Обобщение опыта: Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
обобщение опыта по программе доп образования "Пластилиновое чудо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_obl.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Зоренька»
Обобщение опыта
Роль пластилинографии в развитии творческих способностей
детей дошкольного возраста
Бобкова Ольга Степановна Воспитатель МДОУ |
Котлас 2016 г.
Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите представиться - воспитатель Бобкова Ольга Степановна.
(Слайд№1)Вашему вниманию представляем обобщение опыта по теме «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности.
Именно творческая деятельность, по мнению Льва Семёновича Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Решая проблему успешного для детей доступа к внутренним творческим ресурсам опиралась на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно.
Поскольку, в примерной образовательной программе «Детство» количество учебных часов по художественно - эстетическому развитию в разделе «лепка» уделено, на мой взгляд, недостаточно часов, я разработала программу дополнительного образования «Пластилиновое чудо» в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, которая была утверждена экспертным советом от 08. 06.2015 и реализуется в настоящее время.
(Слайд № 2)Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, вторая - «графил» - создавать, рисовать.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до логического завершения. Разработаны примерные конспекты совместной образовательной деятельности дополнены и переработаны с учетом требований ФГОС ДО.
(Слайд № 3) Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии.
(Слайд № 4) Задачи:
-обучать техническим приемам лепки посредством основных видов пластилинографии, применяя бросовый и природный материал для воплощения замысла;
-развивать художественно-эстетический вкус (сочетать цвета, создавать цвета путем смешивания пластилина, создавать композицию);
- воспитывать умение доводить начатое дело до логического завершения.
Перед началом обучения и по окончанию учебного года был проведен мониторинг, имеющихся знаний, умений и навыков у воспитанников опирались на методическое пособие для воспитателей и педагогов Казаковой Т. Г. И Лыковой И. А.
Критерии данного мониторинга я адаптировала под критерии овладения приёмами нетрадиционной техники пластилинографии.
(Слайд № 5) Результаты мониторинга представлены на слайде:
Период | Низкий уровень активного развития | Средний уровень | Высокий уровень |
Начало года | 2 человека - 18 % | 8 человек- 73% | 1 человек -9% |
Конец года | О % | 7 человек- 64% | 4 человек- 36% |
Положительная динамика развития отмечена у всех детей.
(Слайд №6, 7) В результате был разработан учебно - тематический план работы с детьми по блокам, в которых дети знакомились с разнообразными видами пластилинографии:
- Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
- Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
- Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
- Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
(Слайд№ 8, 9) Данная работа строилась в совместной деятельности с детьми в вечернее время в различных формах организации:
- Игра - путешествие «Путешествие в страну Пластилинию»
- Создание коллекций «Цветы в подарок»
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Лаборатория «Почемучки»
(Слайд № 10) Итоговые мероприятия:
- Выставки в группе
- Выставка в холе ДОУ
(Слайд № 11) Участие в муниципальных конкурсах:
- «Новогодняя сказка»
- «Новогодние чудеса»
- «Круто, я попал в детский сад»
Участие во всероссийских конкурсах детского творчества:
- «Арт-талант»
- «Рыжий кот»
(Слайд № 12)
Для организации детей в домашних условиях с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в работе с пластилином был проведен комплекс мероприятий:
- разработана картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином в «Уголке для родителей»;
- проведены групповые консультации «Подари ребенку пластилин - развиваем творчество», «Путь к успеху»;
- проведен мастер- класс «Чудеса из пластилина»;
- представлена выставка детского творчества на общем родительском собрании.
С целью распространения опыта работы и дальнейшего использования для педагогов было организовано:
- Оформлена картотека развивающих игр и игр с пластилином по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Показ презентации на педагогическом совете.
(Слайд № 13) Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...
Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Описание опыта работы воспитателя по развитию театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....
Презентация на тему "Использование пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста".
•Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер. ...
Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...
Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »
Обобщение опыта работы по теме:« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »...
Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...
Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»
Обобщения опыта работы по самообразованию за 2021-2022 учебный год по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...