Технологическая карта и план проведения совместной деятельности в формате ФГОС ДО "Фрукты" по дисциплине "Лепка" с детьми 4-5 лет на примере системы педагогической технологии погружения в сказку "Праздник, или Арбуз для мышат!"
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

Соколовская Татьяна Александровна

Технологическая карта и  пояснительная записка с планом проведения совместной деятельности в формате ФГОС ДО "Фрукты"по дисциплине "Лепка" с детьми 4-5 лет на примере системы педагогической технологии погружения в сказку "Праздник, или Арбуз для мышат!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Пояснительная записка

Дисциплина “Лепка”. Группа средняя, 4-5 лет. Воспитатель Соколовская Т. А.

План проведения совместной деятельности в формате ФГОС ДО “Фрукты”

в системе педагогической технологии погружения в сказку

Тема: “Праздник, или Арбуз для мышат!”

Цель: создать условия для развития любознательности, пробуждения у детей положительной эмоциональной отзывчивости к окружающему миру на примере проявления познавательного интереса к месту произрастания арбузов и поиска выхода из проблемной ситуации.

Задачи:

Воспитательные: создать условия для воспитания чувства взаимопомощи, поддержки и удовольствия от коллективных действий.

Развивающие: создать предпосылки для стимулирования познавательной активности детей путём включения в проблемные ситуации.

Речевые: создать условия для формирования у ребёнка умений высказывать суждение и

условий для обогащения пассивного словаря: “бахча”.

Обучающие: создать условия для обогащения представления детей о произрастании плодов на примере арбуза; создать условия для формирования умения сосредоточиться на выполняемом действии; создать условия для формирования способности лепить предмет конструктивным способом - по частям, начиная с самых крупных и заканчивая мелкими, передавая их строение, величину и форму.

Планируемые результаты:

Целевые ориентиры

Образовательные результаты

Ребёнок умеет сосредоточиться.

Ребёнок готов к совместной деятельности, направляет внимание на педагога.

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности.

Ребёнок имеет представление о месте произрастания арбузов.

Ребёнок отвечает на вопрос, используя операции сравнения, обобщения, ассоциации.

Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - общении, познавательно-исследовательской, продуктивной.

Ребёнок отвечает на вопрос, используя операции сравнения, обобщения, ассоциации.

Ребёнок обладает развитым воображением.

  1. Ребёнок продуцирует образы-ассоциации (репродуктивное воображение);
  2. Ребёнок создаёт виртуальный образ на основе представлений без опоры на образец (творческое воображение).

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли.

Ребёнок отвечает на вопрос педагога, делает предположения.

Ребёнок имеет в пассивном словаре понятие “бахча”.

Ребёнок испытывает желание помогать.

Ребёнок ощущает эмоциональный подъём от того, что может кому-то помочь.

Ребёнок лепит предмет.

Ребёнок выполняет последовательные действия с пластилином, обучаясь лепке конструктивным способом.

Ребёнок сохраняет внимание на основе неподдельного интереса и желания сделать “по-настоящему”.

Ребёнок получает удовольствие от проделанной работы.

Межпредметные связи: образовательные области “художественно-эстетическое развитие”, “ познавательное развитие”, “речевое развитие”.

Организация пространства: 2 рабочих стола, покрытых клеёнкой, со стульями по периметру, открытое пространство в группе, ноутбук.

План:

  1. Подготовительный этап: (проводится на неделе до дня планирования совместной деятельности).

Культурные практики: поисковый вопрос “Как к нам на стол попадают фрукты?”

  • рассматривание картинок с изображением фруктов, знакомство с названиями некоторых фруктов;
  • рассматривание  и ощупывание плодов фруктов, принесённых родителями детей.

Совместная деятельность: приготовление и дегустация фруктового салатика.

2. Основной этап. Занятие по лепке “Праздник, или Арбуз для мышат!”

3. Заключительный этап. Работа с родителями. Предложить образовательное путешествие ребёнка и родителей на бахчу.

Материал к совместной деятельности:

Конспект.

Презентация.

Арбуз. Арбузные семечки.

Пластилин зелёного, белого, красного цветов. “Мышонок” - детская игрушка или кукла-рукавичка би-ба-бо.

Технология: педагогическая технология дошкольного образования методом погружения в сказку.

Тип: совместная деятельность с культурными практиками.

Этап технологии

Этап совместной деятельности

Деятельность обучающихся воспитанников

Задания на этапах совместной деятельности

Образовательные результаты

Начало встречи

Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, разминают кисти и пальцы рук к предстоящей лепке.

Повторение называемых и показываемых действий: “Похлопаем в ладоши, похлопаем в ладоши, похлопаем в ладоши! Очень хорошо! А пальчики попляшут, а пальчики попляшут, а пальчики попляшут у маленьких ребят. А девочки и мальчики все ровненько сидят!”

Ребёнок готов к совместной деятельности, направляет внимание на педагога.

Погружение в сказку.

Слушают рассказ о проблемной ситуации.

Высказывают возможные варианты.

Проблемная ситуация: “Иду сегодня на работу в детский сад и вдруг вижу: на углу мышонок плачет. (У педагога на руке мышонок-кукла би-ба-бо.) Спросила его, он пищит-отвечает: “Мама нам, мышатам, сказала, будет праздник, если я загадку отгадаю:

Принеси с бахчи зелёные мячи.

А я не отгадал.” И опять плачет. Поможем, ребята, мышонку, попробуем отгадать загадку?

Ребёнок отвечает на вопрос педагога, делает предположения.

Ребёнок имеет в пассивном словаре понятие “бахча”.

Работа в пространстве сказки.

Основная часть.

Познавательная деятельность.

Преобразующая продуктивная деятельность

Рассматривают фотографию бахчи в ноутбуке.

Выходят на свободное пространство группы, встают в круг. Повторяют ассоциативные движения за педагогом.

- руки на бёдрах

- ладони лодочкой, показывают, как плывёт кораблик

- круглые руки перед собой

- руки расходятся в стороны

- крутят руль

- ладонь козырьком, глядят из-под неё вдаль

- присели на корточки

- выпрямились, ладони у рта сложены рупором, дуем

- показывают, как едят арбуз

- “развязывают” пояса.

“Несут” вместе с педагогом арбуз на рабочий стол.

Вспоминают, каков арбуз в разрезе, как называются его части: зелёная корка, белая прослойка, красная сочная мякоть.

Берут зелёный пластилин, разминают, раскатывают колбаску и сплющивают её в дугу.

Берут белый пластилин, разминают, раскатывают колбаску и сплющивают её в дугу.

Расплющивают круг красного пластилина и присоединяют его к дуге прослойки.

Вспоминают, предполагают.

В мякоть из красного пластилина вставляют вертикально настоящие арбузные семечки.

“Оказывается, бахча - это поле, где растут арбузы! Значит, “зелёные мячи” это ... (дети:) арбузы! Ой, мышонок опять плачет. Что же ты, мышонок, опять плачешь? - “Да как же я принесу арбуз? Я вот какой маленький, а арбузы-то вот какие большие!”

Ребята, можем мы опять мышонку помочь?

(Ответы детей.)

Тогда пойдём на бахчу за арбузами.

(О. Дриз)

Три отважных карапуза

На кораблике везли

Три невиданных арбуза

Из неведомой земли.

Сами руль они крутили,

Сами с мостика глядели,

Сами на мели сидели,

Сами дули в паруса ...

Мышки те арбузы съели,

Распоясав пояса!

Педагог достаёт арбуз из мешка (и два зелёных мяча).

Вот какой большой арбуз принесли мы с вами с бахчи для мышат. А чтобы у них праздник удался на славу, надо им помочь разделить его на дольки. Для этого каждый из вас вылепит такую арбузную дольку.

У каждого из вас есть кусочки пластилина трёх цветов. Кто помнит, как выглядит арбузная долька?

Берём зелёный пластилин, разминаем, раскатываем колбаску и расплющиваем пальчиками в полоску, которую сгибаем дугой. Это корка нашей арбузной дольки.

Берём белый пластилин, разминаем, раскатываем колбаску и расплющиваем пальчиками в полоску, которую сгибаем дугой. Это прослойка нашей арбузной дольки.

А кусочек красного пластилина раскатываем в шарик, который расплющиваем в кружок и присоединяем к дуге прослойки.

Теперь давайте вспомним, как семечки в арбузе растут?

Да, обращаю ваше внимание, вертикально расположены семечки в мякоти арбуза, острым концом семечки к середине арбуза.

Ребёнок имеет представление о месте произрастания арбузов.

Ребёнок отвечает на вопрос, используя операции сравнения, обобщения, ассоциации.

Ребёнок ощущает эмоциональный подъём от того, что может кому-то помочь.

Ребёнок продуцирует образы-ассоциации (репродуктивное воображение)

Ребёнок создаёт визуальный образ на основе представлений без опоры на образец (творческое воображение).

Ребёнок выполняет последовательные действия с пластилином, обучаясь лепке конструктивным способом.

Ребёнок отвечает на вопрос педагога, делает предположения.

Ребёнок сохраняет внимание на основе неподдельного интереса и желания сделать “по-настоящему”.

Выход из сказки.

Накрывают скатертью стол. Бережно выставляют свои готовые дольки арбуза.

Давайте на стол положим красивую скатерть и выставим наши арбузные дольки. Пусть будет праздник у мышат! Вот первым пришёл на праздник наш знакомый мышонок ...

Ребёнок получает удовольствие от проделанной работы.

Рефлексия.

Заключительный этап.

Рефлексивная деятельность.

Обсуждение результатов своей деятельности на встрече.

Как вы думаете, ребята, получился бы у мышат настоящий праздник с такими арбузными дольками, как те, что мы смастерили? А как по семечкам определяют, спелый арбуз или нет? А видели ли ваши родители целое арбузное поле? А как оно называется?

Ребёнок использует понятие “бахча” в активной речи.

Ребёнок оценивает свою деятельность, осуществляет осознанный выбор, проявляет стабильный интерес к изучаемой теме.

Рекомендации для прогулки

Ребёнок рассказывает родителям об арбузном поле, и они вместе едут на бахчу :).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной К школе группы по теме « В гости к дедушке Егору» с использованием технологии конструирование из бумаги (оригами)

Цель занятия:- Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям, населяющем ее.- Способствовать усвоению нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых...

«Педагогическая находка» Использование элементов технологии ТРИЗ - РТВ Технологическая карта образовательной ситуации по коммуникативной деятельности в старшей группе

Тема: «Составление сказки на новый лад».Цель: создание условий для составления и рассказывания новой сказки «Колобок», с использованием технологии ТРИЗ (метод «мозговой ш...

Технологическая карта специально организованной образовательной совместной деятельности с детьми "У лукоморья дуб зелёный"

Развитие предпосылок одарённости у детей 6-7 лет на основе литературного произведения (отображать содержание произведения одновременно с выразительным чтением)....

Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (5-6 лет) по освоению образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Заюшкина избушка"

Формировать у детей умение сотрудничать в процессе игрового замысла, развивать  в процессе игры воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей пе...

Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (3-4 лет) по освоению образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование) по теме: «Разноцветные бабочки»

Цель: развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества....

Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.

Технологическая карта занятияпо познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии  Коротковой Н.А.«Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы....