Обобщение опыта: Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
обобщение опыта по программе доп образования "Пластилиновое чудо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Зоренька»
Обобщение опыта
Роль пластилинографии в развитии творческих способностей
детей дошкольного возраста
Бобкова Ольга Степановна Воспитатель МДОУ |
Котлас 2016 г.
Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите представиться - воспитатель Бобкова Ольга Степановна.
(Слайд№1)Вашему вниманию представляем обобщение опыта по теме «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности.
Именно творческая деятельность, по мнению Льва Семёновича Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Решая проблему успешного для детей доступа к внутренним творческим ресурсам опиралась на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно.
Поскольку, в примерной образовательной программе «Детство» количество учебных часов по художественно - эстетическому развитию в разделе «лепка» уделено, на мой взгляд, недостаточно часов, я разработала программу дополнительного образования «Пластилиновое чудо» в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, которая была утверждена экспертным советом от 08. 06.2015 и реализуется в настоящее время.
(Слайд № 2)Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, вторая - «графил» - создавать, рисовать.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до логического завершения. Разработаны примерные конспекты совместной образовательной деятельности дополнены и переработаны с учетом требований ФГОС ДО.
(Слайд № 3) Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии.
(Слайд № 4) Задачи:
-обучать техническим приемам лепки посредством основных видов пластилинографии, применяя бросовый и природный материал для воплощения замысла;
-развивать художественно-эстетический вкус (сочетать цвета, создавать цвета путем смешивания пластилина, создавать композицию);
- воспитывать умение доводить начатое дело до логического завершения.
Перед началом обучения и по окончанию учебного года был проведен мониторинг, имеющихся знаний, умений и навыков у воспитанников опирались на методическое пособие для воспитателей и педагогов Казаковой Т. Г. И Лыковой И. А.
Критерии данного мониторинга я адаптировала под критерии овладения приёмами нетрадиционной техники пластилинографии.
(Слайд № 5) Результаты мониторинга представлены на слайде:
Период | Низкий уровень активного развития | Средний уровень | Высокий уровень |
Начало года | 2 человека - 18 % | 8 человек- 73% | 1 человек -9% |
Конец года | О % | 7 человек- 64% | 4 человек- 36% |
Положительная динамика развития отмечена у всех детей.
(Слайд №6, 7) В результате был разработан учебно - тематический план работы с детьми по блокам, в которых дети знакомились с разнообразными видами пластилинографии:
- Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
- Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
- Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
- Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
(Слайд№ 8, 9) Данная работа строилась в совместной деятельности с детьми в вечернее время в различных формах организации:
- Игра - путешествие «Путешествие в страну Пластилинию»
- Создание коллекций «Цветы в подарок»
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Лаборатория «Почемучки»
(Слайд № 10) Итоговые мероприятия:
- Выставки в группе
- Выставка в холе ДОУ
(Слайд № 11) Участие в муниципальных конкурсах:
- «Новогодняя сказка»
- «Новогодние чудеса»
- «Круто, я попал в детский сад»
Участие во всероссийских конкурсах детского творчества:
- «Арт-талант»
- «Рыжий кот»
(Слайд № 12)
Для организации детей в домашних условиях с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в работе с пластилином был проведен комплекс мероприятий:
- разработана картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином в «Уголке для родителей»;
- проведены групповые консультации «Подари ребенку пластилин - развиваем творчество», «Путь к успеху»;
- проведен мастер- класс «Чудеса из пластилина»;
- представлена выставка детского творчества на общем родительском собрании.
С целью распространения опыта работы и дальнейшего использования для педагогов было организовано:
- Оформлена картотека развивающих игр и игр с пластилином по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Показ презентации на педагогическом совете.
(Слайд № 13) Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-128943-1385897346.jpg)
Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...
Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Описание опыта работы воспитателя по развитию театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....
Презентация на тему "Использование пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста".
•Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-605112-1425879197.jpg)
Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-875766-1484143711.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »
Обобщение опыта работы по теме:« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1197389-1578643666.jpg)
Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/07/picture-1185478-1573154341.jpg)
Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»
Обобщения опыта работы по самообразованию за 2021-2022 учебный год по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...