Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста - пластилинографией"
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

Бухаева Эльзя Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ «Муринский ЦО №4», дошкольное отделение №2

Статья на тему: «Развитие творческих

способностей детей дошкольного возраста - пластилинографией»

автор статьи: воспитатель Бухаева Э.Ю.

      Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Этот вектор учебно-воспитательной работы ценен не только самим содержанием материала, но и теми методическими возможностями, которые он открывает для других направлений деятельности малышей. Одним из таких «универсальных» видов творческой активности является пластилинография.

  Пластилинография - одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.

     Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.  

«Живопись с помощью пальцев» еще одно название пластилинографии.

        Изобразительное искусство своей многогранностью помогает детям найти свой путь в процессе духовного развития, и потому это прекрасный вариант деятельности для детей в любом возрасте. Процесс приобщения к изобразительному искусству сегодня актуален, так как воспитывает усидчивость у детей, развивает мелкую моторику рук и творческие способности. Это относится не только к рисованию красками, но и другим изобразительным видам деятельности, включая работу с пластилином. Создание собственными руками фигурок или картин из пластилина - для детей интересное занятие, потому что это творческий процесс приносит невероятное удовольствие, побуждает к дальнейшему развитию. Для них каждая частица пластилинового состава становится в итоге мазками картины.  

   Само понятие пластилинографии имеет два корня по смыслу:

  • Пластилин – непосредственно используемый материал;
  • Графия – создание, процесс изображения картины.

Такая техника предоставляет достаточно широкие возможности развитию пальцев рук, а также возможность развивать фантазии детей.

  Чтобы успешно освоить технику пластилинографии очень важен подготовительный этап, когда дети знакомятся с пластилином и учатся простым приемам пластилинографии. Так, на первых занятиях они учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, как смородину к кусту или новогодний шар к елке. Далее дети осваивают новый прием: размазывание пластилина кончиком (подушечкой) пальца. Так дети изображают иголочки ежика, дождик для цветов, траву для овечки, полоски тигра и т.д. Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов. На этом же этапе для усиления выразительности своих работ дети учатся пользоваться специальной стекой-печаткой.

    Немаловажным фактором во время работы с детьми является выбор материалов для творчества. Пластилин в этом случае подбирать нужно чистых цветов, достаточно мягкий и такой, чтобы не лип к рукам. При этом материал должен быть абсолютно нетоксичным. В качестве основы обычно   используется плотный картон без глянцевой поверхности – к нему пластилин прилипает отлично, и такая основа обеспечивает отличный уровень жесткости.

      Формы для изображения нужно выбирать простые и знакомые детям. Основными элементами для создания композиции чаще всего являются шарики и колбаски, поскольку более сложные формы детям будет пока сложно воспроизвести. Во время работы мы предлагаем образец изображаемого предмета, чтобы воспитанники могли наглядно оценивать его. Также перед началом работы проводим с детьми оценку формы и цвета предмета, определяя основные детали композиции. Показ приемов лепки должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаем словом. Затем дети самостоятельно приступают к практической деятельности, не надо слишком много помогать ребенку, так как это приводит к неверию в свои силы, приучает к постоянному ожиданию помощи ни в коем случае не следует поправлять уже законченные детские работы.

     Не следует стремиться к особой развлекательности во время лепки - это и без того очень интересный для детей вид деятельности, требующий от них большой деловитости и сосредоточенности.

     Анализ детских работ в конце занятия (привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).

     Так были проведены такие занятия как «Фрукты», «Зима в лесу», «Новогодняя елка», «Ежик». Данные занятия способствовали развитию чувства формы, веса и пластики, сформировано «пинцетное хватание» (захваты предметов при помощи только двух пальцев), а также расширился сенсорный опыт.

   Таким образом, пластилинография является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач: способствует развитию логики, пространственного мышления, памяти, дифференцированных движений пальчиков и кистей рук, развивает согласованность и точность движений, оказывает положительное успокаивающее действие на нервную систему ребенка, являясь источником положительных эмоций.

Список источников

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей». - Скрипторий, 2008. -48 с.
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»- М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА: Творческий центр "СФЕРА", 2007. - 158 с.
  3. Малахова Л. Н., Фрезе И. И., Копнина Т. Н. Использование техники пластилинографии в работе с детьми // Вопросы дошкольной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Пластилинография – очень увлекательное занятие. Интересен и сам процесс создания картинки без кисточки, красок, бумаги. Завораживает и результат – замечательная объёмная картинка. Не менее интересно и...

пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Консультация на тему "Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста". В данной консультации раскрывается понятие пластилинографии, как нетрадиционной техни...

Пластилинография как средство развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Пластилинография  это  новый  вид  декаративно -  прикладного  исскуства,  который  доступен  детям  дошкольного  возраста....

Презентация "Чудеса пластилинографии" Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию.

Презентация Мастер класс "Чудеса пластилинографии" Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию....