Программа "Сказочное тесто" с детьми средней группы ( 4-5 лет)
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Пояснительная записка
Тестопластика - один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.
Солѐное тесто - очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определѐнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большеймере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество - это тот процесс, в котором автор - ребѐнок не только рождает идею, но и сам является еѐреализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всѐ, это реально, если он прошѐл курс определѐнной учѐбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребѐнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объѐмные (иногдарельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.
Занятия дают уникальную возможность моделировать мир и своѐ представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребѐнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность.Тестопластика - осязаемый вид творчества. Потому что ребѐнок не только видит то, что создал, но и трогает, берѐт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Цели:
1)образовательные:
- расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
- освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
- развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой,
- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;
- раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
- ценностно-ориентационная компетентность: воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество
- информационно-познавательная компетентность: воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки, к малым скульптурным жанрам
- регулятивно - поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
- коммуникативная компетентность: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
- культурно-социальная компетентность: приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Принципы:
- Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных особенностей в данный момент деятельности.
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением.
- Обогащения сенсорного опыта.
- последовательности и систематичности.
- личностно-ориентированный подход.
- культурного обогащения содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития.
- взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений.
Технологии:
- Игровое обучение
- Педагогика сотрудничества
Методы:
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Формы:
- Индивидуальные
- Подгрупповые
- Групповые.
Средства: мука пшеничная, ржаная; крахмал; соль «Экстра», клей ПВА, гуашь в наборе, кисточки в наборе, лак ПФ, растворитель для лака - Уайт-спирт, наждачная бумага, цветная бумага, картон, ножницы, формы и трафареты изделий и их частей, рамки для работ.
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится с детьми 4-5 лет 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность – не более 20 минут.
Сроки реализации: 1 год. Количество занятий – 48.
Структура занятия
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Организация учебного процесса:
При организации игр, занятий, необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Способы лепки
1. Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный - из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка - составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме - использование готовых форм под основу.
Приёмы лепки
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Преимущества солёного теста
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Ожидаемые результаты обучения.
должны знать:
-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
– инструменты и приспособления для лепки;
–правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– правила оборудования рабочего места;
– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
– понятие теплого и холодного цвета;
должны уметь:
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– работать в коллективе.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Дата планируемая | Дата фактическая | Приложение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Узоры из соленого теста. Отпечатки и рисунки |
|
|
|
2 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
3 | Гусеничка |
|
|
|
4 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
5 | Мышка на сыре |
|
|
|
6 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
7 | Ежик |
|
|
|
8 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
9 | Цветик-семицветик |
|
|
|
10 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
11 | Рамка |
|
|
|
12 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
13 | Снеговик |
|
|
|
14 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
15 | Месяц и елочка |
|
|
|
16 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
17 | Приведение |
|
|
|
18 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
19 | Кактус |
|
|
|
20 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
21 | Тарелочка |
|
|
|
22 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
23 | Сердечки |
|
|
|
24 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
25 | Ушастые пирамидки |
|
|
|
26 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
27 | Матрешка |
|
|
|
28 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
29 | Сияющие звезды |
|
|
|
30 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
31 | Игрушки |
|
|
|
32 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
33 | Фрукты |
|
|
|
34 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
35 | Рыбка |
|
|
|
36 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
37 | Божья коровка |
|
|
|
38 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
39 | Грибочки |
|
|
|
40 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
41 | Самолет и паровоз |
|
|
|
42 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
43 | Корзина с цветами |
|
|
|
44 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
45 | Ромашка |
|
|
|
46 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
47 | Моя кукла |
|
|
|
48 | Раскрашивание изделия |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
2. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
3. И. Н. Хананова. Соленое тесто.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnoe_testo_programma.docx | 388.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тестопластика - один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.
Солѐное тесто - очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определѐнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество - это тот процесс, в котором автор - ребѐнок не только рождает идею, но и сам является еѐ реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всѐ, это реально, если он прошѐл курс определѐнной учѐбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребѐнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объѐмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.
Занятия дают уникальную возможность моделировать мир и своѐ представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребѐнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность. Тестопластика - осязаемый вид творчества. Потому что ребѐнок не только видит то, что создал, но и трогает, берѐт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Цели:
1)образовательные:
- расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
- освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
- развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой,
- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;
- раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
- ценностно-ориентационная компетентность: воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество
- информационно-познавательная компетентность: воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки, к малым скульптурным жанрам
- регулятивно - поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
- коммуникативная компетентность: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
- культурно-социальная компетентность: приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Принципы:
- Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных особенностей в данный момент деятельности.
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением.
- Обогащения сенсорного опыта.
- последовательности и систематичности.
- личностно-ориентированный подход.
- культурного обогащения содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития.
- взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений.
Технологии:
- Игровое обучение
- Педагогика сотрудничества
Методы:
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Формы:
- Индивидуальные
- Подгрупповые
- Групповые.
Средства: мука пшеничная, ржаная; крахмал; соль «Экстра», клей ПВА, гуашь в наборе, кисточки в наборе, лак ПФ, растворитель для лака - Уайт-спирт, наждачная бумага, цветная бумага, картон, ножницы, формы и трафареты изделий и их частей, рамки для работ.
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится с детьми 4-5 лет 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность – не более 20 минут.
Сроки реализации: 1 год. Количество занятий – 48.
Структура занятия
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Организация учебного процесса:
При организации игр, занятий, необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Способы лепки
1. Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный - из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка - составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме - использование готовых форм под основу.
Приёмы лепки
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Преимущества солёного теста
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Ожидаемые результаты обучения.
должны знать:
-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
– инструменты и приспособления для лепки;
–правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– правила оборудования рабочего места;
– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
– понятие теплого и холодного цвета;
должны уметь:
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– работать в коллективе.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Дата планируемая | Дата фактическая | Приложение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Узоры из соленого теста. Отпечатки и рисунки | |||
2 | Раскрашивание изделия | |||
3 | Гусеничка | |||
4 | Раскрашивание изделия | |||
5 | Мышка на сыре | |||
6 | Раскрашивание изделия | |||
7 | Ежик | |||
8 | Раскрашивание изделия | |||
9 | Цветик-семицветик | |||
10 | Раскрашивание изделия | |||
11 | Рамка | |||
12 | Раскрашивание изделия | |||
13 | Снеговик | |||
14 | Раскрашивание изделия | |||
15 | Месяц и елочка | |||
16 | Раскрашивание изделия | |||
17 | Приведение | |||
18 | Раскрашивание изделия | |||
19 | Кактус | |||
20 | Раскрашивание изделия | |||
21 | Тарелочка | |||
22 | Раскрашивание изделия | |||
23 | Сердечки | |||
24 | Раскрашивание изделия | |||
25 | Ушастые пирамидки | |||
26 | Раскрашивание изделия | |||
27 | Матрешка | |||
28 | Раскрашивание изделия | |||
29 | Сияющие звезды | |||
30 | Раскрашивание изделия | |||
31 | Игрушки | |||
32 | Раскрашивание изделия | |||
33 | Фрукты | |||
34 | Раскрашивание изделия | |||
35 | Рыбка | |||
36 | Раскрашивание изделия | |||
37 | Божья коровка | |||
38 | Раскрашивание изделия | |||
39 | Грибочки | |||
40 | Раскрашивание изделия | |||
41 | Самолет и паровоз | |||
42 | Раскрашивание изделия | |||
43 | Корзина с цветами | |||
44 | Раскрашивание изделия | |||
45 | Ромашка | |||
46 | Раскрашивание изделия | |||
47 | Моя кукла | |||
48 | Раскрашивание изделия |
ЛИТЕРАТУРА
1. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
2. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
3. И. Н. Хананова. Соленое тесто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»м
НОД для детей старшей группы. Форма - путешествие.Групповое....
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Животные холодных стран» (Арктика, Антарктика) (Средняя группа)
Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Арктики и Антарктики...
Театрализованная деятельность с детьми средней группы по духовно-нравственному воспитанию «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛОЧКА» план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Театрализованное представление детей средней группы....
Технологическая карта занятия по аппликации в средней группе изготовление поделки - солнца на масленицу с детьми средней группы
Развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям....
Методическая разработка занятия с детьми средней группы с использованием проблемно-игровых технологий .Тема: «В гостях у Совушки» план-конспект занятия по математике (средняя группа).
Целью данного занятия является развитие интереса к занятиям математикой, взаимопомощь, умение и желание отвечать на вопросы взрослого....
Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...