Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности для детей дошкольного возраста.
статья по аппликации, лепке (старшая группа)

Шац Светлана Владимировна

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. В дальнейшем ребенок приучается быть аккуратным при работе, активным в наблюдениях, в выполнении работы, проявлять самостоятельность и умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности  детей дошкольного возраста».            

   «Истоки способностей и дарования детей  на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» . В.А. Сухомлинский    

  Дошкольное детство очень важный период в жизни каждого маленького человека. Именно в этом возрасте каждый ребенок это исследователь и первооткрыватель. Чем насыщеннее  и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. И реализуются  его потенциальные возможности.

        Изобразительная деятельность,  пожалуй, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника, потому что помогает ребенку отобразить  его отношение к окружающей действительности через краски, карандаши, пластилин и бумагу. Ребенок испытывает чувство радости  и гордости  от своего труда.  

  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.       Способностями называют индивидуальные способности личности, позволяющие заниматься  той или иной деятельностью. Творческие способности – способность человека  находить особый  взгляд, на какие – то жизненные проблемы и задачи.

    Одним из наиболее эффективных средств развития  творческих  способностей ребенка в детском саду является   продуктивная деятельность, создающая  условия для вовлечения ребенка в его собственное творчество, помогающая создать что- то яркое и необычное.  

   Однако современные дети быстро привыкают к цветным карандашам, им надоедают краски, перестает радовать пластилин.  Их пытливый ум  требует разнообразия, динамики и постоянной возможности  удивляться.  И  для развития творческих способностей ребенка  не достаточно стандартного набора изобразительных материалов  и традиционных способов передачи информации.

    Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, способствовать развитию пытливости ума, умению ориентироваться  в постоянно меняющейся окружающей среде я использую в своей работе по изобразительной деятельности  необычные материалы и техники.      

Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.                                                                                    

       Организация образовательной деятельности  с применением нетрадиционных  техник способствует  развитию познавательной – исследовательской  деятельности. Потому что дети  рисуют не только карандашами и красками, но и смешивают  краски  с солью, пеной для бритья и другими материалами, что вызывает интерес к познавательной деятельности, развивается моторика рук.   Ведь надо действовать не только  карандашами и пластилином, но и использовать дополнительные материалы (расческа, ватные палочки, пробки, поролон, свеча).

Кроме этого происходит активное развитие  психических процессов, таких как внимание, воображение, зрительная память, развивается  тактильная чувствительность, когда ребенок  пальцами и ладонями взаимодействует с краской и  определяет  ее свойства.

Работая по данной теме,  я определила для себя следующие Задачи: 

*Сформировать  у детей интерес к различным видам художественного творчества;

  • Помочь детям овладеть приемами и техниками художественного творчества;
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
  • Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность;
  • Воспитывать аккуратность  при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.          

     Доступность использования  различных техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать  следующие техники

  •  рисование пальчиками, ладошками;
  • оттиск печатками из картофеля;

        - тычок жесткой полусухой кистью

Для  детей среднего дошкольного возраста, возможно, знакомить с более сложными техниками

  •  печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном  возрасте дети  могут освоить  еще более трудные методы и техники. рисование картоном;

  •  кляксография с трубочкой ;
  • монотипия пейзажная ;
  • печать по трафарету ;
  • монотипия предметная ;
  • кляксография обычная;
  • граттаж;
  • пластилинография .

Говоря о направления и формах  работы в первую очередь хочется сказать о самообразование.   Поиск информации – особенность нашего времени. Каждый педагог должен уметь находить и переработать информацию, прежде чем поделиться   с коллегами или     внести в работу с воспитанниками.

 Использую для этого следующие источники:  журнал «Дошкольное воспитание», пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», О.А. Белобрыкиной «Маленькие волшебники или на пути к творчеству».

    Работа с детьми это самый большой блок моей работы. Если говорить об организованной деятельности, то использование техник обусловлено темой. Если в работе используются ватные палочки, значит, нахожу им применение  в хохломской или дымковской  росписи, для печати элементов, если необходимо нарисовать травку, мы используем  кусочки картона, поролон, или нарисуем мятой бумагой, а густую шерстку животного – жесткой кистью ли зубной щеткой.

        Постепенно дети понимают, что применение нетрадиционных техник позволяет выполнить работу быстрее, выразительнее, они начинают переносить нетрадиционный подход  в разные виды деятельности.

    В своей работе особое значение отвожу индивидуально работе, которую провожу чаще всего во второй половине дня. Мы можем рассматривать альбомы с открытками, произведениями искусств, помогаю освоить  техники, которые не удобны для коллективного показа (например - набрызг), рассматриваем работы других детей, выполненных ранее. Это помогает развивать в детях умение оценивать.

    Для самостоятельной деятельности в группе  оформлен  уголок  изодеятельности, где удачно расположены материалы, которые дети используют в работе. Какие - то материалы находятся в уголке постоянно, а некоторые  периодически,  например - ножницы, цветная бумага, когда дети отрабатывают  технику вырезывания под присмотром воспитателя. Есть материалы, которые  хранятся недолго (цветное тесто для лепки,  соленое тесто, листья для печати и аппликации).

 Большое направление в работе – взаимодействие с родителями. Без участия родителей нереально достичь отличных результатов. Формы работы  с родителями следующие: наглядная агитация (папки-передвижки), устные консультации перед выставками и конкурсами, которые проводятся на базе детского сада и на других уровнях, в которых они принимают  участие.

 Кроме того родители мне помогают  приобретать и изготавливать  костюмы для художественной деятельности.

  Еще одно направление в моей работе это   контакт с коллегами, так как у каждого богатый опыт и своя фишка.   В ближайшее время  на базе ДОУ планируется  семинар по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, в ходе которого мы получим дополнительные знания и умения.

Каких результатов я ожидаю от своей работы:

- интерес к различным видам деятельности;

-умение выбирать  нужную технику;

(в зависимости  о того  какие свойства и качества изображаемого  объекта  надо подчеркнуть)

- умение  сочетать  между собой  различные техники и материалы;

(дополнять одну технику  другой при необходимости)

-овладение  разнообразными  приемами работы;

-умение свободно работать с цветом.

(замечать нюансы в окружающей среде  и переносить в свои рисунки и поделки)

Работу по нетрадиционным техникам веду в разных видах деятельности, но расскажу вам немного об использование нетрадиционных  техник  рисования с детьми старшего дошкольного возраста.

Рисование ладошкой. Техника самая распространенная, используется  многими, потому что  доступна для использования  с младшего дошкольного возраста. Я использую принцип от простого к сложному.

Рисование вилкой. Казалось бы, простая вилка – обычный столовый прибор, но как оказывается при помощи ее можно нарисовать замечательные рисунки.

Кляксография. Это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать  с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга и каков будет конечный результат. Причем это не, только интересно и полезно, в качестве артикуляционной гимнастики, укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы.

Рисование ватными палочками можно назвать  одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского означает «писать по точкам».

Рисование мятой бумагой. Весьма занятная техника рисования, которая дает  простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятиям. Бумажные комочки, которыми собственно и буде выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.

Пластилинография.  Относительно новая техника, но дети мои очень  ее полюбили.  Она заключается в рисовании пластилином на картоне.

Монотипия.  Простая техника по своей сути. Заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, как  создать две одинаковые работы не возможно.

Набрызг зубной щеткой.   Набрызг используется для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа. Для получения силуэтного изображения на фоне набрызга используют несколько шаблонов.

Граттаж - о французского  скрести, царапать. Это способ процарапывания заостренным  предметом грунтованного листа.  Детям нравится это название, и они с легкостью запоминают технику. Для выполнения этой техника, нужна кропотливая  предварительная работа.

Фроттаж.  И еще одно французское название – означает натирание. Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете. Затем, перемещаясь восковым мелком или не заточенным карандашом на поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Мелок приходится держать плашмя. Но упражнение само по себе полезно, способствует развитию мелкой моторики. В детстве мы любили делать оттиск монет, с помощью простого карандаша. Теперь мы можем предложить салфетки тканевые, листья, небольшие плоские интересные предметы.

Конечно, не все дети станут художниками, скульпторами, но это не важно. Главное, что занятия разными видами изобразительной деятельности очень полезны детям. Они помогают воспитать творческую личность, учат мыслить смело и свободно, а это необходимо человеку любой специальности. И постараюсь быть с ребенком на всем этом пути, строить свою работу по принципу «вместе», сотрудничая с ним на равных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста в формировании целостной картины мира

Эффективное развитие интеллектуальных способностей и познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Важнейшими задачами воспитания ...

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

 «Формирование экологической культуры и развитие творческого   воображения средствами изобразительной  деятельности у детей дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОльга Сергеевна РусскихВоспитатель ГБДОУ Детский сад № 27 Калининского района г. Санкт –ПетербургУж...

Сообщение для воспитателей "Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография"

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или ...

Консультация для воспитателей: «Особенности продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.»

Дети с нарушениями слуха любят рисовать, лепить не меньше, чем слышащие, а по мере овладения продуктивной деятельностью в процессе целенаправленного обучения рисование становится одним из наиболее люб...

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография»

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста.  Пластилинография»И...

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография

Развивать художественно-творческие способности у детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....