«Зонтик» Конспект совместной непосредственно – образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием образовательной технологии ТРИЗ и развитием логического мышления
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Колпинского района Санкт - Петербурга
«Зонтик»
Конспект совместной непосредственно – образовательной деятельности с детьми средней группы
с использованием образовательной технологии ТРИЗ
и развитием логического мышления
Воспитатель: Лукьянова Татьяна Николаевна
2020г., Колпино, Санкт - Петербург
Участники: дети средней группы, 4-5 лет.
Количество детей: 10 человек
Длительность: 20 минут
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».
Цель: систематизировать знания о зонтике, развивать творческую, смело мыслящую личность.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей о свойствах предмета;
- обучать функциональному подходу восприятия подсистем;
- формировать умение выделять и складывать фигуру из частей головоломки;
- активизировать мышление детей путём разрешения проблемных ситуаций.
Развивающие:
- развивать внимание, быстроту реакции
- развивать умение прогнозировать
- развивать диалектическое мышление
- развивать восприятие формы
- развивать логическое мышление
- развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыкальный инструмент «колокольчик»
- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками
Воспитательные:
- воспитывать способность к преодолению трудностей в поставленной задаче;
- воспитывать у детей привычку к фантазированию, изобретению.
Оборудование и материал:
- зонтики на каждого ребёнка;
- картинки с частями зонтика;
- музыкальный инструмент «колокольчик»;
- картинки к игре «Зачем нам нужен зонтик?»;
- картинки по истории создания зонтика;
- наборы логических головоломок «Колумбово яйцо» на каждого ребёнка;
Ход занятия
- Эмоциональный контакт
Сюрпризный момент
Воспитатель: Здравствуйте дети, меня зовут Татьяна Николаевна, и сегодня я пришла к вам, чтобы поиграть. Посмотрите, пожалуйста, вокруг и скажите, может быть, вы заметили что – то необычное в вашей группе?
Дети проходят по группе и находят большой пляжный зонт.
Дети: Это зонтик!
Воспитатель: Молодцы ребята!
Дети вместе с воспитателем встают под него.
- Вопросы, обсуждение, анализ подсистемы
Игра «Из каких частей состоит зонтик?»
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на зонтик и скажите, из каких частей он состоит?
Дети: Ручка, спицы, ткань, замок.
Воспитатель: Для чего нужна ручка? Для чего нужны спицы, ткань, петелька, замок?
Дети: Чтобы держать зонтик в руках. Чтобы к ним крепилась ткань. Чтобы человек не промок. Чтобы повесить зонтик. Чтобы зонтик можно было раскрывать и собирать.
- Диалектическая игра «Хорошо, плохо» (противоречия в предмете)
Воспитатель: Ребята скажите, а если у зонтика не будет ручки. Это будет хорошо или плохо?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Почему?
Дети: Тогда не за что будет взять зонтик.
Воспитатель: А если у зонтика будет две ручки? Это будет хорошо или плохо?
Дети: Хорошо! Можно идти вдвоём под одним зонтиком и держаться за свою ручки.
Воспитатель: Дети вы знаете, как называется часть зонтика, которая состоит из спиц и ткани?
Дети: нет.
Воспитатель: Это называется купол зонтика? Скажите, ребята, было бы хорошо или плохо, если бы у зонтика было два купола?
Дети: Хорошо. Можно идти вдвоём и не мешать друг другу. Плохо. Зонтик очень большой получается.
- Развитие логического мышления. Игра «Собираем зонтик»
Воспитатель: Дети, я вам предлагаю, самостоятельно собрать зонтик из деталей головоломки «Колумбово яйцо». Вы можете сложить зонтик по предложенной схеме, которая лежит у вас на столе.
- Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Воспитатель: Дети, вы свободно гуляете по группе, когда слышите чириканье птиц. Это значит, на улице, светит солнышко, и нет дождя. Но как только вы услышите звон колокольчика, вам нужно спрятаться под зонтик, потому - что полился дождик.
- Игра на системное, функциональное мышление «Зачем нам нужен зонтик? Что из него мы можем сделать?»
Воспитатель: Дети, давайте подумаем, для чего нам нужен зонтик? (воспитатель показывает наводящие картинки, если дети затрудняются ответить и проигрывает с детьми некоторые ситуации) – всем детям раздаются зонтики.
Дети:
- Чтобы не промокнуть, когда идёт дождь или мокрый снег.
- Спрятаться от палящего солнца летом, когда на улице очень жарко.
- Можно использовать, как трость, если случайно подвернул ногу, во время прыжков по лужам и тебе трудно идти (воспитатель проигрывает смоделированную ситуацию с детьми).
- В автобусе, держась за зонтик, зацепиться его ручкой за поручень, до которого тебе не достать (воспитатель проигрывает смоделированную ситуацию с детьми).
- Сложить в него продукты, если порвался пакет (воспитатель проигрывает смоделированную ситуацию с детьми)
- Принести воды в зонтике, для постройки песочного замка на пляже, если у вас с собой нет ведёрок и формочек (воспитатель проигрывает смоделированную сам).
- Можно измерить глубину лужи, если хочется пройти по ней в резиновых сапогах и не промочить ноги (воспитатель проигрывает смоделированную ситуацию с детьми).
- Можно даже сделать клумбу из зонтика (воспитатель проигрывает смоделированную ситуацию с детьми).
- Интересный факт про зонтик
Воспитатель: Дети, представляете, зонтик придумали очень и очень давно, в стране, которая называется Китай. Одна китаянка очень хотела всегда ходить с крышей над головой. Её муж был мастером на все руки, он сделал ей зонтик из веток, больших листьев и перьев птиц (воспитатель свой рассказ сопровождает показом слайдов).
- РТВ (развитие творческого воображения), МФО приём присоединения к предмету признаков случайного объекта.
Игра «Зонтики в будущем»
Воспитатель: Дети, как всё – таки хорошо, что придумали зонтик! Ребята, а давайте сейчас попробуем придумать новые зонтики! Я вам буду показывать картинки с предметами предметы: карандаш, зеркало, лампочка.
Давайте скажем, что можно делать с помощью карандаша, зеркала? Для чего людям нужна лампочка?
Дети: Карандашом можно рисовать. В зеркало можно увидеть своё отражение. Лампочка нужна, чтобы было светло.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте попробуем объединить эти предметы по очереди с зонтиком. Что же тогда у нас получится?
Дети: Зонтик – карандаш! Ручкой зонтика можно рисовать.
Зонтик – светильник! Внутри зонтик будет светиться. Всё видно, когда идёшь по темноте.
Зонтик – зеркало! Можно посмотреть на самого себя.
Воспитатель предлагает детям выбрать любой другой предмет. Дети выбирают, например: машинка, стул и т.д. По - аналогии дети придумывают свои зонтики.
Дети: Зонтик на колёсах. Его не надо нести в руках, он сам рядом едет. Зонтик – стул может раскладываться в стул, если человек устал и хочет посидеть (или другие варианты детей)
- Системный оператор
Игра «Круг в круге»
Воспитатель: Дети, перед вами нарисованы три круга. В круге, который находится посередине, я расположу наш зонтик. В маленьком круге будут находиться отдельные части этого зонтика. В самом большём круге, нужно расположить картинки с местами, в которых может быть этот предмет (воспитатель предлагает детям заполнить круги соответствующими картинками).
улица парк лес пляж
зонтик
ручка
спицы
ткань
замок
Воспитатель: Дети, сейчас к этим трём кругам я добавлю один круг слева. Это круг – прошлое. В него мы поместим картинку с зонтиком, который был в прошлом. Один круг справа. Это круг – будущее. В него мы поместим зонтики, которые вы придумали.
улица парк лес пляж
зонтик из веток, листьев и перьев
зонтик – карандаш,
зонтик- стул
зонтик
ручка
спицы
ткань
замок
- Подведение итого занятия
Воспитатель: Дети, что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали? (каждый ребёнок говорит о том, что ему понравилось)
Дети: Мне больше всего понравилось придумывать зонтики!
Воспитатель: Дети вы молодцы! Я верю, что в будущем, когда вы вырастите, вы обязательно станните изобретателями не только зонтиков, но и многих других предметов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему "В гости к трем медведям"
Авторское занятие ориентировано на детей средней группе, включает элементы ФЭМП, ФЦКМ, конструирование. Соответствует ФГОС....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в средней группе ".Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"(лепка).Тема: "Подснежник"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в средней группе.Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"(лепка).Тема "Подснежник"...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое...
Конспект Интегрированной непосредственно – образовательной деятельности с детьми средней группы. (раздел образовательной программы «Познавательное развитие»)
КонспектИнтегрированной непосредственно – образовательной деятельностис детьми средней группы.(раздел образовательной программы «Познавательное развитие»)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы, с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Одежда»
Расширять знания об одежде: видах одежды, тканях, из которых шьют одежду....
«Простуда» Конспект совместной непрерывно – образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием технологии ТРИЗ и развитием логического мышления
laquo;Простуда»Конспект совместной непрерывно – образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием технологии ТРИЗ и развитием логического мышления...
Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Времена года»
Программное содержание: Образовательные задачи:-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительн...