Путешествие по Якутии
план-конспект занятия по окружающему миру
Интегрированное занятие по оружающему миру с элементами аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_yakutii.docx | 286.51 КБ |
puteshestvie_po_yakutii.docx | 285.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОУ «Цветик-семицветик».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по Якутии»
Акберова Анфиса Николаевна
воспитатель
г. Нерюнгри
2022 г.
Цель: вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям Республики Саха (Якутия),обобщить знания детей о родном крае.
Задачи:
1.Систематизировать представление о республике Саха (Якутия), о творчестве якутского народа, животном и растительном мире Якутии.
2.Расширить знания детей о полезных ископаемых, добываемых в республике.
3. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Демонстрационный материал: географическая карта, макеты полезных ископаемых ,картинки полезных ископаемых, картинки животных (олень, медведь, лиса, белка, лось, тигр, крокодил), картинки растений (сосна, лиственница, ель, стланик, яблоня, пальма), маска-солнце,бубен.
Раздаточный материал: ураса на каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, посещение музея; материал познавательного характера (о полезных ископаемых республики), знакомство с картой, бытом якутов.
Подготовка к занятию: в центре – карта Якутии, волшебный цветок, столы расставлены полукругом, на столе экспонаты полезных ископаемых, картинки животных, растений.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
-Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.
1. Мотивация. Сюжетно-ролевая игра «Путешественники».
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем много нового. А куда? Послушайте стихотворение.
Я-якут. Он-якутянин. Русский он. Я россиянин.
И одни мы песни с ним поем.
Породнила нас работа. Подружила нас охота.
Мы в одной республике живем.
Под седыми небесами мы раздуем дружбы пламя
И расширим круг своих друзей.
Пусть становится все краше, пусть восходит братство наше
Словно солнце над страной моей!
Воспитатель: Так куда мы с вами отправимся в путешествие? (по Якутии)
- Мы живем в Республике Саха (Якутия). Наша республика занимает огромную территорию. Она не только огромная, но и богатая. В лесах много зверей с ценным мехом, в недрах земли полезные ископаемые. На территории республики живут люди разных национальностей единой семьей, трудятся, отдыхают, учатся.
- Сегодня мы с вами отправляемся в настоящую экспедицию по нашему родному краю и у нас с вами есть самая настоящая карта путешественников!
- А на чем мы можем отправиться в путешествие по Якутии? (ответы детей)
- Наша республика самая большая по территории и чтобы побывать везде и все посмотреть, я предлагаю вам путешествие на поезде.
Звучит фонограмма поезда
- Скорее отправляемся в путешествие!
Экскурсия № 1
"Якутия мой край Родной!"
Воспитатель: Скажите ребята, а в какой стране мы с вами живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно, а наша с вами страна большая или маленькая?
Дети: Большая, больше всех других стран! В ней много городов!
Воспитатель: Как называется наша Республика? (ответы детей)
Воспитатель: Наша Республика ребята очень большая, и в ней много городов: Якутск, Мирный, Алдан, Ленск и конечно наш родной город - город Нерюнгри!
Воспитатель: А теперь пришло время нам с вами посетить нашу вторую экскурсию!
Экскурсия № 2
«Богатство края».
Воспитатель выносит столик, на котором лежат полезные ископаемые – золото, уголь, алмазы, с картинками.
Воспитатель: Ребята, что это? (полезные ископаемые). Что значит полезные ископаемые? (приносят пользу человеку). Эти полезные ископаемые добывают у нас в Якутии, но это лишь некоторые, с которыми мы с вами познакомимся. Это уголь, добывают его в г. Нерюнгри. А это золото, добывают его в городе Алдан. А еще есть в нашей Якутии алмазы, их добывают в городе Мирный.
Воспитатель: Якутия – край особенный, необыкновенный. Здесь так же богатый растительный и животный мир.
Игра «Путаница».
Работа с картинками растений.
Воспитатель: Посмотрите на картинки, вам нужно выбрать растения, которые растут только в Якутии. ( сосна, лиственница, ель, стланик). Поместите их на карту.
Работа с картинками животных.
Воспитатель: Посмотрите на картинки, вам нужно выбрать животных, которые водятся только в Якутии. (медведь, олень, лось, белка, лиса). Поместите их на карту.
Воспитатель: Молодцы! Потрудились на славу! Пора бы нам размяться и отправится в следующую экспедицию.
Физминутка.
- Предлагаю вам сыграть в якутскую национальную игру «Сокол и лиса».
Выбирают сокола и лису. Остальные дети- соколята. Сокол учит своих соколят летать.
Правила игры: Он легко бегает в разных направлениях и одновременно выполняет летательные движения руками. Соколята повторяют движения. Как только появляется лиса, соколята приседают на корточки. Лиса ловит только тех кто не присел.
Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята, отдохнуть и поиграть. Для игры нам нужен бубен. А знаете ли вы, что бубен – это священный инструмент для северян. Древние северные народы верили, что в бубне заключена жизненная сила и с помощью бубна можно разговаривать с природой.
Ход игры.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Он бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить ритм, проигранный водящим.
Мы отдохнули, а теперь продолжим.
Подвижная якутская игра «Хейро».
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, говоря «Хейро» (солнце). Ведущий сидит на корточках в середине круга. Встает, выпрямляется, вытягивает руки в стороны и говорит: «Раз, два, три – беги». Все игроки разбегаются в стороны. На сигнал «Раз, два, три – круг быстрее собери» дети встают в круг, которых не задело солнце. Игра продолжается…
Экскурсия № 4
«Народное творчество».
Воспитатель: Что означает выражение «народное творчество»? (творчество народа).
Воспитатель: Республика Саха богата не только полезными ископаемыми, животными и растениями. Самое большое богатство-это многонациональный народ, у которого есть свое народное творчество. Посмотрите, ребята, сколько всего интересного здесь собрано. В основном народы Якутии расписывали свои изделия узорами, красивым орнаментом.
Чтобы не замерзнуть жители тундры шьют себе теплую одежду из оленей шкуры. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Яркими узорами расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы. Национальная обувь – кисы или унты.
Воспитатель: Ребята, нравятся вам костюмы народов Севера? Предлагаю изготовить такой теплый и нарядный костюм. (Обратить внимание детей на структуру бархатной бумаги, её схожесть с оленьей шкурой: шершавая, ворсистая, «теплая» и т.д.) У детей трафарет основной детали костюма, декоративные салфетки, заготовки «лицо», «обувь», «варежки» и возможные орнаменты. Задача – подобрать по цвету орнамент. Дети отрезают нужную ширину полоски и методом наложения на основной трафарет отрезают необходимую длину.
Стихотворение
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Воспитатель: Посмотрите, как нарядны и красивы наши северяне! Давайте оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями. (Оформление выставки детских работ.) Молодцы ребята, вы отлично потрудились.
Звучит фонограмма поезда.
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.
Итог:
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по республике Саха (Якутия).
Что вам больше всего понравилось?
Что нового вы сегодня узнали?
Были ли у вас трудности?
Понравилось ли вам мастерить костюмы?
Молодцы ребята! Мне очень понравилось с вами путешествовать!
Приложение1
Предварительный просмотр:
ДОУ «Цветик-семицветик».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по Якутии»
Акберова Анфиса Николаевна
воспитатель
г. Нерюнгри
2022 г.
Цель: вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям Республики Саха (Якутия),обобщить знания детей о родном крае.
Задачи:
1.Систематизировать представление о республике Саха (Якутия), о творчестве якутского народа, животном и растительном мире Якутии.
2.Расширить знания детей о полезных ископаемых, добываемых в республике.
3. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Демонстрационный материал: географическая карта, макеты полезных ископаемых ,картинки полезных ископаемых, картинки животных (олень, медведь, лиса, белка, лось, тигр, крокодил), картинки растений (сосна, лиственница, ель, стланик, яблоня, пальма), маска-солнце.
Раздаточный материал: Заготовки для аппликации на каждого ребенка. (основная деталь костюма, декоративные салфетки, заготовки «лицо», «обувь», «варежки» и возможные орнаменты.
Предварительная работа: чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, посещение музея; материал познавательного характера (о полезных ископаемых республики), знакомство с картой, бытом якутов.
Подготовка к занятию: в центре – карта Якутии, волшебный цветок, столы расставлены полукругом, на столе экспонаты полезных ископаемых, картинки животных, растений.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
-Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.
1. Мотивация. Сюжетно-ролевая игра «Путешественники».
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем много нового. А куда? Послушайте стихотворение.
Я-якут. Он-якутянин. Русский он. Я россиянин.
И одни мы песни с ним поем.
Породнила нас работа. Подружила нас охота.
Мы в одной республике живем.
Под седыми небесами мы раздуем дружбы пламя
И расширим круг своих друзей.
Пусть становится все краше, пусть восходит братство наше
Словно солнце над страной моей!
Воспитатель: Так куда мы с вами отправимся в путешествие? (по Якутии)
- Мы живем в Республике Саха (Якутия). Наша республика занимает огромную территорию. Она не только огромная, но и богатая. В лесах много зверей с ценным мехом, в недрах земли полезные ископаемые. На территории республики живут люди разных национальностей единой семьей, трудятся, отдыхают, учатся.
- Сегодня мы с вами отправляемся в настоящую экспедицию по нашему родному краю и у нас с вами есть самая настоящая карта путешественников!
- А на чем мы можем отправиться в путешествие по Якутии? (ответы детей)
- Наша республика самая большая по территории и чтобы побывать везде и все посмотреть, я предлагаю вам путешествие на поезде.
Звучит фонограмма поезда
- Скорее отправляемся в путешествие!
Экскурсия № 1
"Якутия мой край Родной!"
Воспитатель: Скажите ребята, а в какой стране мы с вами живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно, а наша с вами страна большая или маленькая?
Дети: Большая, больше всех других стран! В ней много городов!
Воспитатель: Как называется наша Республика? (ответы детей)
Воспитатель: Наша Республика ребята очень большая, и в ней много городов: Якутск, Мирный, Алдан, Ленск и конечно наш родной город - город Нерюнгри!
Воспитатель: А теперь пришло время нам с вами посетить нашу вторую экскурсию!
Экскурсия № 2
«Богатство края».
Воспитатель выносит столик, на котором лежат полезные ископаемые – золото, уголь, алмазы, с картинками.
Воспитатель: Ребята, что это? (полезные ископаемые). Что значит полезные ископаемые? (приносят пользу человеку). Эти полезные ископаемые добывают у нас в Якутии, но это лишь некоторые, с которыми мы с вами познакомимся. Это уголь, добывают его в г. Нерюнгри. А это золото, добывают его в городе Алдан. А еще есть в нашей Якутии алмазы, их добывают в городе Мирный.
Воспитатель: Якутия – край особенный, необыкновенный. Здесь так же богатый растительный и животный мир.
Игра «Путаница».
Работа с картинками растений.
Воспитатель: Посмотрите на картинки, вам нужно выбрать растения, которые растут только в Якутии. ( сосна, лиственница, ель, стланик). Поместите их на карту.
Работа с картинками животных.
Воспитатель: Посмотрите на картинки, вам нужно выбрать животных, которые водятся только в Якутии. (медведь, олень, лось, белка, лиса). Поместите их на карту.
Воспитатель: Молодцы! Потрудились на славу! Пора бы нам размяться и отправится в следующую экспедицию.
Физминутка.
Подвижная якутская игра «Хейро».
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, говоря «Хейро» (солнце). Ведущий сидит на корточках в середине круга. Встает, выпрямляется, вытягивает руки в стороны и говорит: «Раз, два, три – беги». Все игроки разбегаются в стороны. На сигнал «Раз, два, три – круг быстрее собери» дети встают в круг, которых не задело солнце. Игра продолжается…
Экскурсия № 4
«Народное творчество».
Воспитатель: Что означает выражение «народное творчество»? (творчество народа).
Воспитатель: Республика Саха богата не только полезными ископаемыми, животными и растениями. Самое большое богатство-это многонациональный народ, у которого есть свое народное творчество. Посмотрите, ребята, сколько всего интересного здесь собрано. В основном народы Якутии расписывали свои изделия узорами, красивым орнаментом.
Чтобы не замерзнуть жители тундры шьют себе теплую одежду из оленей шкуры. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Яркими узорами расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы. Национальная обувь – кисы или унты.
Воспитатель: Ребята, нравятся вам костюмы народов Севера? Предлагаю изготовить такой теплый и нарядный костюм. (Обратить внимание детей на структуру бархатной бумаги, её схожесть с оленьей шкурой: шершавая, ворсистая, «теплая» и т.д.) У детей трафарет основной детали костюма, декоративные салфетки, заготовки «лицо», «обувь», «варежки» и возможные орнаменты. Задача – подобрать по цвету орнамент. Дети отрезают нужную ширину полоски и методом наложения на основной трафарет отрезают необходимую длину.
Стихотворение
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Воспитатель: Посмотрите, как нарядны и красивы наши северяне! Давайте оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями. (Оформление выставки детских работ.) Молодцы ребята, вы отлично потрудились.
Звучит фонограмма поезда.
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.
Итог:
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по республике Саха (Якутия).
Что вам больше всего понравилось?
Что нового вы сегодня узнали?
Были ли у вас трудности?
Понравилось ли вам мастерить костюмы?
Молодцы ребята! Мне очень понравилось с вами путешествовать!
Приложение1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.
Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....
Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии
Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошк...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Путешествие по Якутии"
Закрепление знаний дошкольников о природе, животном мире, полезных ископаемых и народном творчестве Якутии. Работа с географической картой....
АННОТАЦИЯ к электронным пособиям «Эвенки Якутии» и «Сходства и отличия тюркских народов – якутов, эвенков и чулымцев»
Электронные пособия «Эвенки Якутии»и «Сходства и отличия тюркских народов – якутов, эвенков и чулымцев»разработаны в формате PowerPoint в виде слайдовых пре...
Итоговый досуг в подготовительной групе на тему "Республика Саха(Якутия)" в рамках проекта "Путешествие по России".
Данное мероприятие является итогом общего проекта внутри дошкольного подразделения на тему: "Путешествие по России", направленного на воспитание толерантного отношения к народам разных...
Непрерывная образовательная деятельность "Путешествие по Якутии"
Непрерывная образовательная деятельность по региональному компоненту. Ознакомление с окружающим миром ( продолжительность 20мин.)...
Путешествие по республике Саха (Якутия)
С ребятами познакомились с достопримечательностями Якутии, изучили государственную символику, узнали о природных богатствах (растительный и животный мир). Также, искусство в Якутии и решили запечатлет...