Проект в средней группе "В царстве цветов"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Мария Юрьевна Ткачева

Теплый весенне-летний период года – это время пробуждения и активизации деятельности всего живого на Земле. Происходят изменения сезонных явлений, просыпается от сна живая природа. За всем этим интересно наблюдать детям и взрослым. И не только наблюдать, но и самим вносить изменения в мир природы, экспериментировать. Например, вырастить красивые цветы из маленького семечка, наблюдать за состоянием рассады, заботиться о ней, высаживать выросшие саженцы в клумбу… любоваться красотой цветущих растений и получать удовольствие от результатов своей работы. Данный проект способствует не только развитию познавательных способностей детей, но и воспитанию чуткости, любви и заботливого отношения к живой природе, а также воспитанию трудолюбия и уважения к труду сверстников и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvety_2.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №59»

Проект

«В царстве цветов»

(В средней группе)

Воспитатель группы №2

Ткачева Мария Юрьевна

Воронеж 2022г.

Актуальность проекта: Теплый весенне-летний период года – это время пробуждения и активизации деятельности всего живого на Земле. Происходят изменения сезонных явлений, просыпается от сна живая природа. За всем этим интересно наблюдать детям и взрослым. И не только наблюдать, но и самим вносить изменения в мир природы, экспериментировать. Например, вырастить красивые цветы из маленького семечка, наблюдать за состоянием рассады, заботиться о ней, высаживать выросшие саженцы в клумбу… любоваться красотой цветущих растений и получать удовольствие от результатов своей работы. Данный проект способствует не только развитию познавательных способностей детей, но и воспитанию чуткости, любви и заботливого отношения к живой природе, а также воспитанию трудолюбия и уважения к труду сверстников и взрослых.

Вид проекта: информационный, познавательный, творческий. Сроки реализации проекта: Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.

Цель: Дать детям возможность самостоятельно создать красоту в природе, проявляя активно свои творческие, трудовые, познавательные, личностные способности, создать все условия для выращивания цветов.

Задачи:

*Воспитывать любовь к красоте живой природы, заботливое отношение к ней.

 *Воспитывать трудолюбие, отзывчивость на трудовые поручения по уходу за цветами (посев, высадка рассады, рыхление земли, прополка сорняков, полив).

*Вызывать желание создавать красоту в живой природе.

*Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, коммуникативные навыки, самостоятельность, творческие способности.

*Формировать умение наблюдать, анализировать и сравнивать растения, делать соответствующие выводы.

*Развивать умение выполнять действия по выращиванию цветов (посев семян на рассаду, полив, рыхление земли, высадка саженцев на клумбу, прополка сорняков).

*Уточнять, расширять и систематизировать представления детей о цветах, их разнообразии, особенностях, этапах выращивания, способах ухода за цветами.

*Содействовать активному участию родителей в работе по выращиванию цветов и экологическому воспитанию детей.

*Содействовать укреплению детско-родительских отношений во время совместных мероприятий в рамках данного проекта.

Предполагаемый результат:

*Получение детьми достаточных знаний о цветах, представлений об этапах роста, способах выращивания и ухода за цветами.

*Сплочение всех участников проекта в ходе его реализации.

*Установка у детей желания сохранять и преумножать красоту природы.

*Оформление красивых цветущих клумб на участке детского сада.

*Оформление фотовыставки и выставки рисунков по данной теме.

               Ход реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

                    Подготовительный

Подбор и анализ литературы и интернет- ресурсов по теме проекта

Разработка плана реализации проекта

Подбор дидактического материала для детей по теме проекта

Подбор художественной литературы для детей по теме проекта

Подбор физкультминуток, подвижных игр, пальчиковых гимнастик и упражнений по теме проекта

Создание презентации для детей по теме «Цветы»

Сбор консультативной информации для родителей по теме проекта

Основной

Беседы: «Что мы знаем о цветах», «Цветы- часть живой природы», «Как зарождается цветок», «Как вырастить цветок»

Рассматривание иллюстраций о цветах

Рассматривание гербария

Чтение художественной литературы по теме «Цветы»

Отгадывание загадок о цветах

Просмотр мультфильмов «Цветик- семицветик», «Дюймовочка»

Дидактические игры по теме «Цветы»

Пальчиковые и артикуляционные гимнастики по теме проекта

Физкультминутки по теме проекта

ООД по теме «Цветы» (познавательное развитие) с показом презентации

ООД по нетрадиционному рисованию вилками «Одуванчики»

ООД по лепке «Тюльпаны» способом размазывания пластилина

Коллективная работа по тестопластики «Цветочный венок»

ООД по аппликации «Букет цветов»

Слушание музыки по теме проекта

Наблюдение за состоянием клумб

Труд в уголке природы: уход за комнатными цветами

Рисование мелками на асфальте «Цветочная поляна»

Труд на прогулке: уборка мусора с клумб, полив цветов, рыхление почвы, уборка сорняков с клумбы

Оформление папки-передвижки для родителей «Знакомим детей с цветами»

Оформление буклета «Отравление ядовитыми растениями»

Привлечение родителей к сбору материалов к фото выставке и выставки рисунков по теме проекта

Заключительный

Оформление клумб на участке детского сада

Оформление фотовыставки «Цветущая сказка»

Оформление фотовыставки детских рисунков «В царстве цветов»

Развлечение «В гостях у феи цветов»

Литература

  • Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
  • Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
  • А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
  • “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год
  • А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год
  • С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
  • *Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.
  • Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М., 2005.
  • И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду – М 2008
  • И.А. Лыкова Художественный труд в детском саду – М 2008
  • И.А Лыкова «Рисование. Мои цветы» (мастер-классы «Шаг за шагом») – 2014
  • Т.А.Шорыгина «Цветы. Какие они?» (Знакомство с окружающим миром и развитие речи)
  • Интернет – ресурсы

Приложение к проекту

«В царстве цветов»

Список художественной литературы по теме: «Цветы»

1. В.Катаев «Цветик-семицветик»

2. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

3. П.П.Бажов «Каменный цветок»

4. Анна Саксе «Сказки о цветах»

5. Морис Карем «Королевство цветов»

6. Лия Гераскина «Синий цветочек для мамы»

7. Андрей Платонов «Неизвестный цветок»

8. Г.Х.Андерсен «Волшебные цветы Иды»

 9. В.Берестов «Мать – и – мачеха»

10. С.Козлов «Снежный цветок»

11. Б.Житков «Цветок»

12. Е.Благинина «Одуванчик»

13. А.К.Толстой «Колокольчики»

14.С.Горбунов «Первые цветы»

15.Д.Родари. Для чего розам нужны шипы?

16.О.Высотская. Одуванчик.

17.М.Пришвин. Золотой луг.

18.Е.Серова. Подснежник. Фиалка. Незабудка. Колокольчики. Ромашки. Одуванчики. Гвоздика.

19.Э.Шим. Ландыш.

20.Н.Соколов-Микитов. Одуванчики.

21.Румынская сказка. Ромашка.

22.Божена Немцова. Розочка.

23.Н.Павлова. Как облачко.

24.Н.Павлова. Луковица с радостью.

25.Н.Павлова. Хитрый одуванчик.

26.Н.Павлова. Под кустом.

27.Н.Павлова. Загадки цветов.

28.Н.Сладков. Шмель и цветок.

Список музыкальных произведений для слушания по теме «Цветы»

1.Фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Вальс цветов»

2. А. Вивальди «Времена года» - «Весна», «Лето»

3. П.И.Чайковский «Времена года»

Загадки о цветах

В стеблях острая угроза,
Хоть красотка эта … (Ответ – Роза)

В его имени каприз,
Любит лишь себя … (Ответ – Нарцисс)

Он весенний главный пан,
Цветок весны и мам … (Ответ – Тюльпан)

Бахромою вся покрыта,
Гвоздю не родственник … (Ответ – Гвоздика)

Даже дома он опасный,
Весь в иголках острых … (Ответ – Кактус)

Будто белые снежки
Среди пруда цветут … (Ответ – Кувшинки)

Самый первый, очень нежный
Расцветет в лесу - … (Ответ – Подснежник)

Желтым цветом луг охвачен,
Значит вырос - … (Ответ – Одуванчик)

Голубой звенит звоночек,
В поле синий … (Ответ – Колокольчик)

Белые лучики в желтой упряжке,
Гадают девчонки на яркой … (Ответ – Ромашке) 

Артикуляционная гимнастика по теме «Цветы»

1.Упражнения на дыхание: 

«Роза распускается».

И.п. – руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (роза раскрывается). Возвратиться в И.п. – выдох (выполнять в медленном темпе). Повторить 4-6 раз.

«Тюльпан раскрывается». И.п. – сидя на гимнастической скамейке, плечи расслаблены. Подбородок приподнят. Кисти лежат на коленях. Вдох диафрагмой, медленный выдох ртом. Повторить 5-6 раз.

2.Массаж биологически активных точек лица «Цветы» Раз-два-три – гладим лоб от середины к вискам, Выросли цветы – гладим щеки сверху – вниз, К солнцу потянулись – массажируем ушки, сверху – вниз, Высоко, высоко – гладим щеки круговыми движениями, Цветам тепло и хорошо – прижать ладони к щекам.

3.Упражнения для язычка «В саду». Наступил солнечный денек. В саду росло много красивых цветов: маки, лилии, ромашки, розы, колокольчики. Язычок подошел к любимым цветочкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!»

Цветы закивали головками (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны). Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3). Язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно (произнести: «С-с-с-с»). Поднялись цветы и раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз). Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво.

Пальчиковая гимнастика по теме «Цветы»

«Каждый бутончик»
Каждый бутончик
(Пальцы рук собраны в щепоть – «бутончики»)
Склониться бы рад
Влево и вправо,
(Раскачивать «бутончики»)
Вперед и назад.
От ветра и зноя
(Соединить вместе локти и ладони рук, образуя один большой «букет»)
Бутончики эти
Спрятались  быстро
В цветочном букете.

«Фиалка»
«Фью, фью!» — птицы распевают.     (Пальцы рук плотно сжаты,
открываем – закрываем «клювики»)
На лугу фиалки расцветают.                (Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу,  пальцы округлить).
И земля глядит на нас
(Поочередно соединяем каждый пальчик руки с большим пальцем)
Сотней фиолетовых глаз.

«Мы цветы в саду сажаем»
Мы цветы в саду сажаем,                  

(Ладошку левой руки сложить в горсть,
правой взять «семя», опускать вниз)
Их из лейки поливаем
(Имитировать движение «полив из лейки»).

Астры,
(Соединить кисти рук, образуя шарик)
Лилии,
(Раскрыть пальцы в стороны)
Тюльпаны
(Сложить ладошки лодочкой)
Пусть растут для нашей мамы. (Медленно поднять руки вверх, раскрыть в стороны).

«На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
(Руки в вертикальном положении ладони раскрыты)
Небывалой красоты.                 
К солнцу тянутся цветы –
(Потянуться, руки вверх)
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
(Взмахи руками, изображая ветер)
Только это не беда.
Наклоняются цветочки,
(Наклонить кисти рук)
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
(Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты)
И по-прежнему цветут.

Физкультминутки по теме «Цветы»

***

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

***

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

 К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

 Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

 Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут, Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

***

Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)

 Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышет (раскачиваются)

Наши чудные цветки

 Закрывают лепестки

Головой качают (раскачиваются)

Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)

***

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Игры по теме «Цветы»

Собери букет (подвижная)

Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

Незабудка (подвижная)

Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате.

Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка)». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.

Кто быстрее выложит цветок (подвижная)

Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков. (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

Колокольчик (музыкально- дидактическая)

Водящий выходит из комнаты. Остальные дети прячут цветок колокольчик (картинку с изображением цветка) в группе, берут звоночки-колокольчики, приглашают водящего и начинают звонить в колокольчики. Водящий ищет цветок. Чем ближе к цветку подходит водящий, тем громче начинают звонить дети- так они подсказывают водящему, где нужно искать колокольчик.

Живая клумба (малой подвижности)

Дети становятся цветами: иван- чаем, зверобоем, клевером. Обратите внимание детей, что иван- чай среди этих цветов самый высокий. Дети, изображающие иван- чай, встают в центр круга и поднимают руки вверх. Зверобой- средний по высоте цветок. Дети, изображающие зверобой, встают во круг высоких цветов и идут по кругу, взявшись за руки. Клевер низкий- дети образуют второй круг: окружают «иван- чай» и приседают. На слова ведущего: раз, два, три, клумба, замри!»- дети замирают.

Какой цветок лишний (речевая)

Ведущий называет цветы, растущие на клумбе и среди их один луговой. Ребенок должен назвать, какой цветок лишний по месту произрастания. Также – среди луговых цветов найти садовый. Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ САДОВЫХ (ЛУГОВЫХ) ЦВЕТОВ)

Ребенок перечисляет цветы: колокольчик-раз, василек- два, незабудка-три и др.

Назови какое? (речевая)

Поле, где растут васильки –васильковое

 Поле, где растут ромашки – ромашковое

Глаза цвета фиалок - фиалковые

Глаза цвета незабудок – незабудковые

 Мед из клевера – клеверный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование мини-проекта в средней группе на тему: «Какого цвета весна?»

Цель:Развитие творческого воображения, выбор способов изображения и изобразительного материала в зависимости от передаваемого образа. Закрепление и уточнение накопленных детьми представлений о весне.З...

Проект в средней группе "Царство-государство красок"

Познакомить детей с основными цветами радуги и их оттенками, для практического их применения....

Экологический проект для средней группы "Весенние цветы"

Проблема экологии – одна из самых острых проблем современной жизни. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его участия в решении этих проблем. Обострение...

Проект в средней группе "Пархающие цветы"

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта «Порхающие цветы», определить знач...

Проект для средней группы «Влияние цвета в окружающем мире».

Проект для средней группы "Влиние цвета в окружающем мире"....

Проект в средней группе «Волшебная страна — подводное царство»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям....