Технологическая карта НОД по окружающему миру Тема: «Времена года. Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фелдбуш Анастасия Владимировна

Признаки зимы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zima.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по окружающему миру

Тема: «Времена года. Зима»

Цель: Составление календаря погоды, как результат изучения признаков времени года (зима) в процессе беседи, дидактической игры на смарт-доске.

Задачи:

  1. Обучающая: называть признаки зимы (идет снег, дуют ветры, метели, становится холодно); узнать, что некоторые животные впадают в зимнюю спячку, делают запасы на зиму.
  2. Развивающая: уметь классифицировать животных, впадающих и не впадающих в спячку; понимать причинно-следственные связи между температурой воздуха и способами приспособления животных к погодным условиям.
  3. Воспитательная: внимательно слушать воспитателя; отвечать на вопросы не перебивая друг друга.

Материал и оборудование: смарт-доска, дидактическая игра на смарт доске, развивающее панно Воскобовича «Фиолетовый лес».

ХОД:

Этап деятельности

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности воспитанников

Методы и приемы

Планируемые результаты

  1. Вводный

Приветствую детей.

Мотивирую детей на занятие игровым приемом: появление гостя

Осуществляю переход к развивающему панно Воскобовича

Вы заметили что-нибудь необычное в группе?

Если мы пройдем по этим следам, то узнаем, где живет наш гость.

Переход к смарт доске

Но у нас в группе есть еще подсказки, кто-нибудь их уже нашел?

Какие вы внимательные. Давайте подойдем к смарт-доске.

Приветствуют воспитателя и детей, активно включаются в работы

Находят следы

Выполняют упражнение на смарт доске

Словесный: художественное слово

Игровой: сюрпризный момент

Дети замотивированы на занятие

  1. Основной

Гость, который прибегал к нам в группу очень любит играть в разные игры, и очень хочет поиграть с вами, но сначала, нам нужно отгадать, кто же он такой.

Выполняем задание на смарт-доске

Рассказ бельчонка

Здравствуйте, ребята

Вы представляете, я сегодня проснулся, высунул мордочку из своего домика, и не поверил своим глазам. Все вокруг стало белое, и так холодно, с неба сыплется что-то крупное и мокрое, а ветер до самого хвоста пробирает. Может, наш лес заболел?

А что же с ним тогда случилось?

А что такое зима?  

Ребята, а у меня есть еще одна проблема, я потерял своего друга, медвежонка, мы все лето с ним играли, а теперь я нигде не могу его найти, он, наверное, потерялся.

Ребята, расскажем бельчонку куда пропал его друг?

Б: а что такое спячка?

Б: а что же такое я видел сегодня из дупла?

Сейчас об этом мы тебе и расскажем.

 Ребята, вы знаете, как называется то, что бельчонок видел из своего дупла?

Верно. Это явления природы, которые бывают только зимой. Что мы можем сделать для бельчонка, чтобы он запомнил эти явления природы?

Какие прекрасные идеи. А я хочу предложить вам сделать лист откидного календаря, на котором мы обозначим зимние явления природы. Но для того, чтобы его сделать, нужно сначала их повторить.

Закрепляем и расширяем знания о явлениях природы зимой в ходе беседы, словесной дидактической игры «Так бывает или нет?» и дидактической игры на смарт-доске.

Зима – это волшебное, сказочное время года. Но для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Ребята, бельчонок нам сказал, что потерял своего друга, медвежонка, куда он пропал?

Верно, некоторые животные, чтобы пережить зиму, впадают в спячку.

Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Игра «Так бывает или нет?»

Физ. Минутка

Сейчас я предлагаю вам немного подвигаться и размяться. Будем собирать с вами снежинки, но делать это будем необычным способом, на каждую поднятую снежинку будем называть зимнее явление природы.

Бельчонок слушал, о чем мы разговаривали, ему понравились ваши ответы, и он предлагает вам сыграть в интересную игру.

Правила безопасности при работе с доской

Игра на смарт доске (за игры зарабатываем условные обозначения для календаря

Гимнастика для глаз

Спрашиваем у бельчонка знает ли он теперь куда пропал его друг медвежонок и какие явления природы бывают зимой, дарим ему календарь, который он повесит у себя в дупле.

Прощаемся с бельчонком

Нет

Наступила зима

Ответы детей

Нет, он впал в спячку, потому что наступила зима.

Спячка – долгий зимний сон

Да, явления природы

Активно участвуют в беседе

Играют в игру «так бывает или нет?»


Выполняют физ. минутк

Проговаривают правила безопасности при работе со смарт-доской

Играют в дидактическую игру на смарт-доске

Выполняют гимнастику для глаз

Словесный: вопросы, беседа, рассказ воспитателя

Наглядный: изображения животных на смарт-доске

Практический: выполнение зрительной гимнастики, выполнение физ. минутки, игра на смарт доске.

Дети знают какие животные впадают в спячку, как готовятся к зиме.

  1. Заключительный

Подведение итогов.

О каком времени года мы с вами говорили?

Кому мы сегодня помогали?

Что вам понравилось на занятии?

Что у вас получилось лучше всего?

Были задания, с которыми тяжело справились?

… тебе понравилось, как сегодня отвечала …? А тебе … легко было работать с …?

Спасибо вам ребята, за занятие, вы все сегодня хорошо поработали. А сейчас я предлагаю пройти в уголок рисования и изобразить нашего сегодняшнего гостя.  

Отвечают на вопрос, проводят рефлексию собственной деятельности и деятельности друг друга

Словесный: рефлексия

Итоги занятия подведены, лист календаря изготовлен.

НОД по окружающему миру. Весна

Здравствуй дружок,

Здравствуй дружок

Скорей становись со мною в кружок

Руку свою мне протяни,

Занятие наше скорее начни

С каким настроением вы сегодня ко мне пришли?

У меня тоже хорошее настроение, надеюсь, что после нашего занятия оно станет еще лучше.

Ребята, сегодня к нам в группу из леса прибегал гость, и оставил для нас подсказки, с помощью которых мы сможем понять, кто же он такой.

Вы заметили что-нибудь необычное в группе?

Если мы пройдем по этим следам, то узнаем, где живет наш гость.

Итак, куда же ведут следы?

Верно, в лес, а именно к дереву, в котором есть домик. А вы знаете, как называется этот домик?

Да, домик, который находится в дереве называется дупло.

Но у нас в группе есть еще подсказки, кто-нибудь их уже нашел?

Какие вы внимательные. Давайте подойдем к смарт-доске.

Гость, который прибегал к нам в группу очень любит играть в разные игры, и очень хочет поиграть с вами, но сначала, нам нужно отгадать, кто же он такой.

Лесной житель оставил для нас подсказки. Давайте на них посмотрим. Что вы видите? Нам нужно понять, кто же спрятан за этими предметами. Вы уже догадались, кто это?

А давайте мы это и проверим.

Ой, и правда, только это не большая белка, а совсем маленький бельчонок.

Рассказ бельчонка

Здравствуйте, ребята

Вы представляете, я сегодня проснулся, высунул мордочку из своего домика, и не поверил своим глазам. Все вокруг стало белое, и так холодно, с неба сыплется что-то крупное и мокрое, а ветер до самого хвоста пробирает. Может, наш лес заболел?

А что же с ним тогда случилось?

А что такое зима?  

Ребята, а у меня есть еще одна проблема, я потерял своего друга, медвежонка, мы все лето с ним играли, а теперь я нигде не могу его найти, он, наверное, потерялся.

Ребята, расскажем бельчонку куда пропал его друг?

Верно, он впал в спячку

Б: а что такое спячка?

Спячка – долгий зимний сон

Б: и что же такое я видел сегодня из дупла?

Сейчас об этом мы тебе и расскажем.

 Ребята, вы знаете, как называется то, что бельчонок видел из своего дупла?

Верно. Это явления природы, которые бывают только зимой. Что мы можем сделать для бельчонка, чтобы он запомнил эти явления природы?

Какие прекрасные идеи. А я хочу предложить вам сделать лист откидного календаря, на котором мы обозначим зимние явления природы. Но для того, чтобы его сделать, нужно сначала их повторить.

Проходите на стульчики. Спинки держим ровно, ножки на полу, руки на коленочках.  

Зима – это волшебное, сказочное время года. С какими признаками зимы вы уже знакомы?

Отлично, молодцы, много признаков зимы назвали.

А вы знаете, что для диких животных зима - не радостное событие, а сложный период?  

Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Ребята, бельчонок нам сказал, что потерял своего друга, медвежонка, куда он пропал?

Верно, некоторые животные, чтобы пережить зиму, впадают в спячку.

Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

Вот, например, медведи, перед тем как впасть в спячку сооружают себе берлогу. Строят свое жилище они из веток и стволов. Стараются уйти в глухой лес. Но прежде, чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.

Ребята, а знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Как вы думаете, какие еще животные могут впадать в спячку?

Верно. Еж, бурундук, и даже летучие мыши могут погружаться в зимний сон.

Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик, зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.

Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Сейчас предлагаю сыграть в игру «так бывает или нет?». Если вы услышите явления природы, которые бывают весной нужно хлопнуть в ладоши, а если таких явлений весной не бывает, потопать ножками. Готовы?

  • Зимой бегут ручьи
  • Зимой завывают метели
  • Зимой некоторые животные впадают в спячку
  • Зимой птицы возвращаются с юга
  • Зимой опадают листья
  • Зимой идет снег

Физ. Минутка

Сейчас я предлагаю вам немного подвигаться и размяться. Будем собирать с вами снежинки, но делать это будем необычным способом, на каждую поднятую снежинку будем называть зимнее явление природы.

Отлично, вы прекрасно справились. Бельчонок слушал, о чем мы разговаривали, ему понравились ваши ответы, и он предлагает вам сыграть в интересную игру.

Подходите к доске и вставайте по двое с двух сторон.

За правильные ответы мы с вами заработаем детали для нашего будущего календаря.

Но сначала давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать при работе со смарт-доской?

Сейчас … и … будут определять какие животные впадают в спячку, а … и … будут выбирать тех животных, которые не засыпают зимой.  

Отлично. Вы справились, и мы получаем детали, для будущего календаря.

Давайте присядем за столы

Мы с вами долго смотрели на доску и наши глазки устали. Нужно дать им немного отдохнуть. Повторяйте за мной

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

Наши глазки отдыхают упражнения выполняют

А теперь мы их откроем, через речку мост постоим

Нарисуем букву о, получается легко

Вверх поднимем, глянем вниз

Вправо, влево повернем

Начинаться вновь начнем

Договоритесь, как вы расположите детали на листе календаря. Предлагаю вам их приклеить. Вот такой прекрасный календарный лист у нас получился. Бельчонок, ну что, теперь ты знаешь, какие явления природы бывают зимой?

Б: да, я сегодня многое узнал.

Мы с ребятами сделали для тебя лист календаря, который ты можешь повесить в своем домике, чтобы всегда помнить о весенних явлениях природы.

Б: спасибо вам, ребята, а сейчас, мне пора домой, до свидания.

Кому мы сегодня помогали?

Что вам понравилось на занятии?

Что у вас получилось лучше всего?

Были задания, с которыми тяжело справились?

… тебе понравилось, как сегодня отвечала …? А тебе … легко было работать с …?

Спасибо вам ребята, за занятие, вы все сегодня хорошо поработали. А сейчас я предлагаю пройти в уголок рисования и изобразить нашего сегодняшнего гостя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта проекта «Путешествие в прекрасное. Времена года. Весна»

Технологическая карта проекта "Путешествие в прекоарсное. Времена года. Весна." для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект урока по окружающему миру «Времена года. Зима» в старшей группе.

Знакомство и изучение особенностей времен года....

Технологическая карта НОД в подготовительной группе "Времена года"

НОД для детей подготовительной группы по экологическому воспитанию детей. НОД соответствует ФГОС ДО...

Методическая разработка: Презентация по окружающему миру "Времена года. Зима-лето" для детей раннего возраста

     Данная методическая разработка предназначена для детей раннего  возраста. Оно может использоваться на занятиях по познавательному развитию, а так же на занятиях по разв...

Формирование представлений об окружающем мире "Времена года. Зима, лето"

В данной презентации формирование представлений об окружающем мире "Времена года. Зима, лето" в три основных этапа: 1 этап - аналитический; 2 этап - синтетический; 3 этап - автоматизация....