Конспект по развитию речи «Путешествие в Якутию»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
- Продолжать знакомить детей особенностями великой страны России, ее частями - Республиками.
- Вызвать интерес детей к особенностям, красоте Якутии.
- Познакомить детей с особенностями флага Республики, систематизировать и закрепить полученные знания.
- Познакомить детей с бытом народа и животным миром Якутии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_putshestvie_v_yakutiyu.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
по развитию связной речи
Тема: «Путешествие в Якутию»
Воспитатель: Сухих Александра Германовна
Участники: 5 – 6 лет
Длительность: 25 минут
Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности.
Педагогический замысел (задачи по образовательным областям):
Познавательное развитие:
- Продолжать знакомить детей особенностями великой страны России, ее частями - Республиками.
- Вызвать интерес детей к особенностям, красоте Якутии.
- Познакомить детей с особенностями флага Республики, систематизировать и закрепить полученные знания.
- Познакомить детей с бытом народа и животным миром Якутии.
Речевое развитие:
- Совершенствование умения детей в согласовании слов в предложении, правильно строить сложные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы).
- Развитие фразовой и связной речи детей при составлении описательного рассказа, обогащать словарный запас.
- Развитие навыка правильного использования в речи относительных прилагательных, умение образовывать существительные множественного числа.
- Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение сопереживать, замечать красоту природных явлений; любовь к животным, бережное отношение к природе.
- Уточнение и активизация словарного запаса по теме «Якутия» (карта, северное сияние, береста, белый медведь, балаган, ураса и др.)
Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать интерес к изучению Якутии, национальной культуре.
- Развивать умение слушать, анализировать, вступать в диалог.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Физическое развитие:
- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни.
Предварительная работа: чтение художественной и энциклопедической литературы, загадывание загадок о животных Севера, изучение карты России, беседы, рассматривание картинок, разучивание подвижных игр народов Якутии.
Оборудование:
демонстрационный материал - карта Росси, картинка флага Якутии, картинка Тайги, картинки животных, картинки оленей, куклы народа Якутии, макеты жилья, гимнастическая палка.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Ребята, предлагаю поздороваться с нашими гостями.
Поскорее встанем в круг,
Ты – мой друг, и я – твой друг!
Мы ногами топнем,
Мы в ладоши хлопнем,
А потом пойдем, пойдем,
Друга за руку возьмем!
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Сегодня у нас будет очень необычное занятие, Сегодня мы познакомимся с республикой, которая входит в состав нашей большой России и называется – Якутия. Я расскажу вам, дети, про людей, которые живут в Якутии. Про суровый климат, про животных и многое другое. Ну что, готовы к путешествию? Тогда отправляемся.
Воспитатель: Ребята, но ответьте мне сначала на несколько вопросов.
Воспитатель: В какой стране мы с вами живем?
Дети: В России.
Воспитатель: Правильно, а наша с вами страна большая или маленькая?
Дети: Большая, больше всех других стран! В ней много городов и республик.
Воспитатель: Конечно большая, и в ней живет очень много народов. А самая большая респуплика – это Саха Якутия.
Воспитатель: Давайте посмотрим, где она находится. Кто может показать ее на карте?
Воспитатель: У Якутии также есть национальный флаг. Кто знает из каких цветов состоит флаг Якутии?
Дети: голубой, белый, красный и зеленый.
Воспитатель: Верно! У него есть особенность белый круг в центре, который означает солнце, солнце белое, потому что из – за длинной зимы солнце в Якутии чаще белое, а не золотое.
(воспитатель показывает картинку флага)
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать в Якутии?
Ну, если вам так захотелось побывать в Якутии, я предлагаю туда отправиться.
Воспитатель: На чем можно туда отправиться?
Дети отвечают
Воспитатель: Мы отправимся туда на самолете, чтобы сесть в самолет надо назвать северное слово.
Дети: Метель, ветер, вьюга, холод, лед, льдина, олени, снег, валенки, варежки….
Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали слова, а теперь можно отправляться.
(отправляемся под музыку «Где – то на белом свете…»)
Воспитатель: Вот мы и оказались в Якутии. Давайте сразу наденем лыжи, чтобы не провалиться в снегу.
(имитация одевания)
Воспитатель: Пойдем все друг за другом, за мной. Итак наша первая остановка.
(имитация ходьбы на лыжах)
- Жилище Северных народов
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое жилище у якутов. Ураса - это тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое береста?
Но у северных народов есть еще одно удивительное и интересное жилище, называется оно балаган (обращаем внимание на картинку с изображением балагана).
Воспитатель: Из какого материала сделан балаган? (бревен, обмазанных глиной)
- Северные олени
Воспитатель: Какое животное разводят якуты?
Ответ детей
Воспитатель: Основная работа якутов это оленеводство, но так же они занимаются охотой и рыбалкой. Охотой и рыболовством занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы.
Воспитатель: Давайте составим рассказ про главного помощника жителей Якутии.
Рассказ детей про оленя (по карте – схеме)
Воспитатель: Послушайте мой рассказ о жизни оленя рядом с человеком.
Олень прекрасное животное. У него крупное, овальное тело, большая голова, ветвистые рога, высокие сильные ноги, т. к оленю приходится много бегать. Кроме того, широкие копыта оленей не дают им проваливаться в снег или болото. Их тело покрывает густая теплая шерсть, защищающая животное от холода.
Олени едят ягель - это главная пища оленей. Ягель - это белый мох, который растет в тундре. Летом ягель просто найти, а зимой оленям приходится выкапывать копытами глубокие ямы в снегу, чтобы добраться до ягеля. Олени пасутся стадами, чтобы хватило пищи стаду, приходится оленеводам не стоять на месте, а все время двигаться. Вот почему оленеводы кочуют со своими стадами по тундре.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как называется место, где пасутся олени? (пастбище)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поиграем.
Игра «Назови правильно»
Воспитатель: У оленя есть рога. Значит, какой он? (рогатый)
У оленя длинные ноги. Значит, какой он? (длинноногий)
У оленя короткая шерсть. Значит, какой он? (короткошерстный)
У оленя быстрые ноги. Значит, какой он? (быстроногий)
Физкультминутка «Северные олени».
Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились. (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И за столы садись. (Сесть за столы)
- Одежда северных народов
Воспитатель: Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?
Ответ детей
Воспитатель: Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица.
Воспитатель: Обувь шапки или капюшоны тоже из меха оленя. Вот видите, ребята, олень кормит, перевозит людей и одевает якутов. Якуты очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают украшения и игрушки. Все это украшают бисером это маленькие стеклянные бусинки, которые на солнце очень красиво переливаются.
Воспитатель: Предлагаю вам сравнить вязаную варежку и варежку из меха? В какой теплее?
Ответ детей
Эксперимент с рукавичкой (Воспитатель предлагает померить вязаную варежку и варежку из меха)
Воспитатель: Представьте себе, что воздух – это маленькие шарики. Вязаные варежки – это как сетка. Холодные шарики воздуха легко проникают сквозь дырочки в сетке и охлаждают наши ручки. А мех – это как множество маленьких пушистых шариков, которые задерживают тепло внутри варежки. Между волосками меха остается много воздуха. Этот воздух как будто укутывает руки и не дает им замерзнуть. Мех как будто создает воздушную подушку, которая не пускает холод к ручкам.
Воспитатель: Теперь давайте возьмем в руки бинокли и отправимся в путь к следующей остановке.
- Обитатели тайги
Воспитатели: Посмотрите в бинокль, что вы видите впереди?
Воспитатель показывает картинку тайги
Дети: Густой лес.
Воспитатель: Как называется такой лес в Якутии?
Дети: Тайга.
Воспитатель: Хорошо, а сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра «Какие деревья растут в тайге?».
Воспитатель: Я буду называть деревья, а вы показывать: если дерево хвойное
- то руки внизу, а если лиственное - то руки вверх, если такое дерево не растёт в тайге - то стойте и ничего не показывайте.
- Слушайте внимательно:
В тайге растут: берёзы, ели, сосны, яблони, кедры, клёны, осины, пальмы, пихты, липы, лиственницы.
Воспитатель: Молодцы! Давайте перейдём следующей игре.
Выходят на поляну, а там разбросаны картинки с изображениями животных.
Игра «Выберите животных, которые живут в тайге».
Дети отгадывают загадки про животных и размещают на фоновой картинке
Воспитатель: А почему верблюд, не сможет жить в тайге, а черепаха?
Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли лесным жителям определить, место жительства.
- Северное сияние
Воспитатель: Северный край хоть и царство снега и льда, но солнце дарит Северу очень красивое и необычное явление.
Воспитатель: Как называется это явление?
Ответ детей
Воспитатель: Послушайте, что я вам расскажу про Северное сияние.
Воспитатель: Солнце постоянно отправляет в космос маленькие – маленькие частички, как пылинки. Когда эти частички достигают Земли и сталкиваются с воздухом, они заставляют воздух светиться! Это как будто кто – то рисует на небе огромными кистями. Северное сияние может быть разных цветов! Чаще всего оно бывает зеленого цвета, как яркая травка. Но иногда можно увидеть и другие цвета: красный, как яркий закат; фиолетовый, как спелые сливы; синий, как глубокое море; и даже желтый!
Воспитатель: Давай попробуем создать Северное сияние в нашей группе.
Воспитатель проводит эксперимент
Воспитатель: Ребята наше время подходит к концу. И нам пора возвращаться домой в детский сад.
Но прежде, чем вернутся домой, давайте ответим на несколько вопросов:
Ребята, где мы побывали с вами?
Что интересного узнали?
Возвращение в детский сад
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи "Путешествие в лес".
ВОЗРАСТ: средняя группа №6 «Почемучки».ВОСПИТАЛЕЛЬ: Валентина Петровна Уютнова.Материал: мягкие игрушки: лиса, заяц, медведь. Картинки – следы диких животных.Цели: Формирование навыков составления опи...
Конспект по развитию речи "Путешествие в страну красивой речи"
Конспект по развитию речи...
Конспект по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"
Конспект по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"...
Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа
Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа...
Конспект по развития речи " Путешествие в страну красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 летКонспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на те...