Технологическая карта по ознакомлению с хохломской росписью
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Знакомство детей с историей хохломской росписи, познакомить с хохломской росписью, ее характерными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_oznakomleniyu_s_hohlomskoy_rospisyu_dlya_mini.docx | 448.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по ознакомлению с хохломской росписью .
НАЗВАНИЕ ( ИГРУШКИ, ПОСУДЫ, ПРЕДЕМЕТА НАРОДНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И Т.Д.) | «Сказочная Хохлома» |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | Цель: - Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома). -Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; - Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе, использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму. Задачи: - закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома, - формировать умения выделять и передавать цветовую гамму, - развивать фантазию и творческое воображение. |
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ | Хохломская роспись (Хохломам) - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. Хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. |
ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ | Цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый основной элемент узора: «травка» Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина». «Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками. Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины
|
МАТЕРИАЛ | Для воспитателя: изделия украшенные хохломской росписью, иллюстрации. Заготовки для выкладывания композиции (картонные горшочки, ложки, вазы, элементы росписи). Кисть, гуашь, салфетка, подставка для кистей, баночка с водой. Для детей: Картонные заготовки, гуашь, кисть с тонким кончиком, баночка с водой, салфетка. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ | Тема НОД: «Сказочная Хохлома» Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, стихов, народных игр, Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и рисовали хохломские узоры. Организация и методика проведения занятия Педагог: Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда, дети, тут красиво? Аж, захватывает дух! – Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости. Посмотрите да полюбуйтесь, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая. Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы. Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра. Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера! - Вы конечно же узнали – это Хохлома Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? -Хотите, я расскажу вам свою сказку о хохломе? (одобрение детей) Педагог на мольберте располагает картонную заготовку, рядом на столике стоят гуашевые краски: черная, зелёная, красная, и желтая. -Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать. Вот как-то раз и решил на базаре сбыть выработанную продукцию. Пол дня на базаре провели все без толку развернулся в обратную дорогу Доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться …Прилёг на травку, а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочек припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает его Лучик, чего он такой не живой прям как горшки его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужичка и решил он ему помочь. – Вот держи мой лучик золотой, вижу что не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди. … Посмотрел, подумал мужик взял горшочек и лучиком дорожку на нем нарисовал и травинки да веточки золотые… Педагог на заготовке наносит желтой гуашью рисунок в виде линий, капелек и травный орнамент. -Так увлекся мужичок, расписывая горшки, что не заметил, как солнышко садиться стало, и лучик в его руках покраснел и добавил он тогда красных травинок и ягодок. Педагог добавляет красной гуашью растительные элементы. -Покатилась росинка по зеленой травинке, подхватил её мужичок и набросал зеленые завитки и капельки у себя на посуде. Педагог добавляет зеленой гуашью характерные элементы. -Совсем стемнело на опушке – все стало черным казаться и лучик тоже. Тогда взмахнул он им и нанес последние мазки - травинки, ягодки. Педагог добавляет черные элементы гуашью и палочкой ватной. -И заснул утомленный. А утром просыпается, диву дается – какая красота перед ним. Замерла на его посуде красота растительная; травки, листочки, завитки, ягодки да капельки. И сияет так будто золотое – Лучик красу свою подарил. Поехал тогда мужичок опять на базар и когда у него спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Педагог берет в руки Хохломскую посуду и демонстрирует сияние красок на ней. -Какие тонкие изящные линии, подсмотренные у природы – травинки, капельки, завитки, листочки, ягодки, цветочки, усики – еще раз на готовых образцах визуально закрепляются элементы хохломской росписи. -Понравилась вам сказка моя? – рукой педагог указывает на расписанную заготовку. (детское одобрение). Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши заготовки, что лежат у вас на столах. -Прежде чем преступить к работе давайте отдохнем, сделаем физминутку Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи) Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук) Головой качала, в стороны качала (Наклоны голывы) Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем) Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг) Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.) Ребята приступают к работе, звучат не громко записи русских народных мелодий. Пальчиковая гимнастика «Цветки». Педагог: Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия. Вопрос: Так какие цвета используют мастера? Ответ: Красный, черный, желтый и зеленый. Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде? Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики. Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка. Ребята я предлагаю вам подарить свои изделия самым маленьким воспитанникам нашего садика, чтобы они, глядя на них, учились рисовать элементы хохломской росписи. Они будут гордиться этим и в будущем сделают изделия не хуже чем у вас. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
Проблема художественно-эстетического воспитания дошкольников рассматривается в современных исследованиях. Опираясь на взгляды Е.И. Васильевой, Е.Г. Ковальской, Г.П. Новиковой, Н.А. Александровой, А.В....
Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»
Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – эту сп...
Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью.
Задачи:1. Развивать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.2. Закрепить знания о особенностях хохломской росписи, её производстве.3. Вызва...
Технологические карты по ознакомлению с предметным и социальным окружением старшая группа
Технологические карты в соответствии с ФГОС...
Опыт работы воспитателя по развитию художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понят...
Развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с хохломской росписью.
Развивать творчество детей можно через знакомство с разными видами изобразительной деятельности....
Технологическая карта по ознакомлению с городецкой росписью
Знакомство детей с историей городецкой росписи, познакомить с городецкой росписью, ее характерными особенностями....