Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Национальный головной убор – кокошник»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_applikatsiya_kokoshnik.docx24.06 КБ
Файл nod_applikatsiya_kokoshnik.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» п. МКК. г. Рудни

Конспект НОД по  художественно – эстетическому развитию (аппликация)

«Национальный головной убор – кокошник»

Воспитатели:   Вожлакова С.С

2021г

  Тема. Украшение кокошника

Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

продолжать учить детей использовать в аппликации метод обрывания бумаги, закрепление приема скатывания шариков из салфеток.

развитие художественного вкуса, творческих способностей.

воспитание интереса к русской народной культуре.

Материал:  «Русский национальный головной убор – кокошник»,  кукла в русском национальном костюме, шаблоны кокошников, цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поработать в мастерской на все руки. А вот и хозяйка этой мастерской.

Воспитатель. (говорит от имени куклы)

Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

Воспитатель. Какая интересная девочка. И одета чудно. А что за наряд на девочке.

Ответы детей. 

Воспитатель. Спросим, как ее зовут.

Кто – то из детей спрашивает куклу

Воспитатель. (от имени куклы) Зовут меня Алена. Друзья зовут Аленка.

Воспитатель. Ребята, вам не показалось, что голос у Алены грустный?

Ответы детей

Воспитатель. Что случилось у тебя?

Воспитатель. (от имени куклы) Я расскажу вам одну историю, и вы поймете, почему я расстроена. В нашем городе мастеров живет волшебница Вероника. Когда – то она была веселой, доброй. Но однажды она заболела какой – то странной болезнью – перестала видеть красоту. Все вокруг кажется ей некрасивым. Она начала совершать недобрые дела. Вот недавно зашла в мою мастерскую и сдула с украшенных мною кокошников все украшения.

Воспитатель. Действительно, все кокошники без украшений. Не расстраивайся, Аленка, мы что – нибудь придумаем. Ребята, как мы можем помочь Аленке?

Дети говорят о том, что могут помочь Аленке украсить кокошники.

Воспитатель. Для начала, мы выясним, что такое кокошник и как его нужно украшать. Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Кокошники изготавливали на твердой основе, затем обшивали дорогой тканью. После этого, украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекол. Также кокошники украшали драгоценными камнями (показ слайдов, с изображениями по- разному украшенных кокошников). Этот головной убор изготавливался мастерицами – «кокошницами». Кокошники предназначались для праздников, все невесты на свадьбах надевали их.

Физкультминутка

Раз - поднялись, подтянулись, 

Два - нагнулись, разогнулись,

Над головою три хлопка, а потом и два прыжка,

Вдох и выдох - подышали глубоко,

Сели тихо и легко.

Воспитатель. Итак, ребята за работу.

Дети рассаживаются за рабочие столы.

Воспитатель. (от имени куклы) У вас получились очень красивые кокошники. Спасибо вам за помощь.

Воспитатель. Ребята, вы отлично поработали. Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем до свидания Аленке (дети говорят до свидания). Закроем глаза, посчитаем до трех.

Дети закрывают глаза, считают до трех.

Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Какое доброе дело мы сделали? (Ответы детей). Да, день прошел не зря – мы сделали доброе дело. Я вами очень горжусь.

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: познакомить с русским национальным головным убором - кокошником; продолжать учить составлять композицию на готовой заготовке; продолжать учить вырезать различные элементы, составлять узор; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение.

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

Активизировать словарь.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

Организационный момент:

 Воспитатель: Ребята,  послушайте стихотворение:

Это что за красота подбоченившись стоит?

Сарафан и кокошник – все сверкает и горит!

Брови черные дугой, глазки, щечки, алый рот!

Кажется, взмахнет рукой и немедля в пляс пойдет!

Появляется кукла - девочка в русском национальном костюме.

Сейчас я  загадаю вам загадку, и вы узнаете, как ее зовут.

В русских сказках я живу

Очень умною слыву

В странах всяких, городах

В королевствах, во дворцах.

Как меня звать, величать?

Ответы детей (Василиса Премудрая).

Давайте отгадаем еще загадки:

В странах всяких, городах, в королевствах, во дворцах

В Жили-были короли и царицы и цари Восседали в чем на троне

В золотой своей…….. (Короне).

Головной убор крестьяне, выбирали себе сами.

И работать и гулять, что же нужно повязать?

Собираем в узелок из материи …… (Платок).

Что за головной убор мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком,

С рубашкой любят надевать……. Фуражку! 

Воспитатель: А как называется головной убор у Василисы?

 Ответы детей.

Воспитатель: Кокошник – один из старинных головных уборов.

В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками. Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого носили платки.

  • вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош?- петух, курица. Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.

Давайте посмотрим,как украшен кокошник.

Ответы детей.

Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями.

Всех драгоценней убор головной,

Жемчугом шитый и битью золотой.

Так испокон сохранен на Руси

Женский кокошник небывалой красы.

  • кто же мастерил эти красивые, старинные головные уборы?

Девушки. Они не только умели работать, но и веселиться, а какое же веселье без игры?

Игра: «Какой головной убор носил сказочный герой».

По кругу передают шляпу, играет музыка, музыка останавливается, тот, у кого шляпа называет головной убор, того персонажа которого я назову.

Золушка – чепчик.

Буратино – колпачок.

Доктор Айболит – шапочка.

Незнайка – шляпа.

Старушка Шапокляк – шляпка.

Почтальон Печкин - шапка ушанка.

Дед Мороз – шапка.

Снегурочка – кокошник.

Воспитатель: А теперь приглашаю в нашу мастерскую!

У меня есть заготовки кокошников, разные украшения для них. Сегодня мы с вами будем мастерицами, и каждый украсит свой кокошник. С чего мы начнем работу?

Выложим узор на кокошнике. Практическая работа. Индивидуальная помощь.

  Изготовление кокошников.

Индивидуальная помощь.

(когда дети закончат работу, девочки надевают кокошники себе на голову.)

Все молодцы, работали замечательно!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» п. МКК. г. Рудни

Конспект НОД по  художественно – эстетическому развитию (аппликация)

«Национальный головной убор – кокошник»

Воспитатели:   Вожлакова С.С

2021г

  Тема. Украшение кокошника

Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

продолжать учить детей использовать в аппликации метод обрывания бумаги, закрепление приема скатывания шариков из салфеток.

развитие художественного вкуса, творческих способностей.

воспитание интереса к русской народной культуре.

Материал:  «Русский национальный головной убор – кокошник»,  кукла в русском национальном костюме, шаблоны кокошников, цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поработать в мастерской на все руки. А вот и хозяйка этой мастерской.

Воспитатель. (говорит от имени куклы)

Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

Воспитатель. Какая интересная девочка. И одета чудно. А что за наряд на девочке.

Ответы детей. 

Воспитатель. Спросим, как ее зовут.

Кто – то из детей спрашивает куклу

Воспитатель. (от имени куклы) Зовут меня Алена. Друзья зовут Аленка.

Воспитатель. Ребята, вам не показалось, что голос у Алены грустный?

Ответы детей

Воспитатель. Что случилось у тебя?

Воспитатель. (от имени куклы) Я расскажу вам одну историю, и вы поймете, почему я расстроена. В нашем городе мастеров живет волшебница Вероника. Когда – то она была веселой, доброй. Но однажды она заболела какой – то странной болезнью – перестала видеть красоту. Все вокруг кажется ей некрасивым. Она начала совершать недобрые дела. Вот недавно зашла в мою мастерскую и сдула с украшенных мною кокошников все украшения.

Воспитатель. Действительно, все кокошники без украшений. Не расстраивайся, Аленка, мы что – нибудь придумаем. Ребята, как мы можем помочь Аленке?

Дети говорят о том, что могут помочь Аленке украсить кокошники.

Воспитатель. Для начала, мы выясним, что такое кокошник и как его нужно украшать. Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Кокошники изготавливали на твердой основе, затем обшивали дорогой тканью. После этого, украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекол. Также кокошники украшали драгоценными камнями (показ слайдов, с изображениями по- разному украшенных кокошников). Этот головной убор изготавливался мастерицами – «кокошницами». Кокошники предназначались для праздников, все невесты на свадьбах надевали их.

Физкультминутка

Раз - поднялись, подтянулись, 

Два - нагнулись, разогнулись,

Над головою три хлопка, а потом и два прыжка,

Вдох и выдох - подышали глубоко,

Сели тихо и легко.

Воспитатель. Итак, ребята за работу.

Дети рассаживаются за рабочие столы.

Воспитатель. (от имени куклы) У вас получились очень красивые кокошники. Спасибо вам за помощь.

Воспитатель. Ребята, вы отлично поработали. Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем до свидания Аленке (дети говорят до свидания). Закроем глаза, посчитаем до трех.

Дети закрывают глаза, считают до трех.

Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Какое доброе дело мы сделали? (Ответы детей). Да, день прошел не зря – мы сделали доброе дело. Я вами очень горжусь.

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: познакомить с русским национальным головным убором - кокошником; продолжать учить составлять композицию на готовой заготовке; продолжать учить вырезать различные элементы, составлять узор; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение.

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

Активизировать словарь.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

Организационный момент:

 Воспитатель: Ребята,  послушайте стихотворение:

Это что за красота подбоченившись стоит?

Сарафан и кокошник – все сверкает и горит!

Брови черные дугой, глазки, щечки, алый рот!

Кажется, взмахнет рукой и немедля в пляс пойдет!

Появляется кукла - девочка в русском национальном костюме.

Сейчас я  загадаю вам загадку, и вы узнаете, как ее зовут.

В русских сказках я живу

Очень умною слыву

В странах всяких, городах

В королевствах, во дворцах.

Как меня звать, величать?

Ответы детей (Василиса Премудрая).

Давайте отгадаем еще загадки:

В странах всяких, городах, в королевствах, во дворцах

В Жили-были короли и царицы и цари Восседали в чем на троне

В золотой своей…….. (Короне).

Головной убор крестьяне, выбирали себе сами.

И работать и гулять, что же нужно повязать?

Собираем в узелок из материи …… (Платок).

Что за головной убор мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком,

С рубашкой любят надевать……. Фуражку! 

Воспитатель: А как называется головной убор у Василисы?

 Ответы детей.

Воспитатель: Кокошник – один из старинных головных уборов.

В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками. Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого носили платки.

  • вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош?- петух, курица. Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.

Давайте посмотрим,как украшен кокошник.

Ответы детей.

Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями.

Всех драгоценней убор головной,

Жемчугом шитый и битью золотой.

Так испокон сохранен на Руси

Женский кокошник небывалой красы.

  • кто же мастерил эти красивые, старинные головные уборы?

Девушки. Они не только умели работать, но и веселиться, а какое же веселье без игры?

Игра: «Какой головной убор носил сказочный герой».

По кругу передают шляпу, играет музыка, музыка останавливается, тот, у кого шляпа называет головной убор, того персонажа которого я назову.

Золушка – чепчик.

Буратино – колпачок.

Доктор Айболит – шапочка.

Незнайка – шляпа.

Старушка Шапокляк – шляпка.

Почтальон Печкин - шапка ушанка.

Дед Мороз – шапка.

Снегурочка – кокошник.

Воспитатель: А теперь приглашаю в нашу мастерскую!

У меня есть заготовки кокошников, разные украшения для них. Сегодня мы с вами будем мастерицами, и каждый украсит свой кокошник. С чего мы начнем работу?

Выложим узор на кокошнике. Практическая работа. Индивидуальная помощь.

  Изготовление кокошников.

Индивидуальная помощь.

(когда дети закончат работу, девочки надевают кокошники себе на голову.)

Все молодцы, работали замечательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации мордовского головного убора «Сорока» с детьми подготовительной группы

Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Задачи:Образовательные·        Учить детей вырезать новые элемен...

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Тема: Звёзды и кометы. (6-7 лет)

Конспект  НОД Художественно - эстетическое развитие. Аппликация. Тема: Звёзды и кометы.(6-7 лет)...

Конспект по художественно- эстетическому развитию( рисование). Тема: «Головные уборы».

Конспект по художественно- эстетическому развитию( рисование).Тема: «Головные уборы».Цель: содействовать развитию любознательности и познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром вещ...

Конспект НОД по речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей подготовительной группы.

Цель: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь».Задачи:  уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов ...

Конспект по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.

Конспект по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы....

Конспект занятия по художественно-эстетического развитию на тему: "Головные уборы"

Цель: содействовать развитию любознательности и познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром вещей.Задачи: систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах....