Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе детского сада.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Конспект занятия по художественной литературе. "Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konapekt_zanyatiya_po_hudozhestvennoy_literature.docx | 214.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧУДО «Детский сад «Чудо-Садик»
Образовательная область:
«Речевое развитие»
Конспект по образовательному маршруту
«Литературная радуга»
(Художественная литература)
старшей группе №5.
Воспитатель: Задорожная А.М.
Москва 2017 г.
Конспект занятия по образовательному маршруту
«Литературная радуга»
на тему: «Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова».
(Старшая группа №5)
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;
- Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;
- Совершенствовать навыки построения рассуждений, сочинять небольшие фантастические истории;
2. Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы;
3. Развивающие задачи:
- Развивать чувство юмора, творческое воображение.
- Эмоционально воспринимать произведение
Материалы и оборудование:
1. Кукла Незнайка;
2. Сборник рассказов Н. Носова;
3. Иллюстрации к рассказам;
4. Демонстрационная доска;
5. Чудесный мешочек;
6. Презентация (в электронном виде)
7. Предметы к рассказам Н. Носова: шляпа, огурцы, игрушечная акула и крокодил, кастрюля с половником, ведерко с песком.
Индивидуально-дифференцированный подход:
1. Учить детей с высоким уровнем развития давать развернутые ответы, на вопросы воспитателя, обосновывая свои ответы логическими выводами;
2. Детей со средним уровнем развития учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, пересказывая определенные отрывки текста;
3. Детей с низким уровнем развития побуждать к ответам на предложенные вопросы, наводить их на правильные умозаключения.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вы любите фантазировать?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: А зачем, как вы думаете, люди фантазируют?
Дети: Чтобы развеселить другого человека. Чтобы сделать ему приятно.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:
Озорной, смешной мальчишка,
Он художник и поэт.
Он весёлый коротышка,
От него вам всем привет!
Ты сейчас его узнай-ка!
К нам пришёл герой… (Незнайка)
- Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов)
- Показ презентации (в электронном виде на экране)
Воспитатель: Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет, из какого рассказа. Поможем ему разобраться?
Дети: Поможем
Д/Игра «Бюро находок»:
шляпа – «Живая шляпа»,
кастрюля и поварешка – «Мишкина каша»,
огурец – «Огурцы»,
ведерко с песком – «На горке»,
игрушечный крокодил, акула – «Фантазеры»
Воспитатель: Молодцы, ребятки, помогли разобраться Незнайке. Видишь, Незнайка, наши детки тоже знают много рассказов Носова и любят их.
Незнайка: Вот сейчас мы и проверим, как ребята знают произведения детского писателя Н.Н.Носова, в литературной викторине, а перед этим немного отдохнем.
Физкультминутка «Незнайка»
Наш Незнайка потянулся.
Руки в боки, и нагнулся.
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько.
И за парту сел тихонько.
«Бюро находок»
- из рассказов Носова потерялись предметы. Определите, из какого рассказа предмет.
Шляпа – «Живая шляпа».
Лопата, песок – «На горке»
Удочка – “Огурцы”
Кастрюля – «Мишкина каша»
Мороженое – «Фантазеры»
Появляется Незнайка:
- Незнайка считает, что он самый лучший художник, лучший автор стихов и рассказов, он все знает и умеет и ему незачем учиться.
- Давайте возьмем с собой в путешествие Незнайку и покажем ему как интересно и увлекательно учиться и получать новые знания.
«Эпизод»
- я вам зачитаю отрывок из произведения, а вы назовите произведение и его героев?
- «Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…» (Мальчиков звали – Павлик и Котька. «Огурцы»)
- «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» («На горке», Котька Чижов)
- «Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». («Фантазеры», Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
- «Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» («Живая шляпа» Котенок Васька, Вовка, Вадик)
- «Горка получилась хорошая, скользкая.» (Котька из рассказа « На горке»)
- «Мишка говорил: - Сорняки - это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!» ( «Мишкина каша» Мишка и автор)
- «Васенька, миленький, как же ты под шляпу попал?» ( Вадим из рассказа « Живая шляпа»)
- «А я однажды купался в море, и на меня напала акула. А я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.» ( Мишутка рассказ « Фантазеры»)
- «Пожалуйста, не буду тебе мешать. Отошёл я в сторонку, а Мишка варит, то есть не варит, а только и делает, что лишнюю крупу в тарелки перекладывает. Весь стол уставил тарелками, как в ресторане, и всё время воды подливает.» («Мишкина каша» Мишка и автор)
«Что лишнее»
- Посмотрите на картинки определите, какая из них лишняя. Назовите, из какого произведения.
Рыба, удочка, огурцы, помидор. («Огурцы»)
Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. («Живая шляпа»)
Песок, коньки, лопата, лыжи («На горке»)
Каша, ведро, чайник, яблоко («Мишкина каша»)
Физкультминутка.
Наш Незнайка потянулся.
Руки в боки, и нагнулся.
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько.
И за парту сел тихонько.
«Светофор»
Незнайке очень нравится, что вы такие умные и любознательные. И он хочет с вами поиграть. У вас на стола таблички красного и зеленого цвета. Все ли названия произведений принадлежат Н. Носову. Если автор произведения Н. Носов, то поднимайте зеленую табличку, а если нет, то красную.
- «Мишкина каша» (зеленый)
- «Гуси-лебеди» (красный)
- «Как Незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (зеленый)
- «Фантазёры» (зеленый)
- «Дюймовочка» (красный)
- «Живая шляпа» (зеленый)
- «Буратино» (красный)
- «Огурцы» (зеленый)
«Угадай рассказ»
Из какого рассказа диалоги:
1.- Она ж-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па!
- Что ты! Разве шляпы бывают живые? («Живая шляпа»)
2. – А я раньше летать умел!
- А, ну, полети!
- Сейчас не могу, разучился. («Фантазеры»)
3. – Давай веревку.
- А ее нет веревки.
- Где же она?
- Там.
- Где там?
- Ну ты значит, с веревкой ведро упустил?
- Ну да. («Мишкина каша»)
4. - Уже было совсем темно. «Брошу их тут в канаву, а скажу, что отнёс,- решил Котька и стал оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: ещё кто-нибудь, увидит и дедушке из-за меня попадёт. («Огурцы»)
5. - Где она?- спрашивает Вадик. Вон возле стола. Сейчас я её как тресну кочергой! – говорит Вадик. Пусть только подлезет ближе. («Живая шляпа»)
6. –Сыпь побольше. Есть очень хочется! Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху. – НЕ много ли воды?- спрашиваю. – Размазня получится. (« Мишкина каша»)
«Викторина»
2. Как зовут героев рассказа «Огурцы»? (Котька и Павлик)
3. Почему было радостно на душе у Котьки из рассказа «Огурцы»?
4. Что готовили себе на ужин Мишка и его друг ? (Кашу, жарили пескарей)
5. Какие предметы утопили ребята в колодце? (Ведро, чайник)
6. Чем доставали воду ребята из колодца? (Кружкой)
7. Еще один овощ встречается в рассказе Носова.
Подсказка: этим овощем ребята бросали в шляпу.
8. Назовите спортивный инвентарь, который упоминается в рассказе?
( клюшка, лыжная палка)
9. Какая мебель упоминается в рассказе «Живая шляпа»? (диван, комод)
«Что сначала, что потом»
- Незнайка приготовил для вас еще одно задание. На столе у вас лежат картинки. Посмотрите на них и скажите, из какого рассказа Носова эти иллюстрации.
-Расположите их в правильном порядке. Что было сначала, а что потом.
- Давайте проверим. Посмотрите на телевизор.
- Какая картинка будет первой? (Ребята сделали горку и залили ее водой)
- Какая картинка вторая? (Котька не мог забраться на горку и посыпал ее песком. Горка стала не скользкой.)
- Что было потом? (Пришли ребята и сказали Котьке засыпать песок снегом залить опять горке)
- Исправьте у кого не так.
IV. Подведение итогов.
Мы сегодня вспомнили героев из рассказов Носова. Какими они были? (Слова высвечиваются на слайде)
- Озорные
- Веселые
- Дружные
- Добрые
- Трудолюбивые
- Когда вы читали эти рассказы, вам было смешно и интересно. Книги вас сплотили и подружили друг с другом. Незнайке очень понравилось у нас в гостях, он понял, что еще многого не знает и не умеет. Что ему нужно еще учиться и учиться.
Незнайка: А мне, ребята, очень понравились истории и рассказы Николая Носова! Вот вернусь, сегодня в Солнечный город к своим друзьям, и мы с ними вместе насочиняем таких историй! Жалко только, что пришла пора прощаться с вами. До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Незнайка!
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами узнали, какие фантазеры герои нашего рассказа. И предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, придумать свои рассказы, а завтра рассказать их друг другу в детском саду. Я призываю вас «Любить книги и беречь их». Ведь книга нам сможет рассказать много интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе детского сада «Одуванчик-одуванчик»
Программное содержание:познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»;расширить и уточнить знания детей об одуванчике;познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать;р...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе детского сада тема: «Бабушкины петухи»
Знакомство детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства....
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
Предлагаю Вашему вниманию, составленный мною перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в страшей группе....
Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»
В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению....
Статья на тему "Роль художественной литературы в старшей группе детского сада"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада...
План - конспект занятия по художественной литературе в старшей группе "115 лет со дня рождения русского детского писателя, киносценариста Николая Николаевича Носова, автора трилогии о Незнайке и его друзьях"
Межрегиональный фестиваль "Алтарь Отечества" - "Педагогическая мастерская"...