«В удивительном мире бумаги и ткани»
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Исследовательский мини-проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_udivitelnom_mire_bumagi_i_tkani.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 213 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Детский сад № 213 ОАО «РЖД»)
665904, Иркутская область, г. Слюдянка, ул. им. майора Кутелева, д.35
тел.: 8(39544)76-3-62; Е-mail: slud.213@yandex.ru
Исследовательский мини-проект
«В удивительном мире бумаги и ткани»
Воспитатель: Капустина Анна Леонидовна
Слюдянка 2021
Цель проекта: развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста, через ознакомление со свойствами бумаги и ткани.
Постановка проблемы:
Выбор темы проекта был не случаен. В один из дней к детям в группу пришли две куклы. Одна кукла была одета в платье из бумаги, а другая – платье из ткани. Куклы между собой поспорили: у кого платье лучше? За помощью они обратились к детям. Мнения детей разделились и, оказалось, что многие из детей не знают, что такое ткань.
Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания о бумаге ткани, но и подвести их к пониманию того, что и бумага, и ткань очень нужны и полезны, только назначение у них разное.
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, игровой.
- По содержанию: педагогический.
- По составу участников: групповой.
- По времени проведения: краткосрочный, 5 дней.
Задачи проектной деятельности:
- Область «Познание»: помочь детям узнать о свойствах и качествах бумаги и ткани; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; формировать исследовательские навыки.
- Область «Коммуникация»: развивать связанную речь, активизировать и обогащать словарь.
- Область «Художественное творчество»: упражнять детей в аккуратном закрашивании, в умении наклеивать готовые формы, создавая изображение лисички; учить создавать узор для платья, делать самолёт из бумаги.
- Область «Труд»: воспитывать ценностное отношение к труду взрослых, знакомить с профессией швея.
- Область «Безопасность»: знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, иголкой.
- Область «Социализация»: развивать игровую деятельность детей; умение работать в коллективе, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
- Область «Физическая культура»: развивать быстроту, ловкость, умение быстро реагировать на сигнал воспитателя.
- Развивающие: развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делать выводы), внимание (умение видеть главное).
Этапы проекта:
- Организационно – подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
Предполагаемые результаты:
Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах бумаги и ткани поможет им выделить у предметов таких признаков, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности).
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, их родители.
Введение
Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – важнейшая задача всех поколений.
Центральный вопрос проекта – создание условий для развития дошкольников через ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани. В проекте чётко прослеживается взаимосвязь познавательного развития дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность. Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения к людям труда.
Актуальность:
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.
Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром в котором он живет. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Зинченко, И.И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь .
Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.
По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Решающее значение в умственном развитии ребёнка имеет его активная деятельность: общение, экспериментирование, моделирование, коллекционирование.
Поэтому, детей 4-5 лет нужно продолжать знакомить с предметным миром в процессе действий с объектами, т.е. позволять детям ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать и т.п.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
- Создание развивающей среды.
- Подбор методической и художественной литературы по теме.
- Разработка познавательных встреч с детьми, дидактических и подвижных игр, бесед.
Основной этап работы:
1-й, 2-й день: дети знакомятся с бумагой, её свойствами.
- Познавательные встречи: «Смешной рисунок» - подвести к мысли, что на бумаге можно рисовать.
- Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность: «Какая она – бумага?»- в процессе действий выявить свойства бумаги: гладкая, белая, мнётся, рвётся, можно резать ножницами; рассматривание и обследование различных образцов бумаги – подготовить детей к созданию коллекции Бумаги.
- Дидактические игры: «Что бывает из бумаги и ткани?», « Дотронься до…», «Четвёртый лишний».
- Продуктивная деятельность: рисование, работа в раскрасках; аппликация «Лисичка».
- Коммуникация: беседа «Из чего делают книги», «Почему надо беречь книги?», «Умеет ли бумага разговаривать?».
- Работа с ролителями: предложить подобрать разные виды бумаги.
3-й, 4-й день: дети знакомятся с тканью, её свойствами.
- Познавательные встречи: «Золотая мама» - подвести к мысли, что одежду шьют из ткани; «Профессия швея» -подвести к пониманию того, что одежду из ткани шьёт швея, выделить новое свойство – ткань можно сшить.
- Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность: «Какая она - ткань?» - процессе действий выявить свойства ткани: мягкая, не рвётся, мнётся, можно резать ножницами; рассматривание и обследование различных образцов ткани - подготовить детей к созданию коллекции Ткани.
- Дидактические игры: «Дотронься до…», «Четвёртый лишний», «Кто во что одет», «Что нужно для шитья?».
- Подвижная игра: «Раз, два, три – ко мне беги».
- Коммуникация: беседа «Из чего шьют одежду?», «Помощники шитья», «Иголки, какие они? Правила приобщении с иголками».
- Работа с родителями: предложить подобрать разные виды ткани.
5-ё день: расширять знания детей о свойствах и качествах бумаги и ткани.
- Познавательные встречи: «Встреча с Алёной и Ниной»; встреча – игра «Утята»- учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом использования предмета, узнавать новые свойства и качества материалов;
- Продуктивная деятельность: ручной труд: сложить из бумаги самолётик, его раскрасить; рисование «Платье для куклы».
- Коммуникация: «Для чего нам нужен утюг?», «Путишествие в прошлое одежды».
- Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Дотронься до….», «Наведём порядок», «В гостях у Красной шапочки».
Заключительный этап:
- Познавательная встреча «Бантик из бумаги и ткани для Кати» - закрепить представления о свойствах бумаги и ткани.
- Создание альбома «Что мы знаем о бумаги и ткани».
Познавательная встреча
С Алёной и Ниной.
Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»
Задачи:
- Продолжать знакомить с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами; научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления;
- Привлекать детей к исследовательской деятельности, развивать воображение, мыслительную деятельность, речь;
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, культурно-гигиенические навыки.
Оборудование:
Кусочки ткани и бумаги на каждого ребёнка; ёмкости с водой; тарелочки; салфетки для вытирания рук; кукла Алёна – одежда из ткани; кукла Нина – из бумаги.
План:
- Организующий момент.
- Постановка проблемы.
- Экспериментально – исследовательская деятельность с бумагой и тканью.
- Физкультминутка.
- Обобщение полученных данных.
- Итог встречи.
Ход встречи:
- (дети с воспитателем стоят в кругу, упражнения настой на воспитателя)
- Ребята, мы сегодня опять собрались, чтобы узнать что-то интересное. Я надеюсь, что наша встреча вам понравится.
2. – сегодня к нам в гости опять кто-то пришёл. Как вы думаете, кто? (догадки детей). Давайте я вам загадаю загадку и вы её отгадаете.
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружка,
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
- Да, правильно, это кукла. Сегодня к нам на нашу встречу пришли сразу две куклы – Алёна и Нина. (куклы здороваются с детьми)
- Ой, ребята, что это за шум? Это наши Алёна и Нина спорят, у кого платье лучше. Посмотрите на кукол они надели самые красивые платья. У Нины платье сделано, из какого материала? (дети трогают, выясняют, что из бумаги)
- Да, платье Нины сделано из бумаги, оно бумажное. А платье Алёны из какого материала? (дети трогают, выясняют, что это ткань)
- Правильно, платье у Алёны из ткани. И у кого же платье лучше: у Алёны или у Нины? (дети высказывают свои мнения)
- Ребята, давайте мы не будем с вами гадать, мы пойдём и узнаем всё о ткани и бумаге, их свойствах и куклам потом всё расскажем. (воспитатель приглашает детей за столы)
3. – Ребята, перед вами на тарелочках кусочки бумаги и ткани.
Возьмите в руки ткань. Потрогайте, потрите пальчиками, ткань какая? (дети выясняют, что ткань, мягкая, с ворсинками).
Теперь возьмите в руки бумагу. Потрогайте бумагу, бумага какая? (бумага твёрдая)
Вот мы узнали, что ткань она мягкая, приятная к телу, а бумага – твёрдая. Хорошо. Теперь давайте сомнём бумагу и ткань (сминают). Что стало с бумагой? С тканью? (они смялись).
- Ребята, а что вам было легче сминать?(выясняют, что бумагу смять легче, чем ткань).
- А теперь попробуйте расправить бумагу и ткань. Посмотрите, какая стала бумага? (осталась мятой, её нельзя расправить). А ткань, посмотрите, можно расправить? (ткань расправилась, разгладилась).
- Да, ребята, видите: ткань и бумага мнутся, но бумагу легче смять. А вот расправить бумагу невозможно, а ткань разглаживается.
- Ребята, как вы думаете, что прочнее: бумага или ткань? (ответы детей). А давайте мы тоже проверим. Возьмите бумагу, разорвите её.
(дети выясняют, что бумага рвётся легко, она непрочная).
Вот мы узнали, что ткань прочная, а бумага непрочная, её легко разорвать.
- А теперь давайте посмотрим, что случится с бумагой и тканью если их намочить?
Отпустите в таз с водой кусочки бумаги и ткани. (дети опускают). Теперь достаньте из воды ткань. Посмотрите, что случилось с тканью? (она намокла). Отожмите воду. Попробуйте теперь ткань разорвать. (дети выясняют что ткань намокла, но разорвать её нельзя, она осталась прочной).
- А теперь достаньте бумагу из воды. Что стало с бумагой? Попробуйте её разорвать. (дети выясняют, что бумага размокла и развалилась, она непрочная).
Отложите остатки бумаги на тарелочку, вытирайте руки.
- Вот, ребята, оказывается и бумагу и ткань можно намочить. Но ткань можно высушить и она остаётся прочной, а бумага размокает она непрочная.
4. – Вот как много нового мы узнали о ткани и бумаге. Теперь давайте отдохнём и вернёмся к нашим куклам.
По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы пороши,
Руки вверх – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Хватит снега вам и нам.
- (дети возвращаются к куклам)
- Алёна, твоё платье очень красивое. Ребята узнали, что оно сделано из …(бумаги). Что вы, ребята, можете сказать про Алёнино платье. Оно какое? (твёрдое, легко рвётся, под дождём размокает, оно непрочное).
- А у тебя, Нина, платье сделано из …(ткани). и про ткань ребята многое узнали. Расскажите Нине про её платье. ( оно мягкое, мнётся, но можно разгладить если намокнет, можно высушить, трудно разорвать. Оно прочное).
(воспитатель ещё раз обобщает всё сказанное детьмси)
- – Вот мы и помогли разрешить спор Алёны и Нины. Ребята, посмотрите на Алёну и Нину, подумайте, какое платье вам понравилось больше. Подойдите к той кукле, платье которой вам понравилось. (дети подходят к куклам)
- Посмотрите, сколько друзей у Алёны и Нины. А мы с вами друзья? Приглашайте Алёну и Нину с собой играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группеТема: «Что лучше: бумага или ткань?»Программное содержание: - закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и каче...
Конспект занятия "В мире бумаги и ткани"
Занятие для средней группы по опытнической деятельности...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 мл.группе "Что лучше: бумага или ткань?"
Подготовила: Торчилевская Наталья Ивановна Задачи:-закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предм...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Что лучше: бумага или ткань?»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему:«Что лучше: бумага или ткань?»Программное содержание. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливат...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе: «Что лучше бумага или ткань?» Открытый показ для воспитателей ДОУ.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе: "Что лучше бумага или ткань?"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе "Что лучше: бумага или ткань?"
Задачи:-закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета- развивать ...