Программа кружка "Пластилиновое чудо"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Горбатенко Валентина Григорьевна

Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, делает человека существом,обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее. Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования.

Пластилинография - один из новых жанров в изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования, который появился сравнительно недавно.

Жанр «пластилинография» представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов, например, декорирование поверхности бисером, паетками. Основным материалом в пластилинографии является пластилин, а основным инструментом - рука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovoe_chudo_gorbatenko.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Пластилиновое чудо»

Воспитатель:
Горбатенко В.Г.

г.Улан-Удэ

2021г.

Рабочая программа кружка«Пластилиновое чудо»

в средней группе на 2020-21 уч. год

Подготовила воспитатель Горбатенко В.Г.

Пояснительная записка

Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, делает человека существом,обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее. Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования.

Пластилинография - один из новых жанров в изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования, который появился сравнительно недавно.

Жанр «пластилинография» представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов, например, декорирование поверхности бисером, паетками. Основным материалом в пластилинографии является пластилин, а основным инструментом - рука.

Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Актуальность и новизна программы: является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего возраста.

Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Основная цель программы кружковой работы: «Пластилиновое чудо»:

научить детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.

Цель:

- привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у воспитанников;

- знакомство с новым видом аппликации;

- приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;

-обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Задачи:

Воспитательные:

1. Уважительное отношение к результатам труда.

2. Интерес к творческой и досуговой деятельности.

3. Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Развивающие: способствовать развитию

1. творческих способностей.

2. сенсорики, мелкой моторики рук.

3. пространственного воображения.

4. технического и логического мышления, глазомера.

5. способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Обучающие:

1. Овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.

2. Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.

3. Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.

4. Использовать навыки творческого сотрудничества.

Общепедагогические принципы:

- принцип систематичности и последовательности: постановка задач в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому»,«от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

- Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.

- Принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей: возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Механизм реализации программы

- Реализация программы рассчитана на 1 год обучения;

- численность детей в группе от 12 человек, возраст 4-5лет;

-продолжительность занятий- 20 минут, в вечернее время, 1 раз в неделю;

-всего за год (включая мониторинг) – 28 занятий.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

-фронтальный: одновременная работа со всеми детьми;

-индивидуально-фронтальный: чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой: организация работы в группах;

-индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы организации деятельности детей:

-словесные (беседа, познавательный рассказ, художественное слово, инструктаж, обсуждение результатов, поощрение) ;

-наглядные (показ образцов, схем, иллюстраций);

-практические (конкретные трудовые задания и упражнения);

-игровые (создание игровых ситуаций).

Формы организации деятельности детей:

-тематические занятия;

-игра-путешествие;

-творческие занятия;

-игровые занятия;

-выставки детских работ.

Использование ИКТ: мультимедиа, презентации.

Ожидаемые результаты

В конце года обучения дети должны знать:

-основные приемы лепки, виды пластилинографии;

-сочетание цвета, композиционное построение.

Уметь:

-применять бросовый и природный материал (бисер, паетки, бусины, семена);

-доводить начатое дело до конца.

Перспективный план кружка «Пластилиновое чудо»на 2019-2020 гг.

месяц

неделя

тема работы

цель

материал

дополнительный материал ИКТ

мультимедия/ презентация, музыкальное сопровождение

Ноябрь

1 неделя

рельефная лепка «Российский флаг»

формировать знания у детей о Российском флаге – триколоре через лепку. Развивать мелкую моторику.

картон, пластилин трёх цветов (белый, голубой, красный), трубочка для коктейля

Презентация «Праздник 4 ноября- день народного единства»

2 неделя

«Весёлый ёжик»

научить лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, дополняя бросовым материалом. Развивать воображение, фантазию и мелкую моторику рук

диск двд, пластилин (зелёный или жёлтый, серый,  коричневый, белый, чёрный); трубочки, зубочистки, стеки, бусинки и т.д.

игрушка ёжика, песенка «Маленький ёжик- четвероножик»

3 неделя

«Птички- синички»

Закрепить знания о синицах, их характерными чертами и внешнем виде через творческую деятельность. Развивать познавательный интерес, моторику рук. Научить лепить птиц из частей в одно целое.

пластилин коричного и серого цвета, стеки, семечки для клювиков, бисер для глаз, зубочистки, трубочки для коктейля

видео- презентация о птицах, загадки, иллюстрации

Декабрь

1 неделя

графическая лепка

«Заинька»

Продолжать учить создавать сказочный образ зайца. Пользоваться разными техниками пластилиновой живописи.

Пластилин, шаблон, салфетка, рисунок зайца в белой шубке

Презентация «Как заяц готовится к зиме»

2 неделя

«Белая снежинка на ладошку села»

Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, салфетки, картон голубого цвета.

Прослушивание музыки «Времена года» Чайковский

Зимние мультфильмы

3 неделя

«Елка новогодняя огоньками светится»

.

совершенствовать приемы лепки. Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать художественное восприятие и мелкую моторику рук

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон белого цвета.

Прослушивание детских новогодних песен и мелодий

Презентация «Скоро будет новый год»

Январь

1 неделя

«Снеговик»

Продолжать обучать техническим приемам лепки посредством прямой пластилинографии

Пластилин,картон голубого цвета, дощечка для лепки

2 неделя

«Зимняя картина»

Продолжать знакомить с понятием «Пейзаж». Воспитывать интерес к природе в разное время года. Учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки, для придания выразительности объектам.

Пластилин, картон, стеки

Иллюстрации зимнего пейзажа, музыкальное сопровождение

3 неделя

«Варежка»

Продолжать учить детей работать на заданном пространстве, не выходя за контур; побуждать детей самостоятельно выбирать цветовую гамму, дополнительные материалы для воплощения замысла упражнять приему размазывания пластилина подушечкой пальца.

Силуэт варежки из картона, пластилин,

Стих «Маша варежку надела» Воронько.

загадки

варежка с узором

4 неделя

«Ветка рябины»

Продолжать знакомить с барельефом и горельефом, учить применять средства выразительности, использовать подходящий материал и технику, добиваясь сходства с натуры.

Пластилин, доска, картон,салфетки, доска

Картинка с изображением рябины, ветки рябины

Февраль

1 неделя

«Золотая рыбка»

Научить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином.

Пластилин, картон голубого цвета, доска

Изображение золотой рыбки, предварительное чтение отрывка из сказки Пушкина «О золотой рыбке»

2 неделя

«Украшение головного убора»

Познакомить с бурятским головным убором. Продолжать учить лепить рельефным способом, добавляя элементы бурятского узора. Развивать фантазию и воображение, чувство цвета, формы в создании узоров

Пластилин,шаблон головного убора, салфетки

бурятская шапка с узором, сопровождение бурятских  песен и музыки

3 неделя

«Галстук для папы»

Добиваться точной передачи формы, развивать желание добиваться результатов с помощью цвета и работы стекой.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон белого цвета;.

галстук, картинка с изображением галстука

4 неделя

«Сова и синица»

Учить детей лепить пары выразительных образов контрастных по величине тела и глаз. Продолжать освоение рельефной лепки.

Пластилин, стеки, пуговицы жёлтого и оранжевого цвета, бисер, картон голубого и чёрного цвета, салфетки;

картинки с изображением птиц, игрушка совы, звуковое сопровождение «Голоса птиц»

Март

1 неделя

«Цветы для мамы»

Продолжать учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов разным способом, моделировать пальцами рук: раскатывать шар, сплющивать в диск.

Пластилин, картонные заготовки разных форм, бусины, бисер, блески, пуговицы, стеки,

иллюстрации цветов, букетов

2 неделя

«Весна идет, весне дорогу»

Формировать интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представления о первоцветах через творческую деятельность. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Пластилин, доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета. Иллюстрации весенней природы

Слушанье музыки весенней природы, презентации, мультимедиа

3 неделя

«Чайный сервиз для игрушек»

Познакомить с лепкой конструктивным способом. Научить детей лепить объёмную посуду. Развивать мелкую моторику, глазомер, синхронизировать движение обеих рук

Пластилин, стеки, колпачки фломастеров или авторучек. бумажные салфетки,

Видео презентация «Как делают игрушки», игрушечная посуда

4 неделя

«Подводное царство»

Продолжать осваивать приемы работы с  пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу.

пластилин, доска для лепки, салфетки картон голубого цвета,

Иллюстрации подводного мира, видео «Мир подводного царства»

Апрель

1 неделя

«Серый капитан на корабле»

Научить детей лепить кораблики из бруска пластилина отрезая стекой лишнее (уголки образования носа); дополнять поделку фигуркой мышки. Лепить фигурку конструктивным способом и размещать его на корабле.Развивать способности к формообразованию.

бруски пластилина, стеки, салфетки; игрушка мышки для обыгрывания сюжета лепки, картинка

детские песенки, чтение стихотворения Д. Хармса «Кораблик»,«Мышонок на корабле»

2 неделя

«Звездное небо»

продолжать освоение техники рельеыфной лепки. Учить детей передавать образ звездного неба по средствам пластилинографии. Развивать композиционное и пространственное восприятие.

 размягчённый пластилин разных цветов, картон синего цвета,салфетки.

Панно «Ночное небо, силуэты созвездий», музыкальное сопровождение «Спейс. Космическая музыка».

3 неделя

«Пасхальное яичко»

Познакомить с народным праздником «Светлая Пасха». Украшать пасхальное яичко в технике пластилиновой живописи; учить смешивать цвета. Разглаживать в одном направлении.

Шаблон яйца из картона, пластилин, паетки

Презентация «Пасха красная», музыкальное сопровождение

4 неделя

«Незабудки»

Учить детей изображать объект природы, посредством нетрадиционной техники –пластилинографии;

-развивать чувство формы, пропорций и цвета;

Пластилин, доска для лепки, картон

картинка с изображением незабудок

Май

1 неделя

«Бабочки»

Углублять знания детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Развивать глазомер, зрительное восприятие, мелкую моторику рук

Пластилин, доска, салфетки, картон зелёного цвета

Презентация «Бабочки», картинки бабочек, игрушки или прищепки бабочек

2 неделя

«Муха- цокотуха»

колллектив-ная композиция

Учить детей лепить насекомое в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Развивать согласованность в работе глаз и рук.

Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки, бисер, мелкие пуговицы, коктейльные трубочки

композиционный элемент – маленький самовар слеплен воспитателем или игрушка, книги с иллюстрациями знакомой сказки, аудио-сказка К.И.Чуковского «Муха - цокотуха», игровой набор насекомых

3 неделя

«Вот поезд наш едет, колёса стучат»

Закреплять умение детей делить брусок пластилина стекой на примерно равные части (вагончики). Инициировать поиск возможностей сочетания пластилина с другими материалам (колёса из пуговиц, труба из колпачка фломастеров). Развивать чувство формы и пропорций.

бруски пластилина разного цвета, стеки, пуговицы для колёс, колпачки фломастеров для трубы паровоза, салфетки.

Игрушки: паровоз и вагончики, железная дорога, слушание песни «Едет. Едет паровоз», просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДО ШАШКИ»

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка в детском  саду  «Улыбка» и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях.В ...

Презентация программы "Пластилиновое чудо"(пластилинография для детей2-4 лет).

Презентация программы "Пластилиновое чудо"(пластилинография для детей2-4 лет)....

Программа "Пластилиновое чудо"

Дополнительное образование...

Программа кружка «Чудо-нотки» 2014 - 2015 учебный год

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональна...

Программа кружка «Чудо-нотки» 2015 - 2016 учебный год

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональна...

Рабочая программа кружка «Чудо - пластилин»

Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ...