Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческой мастерской « ФАНТАЗИЯ »
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Князева Елена Александровна

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческой мастерской « ФАНТАЗИЯ ».   Возраст обучающихся: 5 – 6лет

Срок реализации: 1 годРазработанная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса своими руками» художественной направленности. Программа  составлена   на основе Программы художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет «Цветные  ладошки» Лыковой  И.А.

Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской «Фантазия» для детей 5-6 лет (далее – Программа) имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время в образовательном процессе особое внимание уделяется художественно – эстетическому развитию дошкольников. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyazeva_e.a._mdoz-18-01_programma_dop.docx61.43 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ  ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 «Изюминка»

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

от «___»  _____________ 20____г.

Протокол № __________________

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 24 «Изюминка»

__ Г.В. Егорова __________/ФИО/

«___»  ________________ 20____г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

творческой мастерской

« ФАНТАЗИЯ »

Возраст обучающихся: 5 – 6лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Князева Елена Александровна, воспитатель старшей группы

г. Нижний Новгород 2019 г.


Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы программ        3

1.1.        Пояснительная записка        3

1.2.        Цель и задач программы        6

1.3.        Содержание программы        7

1.4.        Планируемые результаты        13

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий        14

2.1.        Календарный учебный график        14

2.2.        Условия реализации программы        ………….….18

2.3.        Формы аттестации        20

2.4.        Оценочные материалы        21

2.5.        Методические материалы        21

2.6.        Список литературы        24


Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы программ

  1. Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский

Направленность программы

Разработанная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса своими руками» художественной направленности. Программа  составлена   на основе Программы художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет «Цветные  ладошки» Лыковой  И.А.

Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской «Фантазия» для детей 5-6 лет (далее – Программа) имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Актуальность программы

В настоящее время в образовательном процессе особое внимание уделяется художественно – эстетическому развитию дошкольников.

Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в творческой мастерской «Фантазия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Отличительные особенности программы

Новизна и оригинальность Программы заключается в целенаправленной

 деятельности по обучению основным навыкам художественно-эстетической, творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

 Работу в творческой мастерской планирую так, чтобы она не дублировала программный материал в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС ДО, а чтобы дополнительные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном,  природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой и другими материалами.

Концептуальной основой данной Программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Адресат программы

Участниками Программы являются дети в возрасте 5 – 6 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Форма обучения

Занятия проводятся по группам. Для успешного освоения программы численность детей в группе не должна превышать 12 человек.

Форма организации образовательного процесса – групповая

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Форма занятия - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Занятия проводятся во вторую половину дня после сна.

В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия, беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя), наглядные (показ образца, рассматривание картинок, репродукций), практические. и др.). Сами занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.

            Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 раза в месяц, с сентября по май. Занятия проводятся по вторникам и четвергам, продолжительность занятия по 25 минут.

Старшая группа

Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул

Кол-во занятий

2 раза в неделю

Продолжительность

25 минут

Форма организации детей

занятие

  1. Цель и задач программы

Цель –создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности:

– научить ребёнка создавать поделки из различных материалов: газеты, природного материала, фольги и фантиков, гофрированной бумаги, картона и др.

- научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупками, сухими крупами, макаронами и др.

Задачи:

Обучающие:

- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на занятиях НОД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

- обучение умению планирования своей работы;

- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- создание условий к саморазвитию воспитанников;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

- воспитание уважения к труду;

- формирование чувства коллективизма;

- воспитание аккуратности;

        - экологическое воспитание воспитанников.

  1. Содержание программы

      Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На занятиях в процессе труда будет обращаться внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

     Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во

занятий

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

1

Работа с природным материалом

5

125 мин.(2,05ч.)

Беседа,

Обсуждение

Выставки

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей

2

Работа с бумагой

7

175 мин.(2,55ч.)

3

Работа с бытовым материалом (пластиковые , деревянные ит.д.)

3

75мин.( 1ч.15мин.)

4

Работа с соленым тестом

7

175мин.(2,55ч..)

3

Работа с цветными нитками

3

75мин.(1ч.15мин.)

4

Работа с ватой

3

75мин.(1ч.15мин.)

5

Работа со скорлупками

3

75мин.(1ч.15мин.)

6

Работа с гофрированной бумагой, картоном

   7

175 мин.(2ч.55)

7

Работа с салфетками

3

75мин.(1ч.15мин.)

8

Работа с ракушками, песком

3

75мин.(1,15ч.)

9

Работа с сухими крупами, семечками, макаронами

7

175мин.(2ч.55мин.)

10

Работа с фольгой, фантиками

5

125 мин.(2,05ч.)

11

Итоговые занятия

10

250мин.(4ч.10мин.)

66

1500мин.(25ч.)

                                 

                                   Перспективный план на год

Учебные недели

Тема

Содержание

Оборудование и материалы

Сентябрь

1

Знакомство с кабинетом.

Знакомство с природным материалом.

 Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

 Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

2 – 3

Работа с природным материалом

Научить детей делать поделки из разных

природных материалов.

Кора березы, засушенные листья, семечки  подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА, пластилин.

4 - 5

Работа с бумагой

Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.

Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, газета, ножницы, клей ПВА

Октябрь

1

Работа с бумагой

Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

Закрепить умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, газета, ножницы, клей ПВА

2

3

Работа с бытовыми предметами

Познакомить детей с новым видом поделок. Показать, что ненужные дома предметы, очень хорошо использовать в творчестве. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Спичечные коробки, пуговицы, диски, бутылочк из под йогурта, лимонада, крышечки, коробочки.

4

Ноябрь

1

Работа с соленым тестом

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.

2

3

4

Декабрь

1

Работа с нитками

Познакомить с новым способом изготовления – оклеивание объемных форм цветными нитками.

 Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и радоваться достигнутым результатам.

Прочный картон, обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, заготовки конусов, клей.

2

3

Работа с ватой

Научить детей работать с ватой.

Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Вата, ватные диски, ватные палочки, клей, цветная бумага или картон, пластилин.

4

Январь

1 – 2

Каникулы

3

Работа со скорлупками

Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы

Развивать мелкую моторику рук, глазомер

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц,

ореховая скорлупа.

4

Февраль

1

Работа с гофрированной бумагой

Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда.

Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и при выполнении работы.

Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

2

3

4

Март

1

Работа с салфетками

Учим изготавливать поделки - из салфеток. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения со взрослыми и детьми  

Цветные салфетки ,цветная бумага или картон, ножницы, клей ПВА.

2

3

Работа с ракушками, песком

Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов.

Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними

Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей.

4

Апрель

1

Работа с сухими крупами, семечками, макаронами

Совершенствовать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать аккуратность при работе с крупами, самостоятельность и творчество при выполнении работы.

Гофрированный картон, цветной картон; готовые рисунки с изображением барашков, подсолнуха, домика; клей «Момент»; ножницы; крупы: пшено и манка, гречка; семена укропа и подсолнечника; мелкий чай (из пакетиков); фасоль; плоды шиповника; зерна кукурузы; макароны.

2

3

4

Май

1

Работа с фольгой, фантиками

Продолжать учить изготавливать поделки – из фольги. Совершенствовать  умение  делать игрушки из фантиков. Активизировать словарь детей ; развивать навыки  свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.  Воспитывать аккуратность, самостоятельность и творчество при выполнении работы.

Цветная жесткая фольга, фантики от конфет, клей, ножницы, палочки, зубочистки

2

3

4

Выставка детских работ

Поведение итогов

  1. Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе воспитанники:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

– научатся следовать устным инструкциям;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число занятий

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

5

25 мин.

Совместная тематическая деятельность

2,05ч.

Знакомство с кабинетом. Диагностика. Знакомство с природным материалом.

Научить детей делать поделки из разных

природных материалов.

Группа

Беседа,

Обсуждение

Выставки

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей

2

Октябрь

7

2,55 ч.

Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

3

Октябрь

3

1,15ч

Познакомить детей с новым видом поделок. Показать, что ненужные дома предметы, очень хорошо использовать в творчестве. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

4

Ноябрь

7

2,55ч.

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

5

Декабрь

3

1ч. 15мин

Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).

Познакомить с новым способом изготовления – оклеивание объемных форм цветными нитками.

6

Декабрь

3

1,15ч.

Научить детей работать с ватой.

Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

7

Январь

3

1 ч 15 мин.

Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

8

Февраль

7

2,55 ч.

Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом(гофрокартоном) изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда.

Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения

9

Март

3

1,15ч.

Учим изготавливать поделки - из салфеток. Формировать умение  действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе  углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки  свободного общения со взрослыми и детьми  

10

Март

3

1,15ч.

Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов.

Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними

11

Апрель

7

2 ч. 55 мин.

Воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из круп и семян различных растений, комбинируя разнообразные материалы.

Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира.

Развивать аккуратность работы с клеем.

12

Май

5

2,05ч.

Формировать умение делать объемные игрушки из фаников.

Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги.

13

Итоговые занятия

10

4ч. 10мин

Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания.

66

25ч.

  1. Условия реализации программы

Условиями реализации Программы являются:

• Заинтересованность детей содержанием Программы и ее конечным результатами.

• Организация процесса обучения в интересной доступной форме.

• Наглядность обучения.

• Наличие инструментов и материалов для работы.

• Мебель по росту детей.

Материально-техническое обеспечение программы:

  1. Группа для занятий, которая должна отвечать всем санитарным нормам.
  2. Шкаф для хранения наглядных пособий, материалов.
  3. Магнитная доска.
  4. Раздаточный материал.
  5. Демонстрационный материал: образцы моделей; схемы изготовления базовых форм; пооперационные карты изготовления моделей.

Информационное обеспечение

  1. ноутбук
  2. мультимедийный проектор,
  3. экран;

Кадровое обеспечение

Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности творческая мастерская «Фантазия » могут реализовать педагоги, соответствующие следующим требованиям:

  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование;
  • педагогический стаж работы более 3лет.

Педагог, реализующий программу:

  1. Должен знать:
  • Конституцию РФ, Законы РФ (регламентирующие деятельность в области дошкольного образования),
  • Дошкольную педагогику и возрастную психологию,
  • Требования техники безопасности, инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников,
  1. Должен уметь:
  • Осуществлять работу по обучению детей в соответствии с программой и методикой, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Создавать условия для освоения материала;
  • Отслеживать соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил;
  • Соблюдать требования по охране жизни и здоровья детей, оказывать первую доврачебную помощь;
  • Осуществлять информационно – просветительскую работу среди родителей воспитанников;
  • Оказывать педагогическую поддержку детям с учетом индивидуальных особенностей.

          Педагогу предоставляется право изменять содержание программы и перечень практических работ, вносить изменения о распределении часов при изучении отдельных тем, в зависимости от контингента обучающихся, условий работы, возможностей творческого объединения и характера применяемого материала.

         В процессе работы кружка в течение года организуются выставки детских работ,  в уголках для родителей.

        По желанию обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) детские работы могут забираться домой.

  1. Формы аттестации

  • оформление выставочного стенда, с детскими работами;
  • участие в областных и региональных выставках;
  • создание «папки» выполненных работ;
  • презентация работы кружка родителям и коллегам;
  • итоговое занятие по курсу;
  • полученные грамоты, дипломы и благодарности.
  1. Оценочные материалы

Программа включает систему контролирующих материалов (для оценки освоения обучающихся планируемого содержания, представленного в виде перечня действий обучающихся как целей – результатов обучения.

  • входной контроль (беседы с детьми и их родителями, проведение игры – викторин);

- текущий контроль (беседы с детьми  по изучаемой теме, оценивание качества выполняемых практических работ, игры – викторины. Работы оцениваются по следующим критериям: качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом и степень самостоятельности. По окончании изучения разделов проводится проверка усвоения материала предыдущих занятий. Формы проверки могут быть различными: игры, выставка, творческая работа, участие в конкурсах, участие в акциях и проектах.);

- итоговый контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности, оформление выставки работ. Для обучающихся проводятся индивидуальные тестовые задания, и выполняется самостоятельная творческая работа.

  1. Методические материалы

Занятие — основная форма организации образовательного процесса. На занятиях по изобразительной деятельности воспитанники под руководством педагога последовательно, соответственно программе, приобретают теоретические знания и практические навыки, а также усваивают элементы базовой культуры личности.

Формы организации занятий:

  • фронтальная – работа со всей группой;
  • индивидуальная.

Методы и приемы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
  • наглядные (показ педагогом, последовательно выполняемых действий, демонстрация, рассматривание, использование пооперационных карт, схем);
  • практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей);
  • игровые (создание элемента соревнован6ий, создание игровых проблемных ситуаций)

Следует отметить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Разработанная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» для детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалась с учетом дидактических принципов, лежащих в основе современной теории дошкольного обучения:

  • принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.
  • принцип развивающего обучения. В основе данного принципа лежит ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
  • принцип наглядности, соответствующий основным формам мышления дошкольника.
  • принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • принцип систематичности и последовательности, предполагает что, усвоение учебного материала идет в определенном порядке, последовательности.

Ориентация на выше перечисленные принципы обучения дает основание предположить, что знания дошкольников будут глубокими, прочными, поддающимися анализу, обобщению, систематизации.

Каждое занятие имеет определенную структуру:

  • Введение (используются стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете или объекте конструирования, раскрывающие тему занятия, игровая мотивация на работу, пальчиковая гимнастика);
  • Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений: повторение названий базовых форм; повторение действий прошлого занятия; повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности);
  • Практическая часть – показ процесса изготовления поделки (работа по схеме, в зависимости от уровня подготовки и сформированных навыков; самостоятельное изготовление детьми изделия; оформление игрушки, приклеивание ее на фон, создание композиции);
  • Рефлексия (анализ результатов – правильность и последовательность выполнения, самостоятельность выполнения или необходима дополнительная помощь, соблюдение правил техники безопасности, аккуратность, творчество, оригинальность, эстетика и т.д.). 

Материалы, инструменты и оборудование, используемые на занятиях кружка

       Для работы по программе используется широкий круг разнообразных материалов и инструментов:

•        в качестве основы для выполнения плоскостных изображений – белая и тонированная бумага (формат А4), обои, картон, оберточная бумага;

•        для выполнения живописных заданий – гуашевые краски, акварельные краски, кисти разных размеров, поролоновые губки(для нанесения подмалевка), баночка для воды и тряпочка;

•        для выполнения рисунков – карандаши цветные, простые, фломастеры, маркеры;

•        для лепки – пластилин, соленое тесто, стеки, доски для лепки, предметы для декорирования поверхности;

•        для конструирования, моделирования из бумаги, выполнения работ в технике аппликации – цветная, белая плотная и тонкая бумага, бумажные салфетки, ножницы (со средней группы), клей ПВА;

•        для декоративных работ – лоскуты ткани, штампики для нанесения узора, блестки, пуговицы и т.д.;

•        природный материал – осенние листья, перья, ккора дерева, семена, засушенные цветы и т.д.

     Также на занятиях по мере необходимости используется наглядный материал – репродукции, произведения декоративно-прикладного искусства.

     Необходимы также клеенки ( для каждого ребенка на стол), магнитная доска.

  1. Список литературы

  1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей, Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю» [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.
  2. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [Текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
  3. Веракса, Н. Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]/ Т. С. Комарова, М. А. Васильев – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 368 с. 
  4. Давыдова Г.Н. « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,  2012 г. 
  5. Дубровская Н.В. «Аппликация из гофрированной бумаги» - М., 2013 г. 
  6. Конышева Н.М. «Умелые руки» - Смоленск, 2011 г.
  7. Куцакова Л.В.«Конструирование и ручной труд в Д/саду».
  8. Лыковой Е. «Цветные ладошки».
  9. Пойда О.В. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.
  10. Силаева К.В. «Соленое тесто» -  М, 2010 г.
  11. Черкасова И.А, В.Ю. Руснак, М.В. Бутова, «От салфеток до квиллинга» Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" 2018 -2019 учебный год.

Рабочая программа по пластилинографии. Цель:  развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технического направления «LEGO-мастерская»

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования. В ходе образовательной деятельности...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская» (базовый уровень)

Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и  определяет содержание и организацию работы с детьми 5 &nda...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная мастерская»

Пояснительная записка     Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа  «Волшебная мастерская» (далее – Программа) относится к программ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская» 17.01.2024 г.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Творческая мастерская» (далее – Программа) относится к программам художественной направленност...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская»

В настоящее время со стороны государства большое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются программы, проекты, направленные на доступность среды, ведётся огромна...