Занятие по художественному творчеству в старшей группе детского сада.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Черемушки»
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Гжель»
Составила: Мартонина Ольга Ивановна
Город Инза
2020 год
Конспект занятия по лепке. Тема: « Гжель»
Цели и задачи:
-Воспитание чувства гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
-Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
-Учить оформлять плоскостнyю фигуру элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
-Закрепление представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
-Развитие чувства композиции, умения красиво располагать узор на объемной плоскости.
-Развитие у детей интереса к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
-Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
Оборудование:
слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, плоскостной сервиз из белой бумаги, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.
Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Предварительная работа:
Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. А вы?
Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад, вас видеть я!
Ребята сегодня у нас не обычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. А, вы любите путешествовать? Мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас узнаете.
Сегодня рано утром почтальон принес посылку.
Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)
Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А о каком вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Воспитатель:
Как зазывается эта посуда? Правильно, молодцы!
Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами. Проходите на стульчики и смотрите внимательно.
Расскажу вам сказку.
(1слайд)
Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали.
(слайд №3) Нашли они в своей сторонушке глину чудесную и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в мире синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
(слайд №4) Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.
Стал каждый мастер свое умение показывать.
(слайд №5) Один мастер слепил чайники: в виде домика, а на крышке – дом с трубой, а в доме том люди живут.
(слайд№6) При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал.
Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. (слайд №7) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками.
Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал.
(слайд№8) Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Гжельские мастера большие фантазеры.
(слайд №9) Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.
(слайд №10) Лепили гжельские мастера животных и птиц.
(слайд №11) разных
барышень в нарядных платьях.
Делают в Гжели и часы. (слайд №12) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами и птицами.
У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.
(слайд №13) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.
(слайд №14) Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска…А какая нарядная и праздничная получилась роспись
Воспитатель:
Понравилась вам сине-голубая сказка?
Ответы детей:
Беседа по сказке.
Воспитатель:
– О каком промысле эта сказка?
– Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
– Каким узором украшают мастера свои изделия?
– Какие изделия делали мастера из глины?
Воспитатель:
Дети, у нас открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.
(Рассматривание изделий народного промысла)
– Для чего нужны гжельские изделия?
– Почему Гжель называют сине-голубой?
Воспитатель:
Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник и блюдца, которые украшены гжельским цветком. Что не хватает в этом сервизе? Назовите мне предметы, которые должны присутствовать в чайном сервизе?
Ну а сейчас, дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом – при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.
Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»
Воспитатель:
Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.
(Дети выбирают посуду и садятся за столы)
Воспитатель:
Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.
Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).
Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).
Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).
На что похожи лепестки цветка? (На капельку).
Капелька – один из любимых элементов мастеров Гжели.
Этапы выполнения работы.
- Серединка цветка. Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
- Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.
Воспитатель:
Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?
Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.
Воспитатель:
Дети, с чего вы начнете работу?
Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».
(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)
В конце занятия дети приклеивают свои работы на ватмане, располагая их симметрично
Воспитатель:
Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка
«Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. О каком промысле мы сегодня беседовали?
Ответы детей:
Воспитатель:
Послушайте стихотворение о Гжели (Стихотворение читают дети)
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Не виданной красы.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете Вы
Красоты такой!
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – ГЖЕЛЬ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной НОД по социализации и художественному творчеству в подготовительной группе детского сада "Путешествие по родным местам"
Конспект итогового интегрированного занятия(социализация и художественное творчество)подготовительная группаТема: «Путешествие по родным местам».Цель: Развитие чувства патриотизма у детей дошкольного ...
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе детского сада «Одуванчик-одуванчик»
Программное содержание:познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»;расширить и уточнить знания детей об одуванчике;познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать;р...
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе детского сада.
Конспект занятия по художественной литературе. "Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова"...
Занятие по художественному творчеству в старшей группе детского сада.
Занятие по лепке из солёного теста....
Занятие по художественному творчеству в старшей группе детского сада.
Занятие по художественному творчеству в технике "Сграффито"....
мастер класс Рисование солью на занятиях по изобразительному творчеству в старшей группе детского сада».
представление педагогического опыта по использованию нетрадиционных техник рисования для развития у дошкольников интереса к изобразительному творчеству....
Сценарий занятия по декоративно-прикладному творчеству в старшей группе детского сада на тему: «Аукцион»
Цель: Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве и развить у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству....