Мастер-класс Тема: « Тестопластика, как один из нетрадиционных методов развития творческой личности ребенка».
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Павлова Елена Леонидовна

МБДОУ Кизнерский детский сад №2.

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

 

Тема: « Тестопластика, как один из нетрадиционных методов развития творческой личности ребенка».

 

Подготовила: Павлова Е.Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Кизнер,2020 г.

 

«Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев»-В.А. Сухомлинский

«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.

Пояснительная записка

Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь.Слайд 2

 Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, песок, воск.

Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми. Слайд 3

Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.

Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

Особое влияние тестопластики оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.

Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.

 Каждый ребенок, овладев техническими умениями, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.

 

Основная часть

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством совместной продуктивной деятельности через  использование  тестопластики.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;

2.Научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

3.Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

4.Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике рисунка акварелью, гуашью, фломастерами.

Технические:

1.Развивать координацию движения рук;

2.Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;

3.Использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику рук;

2.Развивать речь;

3.Расширять словарный запас;

4.Расширять кругозор;

5.Развивать наблюдательность;

6.Развивать эстетический вкус;

7.Развивать образное и логическое мышление;

8.Содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

1.Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

2.Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

3.Воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Социальные:

1.Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

2.Помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

3.Научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

 

Новизна проекта.            Инновация  программы заключается:

- в введении в совместную  продуктивную творческую деятельность детей дошкольного возраста  использование тестопластики, которая не предусмотрена основной общеобразовательной программой  « от рождения до школы» под редакцией: Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.

- в поэтапном усложнении творческих заданий, направленных на формирование  у детей способностей создавать новые образцы используя для этого средства выразительности;

- в комплексном использовании творческих упражнений,  проблемных ситуаций (придумай, оформи, закончи, найди) для развития и активизации  творческого воображения;

- в интеграции  тестопластики собразовательными  областями «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»;

Предполагаемый результат:1.Историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

2.Приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями. Расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

3.Инструменты и приспособления для лепки;

4.Правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

5.Правила оборудования рабочего места;

6.Правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

Должны уметь:

1.Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

2.Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

3.Раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

4.Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

5.Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

6.Соблюдать технику безопасности;

7.Оценивать свою работу и работы своих товарищей;

8.Работать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya_nov.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Кизнерский детский сад №2.

Мастер-класс

Тема: « Тестопластика, как один из нетрадиционных методов развития творческой личности ребенка».

Подготовила: Павлова Е.Л

п.Кизнер,2020 г.

«Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев»-В.А. Сухомлинский

«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.

Пояснительная записка

Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь.Слайд 2

 Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, песок, воск.

Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми. Слайд 3

Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.

Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

Особое влияние тестопластики оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.

Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.

 Каждый ребенок, овладев техническими умениями, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.

Основная часть

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством совместной продуктивной деятельности через  использование  тестопластики.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;

2.Научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

3.Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

4.Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике рисунка акварелью, гуашью, фломастерами.

Технические:

1.Развивать координацию движения рук;

2.Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;

3.Использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику рук;

2.Развивать речь;

3.Расширять словарный запас;

4.Расширять кругозор;

5.Развивать наблюдательность;

6.Развивать эстетический вкус;

7.Развивать образное и логическое мышление;

8.Содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

1.Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

2.Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

3.Воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Социальные:

1.Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

2.Помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

3.Научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Новизна проекта.            Инновация  программы заключается:

- в введении в совместную  продуктивную творческую деятельность детей дошкольного возраста  использование тестопластики, которая не предусмотрена основной общеобразовательной программой  « от рождения до школы» под редакцией: Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.

- в поэтапном усложнении творческих заданий, направленных на формирование  у детей способностей создавать новые образцы используя для этого средства выразительности;

- в комплексном использовании творческих упражнений,  проблемных ситуаций (придумай, оформи, закончи, найди) для развития и активизации  творческого воображения;

- в интеграции  тестопластики собразовательными  областями «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»;

Предполагаемый результат:1.Историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

2.Приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями. Расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

3.Инструменты и приспособления для лепки;

4.Правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

5.Правила оборудования рабочего места;

6.Правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

Должны уметь:

1.Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

2.Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

3.Раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

4.Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

5.Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

6.Соблюдать технику безопасности;

7.Оценивать свою работу и работы своих товарищей;

8.Работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста

В данном материале раскрыты теоретические основы детского рисования, доказана необходимость формирования творческой личности ребёнка-дошкольника, раскрыта система работы по данному направлению. Информ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА СПОСОБАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Набирая каждый год маленьких детей в свою группу раннего возраста, каждый раз встает задача передо мной с чего начинать? Прежде всего необходимо узнать уровень развития детей данного возраста, постави...

Проектный метод как средство развития творческой личности ребенка.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков д...

«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»

Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования...

Актуальность и перспективность использования опыта работы по развитию творческой личности ребенка в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятель...

Изготовление тряпичной куклы, как один из нетрадиционных методов развития мелкой моторики рук у детей с ОНР.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого р...

«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»

Нетрадиционные материалы и оригинальные техники привлекают детей  тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Проявляя творчество и фантазию, дошкольники изобретают свои необычные средства ...