Метод тестопластики
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Тестопластика - пластическое творчество. Процес создания новых форм и образов позволяет детям выразить свое настроение, эмоции, чувства и отношения к себе и миру в целом. Более богатыми становятся образное мышление, воображение и фантазия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testoplastika.docx | 716.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Зебзеева Елена Павловна
Организация: КГБОУ ШИ1 (дошкольное отделение)
Населенный пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск
Метод тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста
Пояснительная записка
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.
Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Творческая деятельность оказывает сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться.
Актуальность.
С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.
Практика показывает, что, дети имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ребенку выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для
полноценного формирования устной речи.
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного освоения программы. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
В свете Федеральных государственных образовательных стандартов образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. Реализация технологии предусматривается в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. ФГОС поддерживают точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», говорят о создании благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии, так как игра – это основной вид деятельности дошкольника. Для того чтобы учить играя, я использую замечательный метод – тестопластику. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:
- Повышает сенсорную чувствительность;
- Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Формирует умение планировать работу, вносить изменения;
- Развивает творчество ребенка.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
- Легко отмывается и не оставляет следов.
- Материал экологически безвредный, не аллергенный.
- Безопасно при попадании в рот.
- Не липнет к рукам при лепке.
- Можно сушить на воздухе.
- Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
- Если покрыть лаком - сохранится на века.
- С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.
Целесообразность.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Отличительные особенности программы: Обучение носит теоретический и практический характер наряду с индивидуальным подходом к особенностям личности и возрастным психологическим особенностям каждого ребенка.
Цель:
- развитие творческих способностей детей в процессе создания поделок из соленого теста.
Задачи:
- познакомить детей с технологией тестопластики,
- познакомить с технологией объемных и рельефных работ,
- развивать творческое воображение, создавая необычные изделия на основе обобщенного способа лепки.
- обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребёнку,
Вся работа строится в три этапа:
1 – организационный - изучение интересов детей, пожеланий родителей - выставки детских работ - рекомендации по изотворчеству в семье.
2 – основной - организация работы с детьми - оформление выставок детских работ – консультации для родителей,
3 – заключительный - оформление выставок - презентация результатов работы на родительском собрании - открытое занятие с детьми - открытое занятие для
родителей.
Методы работы:
- наглядный: (показ готовых образцов поделок, показ приемов выполнения задания);
- словесный: (беседа, пояснения, вопросы, художественное слово); практический (выполнение работы).
Формы: индивидуальная, групповая.
Приемы:
- показ технологических приемов.
- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
- игровые приемы (приход героя и др.).
- создание условий для самостоятельной деятельности в использовании инструментов для лепки.
Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Ожидаемые результаты:
- у детей повысится уровень развития мелкой моторики;
- повысятся технические навыки и умения;
- дети свободно ориентируются в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;
- дети работают в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;
- дети получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, проявляют творчество в процессе лепки;
- станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.
В результате дети освоят развитие самостоятельности, творческих способностей, навыки работы с соленым тестом и приемы лепки:
- скатывание прямыми движениями;
- скатывание круговыми движениями;
- расплющивание;
- соединение в виде кольца;
- защипывание края формы;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- оттягивание части от основной формы;
- сглаживание поверхности формы;
- присоединение части;
- прижимание;
- примазывание;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки.
Работа с родителями.
1. Выставки детских работ.
2. Консультация для родителей «Лепим дома – развиваем детское творчество».
3. Открытые занятия с детьми.
4. Открытые занятия для родителей.
Методические материалы
1. Демонстрационный материал: картинки изделий, готовые изделия. Раздаточный материал: тесто, доска, стеки.
2. Техника безопасности и правила поведения во время работы с тестом и стекой.
3. Коллективные выставки. Мастер – класс для родителей.
Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей
Список литературы:
1. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007.
2. И.А.Лыкова. Мукасольки. Подарки из солёного теста. ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.
3. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.
4. В.С, Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. –Ярославль: Академия развития, 1998.
5. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.
6. И. А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестопластика - как метод лечебно - педагогической коррекции
Методическая рекомендация...
Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики
Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие....
Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики
Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие...
Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики
Использование приёмов тестопластики в коррекционно-логопедической работе позволяет педагогам центра развивать у наших воспитанников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обу...
«Овладение методами тестопластики у детей в средней группе с учетом ФГОС»
Проект для воспитателей ДОУ....
Методическая разработка на тему «Использование форм и методов тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста»
Работа с дошкольниками почти всегда направлена на преобразование и развитие физических и когнитивных возможностей ребенка. Сензитивный период в развитии дошкол...
Сценарий мастер – класса на конкурс на тему: «Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников на приёме дифференциации букв Ш-Щ с использованием игрового метода тестопластики»
Задачи:Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами профилактики оптической дисграфии через игровые приемы тестопластики;вовлечь присутствующих в совместную ...