Промыслы России
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Маслова Мария Владимировна

 В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Занятия декоративным способом могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promysly_rossii.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание.

Развивающие задачи.

Продолжение знакомства с дымковской игрушкой.

Учить видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора. Развитие фантазии и эстетического вкуса.

Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

Упражнение детей во фразовой речи без заикания, развитие словаря, работа над грамматическим строем.

Работа над внеречевыми процессами (память, внимание, мышление).

Образовательные задачи.

Учить самостоятельно составлять узор, выполнять узор в определенной последовательности – сначала крупные элементы, потом мелкие.

Использовать разные приемы рисования кистью: полосы рисовать всем ворсом кисти, держа ее плашмя, мелкие элементы наносить кончиком кисти, овалы выполнять приемом бокового мазка (примакиванием).

Учить соблюдать подбор цветов, характерных для дымковской росписи.

Познакомить с тремя композициями узоров на юбках кукол: узор из колец, полос и клеток.

Воспитательные задачи.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи.

Расширять знания детей о свойствах глины.

Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Методы и приемы.

Рассказ воспитателя, рассматривание дымковских игрушек, художественное слово, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, анализ работ.

Оборудование:

- дымковские игрушки,

- иллюстрации с дымковскими игрушками,

- диски с народными мелодиями,

- барыни из глины,

- барыни, нарисованные на бумаге,

- гуашь, кисти №3, тряпочки, вода, подставки под кисти, подносы.

Ход занятия.

Воспитатель:

Что мы видим! Что за диво!

Сколько радости вокруг.

Ребята, правда, здесь красиво?

Аж, захватывает дух!

Здравствуйте дети, добро пожаловать на наше занятие, посмотрите что это за картины, да посмотрите, какие здесь игрушки собраны.

А вот какие мастера их делали, сами догадайтесь.

        «Игрушки эти не простые,

        А волшебно-расписные:

        Белоснежны, как березки.

        Кружочки, клеточки, полоски –

        Простой, казалось бы, узор,

        Но отвести не в силах взор».

Дети:

Это дымковская игрушка.

Хозяюшка:

Правильно. А какие вы знаете дымковские игрушки?

Дети:

Лошадки, индюшки, петухи…

Воспитатель: Присядьте, а я вам расскажу о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки.

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу реки Вятка, стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домой вился голубой дымок. Домов в селе было много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.

Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимается в небо золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну хвалить.

Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

        И пошла о Дымке слава,

        Заслужив на это право.

        Говорят о ней повсюду.

        Удивительному чуду

        Мы поклонимся не раз.

        О древней дымковской игрушке

        Поведу сейчас рассказ.

(Показывает игрушку-барыню).

Вот барыня-сударыня.

        У барыни алые щечки и губки,

        Нарядные платья и теплые шубки.

        Красна девица в венце

        У нее румянец на лице.

Дымковские барыни в нарядах удивительных,

Кисточкой – кружочки, полоски – тонко так написаны.

Воспитатель:

ребята  расскажите  , какие краски используют мастера при росписи дымковской игрушки.

Дети:

Красную, зеленую, синюю, желтую, оранжевую.

Воспитатель:

А какие вы знаете элементы росписи?

Дети:

Полоски, клетки, колечки, кружочки, точки…

Расписывание дымковских барынь.

Воспитатель:

А теперь, , мы приглашаем вас  в нашу мастерскую.

Перед вами на столах лежат и стоят барышни, их приглашают хоровод поводить, но что-то они не спешат в круг. Что же случилось?

Дети:

Юбки у них не готовы.

Воспитатель:

Давайте поможем барышням.

Вывешивается картинка со второй куклой.

Какими элементами украшена юбка у этой куклы?                        Колечками.

Какой частью кисточки будем рисовать колечко?                        Кончиком.

Вывешивается картинка со второй куклой.

Какими элементами украшена эта юбка?                                        Полосками.

Как нарисованы полоски?                                                        Сверху вниз.

Какой частью кисти рисуем полоски?                                        Всем ворсом.

Какие еще элементы здесь есть?                                                Листочки.

Как их нарисуем?                                                                Примакиванием.

Появляется третья кукла.

Как расписана эта юбка?                        Полоски сверху вниз.

Полоски слева направо.

Здесь нарисована клетка.

Придумайте, какой узор вы нанесете на юбку своей барышни. Приступайте!

Дети расписывают юбки барынь, а воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями.

Физкультминутка.

        Руки вверх – в кулачок – разжимай и на бочок.

        Руки вперед – в кулачок – разжимай и на бочок.

        Руки в стороны – в кулачок – разжимай и на бочок.

        Руки назад.

        Руки вниз.

Приготовили правую руки – «Пальчики здороваются».

(Повторяем названия пальчиков).

А теперь – левая – «Пальчики здороваются».

А сейчас обе руки – «Пальчики здороваются».

Мы руки поднимаем и плавно опускаем.

Садимся.

Просмотр детских работ.

В конце воспитатель предлагает выбрать самые красивые работы.

Воспитатель:

Какая юбка вам понравилась больше всего?

Каким узором расписана эта игрушка?

Какие цветовые сочетания вам понравились?

У кого самые ровные линии?

Итог занятия.

Воспитатель:Славно потрудились! Замечательные из вас получились мастера. И я каждому из вас ставлю высший бал (прикрепляет на доску смайлик).

(Звучит музыка).

Хочу наградить вас за работу.

Раздает всем детям леденцы – петушков на палочке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

Народные промыслы России

Данная работа посвящена изучению детьми истории возникновения народных промыслов в России. Дети в презентации знакомяться с городецкими, хохломскими, дымковскими, филимоновскими изделиями, изготовлены...

"Народные промыслы России"

Презентация разделена на две части, при показе детям части нужно будет соединить. Для просмотра презентации детьми, фотографии использованные в презентации лучше увеличить....

Народные промыслы России

Стихотворения и к изображениям народных промыслов...

План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Годовой план работы воспитателя  по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...