В гостях у королевы воды
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.
Образовательные задачи: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В гостях у Королевы воды | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе.
Тема: «В гостях у Королевы Воды»
Цель: опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.
Образовательные задачи: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе.
Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря — вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки. Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется; развитие связанной речи — вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающие задачи: Способствовать развитию любознательности.Развивать внимание детей; Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать культуру поведения в природе. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); интересуется изобразительной деятельностью (рисование разных снежинок).
Раздаточный материал: Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой (по количеству детей). Картинки-модели «Как капелька путешествует»
Демонстрационный материал: Термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка), схема: «Круговорот воды в природе».
Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: 1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека. 2. Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др. 3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода. 4.Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли» 5.Наблюдение за водой во время прогулок.
Ход занятия: (НА ПРОЕКТОРЕ — 1 слайд)
В: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Это Капитошка. Капитошка хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно.
Я и туча, и туман, И ручей, и океан,
И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (это загадка о воде)
В: Правильно. Ведь Капитошка — это капелька воды. Он хочет узнать, что мы знаем о воде?
- А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т. д.)
В: А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д.)
В: А сейчас Капитошка хочет вам сказку рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка: Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oна cмoтpит нa Зeмлю.
У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц — кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя реки, мopя, pyчьи, oзepa. Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.
В: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Королева Вода понять не может. Куда вода подевалась?
-Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась?
Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде не проливалась нигде, не появлялась. Но куда-то же она подевалась?
В: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей)
В: Нужно королеве во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело — Вода пропала! Нужно помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей)
В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед! Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.
Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети обходят вокруг колодца).
В сказке
В: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса. Смотрите, а королева, то какая, грустная — прегрустная стоит. Будем ей помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
Опыт № 1 (испарение воды)
В: Ребята, смотрите, что там, на лавочке стоит, скатерью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь взяться термосу? Наверное, Королева Вода нам помогает. Интересно, а что же в нём может быть? Сейчас откроем и проверим.
-Дети! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые. Вы позволите мне его открыть? (Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар)
В: А что это выходит из термоса? (дети отвечают) Откуда пар в термосе? (дети отвечают) (Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт № 2 капли на зеркале.
В: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить. (Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
В: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться?(ответы детей)
В: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)
В: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения. Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы- маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно-они замерзли. Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотными кусочками льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
В: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт № 3 (с землей)
В: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается? что происходит? вода просачивается, и земля становится влажной. (одновременно дети с воспитателем поливают землю)
В: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться? (дети отвечают)
В: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)
В: Ребята! Мне Капитошка подсказал, что с водой дальше происходит. Он снял, что с водой происходило .Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся — водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу» - Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается. - В облака собирается. - Облака по небу плывут. Легкие воздушные. - Ветерок их подгоняет.
- Облака в тучку собираются. - Тучка дождик несет. - А как станет тяжело нести, на землю прольет.
- Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся. - В реки подземные попадут и потекут не спеша.
- А как к земле пробьются, родником обернутся. - Ручейками по земле потекут. - А ручейки в озёра, реки впадают.
- Погуляет капелька, попутешествует по кругу да назад на небо и вернется. - А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу снова и снова.
В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают) Осталось только отчет для королева составить, куда вода девается.
В: Смотрите, что Капитошка для нас подготовил. Проходите за свои столы.
В: Интересно, что это ? Давайте, посмотрим, что же здесь лежит. С таким материалом любой отчет можно подготовить. Смотрите внимательно соберите из частей целую картинку и отправим их Королеве. Не запутайтесь (дети работают индивидуально, воспитатель подходит по очереди к столам, при необходимости оказывает помощь).
В: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Королеве Воды подарить (дети наклеивают)
В: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду? (ответы детей) Давайте и нашу хозяйку успокоим. Расскажем ей, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует. (дети говорят теплые слова королеве)
В: Не грусти больше и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.
В: Ребята! Королева Воды очень рада вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет. Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!
Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети обходят вокруг колодца).
Рефлексия:
В: Ребята у нас с вами получилось помочь Королеве Воды? Мы готовы всегда прийти на помощь другим? Что нового вы узнали о воде? У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у Королевы Воды
Конспект ООД в старшей группеТема: «В гостях у Королевы Воды»Образовательная область «Познавательно - речевое»Вид: познавательно – исследовательская деятельность.Тип: интегрированное.Цель: опытн...
Конспект НОД по познавательному развитию "В гостях у Королевы Воды"
Опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе....
Сценарий занятия в старшей группе Тема: «В гостях у Королевы Воды»
Вид: познавательно – исследовательская деятельность.Тип: интегрированное.Цель: опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым...
Конспект занятия в старшей группе с применением технологии исследовательской деятельности "В гостях у Королевы Воды"
Уточнить знания детей о значении воды в жизни.Познакомить со свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха....
Тема: «В гостях у Королевы Воды»
Знакомство детей с круговоротом воды в природе....
Сценарий занятия в старшей группе . Тема: "В гостях у Королевы воды"
Вид: познавательно – исследовательская деятельность.Тип: интегрированное.Цель: опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым...
"В гостях у королевы воды!"
Конспект занятия...