Мастер-класс Тема: « Тестопластика, как один из нетрадиционных методов развития творческой личности ребенка».
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
МБДОУ Кизнерский детский сад №2.
Мастер-класс
Тема: « Тестопластика, как один из нетрадиционных методов развития творческой личности ребенка».
Подготовила: Павлова Е.Л
п.Кизнер,2020 г.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»-В.А. Сухомлинский
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.
Пояснительная записка
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь.Слайд 2
Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, песок, воск.
Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми. Слайд 3
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
Особое влияние тестопластики оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.
Каждый ребенок, овладев техническими умениями, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
Основная часть
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством совместной продуктивной деятельности через использование тестопластики.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
2.Научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
3.Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
4.Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике рисунка акварелью, гуашью, фломастерами.
Технические:
1.Развивать координацию движения рук;
2.Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
3.Использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику рук;
2.Развивать речь;
3.Расширять словарный запас;
4.Расширять кругозор;
5.Развивать наблюдательность;
6.Развивать эстетический вкус;
7.Развивать образное и логическое мышление;
8.Содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
1.Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
2.Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
3.Воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Социальные:
1.Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
2.Помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
3.Научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Новизна проекта. Инновация программы заключается:
- в введении в совместную продуктивную творческую деятельность детей дошкольного возраста использование тестопластики, которая не предусмотрена основной общеобразовательной программой « от рождения до школы» под редакцией: Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.
- в поэтапном усложнении творческих заданий, направленных на формирование у детей способностей создавать новые образцы используя для этого средства выразительности;
- в комплексном использовании творческих упражнений, проблемных ситуаций (придумай, оформи, закончи, найди) для развития и активизации творческого воображения;
- в интеграции тестопластики собразовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»;
Предполагаемый результат:1.Историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
2.Приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями. Расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
3.Инструменты и приспособления для лепки;
4.Правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
5.Правила оборудования рабочего места;
6.Правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
Должны уметь:
1.Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
2.Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
3.Раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
4.Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
5.Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
6.Соблюдать технику безопасности;
7.Оценивать свою работу и работы своих товарищей;
8.Работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_chteniya_nov.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Кизнерский детский сад №2.
Мастер-класс
Тема: « Тестопластика, как один из нетрадиционных методов развития творческой личности ребенка».
Подготовила: Павлова Е.Л
п.Кизнер,2020 г.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»-В.А. Сухомлинский
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.
Пояснительная записка
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь.Слайд 2
Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, песок, воск.
Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми. Слайд 3
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
Особое влияние тестопластики оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.
Каждый ребенок, овладев техническими умениями, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
Основная часть
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством совместной продуктивной деятельности через использование тестопластики.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
2.Научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
3.Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
4.Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике рисунка акварелью, гуашью, фломастерами.
Технические:
1.Развивать координацию движения рук;
2.Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
3.Использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику рук;
2.Развивать речь;
3.Расширять словарный запас;
4.Расширять кругозор;
5.Развивать наблюдательность;
6.Развивать эстетический вкус;
7.Развивать образное и логическое мышление;
8.Содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
1.Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
2.Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
3.Воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Социальные:
1.Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
2.Помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
3.Научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Новизна проекта. Инновация программы заключается:
- в введении в совместную продуктивную творческую деятельность детей дошкольного возраста использование тестопластики, которая не предусмотрена основной общеобразовательной программой « от рождения до школы» под редакцией: Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.
- в поэтапном усложнении творческих заданий, направленных на формирование у детей способностей создавать новые образцы используя для этого средства выразительности;
- в комплексном использовании творческих упражнений, проблемных ситуаций (придумай, оформи, закончи, найди) для развития и активизации творческого воображения;
- в интеграции тестопластики собразовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»;
Предполагаемый результат:1.Историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
2.Приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями. Расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
3.Инструменты и приспособления для лепки;
4.Правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
5.Правила оборудования рабочего места;
6.Правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
Должны уметь:
1.Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
2.Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
3.Раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
4.Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
5.Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
6.Соблюдать технику безопасности;
7.Оценивать свою работу и работы своих товарищей;
8.Работать в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста
В данном материале раскрыты теоретические основы детского рисования, доказана необходимость формирования творческой личности ребёнка-дошкольника, раскрыта система работы по данному направлению. Информ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА СПОСОБАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Набирая каждый год маленьких детей в свою группу раннего возраста, каждый раз встает задача передо мной с чего начинать? Прежде всего необходимо узнать уровень развития детей данного возраста, постави...
Проектный метод как средство развития творческой личности ребенка.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков д...
«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»
Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования...
Актуальность и перспективность использования опыта работы по развитию творческой личности ребенка в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятель...
Изготовление тряпичной куклы, как один из нетрадиционных методов развития мелкой моторики рук у детей с ОНР.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого р...
«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»
Нетрадиционные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Проявляя творчество и фантазию, дошкольники изобретают свои необычные средства ...