Конспект по развитию речи «Путешествие в Якутию»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сухих Александра Германовна
  • Продолжать знакомить детей особенностями великой страны России, ее частями - Республиками.
  • Вызвать интерес детей к особенностям, красоте Якутии.
  • Познакомить детей с особенностями флага Республики, систематизировать и закрепить полученные знания.
  • Познакомить детей с бытом народа и животным миром Якутии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_putshestvie_v_yakutiyu.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по развитию связной речи

Тема: «Путешествие в Якутию»

Воспитатель: Сухих Александра Германовна

Участники: 5 – 6 лет

Длительность: 25 минут

Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности.

Педагогический замысел (задачи по образовательным областям):

Познавательное развитие:

  • Продолжать знакомить детей особенностями великой страны России, ее частями - Республиками.
  • Вызвать интерес детей к особенностям, красоте Якутии.
  • Познакомить детей с особенностями флага Республики, систематизировать и закрепить полученные знания.
  • Познакомить детей с бытом народа и животным миром Якутии.

Речевое развитие:

  • Совершенствование умения детей в согласовании слов в предложении, правильно строить сложные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы).
  • Развитие фразовой и связной речи детей при составлении описательного рассказа, обогащать словарный запас.
  • Развитие навыка правильного использования в речи относительных прилагательных, умение образовывать существительные множественного числа.
  • Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение сопереживать, замечать красоту природных явлений; любовь к животным, бережное отношение к природе.
  • Уточнение и активизация словарного запаса по теме «Якутия» (карта, северное сияние, береста,  белый медведь, балаган, ураса и др.)

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать интерес к изучению Якутии, национальной культуре.
  • Развивать умение слушать, анализировать, вступать в диалог.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Физическое развитие:

  • Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни.

Предварительная работа: чтение художественной и энциклопедической литературы, загадывание загадок о животных Севера, изучение карты России, беседы, рассматривание картинок, разучивание подвижных игр народов Якутии.

Оборудование:

демонстрационный материал - карта Росси, картинка флага Якутии, картинка Тайги, картинки животных, картинки оленей, куклы народа Якутии, макеты жилья, гимнастическая палка.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, предлагаю поздороваться с нашими гостями.

Поскорее встанем в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг!

Мы ногами топнем,

Мы в ладоши хлопнем,

А потом пойдем, пойдем,

Друга за руку возьмем!

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Сегодня у нас будет очень необычное занятие, Сегодня мы познакомимся с республикой, которая входит в состав нашей большой России и называется  – Якутия. Я расскажу вам, дети, про людей, которые живут в Якутии. Про суровый климат, про животных и многое другое. Ну что, готовы к путешествию? Тогда отправляемся.

Воспитатель: Ребята, но ответьте мне сначала на несколько вопросов.

Воспитатель: В какой стране мы с вами живем?

Дети: В России.

Воспитатель: Правильно, а наша с вами страна большая или маленькая?

Дети: Большая, больше всех других стран! В ней много городов и республик.

Воспитатель: Конечно большая, и в ней живет очень много народов. А самая большая респуплика  – это Саха Якутия.

Воспитатель: Давайте посмотрим, где она находится. Кто может показать ее на карте?

Воспитатель: У Якутии также есть национальный флаг. Кто знает из каких цветов состоит флаг Якутии?

Дети: голубой, белый, красный и зеленый.

Воспитатель: Верно! У него есть особенность белый круг в центре, который означает солнце, солнце белое, потому что из – за длинной зимы солнце в Якутии чаще белое, а не золотое.

(воспитатель показывает картинку флага)

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать в Якутии?

Ну, если вам так захотелось побывать в Якутии, я предлагаю туда отправиться.

Воспитатель: На чем можно туда отправиться?

Дети отвечают

Воспитатель: Мы отправимся туда на самолете, чтобы сесть в самолет надо назвать северное слово.

Дети: Метель, ветер, вьюга, холод, лед, льдина, олени, снег, валенки, варежки….

Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали слова, а теперь можно отправляться.

(отправляемся под музыку «Где – то на белом свете…»)

Воспитатель: Вот мы и оказались в Якутии. Давайте сразу наденем лыжи, чтобы не провалиться в снегу.

(имитация одевания)

Воспитатель:  Пойдем все друг за другом, за мной. Итак наша первая остановка.

(имитация ходьбы на лыжах)

  1. Жилище Северных народов

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое жилище у якутов. Ураса - это тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое береста?

Но у северных народов есть еще одно удивительное и интересное жилище, называется оно балаган (обращаем внимание на картинку с изображением балагана).

Воспитатель: Из какого материала сделан балаган? (бревен, обмазанных глиной)

  1. Северные олени

Воспитатель: Какое животное разводят якуты?

Ответ детей

Воспитатель: Основная работа якутов это оленеводство, но так же они занимаются охотой и рыбалкой. Охотой и рыболовством занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы.

Воспитатель: Давайте составим рассказ про главного помощника жителей Якутии.

Рассказ детей про оленя  (по карте – схеме)

Воспитатель: Послушайте мой рассказ о жизни оленя рядом с человеком.

Олень прекрасное животное. У него крупное, овальное тело, большая голова, ветвистые рога, высокие сильные ноги, т. к оленю приходится много бегать. Кроме того, широкие копыта оленей не дают им проваливаться в снег или болото. Их тело покрывает густая теплая шерсть, защищающая животное от холода.

Олени едят ягель - это главная пища оленей. Ягель - это белый мох, который растет в тундре. Летом ягель просто найти, а зимой оленям приходится выкапывать копытами глубокие ямы в снегу, чтобы добраться до ягеля. Олени пасутся стадами, чтобы хватило пищи стаду, приходится оленеводам не стоять на месте, а все время двигаться. Вот почему оленеводы кочуют со своими стадами по тундре.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как называется место, где пасутся олени? (пастбище)

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поиграем.

Игра «Назови правильно»

Воспитатель: У оленя есть рога. Значит, какой он? (рогатый)

У оленя длинные ноги. Значит, какой он? (длинноногий)

У оленя короткая шерсть. Значит, какой он? (короткошерстный)

У оленя быстрые ноги. Значит, какой он? (быстроногий)

Физкультминутка «Северные олени».

Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились. (Остановиться)

Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И за столы садись. (Сесть за столы)

  1. Одежда северных народов

Воспитатель: Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?

Ответ детей

Воспитатель: Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица.

Воспитатель: Обувь шапки или капюшоны тоже из меха оленя. Вот видите, ребята, олень кормит, перевозит людей и одевает якутов. Якуты очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают украшения и игрушки. Все это украшают бисером это маленькие стеклянные бусинки, которые на солнце очень красиво переливаются.

Воспитатель: Предлагаю вам сравнить вязаную варежку и варежку из меха? В какой теплее?

Ответ детей

Эксперимент с рукавичкой (Воспитатель предлагает померить вязаную варежку и варежку из меха)

Воспитатель: Представьте себе, что воздух – это маленькие шарики. Вязаные варежки – это как сетка. Холодные шарики воздуха легко проникают сквозь дырочки в сетке и охлаждают наши ручки. А мех – это как множество маленьких пушистых шариков, которые задерживают тепло внутри варежки. Между волосками меха остается много воздуха. Этот воздух как будто укутывает руки и не дает им замерзнуть. Мех как будто создает воздушную подушку, которая не пускает холод к ручкам.

Воспитатель: Теперь давайте возьмем в руки бинокли и отправимся в путь к следующей остановке.

  1. Обитатели тайги

Воспитатели: Посмотрите в бинокль, что вы видите впереди?

Воспитатель показывает картинку тайги

Дети: Густой лес.

Воспитатель: Как называется такой лес в Якутии?

Дети: Тайга.

Воспитатель: Хорошо, а сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра «Какие деревья растут в тайге?».
Воспитатель: Я буду называть деревья, а вы показывать: если дерево хвойное
- то руки внизу, а если лиственное - то руки вверх, если такое дерево не растёт в тайге - то стойте и ничего не показывайте.
- Слушайте внимательно:
В тайге растут: берёзы, ели, сосны, яблони, кедры, клёны, осины, пальмы, пихты, липы, лиственницы.
Воспитатель:  Молодцы! Давайте перейдём следующей игре.
Выходят на поляну, а там разбросаны картинки с изображениями животных.

Игра «Выберите животных, которые живут в тайге».
Дети отгадывают загадки про животных и размещают на фоновой картинке
Воспитатель: А почему верблюд, не сможет жить в тайге, а черепаха?
Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли лесным жителям определить, место жительства.

  1. Северное сияние

Воспитатель: Северный край хоть и царство снега и льда, но солнце дарит Северу очень красивое и необычное явление.

Воспитатель: Как называется это явление?

Ответ детей

Воспитатель: Послушайте, что я вам расскажу про Северное сияние.

Воспитатель: Солнце постоянно отправляет в космос маленькие – маленькие частички, как пылинки. Когда эти частички достигают Земли и сталкиваются с воздухом, они заставляют воздух светиться! Это как будто кто – то рисует на небе огромными кистями. Северное сияние может быть разных цветов! Чаще всего оно бывает зеленого цвета, как яркая травка. Но иногда можно увидеть и другие цвета: красный, как яркий закат; фиолетовый, как спелые сливы; синий, как глубокое море; и даже желтый!

Воспитатель: Давай попробуем создать Северное сияние в нашей группе.

Воспитатель проводит эксперимент

Воспитатель: Ребята наше время подходит к концу. И нам пора возвращаться домой в детский сад.

Но прежде, чем вернутся домой, давайте ответим на несколько вопросов:

Ребята, где мы побывали с вами?

Что интересного узнали?

Возвращение в детский сад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи "Путешествие в лес".

ВОЗРАСТ: средняя группа №6 «Почемучки».ВОСПИТАЛЕЛЬ: Валентина Петровна Уютнова.Материал: мягкие игрушки: лиса, заяц, медведь. Картинки – следы диких животных.Цели: Формирование навыков составления опи...

Конспект по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"

Конспект по развитию речи "Путешествие в страну Красивой речи"...

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа...

Конспект по развития речи " Путешествие в страну красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 летКонспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на те...