План работы кружка «Веселая аппликация» для детей 3-4лет
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
Предлагаемый план имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. План предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Предназначен для работы с детьми 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veselaya_applikatsiya.docx | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №25 «Светлячок»
План работы кружка
«Веселая аппликация»
для детей 3-4лет
Воспитатель: Барсукова О.А.
г.Зеленокумск
2020 г.
1.Пояснительная записка
1.1 Направленность
Предлагаемый план имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. План предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Предназначен для работы с детьми 3-4 лет.
1.2Актуальность и новизна
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Работа с бумагой открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. А также имеет огромное значение для мелкой моторики. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Данное направление в работе с детьми я выбрала потому, что считаю его актуальным, важным и необходимым, так как по наблюдениям за детьми отмечаются невысокие показатели умений детей и развития мелкой моторики рук.
Новизна данного плана заключается в рассматривании аппликации как одна из форм наиболее раннего начала подготовки воспитанников к обучению в школе.
1.3 Цель и задачи
Цель: развитие творческой активности в процессе использования техники работы с бумагой.
Задачи:
-Учить новым приемам в работе с бумагой (обрывание, скатывание в комок, объемная аппликация).
-Обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).
-Укреплять здоровье детей через развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой.
-Развивать память и речь (расширение активного и пассивного словаря детей).
-Развивать умение общаться, договариваться между собой, действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату.
-Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
-Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
1.4 Принципы, в соответствии с которыми строится работа кружка:
-Принцип систематичности - непрерывность, планомерность всего курса занятий.
-Принцип постепенности - использование правил: “от известного к неизвестному”, “от простого к сложному”.
-Принцип индивидуальности - при работе учитывать физиологическую и психологическую стороны развития каждого ребенка.
-Принцип доступности - материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение принципа доступности - залог оздоровительного эффекта.
-Принцип чередования нагрузки - предупреждение утомления детей, чередование нагрузки и отдыха.
-Принцип зрительной наглядности - демонстрация действий с материалом (бумагой, салфетками и др.).
-Принцип предоставления выбора (материалов, способов выполнения и др.).
1.5 Этапы реализации.
Сроки реализации - 1 год, сентябрь 2021 г. - май 2022 г.
1 этап - Диагностический(1, 2 недели сентября).
2 этап - Подготовительный (3, 4 недели сентября).
3 этап - Основной ( Октябрь - 1,2 неделя мая).
4 этап - Заключительный (3,4 неделя мая) - подведение итогов, планирование на следующий год.
1.6 Организация работы кружка
Занятия проводятся 1 раз в неделю - во вторую половину дня.
За год - 28 занятий. Длительность 15-20 минут.
1.7 Формы и методы
Основные методы, которые используются в работе - это стимуляция и мотивация деятельности и организационно- практические методы.
1.Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование стихов и поговорок).
3.Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
1.8 Условия реализации
На занятия зачисляются 8-10 детей младшего дошкольного возраста.
Для проведения занятий имеются 2-3 детских столов, 8-10 детских стульев (высота мебели подбирается в соответствии с СанПин).
1.9 Работа с родителями:
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединить усилия для развития у детей художественного творчества;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Занятия кружка посещают воспитанники с письменного согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ознакомлены с планом кружка.
Планируются мероприятия:
- Индивидуальные беседы о творческих достижениях детей.
- Консультации по развитию творческих способностей детей посредством аппликации.
-Выставки детских работ для родителей.
Родители по договорённости с педагогом могут посетить занятия кружка. В конце учебного года родителям будет представлен отчёт на родительском собрании, стендовый доклад по итогам деятельности кружка.
1.10 Формы подведения итогов
Предполагаемый результат:
Решение задач данной программы поможет детям согласовать свои усилия и действия, передать образ предмета, явления окружающего мира. Освоить навыки работы с клеем, и самое главное, развить мелкую моторику пальцев рук, воображение, самостоятельность. Проявить творческую активность детей и развить уверенность в себе.
Итоги реализации программы:
Мониторинг проводится в начале и конце учебного года. Использование лучших работ в оформлении интерьера групп, ДОУ, организация выставок детских работ, участие детей в творческих конкурсах, отчет для родителей в форме презентации.
1.11 Реализация работы кружка обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:
иллюстрации, картины, раздаточный материал, демонстрационные (макеты, муляжи, модели), клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, бумага разной текстуры и размера.
2.Содержание кружковой работы
2.1 Календарно - тематический план образовательных мероприятий на 2021-2022 учебный год
Содержание занятий
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Блок | Тема | Цель | Оборудование |
3 | «Знакомство с аппликацией» | Познакомить детей с материалами для выполнения аппликации. Учить детей правильно пользоваться кистью, клеем, тряпочкой. Вызвать у детей интерес к данному виду продуктивной деятельности | Конверт в половину альбомного листа с | |
4 | «Воздушные | Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать на лист. | Разноцветные воздушные шарики. Белая |
ОКТЯБРЬ
Неделя | Блок | Тема | Цель | Оборудование |
1 | Аппликация из готовых деталей | «Фрукты в вазе» | Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать на лист. Продолжать знакомить с зеленым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. | Цветной картон, на которой заранее наклеена ваза, вырезные из цветной бумаги яблоки и груши желтого и зеленого цветов, клей, кисточка, тряпочка, клеенка. |
2 | «Оденем березку в | Продолжать учить детей наклеивать | Образец. Альбомный лист с заранее | |
3 | «Консервируем овощи» | Учить детей наклеивать готовые | Клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка. | |
4 | «Варим борщ» | Продолжать учить детей наклеивать готовые | Клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка. Клей, |
НОЯБРЬ
Неделя | Блок | Тема | Цель | Оборудование |
1 | Аппликация из комочков из салфеток | «Бумажные комочки» | Учить скатывать салфетки в комочки, развивать мелкую моторику рук | Бумажные салфетки, разноцветные блюдца. |
2 | “Веселый зонтик” | Учить последовательно выполнять работу: обмакивать комочки в клей и прикладывать близко друг к другу, развивать цветовое восприятие. Воспитывать терпение, усидчивость. | 1/2 альбомного листа с изображением зонтика, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки. | |
3 | «Бумажные комочки» | Продолжать учить скатывать комочки из бумажных салфеток. | Бумажные салфетки, разноцветные блюдца. | |
4 | «Рамочка для мамочки» | Вызывать интерес к созданию красивой рамки для мамы. Закреплять умение располагать комочки по краям ( по периметру) прямоугольной формы. Воспитывать желание доводить дело до конца. | Картон прямоугольной формы, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки. |
ДЕКАБРЬ
Неделя | Блок | Тема | Цель | Оборудование |
1 | Аппликация из комочков из салфеток | «Белые комочки» | Развивать навык скатывания комочков из бумажных салфеток. | Бумажные салфетки, блюдца. |
2 | «На полянку, на лужок тихо падает снежок»(коллективная аппликация) | Учить равномерно наклеивать по всему листу белые комочки- снежок. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца. | Силуэты деревьев на темном листе, белые салфетки, клей, кисти, тряпочка. | |
3 | “Белая шубка для зайки” | Познакомить с сезонными изменениями в природе. Продолжать учить скатывать салфетки в комки Закреплять умение аккуратно наклеивать комочки к поверхности листа. | 1/2 альбомного листа с изображением снеговика, бумажные салфетки белого цвета, клей, матерчатые салфетки. | |
4 | “Праздничная елочка” | Учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки на основе незавершенной композиции(конус зеленого цвета).Продолжать учить скатывать салфетки в комочек и приклеивать на силуэт елочки-”огоньки” | Картон на каждого ребенка с изображением елочки(конус зеленого цвета), разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки. |
ЯНВАРЬ
Неделя | Блок | Тема | Цель | Оборудование |
2 | Чередование фигур по цвету и форм | «Новогодняя гирлянда» | Учить детей наклеивать готовые формы, чередуя по цвету; закреплять навыки ориентирования на плоскости листа. | 1/2 альбомного листа с нарисованной нитью для бус, готовые формы(кружки красного, синего цветов), клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос. |
3 | «Клоун- жонглер» | Учить детей наклеивать готовые формы, чередуя по цвету; закреплять навыки ориентирования на плоскости листа. | 1/2 альбомного листа с изображением клоуна, готовые формы(кружки красного, синего цветов), клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос. | |
4 | «Закладка для любимой книги» | Учить детей наклеивать готовые формы, чередуя по форме; закреплять навыки ориентирования на плоскости листа. | Картон прямоугольной формы, готовые формы(кружки и квадраты красного и зеленого цвета), клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос. |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Блок | Тема | Цель | Оборудование |
1 | Аппликация из готовых деталей | «Снеговичок» | Учить составлять аппликацию и наносить клей на детали. Развивать точность и координацию движений. Воспитывать терпение, усидчивость. | 1/2 альбомного листа голубого цвета, готовые формы(кружки трех размеров, дополнительные детали для изображения снеговика ), клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос. |
2 | «Неваляшка» | Упражнять в умении наклеивать предмет из деталей. Развивать координацию движений, точность. | 1/2 альбомного листа , готовые формы(кружки трех размеров, дополнительные детали для изображения неваляшки ), клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос. | |
3 | «Домики для лисы и зайца» | Формировать умение составлять аппликацию и наносить клей на детали. Учить последовательно выполнять работу. | 1/2 альбомного листа , готовые формы(квадраты, треугольники), клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос. | |
4 | «Кораблик» | Совершенствовать навык составления аппликации и наносить клей на детали. Познакомить с обрывной аппликацией | 1/2 альбомного листа , готовые формы(детали для кораблика), прямоугольники синего и голубого цвета клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос. |
МАРТ
Неделя | Блок | Тема | Цель | Оборудование |
1 | Аппликация в квадрате | «Платочек для матрешки» | Учить располагать подготовленные фигуры (круг, квадраты) на квадрате; закреплять навыки ориентировки на плоскости альбомного листа | Игрушка матрешка, образец “платочка”, цветная основа 15х15см, готовые формы(круги, квадраты), клей. кисть, клеенка, тряпочка. |
2 | «Одеяло для зайчат» | Продолжать учить располагать подготовленные фигуры (круг, треугольник) на квадрате; закреплять навыки ориентировки на плоскости альбомного листа. | Игрушка зайка, образец “одеяла”, цветная основа 15х15см, готовые формы(круги, треугольники), клей. кисть, клеенка, тряпочка. | |
3 | Объемная аппликация | «Дождик» | Учить склеивать «капельки» из полосок синего цвета и | 1/2 альбомного листа с изображением тучки, готовые полоски синего цвета, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос. |
4 | «Ромашки» | Продолжать учить склеивать «капельки» из полосок белого цвета, учить создавать образ ромашки. | 1/2 альбомного листа с изображением серединки ромашки, готовые полоски белого цвета, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос. |
АПРЕЛЬ
Неделя | Блок | Тема | Цель | Оборудование |
1 | Закрепление полученных навыков, создание сюжетной композиции | “Мы летим в космос” | Формировать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать близко друг к другу. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность. | Картон на каждого ребенка с силуэтом ракеты, разноцветные салфетки, клей, матерчатые салфетки. |
2 | «Солнце выглядывает из-за тучи» | Учить создавать сюжетную композицию. Закреплять навык в формировании комочков из бумаги. | Картон на каждого ребенка, салфетки белого цвета, круг и полоски желтого цвета, клей, матерчатые салфетки. | |
3 | ”Пузырь, соломинка и лапоть” | Учить раскладывать на листе бумаги сюжетную композицию. Закреплять приемы наклеивания. Учить дорисовывать предметы фломастерами, доводя до нужного образа. | Альбомный лист с наклеенной внизу “речкой”-полоской синей бумаги; вырезанные из цветной бумаги детали: голубой круг, желтая полоска, коричневый овал; фломастеры, клей, кисть, салфетки. | |
4 | «Грибочки на лужайке» | Продолжать учить раскладывать на листе бумаги сюжетную композицию. Закреплять приемы наклеивания предмета из деталей, склеивать «капельки» из полоски бумаги. | Картон на каждого ребенка, вырезанные детали для грибов, полоски из зеленой бумаги,клей, матерчатые салфетки. |
МАЙ
Неделя | Блок | Тема | Цель | Оборудование |
1 | Закрепление полученных навыков, | “Праздничный салют” | Формировать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать на подготовленный темный фон(разноцветные огоньки салюта в небе).Развивать чувство ритма. | Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей, салфетки. |
2 | “Божья коровка” | Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым. | Игрушка божья коровка, 1/2 альбомного листа, красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки. |
2.2 Список литературы
1. Малышева А. Н., Ермолаева Н.В. “Аппликация в детском саду” Ярославль:Академия развития, 2000 год
2. Петрова И. М. “Объемная аппликация”Санкт-Петербург”Детство-пресс” 2000 год
3. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация/Художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
Приложение:
Методы и приемы обучения
При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии.
В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении форм, цветов предметов.
При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения. Например, дети узнают, что мяч круглый, гладкий, окрашен в два цвета: одна половина красная, другая — желтая. Выполняя аппликацию «Большой красивый мяч», дети легко составляют его изображение из двух разноцветных половин.
До занятия можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. При рассматривании иллюстраций внимание детей необходимо направлять на то, что требуется в процессе работы. Например, рассматривая на картинке гриб, нужно уточнить, что у него есть ножка и шляпка, ножка находится внизу, а шляпка — вверху. Особое внимание следует уделить проведению дидактических игр на знакомство с формой, величиной, цветом предметов.
На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.
Во второй младшей группе иногда используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Иногда могут использоваться вариантные образцы с целью демонстрации различных вариантов изображения, например, как из одних и тех же форм получить различные предметные изображения. Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать.
Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям. Для этого можно использовать фланелеграф, мольберт или доску. Слегка смазанные клеем с обратной стороны в серединке формы можно раскладывать на вертикальной поверхности, не прибегая к помощи кнопок или пластилина. Кроме того, их можно перемещать в случае необходимости.
Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть форму на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность формы и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанную форму, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой и прижать форму ладошкой, промакнуть лишний клей. На первых занятиях, когда дети осваивают последовательные этапы наклеивания, приемы работы нужно демонстрировать на вертикальной поверхности так, чтобы все действия воспитателя были видны детям. Клееночку для намазывания форм лучше всего прикрепить справа от листа бумаги и показывать все действия по порядку, сопровождая их четкими словесными пояснениями.
На последующих занятиях вместо воспитателя осуществлять показ приемов наклеивания может ребенок, вызванный к мольберту. Это повышает интерес детей к этапам работы и к качеству ее выполнения, способствует активному усвоению приемов. В тех случаях, когда большинство детей усвоило приемы наклеивания, целесообразно опускать наглядный показ, заменив его словесным напоминанием или, что еще лучше, вопросом к детям.
В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.
В процессе выполнения детьми аппликаций необходимо использовать самые различные формы индивидуального обучения: одному ребенку показать, как составить изображение, другому напомнить, третьего спросить о порядке наклеивания. Работая с отдельным ребенком, воспитатель должен видеть всю группу, знать, как и в каком темпе работают дети, кому нужна помощь. Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции: похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Это особенно важно на первых занятиях, когда создается интерес к новому виду изобразительной деятельности. Постепенно внимание детей нужно направлять на изобразительные стороны работ, на, красивое цветовое решение, на выразительность аппликаций. Например, дети рассматривают аппликационных неваляшек и отмечают, что среди них есть веселые, красивые, есть сердитые игрушки и есть сломанные.
Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их. Например, обратить внимание на неправильное чередование элементов по величине или по цвету. Необходимо также учить детей характеризовать качество наклеивания: «чистая работа», «аккуратная». Постепенно к анализу работ нужно привлекать самих детей, ставя вопросы так, чтобы, отвечая на них, они учились понимать, что сегодня усвоили, что нового узнали, чему научились, как можно избежать ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка "Веселый оркестр" старшая группа
Цели: 1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.2....
перспективный план работы кружка "Веселый пластилин"
план работы кружка...
Перспективный план работы кружка « Веселая погремушка» во второй младшей группе «Облачко»
Сформировать у детей первичные представления о народной культуре путем музыкального фольклора....
Перспективный план работы кружка "Веселый пластилин" (второй год)
перспективный план работы кружка "Веселый пластилин"...
План работы кружка «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста
План работы кружка «Веселые пальчики»для детей младшего дошкольного возраста Все движения организма и речевая деятельность имеют единые меха...
План работы кружка "Веселые пальчики" для детей младшего дошкольного возраста на 2017-18 уч.г.
Кружок организован в младшей группе «Мир Диснея» с сентября по май 2017-18 уч.г. Кружок проводится 1 раз в неделю.Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэт...
ПЕРЕСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
ПЕРЕСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ...