Программа по адаптации детей раннего возраста (2-3 года) группы «Земляничка» к ДОУ 2022-2023 уч. год
рабочая программа (младшая группа)
Данная программа поможет вновь поступаюим малышам освоится в новых для них условиях, пройти этот этап наименее безболезненно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii.docx | 63.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по адаптации
детей раннего возраста (2-3 года)
группы «Земляничка» к ДОУ
2022-2023 уч. год
Разработчик: Кравченко Е.В.
Содержание:
Наименование раздела | Стр. |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗЛЕЛ | 2-6 |
Пояснительная записка | |
Цель программы | |
Задачи программы | |
Планируемые результаты освоения программы | |
Особенности адаптационного периода | 3-4 |
Этапы адаптационного периода | 5-6 |
Задачи воспитания на адаптационный период | |
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 4-17 |
Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения | 5-6 |
Взаимодействие с родителями | 7-8 |
Диагностика | |
Перспективное планирование на адаптационный период | 8-17 |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 17-22 |
Материально-техническое обеспечение | 17-20 |
Учебно-методический комплекс к программе | 20-21 |
Особенности организации предметно-пространственной среды | 21-22 |
4.ПРИЛОЖЕНИЯ | 22-29 |
Приложение №1. Игры в адаптационный период | 22-26 |
Приложение №2. Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» | 26-28 |
Приложение №3. Рекомендации для родителей «Условия успешной адаптации ребенка к ДОУ» | 28-29 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители? С поступлением ребенка 1,5 -2 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
· Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
· Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155;
· Конституция РФ, ст.43, 72.2;
· Конвенция о правах ребенка (1989г.);
· СанПиН 2.4.1.3049-13;
· Программа воспитания и развития детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги». Е. О. Смирнова, Л. Н. Галогузова, С. Ю. Мещерякова. Москва, 2014.
Цель Программы:
-помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
-создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства.
-создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств ребенка.
Задачи Программы:
- развитие навыков взаимодействия с взрослыми;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
-обеспечение повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, укрепление здоровья у детей.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.
Этапы адаптационного периода:
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада
Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления
2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме.
Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
3 этап – постепенное привыкание.
Постепенная адаптация может включать несколько периодов.
Первый период: “мы играем только вместе”.
На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.
Второй период: “я играю сам, но ты будь рядом”.
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры.
Третий период: “иди, я немножко поиграю один”.
Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы.
Четвертый период: “мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя”.
И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.
Планируемые результаты освоения программы:
- Ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сверстникам; и наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
- Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома на улице и старается соблюдать их.
- Понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
До приема детей в группу с родителями общаются специалисты ДОУ: заведующая детским садом, методист, медики и, конечно, воспитатель групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Также для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению), песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения (Приложение №1).
Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому в группе имеются “семейные” альбомы с фотографиями всех детей группы и родителей.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости). Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровье сберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Диагностика.
Диагностика проходит по направлениям:
– характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета) (см. приложение №2)
– заполнение индивидуального листа адаптации ребенка.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Перспективный план работы с родителями на адаптационный период
Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Презентация детского сада | Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада. Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду |
Анкетирование "Давайте познакомимся» | Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье |
Консультация «Первый раз в детский сад» | Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей Консультирование родителей на темы: режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к одежде; формирование культурно-гигиенических навыков. |
Консультация «Все о детском питании» | Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома |
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ» | Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год. Выборы родительского комитета группы |
Методы и приемы работы с родителями на период адаптации.
Методы и приемы | Цель |
Групповые и индивидуальные консультации воспитателя, специалистов | Удовлетворение потребностей родителей в получении информации по вопросам воспитания и обучения детей |
Совместные игры родителей и детей (пребывание родителей в группе в период адаптации) | Научить родителей играть и общаться с детьми |
Показ родителям фрагментов детских игр – драматизаций, занятий, подвижных игр | Поощрять размышления родителей о достижениях детей |
Совместные игры родителей и детей (подвижные, театрализованные, дидактические) | Поддерживать положительный опыт взаимодействия родителей и детей Помочь родителям глубже понять отношения с детьми |
Обмен опытом по способам и средствам воспитания детей | Побуждать родителей поддерживать друг друга |
- Перспективное планирование на адаптационный период.
Неделя «Мы знакомимся».
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Утренний приём | Встреча вновь поступающих детей с яркой игрушкой – создание психологического комфорта | Прием детей в группу. Внести новую игрушку - «Зайчик», показать детям, как можно с ней играть. Вызвать радость от встречи с игрушкой | Прием детей в группу. Внести новую мягкую игрушку. Попросить погладить, поздороваться с ней. Предложить покатать её в коляске и т.д. | Прием детей в группу. Внести в группу мячик. Предложить детям покидать мячик: Рассказать о мяче: круглый, прыгает, катится | Прием детей в группу. Привлечь внимание детей к игрушкам. Учить укладывать игрушки в «домики». |
Игры с воспитателем | «Дай ручку» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Привет! Пока!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым | «Привет! Пока!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым |
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве | Знакомство детей с приёмной – «Мой шкафчик» | Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - спортивный уголок | Знакомство с туалетной комнатой – «Раковина для мытья рук, горшечная, шкафчики с полотенцами | Продолжаем знакомство с группой – «Развивающие зоны»- знакомство со строительным материалом | Знакомство со спальной - «Вот твоя кроватка» |
Общение | Ситуация «Домик для моей одежды» | Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе» | Ситуация «Для чего нужны горшочки, мыло, полотенца» | Ситуация «Как дети играют в кубики» | Ситуация «Кроватка ждёт тебя, Малыш!» |
Подвижные игры, хороводы | «Шарик» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Зайка» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Догоню-догоню!» (игра с игрушкой) - развитие эмоционального общения ребёнка с взрослым. | «Лови мячик!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, расширение ориентировки, развитие движений | «Шли-шли, что-то нашли» - продолжать знакомить с группой, расширение ориентировки, развитие движений |
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | «Сорока, сорока, кашку варила», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | «Сорока, сорока, кашку варила», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки |
Фольклор, художественная литература | Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», Потешка на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико» Потешка на обед: «Утка-утенка, Кошка – котенка…» | Потешка на умывание: «Теплою водою руки чисто мою.» Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка...» Потешка на обед: «Это - ложка, это - чашка» | Потешка на умывание «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…» Потешка на одевание: «Вот они, сапожки…» Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», | Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», Потешка на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико» Потешка на обед: «Утка-утенка, Кошка – котенка…» | Потешка на мывание: «Теплою водою руки чисто мою.» Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка...» Потешка на обед:«Это - ложка, это - чашка.» |
Индивидуальная работа | Формирование культурно-гигиенических навыков: Учить находить свой шкафчик, складывать туда одежду. | По развитию движений Игры с модулями: перелезание, подлезание, присаживание | Формирование культурно-гигиенических навыков: Учить стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок. | Развитие речи Рассматривание иллюстраций в книгах Упражнения на звукоподражание (пи-пи, мяу, ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку) | Формирование культурно-гигиенических навыков: Учить последовательности при мытье рук. Учить пить из чашки, есть ложкой. |
Освоение социальных норм и правил | Не разбрасывать одежду. Складывать в свой шкафчик. | Убираем игрушки на место (в свой домик). | Пользуемся своим полотенцем. | Не отбираем игрушки друг у друга. Правила очерёдности игры с игрушкой. | Здороваться при входе в детский сад. |
Неделя «Мы привыкаем».
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Утренний приём | Прием детей в группу. Внести мыльные пузыри: создать радостное настроение от игры с пузырями | Прием детей в группу. Внести новую мягкую игрушку. Попросить погладить, поздороваться с ней. Предложить покатать её в коляске и т. д | Прием детей в группу. Привлечь внимание детей к пирамидкам. Предложить детям собрать и разобрать пирамидки. | Прием детей в группу. Внести нового героя Петрушку. Попросить детей поздороваться и познакомиться с ним. | Прием детей в группу. Предложить детям покидать мячик: Рассказать о мяче: круглый, прыгает, катится. |
Игры с воспитателем | «Выдувание мыльных пузырей» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Превращение в зверушек» - имитация движений, звукоподражание | Предметно-манипулятивная игра – действия с пирамидками (матрёшками, вкладышами, геометрическими формами) | «Дай ручку» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Привет! Пока!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. |
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве | Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - уголок «дом» | Знакомство со спальной - «Вот твоя кроватка» - повторение | Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - дидактический стол | Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - уголок «изо» | Знакомство с группой – «Развивающие зоны» - книжный уголок. |
Общение | Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе» | Ситуация «Кроватка ждёт тебя, Малыш!» - повторение | Ситуация: «Чудо-вещи вокруг нас» (матрёшки, вкладыши, геометрические формы) | Ситуация: «Петрушкина коробочка с волшебными палочками»- знакомство с цветными карандашами | Ситуация: «Картинки в наших книжках». |
Подвижные игры, хороводы | «Раздувайся пузырь» - учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе | «Зайка» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Шли-шли, что-то нашли» - продолжать знакомить с группой, расширение ориентировки, развитие движений. | «Догоню-догоню!» (игра с игрушкой) - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Лови мячик!» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, расширение ориентировки, развитие движений |
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Где же наши ручки?» «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»; «Сорока, сорока, кашку варила» | «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Этот пальчик дедушка» | «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»; «Сорока, сорока, кашку варила». |
Фольклор, художественная литература | Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка...» Потешка для новичков: «Кто из нас хороший» | Чтение песенки-потешки «Вот и люди спят» Потешка на умывание:«Водичка, водичка, умой мое личико» | Потешка на умывание «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…» Потешка на одевание: «Вот они, сапожки…» Потешка для новичков: «Кто из нас хороший» | Потешка на умывание: «Теплою водою руки чисто мою.» Потешка для тех, кто плачет:«Не плачь, не плачь, детка...» Потешка на обед: «Это - ложка, это-чашка.» | Потешка на умывание:«Водичка, водичка, умой мое личико» Потешка на обед: «Утка-утенка, Кошка – котенка…» Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба» |
Индивидуальная работа | Формирование культурно-гигиенических навыков: Закреплять последовательность при мытье рук. Учить пить из чашки, кушать ложкой | Формирование культурно-гигиенических навыков: При одевании на прогулку учить детей снимать групповую обувь и убирать в шкаф | Сенсорное развитие. Игры-занятия с дидактическим материалом. Пирамидка Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержень. Учить снимать кольца со стержня. | Формирование культурно-гигиенических навыков: Учить стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок. | По развитию движений Игры с модулями: перелезание, подлезание, присаживание |
Освоение социальных норм и правил | Здороваться при входе в детский сад. Уходя – прощаться. | Не драться и не толкать других детей. | Убираем игрушки на место (в свой домик). | Убираем цветные карандаши в коробочку. Рисуем сидя за столом. | Книжки смотрим аккуратно, не рвём. |
Неделя «Мы осваиваемся».
| Понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Утренний приём | Прием детей в группу. Показать детям игрушку-кошку. Поиграть в прятки «Где киска?» - нету, спряталась. Игра на звукоподражание. | Прием детей в группу. Создать игровую ситуацию «Машина катает зверят». Предложить детям выбрать игрушку и прокатить на машине. Добиваться многократного повторения слова «би-би». | Прием детей в группу. Создать игровую ситуацию - на столе положить строительный материал. | Прием детей в группу. Привлечь внимание детей к дидактическому столу. | Прием детей в группу. Внести мыльные пузыри: создать радостное настроение от игры с пузырями |
Игры с воспитателем | «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Приходите ко мне в гости, будем играть» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | Игры со строительным материалом | Предметно-манипулятивная игра – действия с баночками и крышечками. | «Выдувание мыльных пузырей» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. |
Ознакомление с окружающим –ориентация в пространстве | Знакомство детей друг с другом. Д/и «Давайте познакомимся». | Знакомство с группой- игрушечный уголок «Гараж» | Продолжать знакомство детей друг с другом. Д/и «Загляни ко мне в окошко и назови своё имя». | Продолжать знакомство с группой – «Развивающие зоны» - дидактический стол | Знакомство детей друг с другом. Д/и «Давайте познакомимся». |
Общение | Ситуация «Кого как зовут». | Ситуация «Игрушки, которые живут в нашей группе». | Ситуация «Кого как зовут». | Ситуация: «Чудо-вещи вокруг нас». | Ситуация «Как дети полюбили ходить в детский сад» |
Подвижные игры, хороводы | «Раздувайся пузырь» - учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе | «Катаем игрушки на машинах» - развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым. | «Шли-шли, что-то нашли» - продолжать знакомить с группой, расширение ориентировки, развитие движений | «Шли-шли, что-то нашли» - продолжать знакомить с группой, расширение ориентировки, развитие движений. | «Раздувайся пузырь» - учить детей браться за руки, создавать радостную атмосферу в группе |
Пальчиковые игры (развитие речевых навыков) | «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки | Фигуры из пальцев «Зайка», «Коза»; «Сорока, сорока, кашку варила». | «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки…» - народные песенки. Знакомство с игрой- «Мы кружок нарисовали» | «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять» «Этот пальчик дедушка» «Мы кружок нарисовали» | «Пальчик-мальчик», «Ладушки, ладушки», «Мы кружок нарисовали» - народные песенки |
Фольклор, художественная литература | Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка...» Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», | Потешка на умывание: «Закатаем рукава, Открываем кран - вода.» Потешка на завтрак: «Это - ложка, Это – чашка». | Потешка на мывание: «Теплою водою руки чисто мою.» Потешка на одевание: «Вот они, сапожки…» | Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», потешки на умывание, потешки за столом. | Чтение стихотворе-ния С. Маршака «Мыльные пузыри» |
Индивидуальная работа | Формирование культурно-гигиенических навыков: Продолжать учить детей находить свой шкафчик, складывать туда одежду. | Формирование культурно-гигиенических навыков: после умывания учить детей вытирать руки полотенцем. | Формирование культурно-гигиенических навыков: учить детей после еды говорить «спасибо» | Сенсорное развитие, развитие мелкой моторики Игры-занятия с дидактическим материалом Д/и «Полный – пустой» -действия с разноцветными крышечками. | Формирование культурно-гигиенических навыков: Учить закатывать рукава при мытье рук. |
Освоение социальных норм и правил | Формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садится за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом. | Убираем игрушки на место (в свой домик). | Продолжаем учить здороваться при входе в детский сад. Уходя – прощаться. | Не отбираем игрушки друг у друга. Правила очерёдности игры с игрушкой. | Не драться и не толкать других детей. |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. Приложение №1
Примерные игры в адаптационный период (Игры для налаживания контакта с ребенком)
Дай ручку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Привет! Пока!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Хлопаем в ладоши!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним
—Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои исовершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Ку-ку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.
Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Петрушка показывается со словами: — Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
Лови мячик!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Оборудование небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо. - Давай поиграем в мячик.
Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры
—Кати мячик! Oп! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом
Котёнок
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! — Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! — И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Шарик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
Платочек
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.
—Где же наш Амир? Амир, ты где? Ау!
этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.
Хлопушки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет, Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так, Своих ручек не жалеет!
По ровненькой дорожке!
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам, По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму — Бух!
Догоню-догоню!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки: —Давай играть - ты убегай, а я буду тебя догонять!
Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить —дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.
Иди ко мне
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
Выдувание мыльных пузырей
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми.)
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
Покатаемся на лошадке.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно.
Приложение № 2.
Ф. И. ребенка ___________________________________________________________________
Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия ______________________________________________
(какие?)
б) без дополнительных воздействий
Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
Есть ли у Вашего ребенка особенные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________
(указать)
б) нет особенных привычек
Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
А) да
б) нет
в) иногда
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
А) да
б) нет
в) иногда
Как играет Ваш ребенок?
А) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
А) да
б) нет
в) не всегда
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
А) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
Есть ли очень сильная привязанность к кому-либо из взрослых?
А) да
б) нет
Большое спасибо!
Приложение № 3.
Рекомендации для родителей «Условия успешной адаптации ребенка к ДОУ».
Чтобы адаптация прошла наименее болезненно, родителям необходимо выполнять следующие рекомендации.
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например, «Детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада».
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например, «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того,
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью в программе представлены анкеты для родителей (Приложение №2), а также, для родителей, на период адаптации разработаны рекомендации по созданию условий для успешной адаптации ребенка к ДОУ (Приложение №3).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Разноцветная неделя» для детей раннего возраста (1-3 года) группы «Солнышко» МОУ «Борская ООШ»
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в...
Рабочая программа для детей раннего возраста 2-3 года группа «Петушок»
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7(8) лет на 2022 - 2023 учебный год
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с умст...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7(8) лет на 2022 - 2023 учебный год
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7 (8) лет (разновозрастная д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с 2 - 3 лет II группы раннего возраста «» Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей группы раннего возраста разработана в соответствии...
Рабочая программа Вторая группа раннего возраста "А" на 2022 - 2023 учебный год
Программа составлена на основе инновационной Программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....
Рабочая программа для детей дошкольного возраста (4г.-5л.) групп (№10) общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих со...