Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческой мастерской « ФАНТАЗИЯ »
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческой мастерской « ФАНТАЗИЯ ». Возраст обучающихся: 5 – 6лет
Срок реализации: 1 годРазработанная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса своими руками» художественной направленности. Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской «Фантазия» для детей 5-6 лет (далее – Программа) имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время в образовательном процессе особое внимание уделяется художественно – эстетическому развитию дошкольников. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knyazeva_e.a._mdoz-18-01_programma_dop.docx | 61.43 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 «Изюминка»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № __________________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 24 «Изюминка» __ Г.В. Егорова __________/ФИО/ «___» ________________ 20____г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
творческой мастерской
« ФАНТАЗИЯ »
Возраст обучающихся: 5 – 6лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Князева Елена Александровна, воспитатель старшей группы
г. Нижний Новгород 2019 г.
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы программ 3
1.4. Планируемые результаты 13
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 14
2.1. Календарный учебный график 14
2.2. Условия реализации программы ………….….18
2.5. Методические материалы 21
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы программ
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
Направленность программы
Разработанная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса своими руками» художественной направленности. Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Дополнительная общеразвивающая программа творческой мастерской «Фантазия» для детей 5-6 лет (далее – Программа) имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность программы
В настоящее время в образовательном процессе особое внимание уделяется художественно – эстетическому развитию дошкольников.
Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в творческой мастерской «Фантазия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Отличительные особенности программы
Новизна и оригинальность Программы заключается в целенаправленной
деятельности по обучению основным навыкам художественно-эстетической, творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Работу в творческой мастерской планирую так, чтобы она не дублировала программный материал в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС ДО, а чтобы дополнительные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой и другими материалами.
Концептуальной основой данной Программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Адресат программы
Участниками Программы являются дети в возрасте 5 – 6 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Форма обучения
Занятия проводятся по группам. Для успешного освоения программы численность детей в группе не должна превышать 12 человек.
Форма организации образовательного процесса – групповая
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Форма занятия - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Занятия проводятся во вторую половину дня после сна.
В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия, беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя), наглядные (показ образца, рассматривание картинок, репродукций), практические. и др.). Сами занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 раза в месяц, с сентября по май. Занятия проводятся по вторникам и четвергам, продолжительность занятия по 25 минут.
Старшая группа | Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул | |
Кол-во занятий | 2 раза в неделю | |
Продолжительность | 25 минут | |
Форма организации детей | занятие |
Цель и задач программы
Цель –создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности:
– научить ребёнка создавать поделки из различных материалов: газеты, природного материала, фольги и фантиков, гофрированной бумаги, картона и др.
- научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупками, сухими крупами, макаронами и др.
Задачи:
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на занятиях НОД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию воспитанников;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание воспитанников.
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На занятиях в процессе труда будет обращаться внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во занятий | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | ||||
1 | Работа с природным материалом | 5 | 125 мин.(2,05ч.) | Беседа, Обсуждение Выставки Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей |
2 | Работа с бумагой | 7 | 175 мин.(2,55ч.) | |
3 | Работа с бытовым материалом (пластиковые , деревянные ит.д.) | 3 | 75мин.( 1ч.15мин.) | |
4 | Работа с соленым тестом | 7 | 175мин.(2,55ч..) | |
3 | Работа с цветными нитками | 3 | 75мин.(1ч.15мин.) | |
4 | Работа с ватой | 3 | 75мин.(1ч.15мин.) | |
5 | Работа со скорлупками | 3 | 75мин.(1ч.15мин.) | |
6 | Работа с гофрированной бумагой, картоном | 7 | 175 мин.(2ч.55) | |
7 | Работа с салфетками | 3 | 75мин.(1ч.15мин.) | |
8 | Работа с ракушками, песком | 3 | 75мин.(1,15ч.) | |
9 | Работа с сухими крупами, семечками, макаронами | 7 | 175мин.(2ч.55мин.) | |
10 | Работа с фольгой, фантиками | 5 | 125 мин.(2,05ч.) | |
11 | Итоговые занятия | 10 | 250мин.(4ч.10мин.) | |
66 | 1500мин.(25ч.) |
Перспективный план на год
Учебные недели | Тема | Содержание | Оборудование и материалы |
Сентябрь | |||
1 | Знакомство с кабинетом. Знакомство с природным материалом. | Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей. | |
2 – 3 | Работа с природным материалом | Научить детей делать поделки из разных природных материалов. | Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА, пластилин. |
4 - 5 | Работа с бумагой | Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается. Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами. | Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, газета, ножницы, клей ПВА |
Октябрь | |||
1 | Работа с бумагой | Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку. Закрепить умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания. | Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, газета, ножницы, клей ПВА |
2 | |||
3 | Работа с бытовыми предметами | Познакомить детей с новым видом поделок. Показать, что ненужные дома предметы, очень хорошо использовать в творчестве. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Спичечные коробки, пуговицы, диски, бутылочк из под йогурта, лимонада, крышечки, коробочки. |
4 | |||
Ноябрь | |||
1 | Работа с соленым тестом | Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее. | Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти. |
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Декабрь | |||
1 | Работа с нитками | Познакомить с новым способом изготовления – оклеивание объемных форм цветными нитками. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и радоваться достигнутым результатам. | Прочный картон, обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, заготовки конусов, клей. |
2 | |||
3 | Работа с ватой | Научить детей работать с ватой. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними. | Вата, ватные диски, ватные палочки, клей, цветная бумага или картон, пластилин. |
4 | |||
Январь | |||
1 – 2 | Каникулы | ||
3 | Работа со скорлупками | Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы Развивать мелкую моторику рук, глазомер | Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, ореховая скорлупа. |
4 | |||
Февраль | |||
1 | Работа с гофрированной бумагой | Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда. Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и при выполнении работы. | Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА. |
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Март | |||
1 | Работа с салфетками | Учим изготавливать поделки - из салфеток. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми | Цветные салфетки ,цветная бумага или картон, ножницы, клей ПВА. |
2 | |||
3 | Работа с ракушками, песком | Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними | Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей. |
4 | |||
Апрель | |||
1 | Работа с сухими крупами, семечками, макаронами | Совершенствовать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать аккуратность при работе с крупами, самостоятельность и творчество при выполнении работы. | Гофрированный картон, цветной картон; готовые рисунки с изображением барашков, подсолнуха, домика; клей «Момент»; ножницы; крупы: пшено и манка, гречка; семена укропа и подсолнечника; мелкий чай (из пакетиков); фасоль; плоды шиповника; зерна кукурузы; макароны. |
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Май | |||
1 | Работа с фольгой, фантиками | Продолжать учить изготавливать поделки – из фольги. Совершенствовать умение делать игрушки из фантиков. Активизировать словарь детей ; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать аккуратность, самостоятельность и творчество при выполнении работы. | Цветная жесткая фольга, фантики от конфет, клей, ножницы, палочки, зубочистки |
2 | |||
3 | |||
4 | Выставка детских работ Поведение итогов |
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе воспитанники:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;
– научатся следовать устным инструкциям;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число занятий | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 5 | 25 мин. | Совместная тематическая деятельность | 2,05ч. | Знакомство с кабинетом. Диагностика. Знакомство с природным материалом. Научить детей делать поделки из разных природных материалов. | Группа | Беседа, Обсуждение Выставки Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей |
2 | Октябрь | 7 | 2,55 ч. | Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами. Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку. | ||||
3 | Октябрь | 3 | 1,15ч | Познакомить детей с новым видом поделок. Показать, что ненужные дома предметы, очень хорошо использовать в творчестве. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | ||||
4 | Ноябрь | 7 | 2,55ч. | Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее. | ||||
5 | Декабрь | 3 | 1ч. 15мин | Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток). Познакомить с новым способом изготовления – оклеивание объемных форм цветными нитками. | ||||
6 | Декабрь | 3 | 1,15ч. | Научить детей работать с ватой. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними. | ||||
7 | Январь | 3 | 1 ч 15 мин. | Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. | ||||
8 | Февраль | 7 | 2,55 ч. | Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом(гофрокартоном) изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда. Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения | ||||
9 | Март | 3 | 1,15ч. | Учим изготавливать поделки - из салфеток. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми | ||||
10 | Март | 3 | 1,15ч. | Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними | ||||
11 | Апрель | 7 | 2 ч. 55 мин. | Воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из круп и семян различных растений, комбинируя разнообразные материалы. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира. Развивать аккуратность работы с клеем. | ||||
12 | Май | 5 | 2,05ч. | Формировать умение делать объемные игрушки из фаников. Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги. | ||||
13 | Итоговые занятия | 10 | 4ч. 10мин | Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания. | ||||
66 | 25ч. |
Условия реализации программы
Условиями реализации Программы являются:
• Заинтересованность детей содержанием Программы и ее конечным результатами.
• Организация процесса обучения в интересной доступной форме.
• Наглядность обучения.
• Наличие инструментов и материалов для работы.
• Мебель по росту детей.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Группа для занятий, которая должна отвечать всем санитарным нормам.
- Шкаф для хранения наглядных пособий, материалов.
- Магнитная доска.
- Раздаточный материал.
- Демонстрационный материал: образцы моделей; схемы изготовления базовых форм; пооперационные карты изготовления моделей.
Информационное обеспечение
- ноутбук
- мультимедийный проектор,
- экран;
Кадровое обеспечение
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности творческая мастерская «Фантазия » могут реализовать педагоги, соответствующие следующим требованиям:
- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование;
- педагогический стаж работы более 3лет.
Педагог, реализующий программу:
- Должен знать:
- Конституцию РФ, Законы РФ (регламентирующие деятельность в области дошкольного образования),
- Дошкольную педагогику и возрастную психологию,
- Требования техники безопасности, инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников,
- Должен уметь:
- Осуществлять работу по обучению детей в соответствии с программой и методикой, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- Создавать условия для освоения материала;
- Отслеживать соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил;
- Соблюдать требования по охране жизни и здоровья детей, оказывать первую доврачебную помощь;
- Осуществлять информационно – просветительскую работу среди родителей воспитанников;
- Оказывать педагогическую поддержку детям с учетом индивидуальных особенностей.
Педагогу предоставляется право изменять содержание программы и перечень практических работ, вносить изменения о распределении часов при изучении отдельных тем, в зависимости от контингента обучающихся, условий работы, возможностей творческого объединения и характера применяемого материала.
В процессе работы кружка в течение года организуются выставки детских работ, в уголках для родителей.
По желанию обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) детские работы могут забираться домой.
Формы аттестации
- оформление выставочного стенда, с детскими работами;
- участие в областных и региональных выставках;
- создание «папки» выполненных работ;
- презентация работы кружка родителям и коллегам;
- итоговое занятие по курсу;
- полученные грамоты, дипломы и благодарности.
Оценочные материалы
Программа включает систему контролирующих материалов (для оценки освоения обучающихся планируемого содержания, представленного в виде перечня действий обучающихся как целей – результатов обучения.
- входной контроль (беседы с детьми и их родителями, проведение игры – викторин);
- текущий контроль (беседы с детьми по изучаемой теме, оценивание качества выполняемых практических работ, игры – викторины. Работы оцениваются по следующим критериям: качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом и степень самостоятельности. По окончании изучения разделов проводится проверка усвоения материала предыдущих занятий. Формы проверки могут быть различными: игры, выставка, творческая работа, участие в конкурсах, участие в акциях и проектах.);
- итоговый контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности, оформление выставки работ. Для обучающихся проводятся индивидуальные тестовые задания, и выполняется самостоятельная творческая работа.
Методические материалы
Занятие — основная форма организации образовательного процесса. На занятиях по изобразительной деятельности воспитанники под руководством педагога последовательно, соответственно программе, приобретают теоретические знания и практические навыки, а также усваивают элементы базовой культуры личности.
Формы организации занятий:
- фронтальная – работа со всей группой;
- индивидуальная.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, последовательно выполняемых действий, демонстрация, рассматривание, использование пооперационных карт, схем);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей);
- игровые (создание элемента соревнован6ий, создание игровых проблемных ситуаций)
Следует отметить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Разработанная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия» для детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалась с учетом дидактических принципов, лежащих в основе современной теории дошкольного обучения:
- принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.
- принцип развивающего обучения. В основе данного принципа лежит ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
- принцип наглядности, соответствующий основным формам мышления дошкольника.
- принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- принцип систематичности и последовательности, предполагает что, усвоение учебного материала идет в определенном порядке, последовательности.
Ориентация на выше перечисленные принципы обучения дает основание предположить, что знания дошкольников будут глубокими, прочными, поддающимися анализу, обобщению, систематизации.
Каждое занятие имеет определенную структуру:
- Введение (используются стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете или объекте конструирования, раскрывающие тему занятия, игровая мотивация на работу, пальчиковая гимнастика);
- Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений: повторение названий базовых форм; повторение действий прошлого занятия; повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности);
- Практическая часть – показ процесса изготовления поделки (работа по схеме, в зависимости от уровня подготовки и сформированных навыков; самостоятельное изготовление детьми изделия; оформление игрушки, приклеивание ее на фон, создание композиции);
- Рефлексия (анализ результатов – правильность и последовательность выполнения, самостоятельность выполнения или необходима дополнительная помощь, соблюдение правил техники безопасности, аккуратность, творчество, оригинальность, эстетика и т.д.).
Материалы, инструменты и оборудование, используемые на занятиях кружка
Для работы по программе используется широкий круг разнообразных материалов и инструментов:
• в качестве основы для выполнения плоскостных изображений – белая и тонированная бумага (формат А4), обои, картон, оберточная бумага;
• для выполнения живописных заданий – гуашевые краски, акварельные краски, кисти разных размеров, поролоновые губки(для нанесения подмалевка), баночка для воды и тряпочка;
• для выполнения рисунков – карандаши цветные, простые, фломастеры, маркеры;
• для лепки – пластилин, соленое тесто, стеки, доски для лепки, предметы для декорирования поверхности;
• для конструирования, моделирования из бумаги, выполнения работ в технике аппликации – цветная, белая плотная и тонкая бумага, бумажные салфетки, ножницы (со средней группы), клей ПВА;
• для декоративных работ – лоскуты ткани, штампики для нанесения узора, блестки, пуговицы и т.д.;
• природный материал – осенние листья, перья, ккора дерева, семена, засушенные цветы и т.д.
Также на занятиях по мере необходимости используется наглядный материал – репродукции, произведения декоративно-прикладного искусства.
Необходимы также клеенки ( для каждого ребенка на стол), магнитная доска.
Список литературы
- Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей, Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю» [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.
- Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [Текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
- Веракса, Н. Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]/ Т. С. Комарова, М. А. Васильев – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 368 с.
- Давыдова Г.Н. « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2012 г.
- Дубровская Н.В. «Аппликация из гофрированной бумаги» - М., 2013 г.
- Конышева Н.М. «Умелые руки» - Смоленск, 2011 г.
- Куцакова Л.В.«Конструирование и ручной труд в Д/саду».
- Лыковой Е. «Цветные ладошки».
- Пойда О.В. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.
- Силаева К.В. «Соленое тесто» - М, 2010 г.
- Черкасова И.А, В.Ю. Руснак, М.В. Бутова, «От салфеток до квиллинга» Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" 2018 -2019 учебный год.
Рабочая программа по пластилинографии. Цель: развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технического направления «LEGO-мастерская»
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования. В ходе образовательной деятельности...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская» (базовый уровень)
Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и определяет содержание и организацию работы с детьми 5 &nda...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная мастерская»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» (далее – Программа) относится к программ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская» 17.01.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (далее – Программа) относится к программам художественной направленност...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская»
В настоящее время со стороны государства большое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются программы, проекты, направленные на доступность среды, ведётся огромна...