толку развернулся в обратную дорогу Доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться …Прилёг на травку, а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочек припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает его Лучик, чего он такой не живой прям как горшки его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужичка и решил он ему помочь. – Вот держи мой лучик золотой, вижу что не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди. … Посмотрел, подумал мужик взял горшочек и лучиком дорожку на нем нарисовал и травинки да веточки золотые…

Педагог на заготовке наносит желтой гуашью рисунок в виде линий, капелек и травный орнамент.

-Так увлекся мужичок, расписывая горшки, что не заметил, как солнышко садиться стало, и лучик в его руках покраснел и добавил он тогда красных травинок и ягодок.

Педагог добавляет красной гуашью растительные элементы.

-Покатилась росинка по зеленой травинке, подхватил её мужичок и набросал зеленые завитки и капельки у себя на посуде.

Педагог добавляет зеленой гуашью характерные элементы.

-Совсем стемнело на опушке – все стало черным казаться и лучик тоже. Тогда взмахнул он им и нанес последние мазки - травинки, ягодки.

Педагог добавляет черные элементы гуашью и палочкой ватной.

-И заснул утомленный. А утром просыпается, диву дается – какая красота перед ним. Замерла на его посуде красота растительная; травки, листочки, завитки, ягодки да капельки. И сияет так будто золотое – Лучик красу свою подарил. Поехал тогда мужичок опять на базар и когда у него спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Педагог берет в руки Хохломскую посуду и демонстрирует сияние красок на ней.

-Какие тонкие изящные линии, подсмотренные у природы – травинки, капельки, завитки, листочки, ягодки, цветочки, усики – еще раз на готовых образцах визуально закрепляются элементы хохломской росписи.

-Понравилась вам сказка моя? – рукой педагог указывает на расписанную заготовку. (детское одобрение).

Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши заготовки, что лежат у вас на столах.

-Прежде чем преступить к работе давайте отдохнем, сделаем физминутку

Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала (Наклоны голывы)

Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)

Ребята приступают к работе, звучат не громко записи русских народных мелодий.

Пальчиковая гимнастика «Цветки».
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо, влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед, назад.)

Педагог: Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.

Вопрос: Так какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, желтый и зеленый.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.

Ребята я предлагаю вам подарить свои изделия самым маленьким воспитанникам нашего садика, чтобы они, глядя на них, учились рисовать элементы хохломской росписи. Они будут гордиться этим и в будущем сделают изделия не хуже чем у вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью

Проблема художественно-эстетического воспитания дошкольников рассматривается в современных исследованиях. Опираясь на взгляды Е.И. Васильевой, Е.Г. Ковальской, Г.П. Новиковой, Н.А. Александровой, А.В....

Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – эту сп...

Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью.

Задачи:1. Развивать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.2. Закрепить знания о особенностях хохломской росписи, её производстве.3. Вызва...

Опыт работы воспитателя по развитию художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью

Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понят...

Развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с хохломской росписью.

Развивать творчество детей можно через знакомство с разными видами изобразительной деятельности....

Технологическая карта по ознакомлению с городецкой росписью

Знакомство детей с историей городецкой росписи, познакомить с городецкой росписью, ее характерными особенностями....