Кружковая работа "Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке
Кружковая работа "Умелые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_umelye_ruchki.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Принято Утверждаю
На заседание педагогического совета Заведующий МАДОУ детский
№ 1 от 30.08.2019 сад №20 г. Туймазы
______________Хайруллина Л.Р.
Приказ №116 от 30.08.2019.
Программа
дополнительная образования
направление:
«Художественно – эстетическое развитие»
«Умелые ручки»
для детей 5- 6лет
Срок реализаций 1 год
Составил:
Воспитатель
Гареева Р.Г.
имеющая категория-
первая
Туймазы 2019
Оглавление
1.Пояснительная записка.
2.Содержание изучаемого курса.
3.Учебно – методический план.
4.Список используемой литературы.
1.Пояснительная записка.
1.1.Направленность программы:
Программа кружка «Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность.
1.2.Актуальность кружка.
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Деятельность детей в кружке тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
1.3.Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, развитие самостоятельности при планировании своей деятельности, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Задачи кружка:
Образовательные:
1.Продолжать знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
2. формировать представления об основах техники безопасности;
3. создавать условия для творческой самостоятельности;
4.формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
Развивающие:
1.Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
2.развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
3.развивать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
Воспитательные:
1.Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
2.воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий;
3.воспитывать самостоятельность в организации своего рабочего места, желание убирать за собой.
Программа рассчитана на детей 4-5 лет, наполняемость группы 33 ребенка. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 60 минут.
1.4.Структура проведения кружка:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4.Физминутка.
5. Рассматривание готовых работ.
1.5. Предполагаемый результат работы кружка:
- отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
- скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
- раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики;
- последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
- расплющивать;
- соединять в виде кольца;
- защипывать края формы;
- лепить из нескольких частей;
- соблюдать пропорции;
- сглаживать поверхности формы;
- присоединять части;
- прижимать;
- примазывать;
- вдавливать;
- лепить с натуры;
- лепить по представлению;
- лепить на воображение;
- устойчивость изделия;
- выразительность образа;
- работать с красками;
- пользоваться дополнительными материалами;
- пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
- соблюдать технику безопасности;
- оценивать свою работу и работы своих товарищей;
- работать в коллективе.
1.6.В результате работы кружка на конец года дети усвоят следующие приемы лепки:
- скатывание прямыми движениями;
- скатывание круговыми движениями;
- расплющивание;
- соединение в виде кольца;
- защипывание края формы;
- лепка из нескольких частей;
- оттягивание части от основной формы;
- сглаживание поверхности формы;
- присоединение части;
- прижимание;
- примазывание;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки.
1.7.Расписание кружка дополнительного образования
МАДОУ детский сад №20 г.Туймазы
Название кружка обеспечение | дети | Режим работы | руководитель |
Кружок художественно- эстетического направления «Умелые ручки» | 5-6 лет | 4 занятия в месяц Четверг 16.00-17.00 | Гареева Роза Газинуровна Хисматуллина Лилия Салаватовна |
2. Содержание изучаемого курса.
Тестопластика – один из народных промыслов. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.
Для тестирования детей используется:
- обычное солёное тесто
- стеки
- природный материал
- материал для декорирования поделки
- цветные краски, гуашь, кисти
3.Тематическое планирование кружка
неделя | Тема | Программное содержание | Материал | |
Сентябрь | ||||
1 | Тема «Яблоки и груши». | Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре « Магазин». Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки. | Солѐное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика ,перец. | |
2 | Раскрашивание красками яблок и груш. | Учить раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. | Краски «Гуашь», кисточки. | |
3 | Декоративная тарелка «Роза». | Учить, из отдельных частей , лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат. | Солѐное тесто, стеки, тарелка. | |
4 | Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы». | Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Оформлять работу на тарелке. | Краски «Гуашь», тарелка. | |
Октябрь | ||||
1 | «Колючий ѐжик». | Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали , смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками. | солѐное тесто, семена от яблок, кисточка, вода. | |
2 | Раскрашивание красками ѐжика. | Учить детей раскрашивать ѐжика после просушки, используя чѐрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам. | Краски «Гуашь», кисточка | |
3 | «Грибы» | Учить рассматривать грибы, выделять их части, форму; делить тесто на две части, передавать их форму ножки (столбик), шляпки – из шара сделать диск; лепить несколько грибов – семейство на пластине. | соленое тесто, муляжи грибов, кисточка, вода. | |
4 | Раскрашивание красками "Грибы". | Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. | Краски «Гуашь», кисточка. | |
5 | «Листья танцуют и превращаются в деревья» | Знакомство с техникой рельефной лепки; Пластическое преобразование одних форм в другие.(Листьев в деревья) | соленое тесто, листочки, кисточка, вода | |
Ноябрь | ||||
1 | «Божья коровка» (на листике) | Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления. Пользоваться формочкой для вырезания листика. Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов. | Солѐное тесто, формочка «листик»,семена яблок, веточки, игрушка. | |
2 | Раскрашивание красками «Божья коровка ». | Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы. Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек. Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике. | Краски «Гуашь», кисточка. | |
3 | «Пластина – лицо человека» | учить детей составлять лицо из отдельных частей (овал-лицо, круги-глаза, полоски-прическа и т.п.); познакомить со способами изготовления нужных деталей; учить отображать увиденное на рисунке в поделке. | Картон, зубочистка, чеснокодавка (для волос), бусинки. | |
4 | Раскрашивание красками "Лицо человека" | Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию (лицо). | Краски «Гуашь», кисточка | |
Декабрь | ||||
1 | «Снеговики» | Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солѐным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом. | солѐное тесто, семена вишни, фундука, шарф, шапка. | |
2 | Раскрашивание красками «Снеговики». | Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы. | Краски «Гуашь», кисточка. | |
3 | «Нарядная ѐлочка» | Учить детей вырезать ѐлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук, Использовать знакомые приѐмы лепки в новой творческой ситуации. | Трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер. | |
4 | раскрашивание красками « Нарядная ѐлочка» | Учить раскрашивать ѐлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ѐлке. При украшении ѐлки использовать разные дополнительные материалы | Краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти. | |
Январь | ||||
1 | «Дед Мороз» | Учить детей использовать знакомые приѐмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды. | Солѐное тесто, чесночница, стека, веточка ели. | |
2 | Раскрашивание красками «Дед Мороз» | Учить детей раскрашивать готовое изделие из солѐного теста красками, способам работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда. | Краски «Гуашь», кисточка, веточка ели, конфетти. | |
3. | «Пингвины на льдине» | Учить лепить фигурку из целого куска, используя приѐмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность. | Солѐное тесто, фольга, пенопласт. | |
4. | Раскрашивание красками «Пингвин на льдине». | Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. | Краски «Гуашь», кисточка | |
Февраль | ||||
1 | «Кружка для папы» | Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нѐм углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. | Солѐное тесто. | |
2 | Раскрашивание красками кружки для папы | продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку. | Краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка. | |
3 | «Рамка для фото». | закрепить технические навыки и приѐмы при лепке рамки из солѐного теста. Упражнять в лепке цветов из отдельных частей, составлять цветок из 6-8 частей, составлять композицию из отдельных деталей. Воспитывать интерес к творчеству. | Солѐное тесто, рамка из картона разной формы, образцы цветов. | |
4 | Роспись рамки для фото | Продолжать учить рисовать красками. Самостоятельно подбирать цвет, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета. | Краски «Гуашь», кисточки, бусинки. | |
Март | ||||
1 | «Корзина с цветами» | Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим. | Соленое тесто коричневого, красного, жѐлтого, зелѐного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека. | |
2 | Раскрашивание красками корзинки и цветов. | Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком. (баллончик) Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия | Краски «Гуашь», лак, кисточка. | |
3 | «Подковка на счастье» | Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение ,из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. | Солѐное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка. | |
4 | Раскрашивание красками подковки, цветов. | Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. | Краски «Гуашь», кисточка, семена фруктов, бисер. | |
Апрель | ||||
1 | «Весѐлые человечки » | Учить лепить весѐлых человечков, используя приѐмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание. Для соединения частей использовать спички, палочки. Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой. Учить работать коллективно. | Солѐное тесто, зубочистки, семена фруктов кисточка. | |
2 | Раскрашивание красками весѐлых человечков. | Формировать навыки аккуратности при работе с красками. Научить видеть конечный результат задуманной работы. Дополнять работу, украшая одежду своих человечков, | Краски «Гуашь», кисточка, бусинки, бисер. | |
3 | «Сердечко с птичками». | Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Лепить птичек, используя приѐмы оттягивания, сплющивания, передавая пропорции, характерные особенности. Воспитывать интерес к творчеству. | Солѐное тесто, шаблон, стека, семена разных фруктов, бусинки. | |
4 | Раскрашивание сердечка с птичками. | Продолжать учить ловко действовать кистью, развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | Краски «Гуашь», кисточка, клей, бусинки, бисер. | |
Май | ||||
1 | «Поросѐнок в тазике» | Учить составлять фигурку поросѐнка из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать палочки для скрепления деталей. Уметь применять навыки и умения, полученные ранее. Закрепить умение лепить тазик, используя приѐм вдавливания, выравнивания краѐв. Вызвать интерес к творчеству. | Солѐное тесто, палочки бусинки. Семена фруктов. | |
2 | Раскрашивание красками поросѐнка в тазике, оформление в рамку. | Учить смешивать краски для получения нужного оттенка. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | Краски «Гуашь», кисточка, круглая крышка (от майонеза), клей. | |
3 | «Мышки на сыре» | Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краѐв). Развивать творческое воображение, интерес к работе. | Соленое тесто, стека, кисточка, нитки (для хвоста). | |
4 | « Раскрашивание красками « Мышки на сыре» | Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы. | Краски «Гуашь», кисточка, клей, нитки разного цвета. |
4.Список использованной литературы
1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005 3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г
2. Изольда Кискальт «Солѐное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
3. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: КарапузДидактика, 2006
4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
5. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.
7. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.
8. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.
10. Силаева К., Михайлова И. «Солѐное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
11. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.
12. Лыкова И.А. "Программа художественного воспитания, обучения, и развития детей 2-7 лет; - М.: "КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА", 2009 г. - 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"
Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....
Кружковая работа "Тестопластика "Волшебные ручки".
Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей инте...
План кружковой работы « Очумелые ручки»
План кружковой работы на 2012-2013 год« Очумелые ручки»...
Методическая разработка кружкового объединения "Умелые ручки"
СодержаниеПояснительная записка:Актуальность;Цели программы;Задачи программы;Принципы.Список детей посещающих кружок.Расписание образовательной деятельности и режим работы.Организационно-м...
Перспективный план кружковой работы «Очумелые ручки».
Цель: формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладног...
Перспективное планирование кружковой работы по ручному труду "Умелые ручки".
Перспективное планирование по ручному труду в старшей группеКружок «Умелые ручки»№п/пТемаЗадачиматериалы1«Смешные человечки»Учить детей делать игрушки из природного материала. Развивать творческое воо...
Кружковая работа в средней логопедической группе "Ловкие ручки"
Перспективный план работы на2013-2014 год....