Выступление "Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие дошкольника""
методическая разработка по аппликации, лепке

Лебедева Галина Робертовна

Выступление к презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление к презентации24.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 8 детский сад «Елочка» Уренского муниципального района Нижегородской области

Семинар

Образовательная область

 «Художественно-эстетическое развитие»

Разработал ст. воспитатель Лебедева Г.Р.

Цель: уточнить представления педагогов об образовательной области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»,  развивать умение аналитически рассматривать и решать поставленные проблемы.

Уважаемые коллеги!

Слайд 1

Тема нашего семинара «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Семинар этот установочный, он открывает серию семинаров по этой области, на которых мы будем рассматривать методику развития  в основном изобразительной деятельности, т.к. методику развития  конструктивной и музыкальной деятельности мы уже рассматривали.

Поскольку при введении ФГОС ДО  мы подробно рассматривали все 5 образовательных областей, то  сегодня целью нашего семинара уточнение ваших представлений об этой области

Семинар будет проходить в форме круглого стола,  поэтому прошу активно участвовать в обсуждениях, чтобы не затягивать время.

Итак, давайте обсудим вопрос : «Что предполагает образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»?

Программа «От рождения до школы» дает конкретный ответ на этот вопрос:

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пониманий произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений;  реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

( изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Мне хотелось обратить  обратить ваше внимание на  то, что при проверке календарных планов  я не вижу систематической работы , направленной на восприятие художественной литературы и развитие у детей понимания поступки героев, оценки их действий, сопереживания героям. В основном, чтение проводится перед сном, когда нет времени на обсуждение произведения. Так же при планировании фактически не проходит слушание музыки, планирование деятельности в музыкальном уголке, книжном уголке.

Давайте подумаем почему и что вы там можете планировать? /обсуждаем/

Давайте  на это обращать внимание.

Итак, после обсуждения, что предполагает художественно - эстетическое, вам легко будет определить направления  этой образовательной области. Она включает… (педагоги перечисляют):

  • Приобщение к искусству;
  • Изобразительную деятельность;
  • Конструктивно-модельную деятельность;
  • Музыкальную деятельность

 Включаю 2 слайд для проверки.

Следующий вопрос к вам: «Что определяет по данной области программа «От рождения до школы? ( «что мы в ней можем найти ?») После ответов воспитателей включаю слайд 3  и обобщаю:

Основные цели и задачи области «художественно-эстетическое развитие»; содержание психолого-педагогической работы по направлениям по возрастным группам, методическое обеспечение ; требования к созданию условий для самовыражения средствами искусства ; примерный музыкальный  репертуар, перечень развлечений и праздников; целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования

Включаю слайд 4 Давайте остановимся на требованиях к созданию условий для самовыражения средствами искусства.  Воспитатель должен

  • Планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
  • создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
  • Оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
  • Предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
  • Поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
  • Организовывать события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и родителей.

 Давайте обсудим, какие  из этих пунктов самые проблемные. Обсуждаем каждый пункт с примерами.

На 4 и 5 привожу примеры из практики ( 4 – примеры , когда педагоги вывешивают на доску образцы и не убирают ,а дети их копируют, и это видно даже по выставочным постам в группах  для родителей вк.

Пример: рисование «Клубочки». Игр.мотивация – игрушка кошка, которой грустно. Воспитатель предлагает детям  помочь исправить кошке настроение. Ребенок предлагает нарисовать ей друзей, воспитатель «рубит инициативу на корню» и говорит, что будем рисовать клубочки для кошки.)

5 слайд    Особенности организации РППС для самовыражения средствами                                                                                            искусства

Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Все требования к РППС ( уголкам книжным , музыкальным и пр) вы можете посмотреть в  книге Т.Н.Дороновой «Материалы и оборудование для детского сада», журнале контроля и оценки РППС в ДОУ ,методическими рекомендациями для работников ДОУ  по организации РППС в соответствии с ФГОС ДО и др.

После обсуждения подвожу итог:

Для того, чтобы был реализован ФГОС ДО и программа,  необходимо, чтобы данные условия были вами созданы.

СЛАЙД 6

По Программе «От рождения до школы» и ФГОС ДО мы работаем 5 лет. Поэтому перечислять задачи каждой возр.группы по данным направлениям мы не будем ( делали это когда, рассматривали программу в целом), а поиграем и выберем  лучшего знатока программы. Для этого нужно соотнести пр.задачу с возр. группой ( за ответ – фишка, кто наберет больше)

  • Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора (ср.гр)
  • Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.(ст .гр)
  • Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора (ср.гр)
  • Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. Д (ст.гр)
  • Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (ст.гр)
  • Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. (Подг.гр)
  • Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.(под.гр) 
  • Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.(ст. гр)
  • Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.(мл.гр) 
  • . Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне (ср.гр)
  • Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. (ср.гр)

Слайд 7.  Целевые ориентиры

Программа  ставит перед нами следующие  целевые ориентиры, к которым мы должны стремиться развивая и воспитывая детей:

Ребенок раннего возраста

  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра, проявляет желание  участвовать в театрализованных играх
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности

Ребенок на этапе завершения дошкольного образования

  • Проявляет инициативу и самостоятельность в видах деятельности
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства( музыку, танцы, театр. деятельность, изобразительную и пр.)

Мы уточнили основные направления  области художественно-эстетического развития детей,

что поможет вам более системно планировать детскую деятельность и  свою работу. Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"

Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем  и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников    "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...