Рисование
методическая разработка по аппликации, лепке

Куренис Тамара Евгеньевна

задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx714.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование с детьми. Растим творческую личность

2017-06-01

Рисование с детьми

Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.

К счастью, у меня все-таки получилось преодолеть (хоть и с большими трудностями :) ) свой не самый удачный детский опыт и не спроецировать его на дочь. И теперь с уверенностью могу сказать, что рисование – это любимое занятие Таисии. Полюбила его и я (но художницей уже не стала, конечно :) ). Эта статья о том, как впустить творчество в свою жизнь, как не отбить у ребенка желание к рисованию, и какого направления в творческих занятиях придерживаться.

Рисование с детьми. Как развить творческий потенциал ребенка?

То, что творчество является важнейшим направлением развития малыша, сейчас ни у кого уже не вызывает сомнений. Только вот что каждый из нас понимает под творчеством? Если дать ребенку заранее подготовленные шаблоны и показать, как все это склеить, или если предоставить ему готовый образец для срисовывания (вроде популярных пособий «Рисуем по шагам»), разовьет ли это творческие способности ребенка? Вряд ли. Это всего лишь копирование и механическое следование шаблону. А если при этом работа ребенка еще и будет оцениваться на предмет «похоже – не похоже», то у малыша и вовсе в дальнейшем пропадет желание экспериментировать и придумывать собственные образы.

Часто подобные «творческие занятия» можно наблюдать в детских садах, где воспитатели стремятся показать родителям готовый результат. А ведь если разобраться, то результат в рисовании с маленькими детьми – это то, на что меньше всего стоит ориентироваться. Для детей более всего важен процесс. Детям необходимо предоставлять возможность экспериментировать, исследовать разные материалы и инструменты для рисования, пробовать различные приемы работы («Что получится, если я смешаю эти две краски? А если пририсую здесь ушки, получится зайка?» ). Только тогда ребенок научится создавать свои собственные образы, изменять их и искать новые ассоциации между предметами и их изображениями. Это ли ни есть настоящее творчество? :)

Частенько, насмотревшись в Инстаграме или Бэбиблоге, фотографий с красивыми рисунками чужих детей, мы начинаем торопить своего малыша – «подсказываем» ему, что и где пририсовать, только бы получить узнаваемый образ. Но если мы хотим, чтобы ребенок действительно любил рисовать и научился творчески мыслить, нужно дать ему возможность самостоятельно разглядеть в штрихах смысл и осознать необходимость добавления новых деталей. Крайне важно, чтобы ребенок свободно и без спешки прошел все закономерные стадии развития рисунка.

Стадии детского рисунка и действия родителей на каждой из них

1-я стадия «Каракули» (1 – 3 года, продолжительность стадии у каждого индивидуальна)

Рисование с детьми. Брызги кисточкой

Эта стадия очень важная, хотя на первый взгляд и кажется «несерьезной». Уже на этом этапе и закладывается отношение ребенка к рисованию. Будет он любить его или всячески отказываться со словами «Я не умею».

Как правило, первый интерес к рисованию дети начинают проявлять в возрасте 1 года. Они получают огромное удовольствие от того, что видят наглядный результат своего взаимодействия с миром, увлеченно следят за тем, как карандаш или кисть оставляет след на поверхности. В первую очередь их интересуют именно свойства художественных материалов.

Главная задача родителей на этом этапе – обеспечить ребенку комфортные условия для творчества. В этом возрасте малыш еще плохо чувствует границы листа, поэтому предоставьте ему большие листы бумаги. Можно использовать ватман, рулон крафтовой бумаги или даже обратную сторону рулона обоев. Кроме этого, позвольте ребенку рисовать самыми разными инструментами: кисточками, карандашами, ладошками, валикамигубками и т.д.

Самыми удобными материалами для рисования на этом этапе будут гуашь или пальчиковые краски. Для удобства их можно наливать в неглубокие тарелочки, гуашь можно чуть разбавить водой. Полезно пробовать и другие необычные материалы и инструменты для рисования (о нетрадиционных способах рисования скоро расскажу в отдельной статье).

Защитите ближайшие поверхности клеенкой, наденьте на малыша одежду, которую не жалко, и позвольте ему творить свободно! Важно не ругать малыша за испачканную одежду или стол. Там, где появляется слишком много запретов, пропадает желание творить.

Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

На этом этапе излишне хоть как-то направлять действия ребенка. Как правило, родителям очень не терпится увидеть осмысленные изображения и они начинают торопить малыша, подсказывая, в каком месте нужно подрисовать глазки и ножки, чтобы получился человечек, зайка и т.п. Не торопите события. Малыш должен сам увидеть смысл в картине, установить ассоциацию между знакомым предметом и нарисованным образом. Все обязательно произойдет в том темпе, который необходим самому ребенку.

Старайтесь также не уделять пристального внимания на то, как малыш держит карандаш или кисточку. Для удержания карандаша тремя пальчиками малышу в этом возрасте требуется огромная концентрация, оставляющая мало сил для творчества. Малышу неудобно действовать пишущим инструментом по-взрослому – мелкая моторика еще не настолько развита.

Самодельные пальчиковые краски

Рисование самодельными пальчиковыми красками

Так как в этом возрасте у малыша основной канал получения информации – сенсорный, дети начинают испытывать художественные средства всем телом, в том числе и на вкус. Не стоит ругать ребенка за это. Старайтесь объяснять, что карандаши не едят, убирайте ручки, которые тянутся ко рту. Если ребенок все равно продолжает исследовать материалы на вкус, можно попробовать  порисовать какими-то съедобными материалами, например, кусочком свеклы или соками, замороженными в формочках для льда.

Часто случается, что период «испытания средств» значительно затягивается. Не нужно делать вывод, будто малышу не интересно рисование. Этап освоения инструментов очень важен, и малыш должен задержаться на нем столько, сколько ему потребуется. Чем лучше ребенок «наиграется» с материалами, тем свободнее он будет ими владеть.

2-я стадия «Бесформенные изображения» (2 – 4 года)

Спустя некоторое время этап исследования материалов у ребенка сменяется желанием изобразить что-то конкретное – ребенок пытается отыскать смысл в каракулях. При этом, возможно, вам каракули малыша вовсе не будут казаться похожими на машинку, но ребенок будет указывать на нее со словами «би-би».

Детский рисунок Машина

Машина, 2 года 10 месяцев

Когда вы увидите у ребенка первые осмысленные изображения, не старайтесь оценить, насколько рисунок похож на предмет, и выносить приговор «хорошо» или «плохо». Для ребенка внешнее соответствие не является главным, он рисует не предмет или явление, а собственные ощущения от него. Вот пример Тасиного ежика, согласитесь, не очень-то похоже на оригинал, но «колючесть» передана хорошо :)

Детский рисунок Ежик

Ежик, 3 года 4 месяца

Старайтесь на этом этапе не навязывать ребенку никаких шаблонов в рисовании (домик – квадрат с треугольником наверху, и никак иначе, елочка – три поставленных друг на друга треугольника и т.д.). Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и не пытаются изменить. Впоследствии ребенку будет тяжело (а иногда и невозможно) создавать свои неповторимые образы и выработать свой стиль. Это мешает свободному развитию мышления.

Детский рисунок Медуза

Медуза, 3 года 4 мес

То же самое касается и рисования образа человека. Не спешите сразу «приучать» ребенка рисовать привычный шаблон «Голова, туловище, ручки, ножки…». Ребенок должен сам прийти к этому важнейшему образу – образу человека. Однажды в неумело нарисованной окружности он увидит «голову» и назовет ее человеком. Постепенно из окружности вырастут ножки, и получится так называемый «головоног». Такой образ – великое достижение первооткрывателя! Головоног – это психологический портрет самого ребенка, отображающий то, что для ребенка сейчас важнее всего – эмоции (голова) и движение (ноги).

Детский рисунок Головоног

Головоног Саша, 3 года 2 мес

Нередко, увидев первого головонога, родители сразу же указывают на недостающие части. Не стоит этого делать. Позже художник сам заметит, что необходимы другие детали и будет постепенно усложнять сюжет рисунка. Если же «перепрыгнуть» стадию головоногов и сразу научить ребенка рисовать человека со всеми частями тела, то он потом долго будет следовать этому шаблону и критически относиться к любым другим вариантам.

Головоног Мама под дождем, 3 года 2 мес

Головоног Мама под дождем, 3 года 2 месяца

3-я стадия «Схемы»  (4 – 6 лет)

Детский рисунок Солнышко, полянка

Полянка, 4 года 8 месяцев

Интереснейшая, на мой взгляд, стадия, на которой, собственно, мы с Таисией сейчас и находимся. Разглядывать рисунки ребенка невероятно любопытно, они становятся более прорисованными и потихоньку обрастают все бОльшим количеством деталей. У рисунка появляется верх и низ и пространственные отношения предметов. Конечно, частенько еще можно увидеть человека, превышающего высоту дома, и другие диспропорции, но это нормальное явление, переживать о котором не стоит – с помощью размера ребенок подсознательно выделяет на рисунке то, что для него наиболее важно.

Детский рисунок Фиксики

Фиксики, 4 года 4 месяца

Главное достижение этого периода –  на картине появляется сюжет, рассказ о каких-то событиях. И тут, мне кажется, главная задача родителя – подкидывать ребенку как можно больше интересных игровых и жизненных ситуаций, сцен из книг, о которых ребенку захотелось бы рассказать (посещение зоопарка, небольшой поход, просмотр вашего семейного альбома и т.п.).

Детский рисунок Свадьба

Свадьба мамы и папы, 4 года 7 мес

И еще. Иной раз может показаться, что ребенок слишком «зациклился» на изображении одного и того же человека и рисует его десятки раз практически без изменений. Как утверждают психологи, в этом нет ничего страшного, если ребенок сам придумал этот образ. Как и любому другому человеку, ребенку нравится делать то, что у него получается, поэтому он с удовольствием повторяет удачное действие.

Так было и у нас с Таисией. Однажды удачно нарисовав принцессу, она принялась рисовать типовых принцесс каждый день штуки по три. И только хорошенько утвердившись в своем умении рисовать красивых девочек, она стала двигаться дальше, добавляя новые детали и сюжеты.

Детский рисунок Принцессы

Принцессы, 4 года 1 мес

Если вам кажется, что данный период слишком затянулся, предложите нарисовать любимого героя в какой-нибудь необычной ситуации или нарисовать для него друга. Обращайте внимание на новые детали и хвалите.

4-я стадия «Правдоподобные изображения» и 5-я стадия «Правильные изображения» (6 + )

Теперь ребенок рисует объект, а не впечатление от него, как это было раньше. Появляется масштаб, направление, расположение в пространстве, перспектива, в относительную норму приходят пропорции. Предметы изображаются реальными, наделенными своими настоящими качествами.

Это период, когда ребенка уже можно начинать учить различным техникам рисования и основам изобразительного искусства. Желательно, чтобы рядом с ребенком в это время был какой-то хороший педагог – вы (если умеете рисовать) или другой специалист. Так как, мои навыки рисования затормозились где-то в районе третьей стадии, а рисовать Таисия очень любит, я записала ее со следующего учебного года в художественную школу :)

Пятая стадия характеризуется уже реалистичными рисунками с перспективой, объемом и светотенью.

Как мотивировать ребенка к рисованию и Что делать, если ребенок не хочет рисовать

В каждом из нас от природы есть творец. У кого-то в большей,  у кого-то в меньшей степени, но у всех абсолютно. И когда ребенок не хочет рисовать или отказывается под предлогом того, что не умеет, это вовсе не означает, что природа обделила его творческими способностями. Как это ни больно признавать, но нелюбовь к рисованию, как правило, является результатом воспитания. Ребенок отказывается от творческих занятий, если за ними закрепилось какое-то негативное переживание. Например, испачкался – мама поругала, или получившийся рисунок раскритиковали. Даже если ребенку слишком навязчиво «подсказывают», что и как нужно рисовать, он может воспринять это как признание его несостоятельности в творчестве и потерять всякое желание.

Сама я наделала немало ошибок на нашем творческом пути с Таисией и о нашем опыте (с хорошим концом) я расскажу чуть ниже. Ну а здесь несколько советов, которые действительно помогают преодолеть страх перед рисованием и мотивировать ребенка на создание новых шедевров.

  • Если ребенок совсем не хочет рисовать, отойдите на некоторое время от образных рисунков и поиграйте с материалами: порисуйте абстракции, побалуйтесь с красками, кисточками, карандашами и мелками от души, пробуйте нетрадиционные способы рисования. Словом, делайте что-то такое, где нет эталонов «похоже – не похоже».

Рисование на молоке. Нетрадиционные техники рисования

  • Старайтесь как можно меньше ограничивать творчество ребенка различными запретами и указывать ему, что и как рисовать. Особенно это касается первой стадии развития рисунка.
  • Правильно реагируйте на рисунок. Любая критика рисунка и его оценка в категориях «похоже – не похоже» может отбить желание рисовать. С похвалой тоже будьте аккуратны, не переборщите. Ведь дети, даже младшего возраста, способны на вполне объективную оценку своих художеств и иногда они переживают из-за того, что еще не могут передать в изображении то, что хочется. Самая правильная реакция – проявить пристальное внимание к рисунку, расспросить, какие детали что изображают, какие цвета были использованы и т.д.
  • Устройте дома выставку работ и регулярно ее обновляйте. Так ребенок будет постоянно видеть свои творческие удачи и понимать, что вы их цените.

Домашняя выставка детских рисунков

  • Чтобы ребенок видел «полезность» творчества, давайте задания, направленные на окружающих (например, нарисовать подарок бабушке), или задания, от которых будет какая-то практическая польза дома (покрасить что-то в квартире, расписать табуретку, кружку и т.д.).
  • Создайте дома «творческий уголок», где в открытом доступе будут лежать основные материалы для рисования, это даст ребенку возможность спонтанного творчества. Однако не выкладывайте там сразу все имеющиеся у вас материалы, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
  • Не выкидывайте при ребенке его рисунки. Конечно, все без исключения работы хранить невозможно. Поэтому нелюбимые рисунки можно выбросить, только не на глазах у автора и спустя некоторое время.

Продолжайте рисовать, даже если ребенок отказывается это делать, — рисуйте при нем, не заставляя и не критикуя, ищите материалы и задания, которые смогут его заинтересовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию "Мухомор" нетрадиционные техники рисования - рисование пальчиками.

Занятие по рисованию. Развивает мелкую моторику, воображение, творческие способности....

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. Программное содержание. Учить детей передавать в рисовани

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»(первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. П...

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...