«В удивительном мире бумаги и ткани»
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Капустина Анна Леонидовна

Исследовательский мини-проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_udivitelnom_mire_bumagi_i_tkani.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 213 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Детский сад № 213 ОАО «РЖД»)

665904, Иркутская область, г. Слюдянка, ул. им. майора Кутелева, д.35

тел.: 8(39544)76-3-62; Е-mail: slud.213@yandex.ru

Исследовательский мини-проект

«В удивительном мире бумаги и ткани»

Воспитатель: Капустина Анна Леонидовна

Слюдянка 2021

Цель проекта: развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста, через ознакомление со свойствами бумаги и ткани.

Постановка проблемы:

Выбор темы проекта был не случаен. В один из дней к детям в группу пришли две куклы. Одна кукла была одета в платье из бумаги, а другая – платье из ткани. Куклы между собой поспорили: у кого платье лучше? За помощью они обратились к детям. Мнения детей разделились и, оказалось, что многие из детей не знают, что такое ткань.

Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания о бумаге ткани, но и подвести их к пониманию того, что и бумага, и ткань очень нужны и полезны, только назначение у них разное.

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, игровой.
  • По содержанию: педагогический.
  • По составу участников: групповой.
  • По времени проведения: краткосрочный, 5 дней.

Задачи проектной деятельности:

  1. Область «Познание»: помочь детям узнать о свойствах и качествах бумаги и ткани;  развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; формировать исследовательские навыки.
  2. Область «Коммуникация»: развивать связанную речь, активизировать и обогащать словарь.
  3. Область «Художественное творчество»: упражнять детей в аккуратном закрашивании, в умении наклеивать готовые формы, создавая изображение лисички; учить создавать узор для платья, делать самолёт из бумаги.
  4. Область «Труд»: воспитывать ценностное отношение к труду взрослых, знакомить с профессией швея.
  5. Область «Безопасность»: знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, иголкой.
  6. Область «Социализация»: развивать игровую деятельность детей; умение работать в коллективе, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
  7. Область «Физическая культура»: развивать быстроту, ловкость, умение быстро реагировать на сигнал воспитателя.
  8. Развивающие: развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делать выводы), внимание (умение видеть главное).

Этапы проекта:

  1. Организационно – подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

Предполагаемые результаты:

Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах бумаги и ткани поможет им выделить у предметов таких признаков, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности).

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, их родители.

Введение

Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – важнейшая задача всех поколений.

Центральный вопрос проекта – создание условий для развития дошкольников через ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани.                            В проекте чётко прослеживается взаимосвязь познавательного развития дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность.         Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения к людям труда.

Актуальность:

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром в котором он живет. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Зинченко, И.И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь .

Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Решающее значение в умственном развитии ребёнка имеет его активная деятельность: общение, экспериментирование, моделирование, коллекционирование.

Поэтому, детей  4-5 лет нужно продолжать знакомить с предметным миром в процессе действий с объектами, т.е. позволять детям ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать и т.п. 

Реализация проекта:

          Подготовительный этап:

  • Создание развивающей среды.
  • Подбор методической и художественной литературы по теме.
  • Разработка познавательных встреч с детьми, дидактических и подвижных игр, бесед.

Основной этап работы:

1-й, 2-й день: дети знакомятся с бумагой, её свойствами.

  • Познавательные встречи: «Смешной рисунок» - подвести к мысли, что на бумаге можно рисовать.
  • Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность: «Какая она – бумага?»- в процессе действий выявить свойства бумаги: гладкая, белая, мнётся, рвётся, можно резать ножницами; рассматривание и обследование различных образцов бумаги – подготовить детей к созданию коллекции Бумаги.
  • Дидактические игры: «Что бывает из бумаги и ткани?», « Дотронься до…», «Четвёртый лишний».
  • Продуктивная деятельность: рисование, работа в раскрасках; аппликация «Лисичка».
  • Коммуникация: беседа «Из чего делают книги», «Почему надо беречь книги?», «Умеет ли бумага разговаривать?».
  • Работа с ролителями: предложить подобрать разные виды бумаги.

           3-й, 4-й день: дети знакомятся с тканью, её свойствами.

  • Познавательные встречи: «Золотая мама» - подвести к мысли, что одежду шьют из ткани; «Профессия швея» -подвести к пониманию того, что одежду из ткани шьёт швея, выделить новое свойство – ткань можно сшить.
  • Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность: «Какая она - ткань?» - процессе действий выявить свойства ткани: мягкая, не рвётся, мнётся, можно резать ножницами; рассматривание и обследование различных образцов ткани -  подготовить детей к  созданию коллекции Ткани.
  • Дидактические игры: «Дотронься до…», «Четвёртый лишний», «Кто во что одет», «Что нужно для шитья?».
  • Подвижная игра: «Раз, два, три – ко мне беги».
  • Коммуникация: беседа «Из чего шьют одежду?», «Помощники шитья», «Иголки, какие они? Правила приобщении с иголками».
  • Работа с родителями: предложить подобрать разные виды ткани.

          5-ё день: расширять знания детей о свойствах и качествах бумаги и     ткани.

  • Познавательные встречи:  «Встреча с Алёной и Ниной»; встреча – игра «Утята»- учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом использования предмета, узнавать новые свойства и качества материалов;
  • Продуктивная деятельность: ручной труд: сложить из бумаги самолётик, его раскрасить; рисование «Платье для куклы».
  • Коммуникация: «Для чего нам нужен утюг?», «Путишествие в прошлое одежды».
  • Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Дотронься до….»,  «Наведём порядок», «В гостях у Красной шапочки».

Заключительный этап:

  • Познавательная встреча  «Бантик из бумаги и ткани для Кати» - закрепить представления о свойствах бумаги и ткани.
  • Создание альбома «Что мы знаем о бумаги и ткани».

Познавательная встреча

С Алёной и Ниной.

Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»

Задачи:

  • Продолжать знакомить с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами; научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления;
  • Привлекать детей к исследовательской деятельности, развивать воображение, мыслительную деятельность, речь;
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, культурно-гигиенические навыки.

Оборудование:

Кусочки ткани и бумаги на каждого ребёнка; ёмкости с водой; тарелочки; салфетки для вытирания рук; кукла Алёна – одежда из ткани; кукла Нина – из бумаги.

План:

  1. Организующий момент.
  2. Постановка проблемы.
  3. Экспериментально – исследовательская деятельность с бумагой и тканью.
  4. Физкультминутка.
  5. Обобщение полученных данных.
  6. Итог встречи.

Ход встречи:

  1. (дети с воспитателем стоят в кругу, упражнения настой на воспитателя)

- Ребята, мы сегодня опять собрались, чтобы узнать что-то интересное. Я надеюсь, что наша встреча вам понравится.

      2. – сегодня к нам в гости опять кто-то пришёл. Как вы думаете, кто? (догадки детей). Давайте я вам загадаю загадку и вы её отгадаете.

Я хорошая игрушка,

Буду девочкам подружка,

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

- Да, правильно, это кукла. Сегодня к нам на нашу встречу пришли сразу две куклы – Алёна и Нина. (куклы здороваются с детьми)

- Ой, ребята, что это за шум? Это наши Алёна и Нина спорят, у кого платье лучше. Посмотрите на кукол они надели самые красивые платья. У Нины платье сделано, из какого материала? (дети трогают, выясняют, что из бумаги)

- Да, платье Нины сделано из бумаги, оно бумажное. А платье Алёны из какого материала? (дети трогают, выясняют, что это ткань)

- Правильно, платье у Алёны из ткани. И у кого же платье лучше:  у Алёны или у Нины? (дети высказывают свои мнения)

- Ребята, давайте мы не будем с вами гадать, мы пойдём и узнаем всё о ткани и бумаге, их свойствах и куклам потом всё расскажем. (воспитатель приглашает детей за столы)

      3. – Ребята, перед вами на тарелочках кусочки бумаги и ткани.

Возьмите в руки ткань. Потрогайте, потрите пальчиками, ткань какая? (дети выясняют, что ткань, мягкая, с ворсинками).

Теперь возьмите в руки бумагу. Потрогайте бумагу, бумага какая? (бумага твёрдая)

Вот мы узнали, что ткань она мягкая, приятная к телу, а бумага – твёрдая. Хорошо. Теперь давайте сомнём бумагу и ткань (сминают). Что стало с бумагой? С тканью? (они смялись).

- Ребята, а что вам было легче сминать?(выясняют, что бумагу смять легче, чем ткань).

- А теперь попробуйте расправить бумагу и ткань. Посмотрите, какая стала бумага? (осталась мятой, её нельзя расправить). А ткань, посмотрите, можно расправить? (ткань расправилась, разгладилась).

- Да, ребята, видите: ткань и бумага мнутся, но бумагу легче смять. А вот расправить бумагу невозможно, а ткань разглаживается.

- Ребята, как вы думаете, что прочнее: бумага или ткань? (ответы детей). А давайте мы тоже проверим. Возьмите бумагу, разорвите её.

(дети выясняют, что бумага рвётся легко, она непрочная).

Вот мы узнали, что ткань прочная, а бумага непрочная, её легко разорвать.

- А теперь давайте посмотрим, что случится с бумагой и тканью если их намочить?

Отпустите в таз с водой кусочки бумаги и ткани. (дети опускают).  Теперь достаньте из воды ткань. Посмотрите, что случилось с тканью? (она намокла). Отожмите  воду.  Попробуйте теперь ткань разорвать. (дети выясняют что ткань намокла, но разорвать её нельзя, она осталась прочной).

- А теперь достаньте бумагу из воды. Что стало с бумагой?  Попробуйте её разорвать. (дети выясняют, что бумага размокла и развалилась, она непрочная).

Отложите  остатки бумаги на тарелочку, вытирайте руки.

- Вот, ребята, оказывается и бумагу и ткань можно намочить. Но ткань можно высушить и она остаётся прочной, а бумага размокает она непрочная.

     4. – Вот как много нового мы узнали о ткани и бумаге. Теперь давайте отдохнём и вернёмся к нашим куклам.

По сугробам мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Не боимся мы пороши,

Руки вверх – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам –

Хватит снега вам и нам.

  1. (дети возвращаются к куклам)

- Алёна, твоё платье очень красивое. Ребята узнали, что оно сделано из …(бумаги). Что вы, ребята, можете сказать про Алёнино платье. Оно какое? (твёрдое, легко рвётся, под дождём размокает, оно непрочное).

- А у тебя, Нина, платье сделано из …(ткани). и про ткань ребята многое узнали.  Расскажите Нине про её платье. ( оно мягкое, мнётся, но можно разгладить если намокнет, можно высушить, трудно разорвать. Оно прочное).

(воспитатель ещё раз обобщает всё сказанное детьмси)

  1.  – Вот мы и помогли разрешить спор Алёны и Нины. Ребята, посмотрите на Алёну и Нину, подумайте, какое платье вам понравилось больше. Подойдите к той кукле, платье которой вам понравилось. (дети подходят к куклам)

- Посмотрите, сколько друзей у Алёны и Нины. А мы с вами друзья? Приглашайте Алёну и Нину с собой играть.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группеТема: «Что лучше: бумага или ткань?»Программное содержание: - закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и каче...

Конспект занятия "В мире бумаги и ткани"

Занятие для средней группы по опытнической деятельности...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 мл.группе "Что лучше: бумага или ткань?"

Подготовила: Торчилевская Наталья Ивановна Задачи:-закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предм...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Что лучше: бумага или ткань?»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему:«Что лучше: бумага или ткань?»Программное содержание. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливат...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе: «Что лучше бумага или ткань?» Открытый показ для воспитателей ДОУ.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе: "Что лучше бумага или ткань?"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе "Что лучше: бумага или ткань?"

Задачи:-закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета- развивать ...