Путешествие по Якутии
план-конспект занятия по окружающему миру

Акберова Анфиса Николаевна

Интегрированное занятие по оружающему миру с элементами аппликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_yakutii.docx286.51 КБ
Файл puteshestvie_po_yakutii.docx285.62 КБ

Предварительный просмотр:

ДОУ «Цветик-семицветик».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по Якутии»

Акберова Анфиса Николаевна

воспитатель  

г. Нерюнгри

2022 г.

Цель: вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям Республики Саха (Якутия),обобщить знания детей о родном крае.

Задачи:

1.Систематизировать представление о  республике Саха (Якутия), о творчестве якутского народа, животном и растительном мире Якутии.

2.Расширить знания детей о полезных ископаемых, добываемых в республике.

3. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Демонстрационный материал: географическая карта, макеты полезных ископаемых ,картинки полезных ископаемых,  картинки животных (олень, медведь, лиса, белка, лось, тигр, крокодил), картинки растений (сосна, лиственница, ель, стланик, яблоня, пальма), маска-солнце,бубен.

Раздаточный материал: ураса на каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, посещение музея; материал познавательного характера (о полезных ископаемых республики), знакомство с картой, бытом якутов.

Подготовка к занятию: в центре – карта Якутии, волшебный цветок, столы расставлены полукругом, на столе экспонаты полезных ископаемых, картинки животных, растений.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.

-Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.

1. Мотивация. Сюжетно-ролевая игра «Путешественники».

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем много нового. А куда? Послушайте стихотворение.

Я-якут. Он-якутянин. Русский он. Я россиянин.

И одни мы песни с ним поем.

Породнила нас работа. Подружила нас охота.

Мы в одной республике живем.

Под седыми небесами мы раздуем дружбы пламя

И расширим круг своих друзей.

Пусть становится все краше, пусть восходит братство наше

Словно солнце над страной моей!

Воспитатель: Так куда мы с вами отправимся в путешествие? (по Якутии)

- Мы живем в Республике Саха (Якутия). Наша республика занимает огромную территорию. Она не только огромная, но и богатая. В лесах много зверей с ценным мехом, в недрах земли полезные ископаемые. На территории республики живут люди разных национальностей единой семьей, трудятся, отдыхают, учатся.

- Сегодня мы с вами отправляемся в настоящую экспедицию по нашему родному краю и у нас с вами есть самая настоящая карта путешественников!

- А на чем мы можем отправиться в путешествие по Якутии? (ответы детей)

 - Наша республика самая большая по территории и чтобы побывать везде и все посмотреть, я предлагаю вам путешествие на поезде.

Звучит фонограмма поезда

- Скорее отправляемся в путешествие!

Экскурсия № 1

"Якутия мой край Родной!"

Воспитатель: Скажите ребята, а в какой стране мы с вами живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, а наша с вами страна большая или маленькая?

Дети: Большая, больше всех других стран! В ней много городов!

Воспитатель: Как называется наша Республика? (ответы детей)

Воспитатель: Наша Республика ребята очень большая, и в ней много городов: Якутск, Мирный, Алдан, Ленск и конечно наш родной город - город Нерюнгри!

Воспитатель: А теперь пришло время нам с вами посетить нашу вторую экскурсию!

Экскурсия № 2

«Богатство края».

Воспитатель выносит столик, на котором лежат полезные ископаемые – золото, уголь, алмазы, с картинками.

Воспитатель: Ребята, что это? (полезные ископаемые). Что значит полезные ископаемые? (приносят пользу человеку). Эти полезные ископаемые добывают у нас в Якутии, но это лишь некоторые, с которыми мы с вами познакомимся. Это уголь, добывают его в г. Нерюнгри. А это золото, добывают его в городе Алдан. А еще есть в нашей Якутии алмазы, их добывают в городе Мирный.

Воспитатель: Якутия – край особенный, необыкновенный. Здесь так же богатый растительный и животный мир.

Игра «Путаница».

Работа с картинками растений.

Воспитатель: Посмотрите на картинки, вам нужно выбрать растения, которые растут только в Якутии. ( сосна, лиственница, ель, стланик). Поместите их на карту.

 Работа с картинками животных.

Воспитатель: Посмотрите на картинки, вам нужно выбрать животных, которые водятся только в Якутии. (медведь, олень, лось, белка, лиса). Поместите их на карту.

Воспитатель: Молодцы! Потрудились на славу! Пора бы нам размяться и отправится в следующую экспедицию.

Физминутка.

- Предлагаю вам сыграть в якутскую национальную игру «Сокол и лиса».

Выбирают сокола и лису. Остальные дети- соколята. Сокол учит своих соколят летать.

Правила игры: Он легко бегает в разных направлениях и одновременно выполняет летательные движения руками. Соколята повторяют движения. Как только появляется лиса, соколята приседают на корточки. Лиса ловит только тех кто не присел.

Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята, отдохнуть и поиграть. Для игры нам нужен бубен. А знаете ли вы, что бубен – это священный инструмент для северян. Древние северные народы верили, что в бубне заключена жизненная сила и с помощью бубна можно разговаривать с природой.

Ход игры.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Он бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить ритм, проигранный водящим.

Мы отдохнули, а теперь продолжим.

Подвижная якутская игра «Хейро».

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, говоря «Хейро» (солнце). Ведущий сидит на корточках в середине круга. Встает, выпрямляется, вытягивает руки в стороны и говорит: «Раз, два, три – беги». Все игроки разбегаются в стороны. На сигнал «Раз, два, три – круг быстрее собери» дети встают в круг, которых не задело солнце. Игра продолжается…

Экскурсия № 4

«Народное творчество».

 Воспитатель:  Что означает выражение «народное творчество»? (творчество народа).

Воспитатель: Республика Саха богата не только полезными ископаемыми, животными и растениями. Самое большое богатство-это многонациональный народ, у которого есть свое народное творчество. Посмотрите, ребята, сколько всего интересного здесь собрано. В основном народы Якутии расписывали свои изделия узорами, красивым орнаментом.

Чтобы не замерзнуть жители тундры шьют себе теплую одежду из оленей шкуры. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Яркими узорами расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы. Национальная обувь – кисы или унты.

Воспитатель: Ребята, нравятся вам костюмы народов Севера? Предлагаю изготовить такой теплый и нарядный костюм. (Обратить внимание детей на структуру бархатной бумаги, её схожесть с оленьей шкурой: шершавая, ворсистая, «теплая» и т.д.) У детей трафарет основной детали костюма, декоративные салфетки, заготовки «лицо», «обувь», «варежки» и возможные орнаменты. Задача – подобрать по цвету орнамент. Дети отрезают нужную ширину полоски и методом наложения на основной трафарет отрезают необходимую длину.

Стихотворение

Что мы Родиной зовем?
    Дом, где мы с тобой растем.
   И березки у дороги,
   По которой мы идем.
   Что мы Родиной зовем?
   Солнце в небе голубом.
   И душистый золотистый
   Хлеб за праздничным столом.
   Что мы Родиной зовем?
   Край, где мы с тобой живем.

Воспитатель:  Посмотрите, как нарядны и красивы наши северяне! Давайте оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями. (Оформление выставки детских работ.) Молодцы ребята, вы отлично потрудились.

Звучит фонограмма поезда.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.  

Итог:

 Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по республике Саха (Якутия).

        Что вам больше всего понравилось?

             Что нового вы сегодня узнали?

         Были ли у вас трудности?

             Понравилось ли вам мастерить костюмы?

Молодцы ребята! Мне очень понравилось с вами путешествовать!

Приложение1



Предварительный просмотр:

ДОУ «Цветик-семицветик».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по Якутии»

Акберова Анфиса Николаевна

воспитатель  

г. Нерюнгри

2022 г.

Цель: вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям Республики Саха (Якутия),обобщить знания детей о родном крае.

Задачи:

1.Систематизировать представление о  республике Саха (Якутия), о творчестве якутского народа, животном и растительном мире Якутии.

2.Расширить знания детей о полезных ископаемых, добываемых в республике.

3. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Демонстрационный материал: географическая карта, макеты полезных ископаемых ,картинки полезных ископаемых,  картинки животных (олень, медведь, лиса, белка, лось, тигр, крокодил), картинки растений (сосна, лиственница, ель, стланик, яблоня, пальма), маска-солнце.

Раздаточный материал: Заготовки для аппликации на каждого ребенка. (основная деталь костюма, декоративные салфетки, заготовки «лицо», «обувь», «варежки» и возможные орнаменты.

Предварительная работа: чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, посещение музея; материал познавательного характера (о полезных ископаемых республики), знакомство с картой, бытом якутов.

Подготовка к занятию: в центре – карта Якутии, волшебный цветок, столы расставлены полукругом, на столе экспонаты полезных ископаемых, картинки животных, растений.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.

-Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.

1. Мотивация. Сюжетно-ролевая игра «Путешественники».

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем много нового. А куда? Послушайте стихотворение.

Я-якут. Он-якутянин. Русский он. Я россиянин.

И одни мы песни с ним поем.

Породнила нас работа. Подружила нас охота.

Мы в одной республике живем.

Под седыми небесами мы раздуем дружбы пламя

И расширим круг своих друзей.

Пусть становится все краше, пусть восходит братство наше

Словно солнце над страной моей!

Воспитатель: Так куда мы с вами отправимся в путешествие? (по Якутии)

- Мы живем в Республике Саха (Якутия). Наша республика занимает огромную территорию. Она не только огромная, но и богатая. В лесах много зверей с ценным мехом, в недрах земли полезные ископаемые. На территории республики живут люди разных национальностей единой семьей, трудятся, отдыхают, учатся.

- Сегодня мы с вами отправляемся в настоящую экспедицию по нашему родному краю и у нас с вами есть самая настоящая карта путешественников!

- А на чем мы можем отправиться в путешествие по Якутии? (ответы детей)

 - Наша республика самая большая по территории и чтобы побывать везде и все посмотреть, я предлагаю вам путешествие на поезде.

Звучит фонограмма поезда

- Скорее отправляемся в путешествие!

Экскурсия № 1

"Якутия мой край Родной!"

Воспитатель: Скажите ребята, а в какой стране мы с вами живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, а наша с вами страна большая или маленькая?

Дети: Большая, больше всех других стран! В ней много городов!

Воспитатель: Как называется наша Республика? (ответы детей)

Воспитатель: Наша Республика ребята очень большая, и в ней много городов: Якутск, Мирный, Алдан, Ленск и конечно наш родной город - город Нерюнгри!

Воспитатель: А теперь пришло время нам с вами посетить нашу вторую экскурсию!

Экскурсия № 2

«Богатство края».

Воспитатель выносит столик, на котором лежат полезные ископаемые – золото, уголь, алмазы, с картинками.

Воспитатель: Ребята, что это? (полезные ископаемые). Что значит полезные ископаемые? (приносят пользу человеку). Эти полезные ископаемые добывают у нас в Якутии, но это лишь некоторые, с которыми мы с вами познакомимся. Это уголь, добывают его в г. Нерюнгри. А это золото, добывают его в городе Алдан. А еще есть в нашей Якутии алмазы, их добывают в городе Мирный.

Воспитатель: Якутия – край особенный, необыкновенный. Здесь так же богатый растительный и животный мир.

Игра «Путаница».

Работа с картинками растений.

Воспитатель: Посмотрите на картинки, вам нужно выбрать растения, которые растут только в Якутии. ( сосна, лиственница, ель, стланик). Поместите их на карту.

 Работа с картинками животных.

Воспитатель: Посмотрите на картинки, вам нужно выбрать животных, которые водятся только в Якутии. (медведь, олень, лось, белка, лиса). Поместите их на карту.

Воспитатель: Молодцы! Потрудились на славу! Пора бы нам размяться и отправится в следующую экспедицию.

Физминутка.

Подвижная якутская игра «Хейро».

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, говоря «Хейро» (солнце). Ведущий сидит на корточках в середине круга. Встает, выпрямляется, вытягивает руки в стороны и говорит: «Раз, два, три – беги». Все игроки разбегаются в стороны. На сигнал «Раз, два, три – круг быстрее собери» дети встают в круг, которых не задело солнце. Игра продолжается…

Экскурсия № 4

«Народное творчество».

 Воспитатель:  Что означает выражение «народное творчество»? (творчество народа).

Воспитатель: Республика Саха богата не только полезными ископаемыми, животными и растениями. Самое большое богатство-это многонациональный народ, у которого есть свое народное творчество. Посмотрите, ребята, сколько всего интересного здесь собрано. В основном народы Якутии расписывали свои изделия узорами, красивым орнаментом.

Чтобы не замерзнуть жители тундры шьют себе теплую одежду из оленей шкуры. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Яркими узорами расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы. Национальная обувь – кисы или унты.

Воспитатель: Ребята, нравятся вам костюмы народов Севера? Предлагаю изготовить такой теплый и нарядный костюм. (Обратить внимание детей на структуру бархатной бумаги, её схожесть с оленьей шкурой: шершавая, ворсистая, «теплая» и т.д.) У детей трафарет основной детали костюма, декоративные салфетки, заготовки «лицо», «обувь», «варежки» и возможные орнаменты. Задача – подобрать по цвету орнамент. Дети отрезают нужную ширину полоски и методом наложения на основной трафарет отрезают необходимую длину.

Стихотворение

Что мы Родиной зовем?
    Дом, где мы с тобой растем.
   И березки у дороги,
   По которой мы идем.
   Что мы Родиной зовем?
   Солнце в небе голубом.
   И душистый золотистый
   Хлеб за праздничным столом.
   Что мы Родиной зовем?
   Край, где мы с тобой живем.

Воспитатель:  Посмотрите, как нарядны и красивы наши северяне! Давайте оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями. (Оформление выставки детских работ.) Молодцы ребята, вы отлично потрудились.

Звучит фонограмма поезда.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.  

Итог:

 Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по республике Саха (Якутия).

        Что вам больше всего понравилось?

             Что нового вы сегодня узнали?

         Были ли у вас трудности?

             Понравилось ли вам мастерить костюмы?

Молодцы ребята! Мне очень понравилось с вами путешествовать!

Приложение1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.

Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....

Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии

Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем  и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошк...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Путешествие по Якутии"

Закрепление знаний дошкольников о природе, животном мире, полезных ископаемых и народном творчестве Якутии. Работа с географической картой....

АННОТАЦИЯ к электронным пособиям «Эвенки Якутии» и «Сходства и отличия тюркских народов – якутов, эвенков и чулымцев»

  Электронные пособия «Эвенки Якутии»и «Сходства и отличия тюркских народов – якутов, эвенков и чулымцев»разработаны в формате PowerPoint в виде слайдовых пре...

Итоговый досуг в подготовительной групе на тему "Республика Саха(Якутия)" в рамках проекта "Путешествие по России".

Данное мероприятие является итогом общего проекта внутри дошкольного подразделения на тему: "Путешествие по России", направленного  на воспитание толерантного отношения к народам разных...

Непрерывная образовательная деятельность "Путешествие по Якутии"

Непрерывная образовательная деятельность по региональному компоненту. Ознакомление с окружающим миром ( продолжительность 20мин.)...

Путешествие по республике Саха (Якутия)

С ребятами познакомились с достопримечательностями Якутии, изучили государственную символику, узнали о природных богатствах (растительный и животный мир). Также, искусство в Якутии и решили запечатлет...