Конспект занятия в старшей группе по художественно - эстетическому развитию (лепка) «Сказочная Гжель»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе по художественно - эстетическому развитию (лепка) «Сказочная Гжель»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno-_estetichesoke_razvitie.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Кыренский детский сад «Солнышко»
Конспект занятия в старшей группе по художественно - эстетическому развитию (лепка) «Сказочная Гжель»
Выполнила: М.С. Гусева
Воспитатель старшей группы
с. Кырен
2020 г.
Цель занятия - Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
Учить оформлять плоскостнyю фигуру элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
Оборудование:
слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, плоскостной сервиз из белой бумаги , пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.
Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Предварительная работа:Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. А вы радовались когда шли в детский сад?
Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад, вас видеть я!
Ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А, вы любите путешествовать? Мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас узнаете.
Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)
Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А о каком вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение.
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Воспитатель: Как зазывается эта посуда? Правильно, молодцы!
Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами. Проходите на стульчики и смотрите внимательно. Расскажу вам сказку.
(1слайд) Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали.
(слайд №3) Нашли они в своей сторонушке глину чудесную и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в мире синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
(слайд №4) Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.
Стал каждый мастер свое умение показывать.
(слайд №5) Один мастер слепил чайники: в виде домика, а на крышке – дом с трубой, а в доме том люди живут.
(слайд№6) При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал.
Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. (слайд №7) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками.
Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал.
(слайд№8) Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Гжельские мастера большие фантазеры.
(слайд №9) Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.
(слайд №10) Лепили гжельские мастера животных и птиц.
(слайд №11) разных барышень в нарядных платьях.
Делают в Гжели и часы. (слайд №12) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами и птицами.
У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.
(слайд №13) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.
(слайд №14) Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска…А какая нарядная и праздничная получилась роспись
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?
Ответы детей:
Беседа по сказке.
Воспитатель:
– О каком промысле эта сказка?
– Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
– Каким узором украшают мастера свои изделия?
– Какие изделия делали мастера из глины?
Воспитатель: Давайте отдохнем.
Физкультминутка «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.
(Рассматривание изделий народного промысла)
– Для чего нужны гжельские изделия?
– Почему Гжель называют сине-голубой?
Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник и блюдца, которые украшены гжельским цветком. Что не хватает в этом сервизе? Назовите мне предметы, которые должны присутствовать в чайном сервизе?
Ну а сейчас, дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом – при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.
Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»
Воспитатель:Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.
(Дети выбирают посуду и садятся за столы)
Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.
Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).
Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).
Из каких элементов состоит цветок? ( Серединка и лепестки).
На что похожи лепестки цветка? (На капельку).
Капелька – один из любимых элементов мастеров Гжели.
Этапы выполнения работы.
Серединка цветка. Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.
Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?
Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.
Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?
Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».
(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)
В конце занятия дети приклеивают свои работы на ватмане, располагая их симметрично
Воспитатель: Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка
«Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. О каком промысле мы сегодня беседовали?
Ответы детей:
Воспитатель: Послушайте стихотворение о Гжели (Стихотворение читают дети)
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Не виданной красы.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете Вы
Красоты такой!
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – ГЖЕЛЬ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в младшей группе по художественно-эстетическому развитию (Лепка)
Конспект занятия по художественному тврочеству...
Конспект занятия в старшей группе по художественно - эстетическому развитию (лепка)
Занятие в старшей группе по художественно - эстетическому развитию (лепка)....
Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию: лепка на тему: «Волшебная улитка»
- Расширять и уточнять знания детей об улитке;- Активизировать словарь детей;- Развивать память и моторику рук;- Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение....
Конспект занятия в старшей группе по художественно - эстетическому развитию. Лепка "Кактус для мамы".
Конспект занятия в старшей группе по художественно - эстетическому развитию. Лепка "Кактус для мамы"....
Конспект занятия в старшей группе по художественно - эстетическому развитию. Лепка "Кактус для мамы".
Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию .Лепка " Кактус для мамы"...
Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию: лепка на тему: «Волшебная улитка»
Конспект занятия в старшей группепо художественно-эстетическому развитию: лепкана тему: «Волшебная улитка»...
Конспект занятия в старшей группе по художественно -эстетическому развитию:лепка ,,волшебная улитка,,
лепкана тему: «Волшебная улитка»...