Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки
методическая разработка по аппликации, лепке
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 Калининского района Санкт- Петербурга
Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки
При знакомстве с техникой пластилинографии педагог использует следующие методы:
• наглядность (воспитатель показывает малышам образцы готовых картин, а также схемы поэтапного выполнения поделки);
• словесные методы работы (в рассказе, беседе взрослый объясняет порядок исполнения того или иного приёма пластилинографии)
• практические методы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник, а также придумывают игровые действия с готовыми поделками, например, в подготовительной группе ребята выполняют картину «Клоун» витражной техникой, а затем рассказывают, как этого персонажа зовут, где он работает и какие номера показывает).
В старших группах поделки в нетрадиционной технике лепки из пластилина могут быть основой для составления описания или даже целых рассказов.
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки:
• раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
• скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;
• отщипывание — от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
• прищипывание — кусочки соединяются в один элемент;
• оттягивание — кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма;
• сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.
Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:
• размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
• примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;
• налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;
• заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
• смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.
Таблица: сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста:
Возраст детей Какие приёмы пластилинографии осваиваются В какой форме проводится работа Способ выполнения поделки
Первая младшая • скатывание;
• раскатывание;
• сплющивание;
• размазывание;
• налепливание (простые картины с крупными деталями, например, солнце). Отдельно с каждым малышом Дети повторяют за педагогом, выкладывающим детали поочерёдно.
Вторая младшая • отработка уже изученных навыков;
• освоение умения работать со стекой и ножницами;
• отщипывание;
• прищипывание;
• оттягивание;
• примазывание;
• налепливание. • отдельно с каждым малышом;
• в мини-группах, парах. Малыши повторяют выполнение рисунка, опираясь на готовый образец, который создавался на глазах малышей.
Средняя • повторение освоенных навыков;
• овладение приёмами смешивания цветов, заглаживания;
• привлечение в работу таких инструментов, как щёточки (например, зубные, кондитерский шприц или капсулы от ручки, фломастера. • индивидуальная;
• в парах. • изготовление поделки по образцу;
• самостоятельное планирование подготовки элементов картины.
Старшая • отработка и комбинация освоенных ранее приёмов;
• заглаживание (для выполнения заглаживающих движений необходимы определённые мышечные усилия);
• использование подручных материалов для выполнения поделок (бисера, пуговиц и пр.). • индивидуальная работа;
• в мини-группах;
• коллективная (всей группой). • самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для его воплощения;
• комбинация видов пластилинографии;
• сюжетно-игровая основа выполнения поделки (дети придумывают словесное сопровождение сюжета — описывают, рассказывают сказки и пр.).
Подготовительная • освоение приёмов создания картин в фактурной технике (барельефов, горельефов и контррельефов);
• отработка навыка оформления готовой картины (рамка, паспарту).
Фотогалерея: примеры работ по теме «Транспорт» в разных возрастных группах
Во второй младшей группе дети работают в прямой пластилинографии, а со второго семестра — осваивают контурный вид
В подготовительной группе ребята активно подключают дополнительные материалы для изготовления поделок
В средней группе ребята учатся сочетать более двух контрастных цветов
Подготовка занятий по пластилинографии в детском саду
В детском саду темы уроков по нетрадиционной технике лепки, интегрирующих разные области знаний и виды искусства, очень многообразны. В связи с этим методически грамотный подбор идеи заключается в том, чтобы найти тему, которая отражает реалии окружающего мира и/или соответствует времени года, общественно значимым событиям. Например, создание поделок на тему «Зима» в декабре-феврале, «Флаг России» в канун Дня флага России 22 августа или перед Днём народного единства 4 ноября.
Поделки к праздникам могут быть домашним заданием
Примерная тематика
Для подготовки уроков по пластилинографии педагог составляет рабочую программу, в которую включается перечень целей, задач для каждой группы, расписание занятий, а также календарно-тематическое планирование. При этом занятия планируются в виде тематических блоков, то есть темы уроков разных учебно-образовательных направлений пересекаются. Так, перед Днём матери на занятии по развитию речи дети учат стихотворения про маму, на уроке по ознакомлению с окружающим миром рассматривают историю этого праздника, а на пластилинографии делают поделки, связанные с угощениями.
Воспитатель Рубцова Татьяна Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми старшего возраста
Некоторые нетрадиционные приемы и методы работы с детьми старшего возраста для развития слухового развития и фонематического восприятия. Работа с ребе...
Использование игровых приёмов в ознакомлении с техникой лепки
СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...
Традиционные и нетрадиционные техники лепки в работе с младшими дошкольниками
Презентация по ИЗО...
Нетрадиционные методы и приёмы работы с заикающимися детьми.
Нетрадиционные методы и приёмы работы с заикающимися детьми.Цель работы:использование нетрадиционных методов и приёмов с заикающимися детьми, как средство повышения эффективности коррекционной р...
Развитие фантазии, воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью приёма коллажа и нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность так или иначе тесно связана с развитием фантазии и воображения у человека. В рисовании ребёнок ищет, находит, осуществляет своё эмоциональное отношение к окружающему миру....
Мастер-класс: Методы обучения чтению с помощью нетрадиционных техник и упражнений в работе с детьми ОВЗ.
Обучение чтению детей ОВЗ. Упражнения и нетрадиционные техники для работы с детьмс ОВЗ. Для развития зрительной, слуховой , наглядно -образной памяти....