Познавательно творческий проект по художественно – эстетической деятельности "Нетрадиционные техники аппликации"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_netraditsionnye_tehniki_applikatsii.docx | 113.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Югорка»
Познавательно творческий проект
по художественно – эстетической деятельности
в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет
на 2021-2022 учебный год
«Нетрадиционные техники аппликации»
Авторы: Власенко Л.И., Масленникова С.А.
воспитатели
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский”
Актуальность
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое.
Уникальным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.
При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.
В основу продуктивной деятельности положены принцип авторства, принцип эмоциональной увлечённости, принцип вариативности, принцип «если не похвалишь ты, то кто?», принцип личностного общения.
Почему техники называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений?
- Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились» ,а являются скорее экспериментальными.
- Во вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах.
Гипотеза
Если использовать нетрадиционные техники аппликации в изобразительной деятельности, то у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика высокого уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности.
Проблема
В настоящее время проблеме развития творческих способностей детей в процессе аппликации уделяется недостаточно внимания, хотя аппликация — один из самых доступных и понятных видов детского творчества. В процессе выполнения аппликации развивается моторика, мышление, эстетический вкус воображение.
Понимание значимости и сущности развития творческих способностей в процессе аппликации сохранит не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.
Цель
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Задачи
- Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения;
- Инициировать ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжение всей работы;
- Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами;
- Развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие; формировать навыки контроля и самоконтроля;
- Развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость;
- Осуществлять эстетическое, трудовое и нравственное воспитание.
- Воспитывать интерес к аппликации из бумаги;
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Тип проекта: Творческо-продуктивный; долгосрочный, групповой
Предполагаемый результат
В процессе реализации проекта дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысится уровень развития по художественному творчеству, сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста). Дети приобретут навыки совместного творчества - способны объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.
Продукты проекта: детские творческие работы; презентация.
План подготовки и реализации проекта
- Разработать цикл мероприятий, бесед по теме проекта
- Подбор методической литературы по теме проекта
- Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей.
- Обеспечение предметно-развивающей среды.
- Участие детей в творческих конкурсах как на базе ДОУ, так и городского масштаба;
Деятельность педагогов
- Разработать серию презентаций по теме проекта.
- Участие в беседах, мероприятиях по художественно-эстетической деятельности.
- Чтение художественной и научно – познавательной литературы.
- Организация и проведение конкурсов.
Деятельность детей
- Продуктивная деятельность по теме проекта.
- Участие в мероприятиях по художественной деятельности.
- Просмотр презентаций.
Деятельность родителей
- Обогащение, пополнение предметной среды в центре творчества (наглядный, раздаточный материал, материал для продуктивной деятельности).
- Совместное рассматривание нетрадиционных способов изготовления аппликаций.
- Совместное с детьми творчество.
План мероприятий проекта
Дата | Тема | Форма работы | Содержание | Материалы |
Сентябрь 1 неделя | «Сладкий арбуз» (работа с мятыми салфетками и семечками арбуза) | Изготовление аппликации каждым ребенком индивидуально | Формировать практические навыки аппликации (смятие бумаги, намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте), располагать материал по цвету. | Картон, салфетки зеленые и красные, клей ПВА, семечки арбуза. |
Сентябрь 2 неделя | «Осень золотая» (работа с пластилином) | Работа в паре, украшение деревьев пластилином, скатанным колбасками | Формировать навыки работы с пластилином, развивать мелкую моторику, развивать чувство цвета, учить составлять композицию, воспитывать бережное отношение к природе. | Картон, пластилин. |
Сентябрь 3 неделя | Обрывная аппликация «Курица с цыплятами» | Индивидуальная работа | Закрепить знания детей о нетрадиционных техниках. Продолжать учить сминать бумагу. Учить аккуратно выполнять работу. | Картон, салфетки желтого цвета, ватные диски, клей ПВА, кисти, тряпочки, фломастеры. |
Сентябрь 4 неделя | «Радуга» (работа с макаронами) | Групповая работа совместно с воспитателем | Продолжать работу детей с аппликацией при помощи макаронных изделий. Развивать мелкую моторику, учить составлять изображение из частей. | Картон, окрашенные макароны, клей ПВА. |
Сентябрь 5 неделя | «Фантазии» из осенних листьев | Предложить детям сделать свою композицию из листьев по желанию | Закрепить навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке; Развивать у детей умения композиционного построения рисунка (ориентировку в форме изображения, чувство ритма и глазомер).Развивать творческие способности и воображение детей. Развивать мышление, по средствам создания проблемной ситуации; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность при работе с сухим природным материалом. | Клей, кисточка для клея, листы цветной бумаги, набор засушенных листьев, салфетки. |
Октябрь 1 неделя | «Осенний ковёр» | Индивидуальная работа для оценивания навыка работы с ножницами | Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению. | Квадратные листы бледно-желтой бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, «Золотая осень». |
Октябрь 2 неделя | «Фрукты и овощи» | Индивидуальная работа | Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Воспитывать художественный вкус. | Клей, кисти, коврики для аппликаций, картон, маленькие квадратики и прямоугольники из цветной бумаги на каждого ребенка. |
Октябрь 3 неделя | «Ваза с фруктами, ветками и цветами» | Индивидуальная работа | Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. | 1. Картины: И.Левитана «Васильки»; И.Хруцкого «Дары природы»; можно использовать картины других художников, а также профессиональные фотографии с изображением натюрмортов. 2. Муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод и т. д. 3. Вазы керамические, стеклянные (разной формы, высоты), изображения и фотографии ваз. 4. Цветная бумага, ножницы, клей, листы бумаги мягких тонов для фона. |
Октябрь 4 неделя | «Птичка» | Индивидуальная работа | Учить передавать в аппликации характерные особенности. Развивать внимание, память. | Альбомный лист, цветные заготовки квадратной, прямоугольной, треугольной формы, цветные полоски, перья цветные, простой карандаш, ножницы, клей, кисть, салфетка. Материалы заранее подготовлены и разложены на столах. |
Ноябрь 1 неделя | «Кружка с горячим чаем» (обрывная аппликация) | Индивидуальная работа | Обучение детей создавать орнамент посредством обрывной аппликации. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Воспитание художественного вкуса. | Цветная бумага, клей ПВА, картон, кисточка, вата, гуашь или акварельные краски, баночка с водой, тряпочка для рук. |
Ноябрь 2 неделя | Мастер-класс с родителями «Кошечка». Аппликация из ткани. | Работа с родителями по показу педагога | Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Способствовать совместной работе детей и родителей в процессе продуктивной деятельности. | Картон - основа для аппликации, клей ПВА и кисточка для клея, лоскуты джинсовой ткани, фетр розового цвета или салфетки для влажной уборки, белого цвета для глаз, и чёрного цвета – для зрачков. |
Ноябрь 3 неделя | «Царевна лебедь» (работа с макаронами) | Индивидуальная работа | Продолжать работу детей с аппликацией при помощи макаронных изделий. Развивать мелкую моторику, учить составлять изображение из частей. | Картон, окрашенные макароны, клей ПВА. |
Ноябрь 4 неделя | «Любимая игрушка» (работа с пластилином и крупой) | Индивидуальная работа по трафарету, разданному каждому ребенку | Продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи пластилина, учить создавать узор при помощи круп; развивать мышление, мелкую моторику рук. | Шаблон рисунка (матрешка) на картоне, пластилин, манная крупа, пшено, греча, фасоль, рис. |
Декабрь 1 неделя | «Зима пришла» (работа с ватой, шишками, цветной бумагой) | Коллективная работа | Учить детей вырезать из бумаги фигуры нужной величины, учить аккуратно вырезать, показать, что так же можно красить и шишки и веточки. | Коробочка, вата, цветная и белая бумага, веточки, шишки, краска, клей ПВА. |
Декабрь 2 неделя | «Зимняя картина» (работа с ватой и салфетками) | Индивидуальная работа | Обучение детей создавать на картоне зимнюю композицию. Учить отрывать кусочки салфеток нужной формы. Дополнять изображение, используя нетрадиционный материал – вату. Развитие мелкой моторики, согласованность в движении обеих рук. | Картон, белая бумага, белые салфетки, вата, клей ПВА, кисть, тряпочка. |
Декабрь 3 неделя | «Белая береза за моим окном» (работа с пластилином). | Индивидуальная работа. Предварительная работа по рассматриванию деревьев на территории детского сада | Продолжить знакомство детей с одним из видов аппликации – аппликация пластилином, техникой исполнения работы. Развитие творчества. Учить смешивать цвета пластилина, чтобы получился однородный цвет. | картон, пластилин белый и черный. |
Декабрь 4 неделя | «Зимний пейзаж» (работа бумажными салфетками) | Коллективная работа | Обучение детей создавать на картоне зимнюю композицию. Учить отрывать кусочки салфеток нужной формы. | Картон, вата, фольга, клей ПВА. |
Декабрь 5 неделя | «Новый год в лесу» (работа с цветной бумагой) | Коллективная работа | Учить детей резать полосы одинаковой ширины и делать из них петельки, учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику. | Цветная бумага, картон, клей ПВА. |
Результат:
- Занятия будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.
- Дети научатся планировать свою работу и доводить его до конца.
- Занимаясь, у ребенка разовьется умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
- В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности.
- Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности.
- Развивается мелкая моторика пальцев.
- Обогащение предметно – развивающей среды.
- Сформированы умения использовать знакомые приемы нетрадиционной техники аппликации в продуктивной деятельности.
Литература:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение, 2003
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2002
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2001
- Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников. – М.: Творческий Центр, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект в старшей группе по нетрадиционным техникам аппликации "Покормите птиц зимой"
Нетрадиционные техники аппликации дают безграничные возможности для реализации и развития креативности дошкольников....
НОД по развитию художественно - эстетической деятельности (нетрадиционная техника рисования – солью) во второй младшей группе «Зимний лес»
Учить детей рисовать зимний пейзаж солью....
Методическая разработка НОД по развитию художественно — эстетической деятельности (нетрадиционная техника рисования – солью) во второй младшей группе Тема: «Зимний лес»
НОД по нетрадиционной технике рисования - солью во 2 младшей группе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» нетрадиционная техника аппликации (из крупы) для детей младшего возраста «Зайка беленький» С использованием здоровье сберегательн
Ретрадиционная техникааппликации(из крупы) для детей младшего возраста«Зайка беленький»С использованием здоровье сберегательных технологий...
Долгосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования»
Паспорт проектаНаименование: «Нетрадиционные техники рисования»Составитель проекта: Овчинникова В.В.Вид проекта: Информационный, познавательный, творческий.Длительность...
Проект по художественно - эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования» (в старшей группе)
Проект по художественно - эстетическому развитию«Нетрадиционные техники рисования»(в старшей группе)...
Конспект по ОО «Художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники аппликации) на тему: «Подснежник» во второй младшей группе.
Конспект по ОО «Художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники аппликации) на тему: «Подснежник» во второй младшей группе....