Доклад-презентация из опыта работы на тему: «ПРИЕМЫ ВЫРЕЗАНИЯ В АППЛИКАЦИИ ПРИ СОЗДАНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
консультация по аппликации, лепке

Ярош Марина Васильевна

Аппликация из геометрических форм содействует постепенному расширению представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, способствует формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; способствует обогащению словарного запаса, развитию связной и образной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_gmo_-_kopiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Городское методическое объединение воспитателей

по развитию художественного творчества

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Использование доступных способов и приемов вырезания в аппликации

при создании изображений из геометрических фигур»

Доклад-презентация из опыта работы на тему:

«ПРИЕМЫ ВЫРЕЗАНИЯ В АППЛИКАЦИИ

ПРИ СОЗДАНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Ярош Марина Васильевна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

г. Арзамас

2021 год

Уважаемые коллеги, хочу представить Вам свой опыт работы по теме «Приемы вырезания в аппликации при создании изображений из геометрических фигур по возрастам».  

Аппликация из геометрических фигур – это увлекательный и интересный вид творчества, с помощью которого у воспитанника развивается:

  • Ассоциативное мышление;  
  • Художественный вкус;
  • Творческий потенциал;
  • Глазомер;
  • Мелкая моторика;
  • Цветовосприятие.  

Также аппликация из геометрических форм содействует постепенному расширению представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, способствует формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; способствует обогащению словарного запаса, развитию связной и образной речи.

Аппликация из геометрических фигур является одним из самых простых и, в то же время, интересных видов творчества.

Вторая младшая группа

Приемы вырезания из геометрических фигур во второй младшей группе.

Приобщая детей этого возраста к технике аппликации из геометрических фигур, педагогу необходимо обращать основное внимание на освоение формы предметов или их частей, которые даются для наклеивания. Дети этого возраста должны, в первую очередь, овладеть техникой наклеивания.

В ходе занятий аппликацией из геометрических фигур во второй младшей группе мы решаем следующие задачи:

  • Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности;
  • Обеспечить развитие умения предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное педагогом), и наклеивать их;
  • Обеспечить развитие умения создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, круг и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету;
  • Способствовать закреплению представлений о форме предметов и их цветах.

Во второй младшей группе готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку после объяснения задания. После того, как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Педагог проверяет правильность расположения элементов.

Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей рекомендуется ставить на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит педагогу следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.

В процессе показа образца в младшей группе педагог отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.

Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации: какую форму он берет, как кладет ее на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму и т. д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие педагог сопровождает объяснением.

Показ не проводится в тех случаях, когда детям понятен процесс раскладывания и наклеивания. Педагог, пользуясь образцом, объясняет задание и напоминает некоторые приемы работы. Детям, которым трудно выполнить задание, он показывает эти приемы индивидуально.

Средняя группа

Приемы вырезания из геометрических фигур в средней группе.

В среднем дошкольном возрасте задачи в ходе занятий аппликацией из геометрических форм усложняются:

  • Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;
  • Освоение техники резания по прямой (разрезание узкой полосы бумаги одним движением ножниц – сначала коротких, а затем длинных полос);
  • Освоение техники вырезания круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем округления углов;
  • Способствовать формированию умения детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).

Дошкольники в средней группе составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.

Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов: кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер и количество частей.

Так, в процессе анализа натуры — неваляшки — дошкольники отмечают, что эта форма состоит из кругов — большого, среднего и двух маленьких. В соответствии с этим дети и подбирают необходимые для выполнения аппликации круги разных размеров из находящихся на общем подносе.

Для проверки представлений детей используют формы для выбора разных цветов, чтобы дошкольники могли найти нужный. Также можно предложить ребятам самостоятельно продумать и подобрать цвет неваляшки.

При более сложных заданиях в средней группе материал можно раздавать индивидуально каждому. Например, при наклеивании дома дают набор цветной бумаги соответствующих размеров для стен, крыши, окон.

При анализе образца педагог вопросами привлекает внимание детей к рассматриванию: из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете дошкольники среднего возраста не могут, поэтому педагог разъясняет им, показывая образец, в какой последовательности следует наклеивать формы.

В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу.

Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений (например, при наклеивании грузовика из отдельных частей). Во всех случаях, когда приемы работы знакомы детям, педагог дает или частичный показ или только объясняет задание, предоставляя возможность самостоятельно выбрать приемы изображения.

В конце занятия педагог  вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет), аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.

Старшая группа

Приемы вырезания из геометрических фигур в старшей группе.

В первом квартале закрепляются навыки и умения, полученные воспитанниками в средней группе. Во втором квартале добавляется освоение быстрых способов вырезания (вырезание двух одинаковых фигур) и симметричное вырезание.

Задачи, которые мы решаем в ходе занятий аппликацией из геометрических фигур, следующие:

  • Способствовать закреплению умения создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
  • Содействовать формированию умения вырезать одинаковые фигуры, в том числе и геометрические, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам.

Образец используют только в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

Если мы даем детям задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).

В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы.

В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме полосы, круга, квадрата и т. д.

Новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу педагога.

Наиболее сложный из них – это прием вырезания симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Его освоение требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезать.

При первом ознакомлении детей с этим приемом рекомендуется вырезать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге, ведь ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезать на глаз, пользуясь показом педагога и его объяснением.

В старших группах некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне.

Распределение работы между детьми педагог делает в соответствии с их желаниями.

Подготовительная к школе группа

Приемы вырезания из геометрических фигур в подготовительной группе.

Задачи, которые мы решаем в ходе занятий аппликацией из геометрических фигур в подготовительной к школе группе, следующие:

  • Способствовать закреплению умения создавать изображения из геометрических фигур, преобразовывая их в нужные; составлять из этих фигур узоры и декоративные композиции на листах бумаги разной формы;
  • Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой;
  • Способствовать освоению умения мозаичного способа изображения, используя для этого геометрические фигуры.

Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения.

При анализе натуры педагог обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезание.

Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезали уже в старшей группе. В подготовительной группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).

Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).

Образец в этой группе используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора. Дети, пользуясь такой схемой, составляют узор, подбирая элементы по своему желанию.

Силуэтное вырезание – техника создания фигур из бумаги с помощью непрерывного вырезания. Силуэты предметов несимметричной формы могут быть вырезаны на глаз, без заранее нарисованного контура. Вырезание проводится в два этапа. Сначала выполняется обобщенная форма больших размеров, а затем по краю  вырезается вес детали, присущие данному предмету, - иголки у ежа, плавники у рыбы и т.п. По мере овладения этими приемами можно вырезать всю форму сразу.

Мозаичная аппликация – техника создания образа с помощью вырезанных геометрических форм, которые выкладываются в границы рисунка.

Таким образом, занятия аппликацией по созданию изображений из геометрических фигур проводятся во всех возрастных группах детского сада: начиная со второй младшей группы, когда дети составляют изображение из готовых форм и заканчивая подготовительной, когда дети самостоятельно могут предварительно сделать эскиз будущей работы, а также подготовить, соответственно ему, детали для аппликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы для работы с детьми 4-5 лет. Игры на развитие представлений о геометрических фигурах

Представляю Вашему вниманию две игры на развитие представлений о геометрических фигурах для средних дошкольников с трудностями в обучении, которые я использую в своей работе...

Из опыта работы: " Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды"

Из опыта работы: " Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды"...

Конспект проблемной ситуации из опыта работы по математическому развитию с элементами аппликации «Познаём в игре»

Автор- составитель: Педагог Головко Светлана ВалентиновнаМБДОУ № 7 « Радуга».г. Приморско – Ахтарск.  Краснодарский край.Возрастная группа  детей: Старший дошкольный в...

Обобщение опыта работы на тему: "Использование нетрадиционной техники аппликации как развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

                                 Обобщение опыта работы на тему«Использование нетрадиционных техник ап...

Дипломная работа "Использование игр с блоками Дьенеша для формирования представлений форма и геометрическая фигура(в группе среднего дошкольного возраста)

Дипломная работа "Использование игр с блоками Дьенеша для формирования представлений форма и геометрическая фигура(в группе среднего дошкольного возраста)...

Конспект нод по аппликации на тему: «Ракета из геометрических фигур» для детей 3-4 лет

Создать аппликацию ракеты из геометрических фигур, используя прямоугольник, треугольники, круг....