Методическая разработка: «Основные задачи сенсорного развития детей группы раннего возраста»
методическая разработка по окружающему миру
В методической разработке представлены:особенности сенсорного развития детей раннего возраста;основные методы и приёмы, используемые на звнятиях по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов, а так же таблица, примерная информация к проведению занятий и дидакитческих игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_zadachi_sensornogo_razvitiya_detey_gruppy_rannego_vozrasta.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основные задачи сенсорного развития детей группы раннего возраста»
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятий и формирование представлений о внешних свойствах предметов : форма, цвет, величина, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (запоминание, воображение, мышление) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Оно влияет на умственное, физическое, эстетическое развитие, развитие речи детей. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Низкий уровень восприятия, сенсорного развития снижает возможность успешного обучения в дальнейшем.
Сенсорное восприятие – развивает последовательное, планомерное ознакомление ребёнка сенсорной культурой человечества.
Сенсорное эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
- семь цветов спектра и их оттенки по цвету и насыщенности,
- формы –геометрические фигуры,
- величины –геометрическая система мер,
- эталоны вкуса, слуха, обоняния.
Главное – умение учитывать свойство предметов во время действия с ними. Правильно понимать слова : «цвет», «форма , «такой же».
Форма строительного материала: кубик, кирпичик, пластина.
Основная задача педагога
Привлечение внимания детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов, величин, назначения и количества, уменьшения или увеличения с чисто практической, игровой целью, организация разнообразной, интересной ребёнку деятельностью, направленное на сенсорное развитие ребёнка.
Цель воспитателя состоит в формировании сенсорных эталонов и способностях , позволяющих детям всесторонне развиваться и воспринимать окружающий мир.
На третьем году жизни задачи сенсорного развития усложняют. У детей начинает накапливаться опыт представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Детей следует знакомить со всеми разновидностями свойств шести основных цветов (красный , зелёный, жёлтый, синий, затем белый, черный и в конце оранжевый, коричневый).
Форма предметов (круг, квадрат, (прямоугольник и овал не называем). Используем в речи выражения (такая же, не такой). Как мячик, как кирпичик, как квадратик Геометрические тела и фигуры : шар, куб, круг, квадрат. Связи признаков в предметах по цвету и форме, форме и размеру и т.д.
Отношения представления: количественное отношение групп предметов
Один –много, много –мало , один –мало
Отношений по размеру: длиннее –короче, больше –меньше.
Познавательные и речевые умения
Практическое сравнение по количеству, размеру, цвету, путём
зрительно –осязательного сопоставления предметов, накладывания.
Понимание и использование в речи слов, обозначающих отношения по количеству и размеру: много, мало, меньше по количеству, по длине, лишний.
Таким образом к трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного восприятия ребёнка. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования , накопления представлений об окружающем мире . Поэтому сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и успешного обучения
Примерные темы игр и занятий | Дидактическая задача |
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы. | Группировка по величине |
Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы | Группировка по величине |
Размещение вкладышей разной величины | Соотношение по величине |
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. | Группировка по цвету |
Рисование красками на тему: «разноцветные шары», «Листочки на деревьях | Изображение с помощью цвета свойств предмета. |
Рисование красками на тему: «Яблоки». | Изображение с помощью цвета свойств предмета. |
Выкладывание мозаики на тему: «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами». | Обозначение с помощью цвета признаков предмета. |
Расраска «Бусы» | Изображение с помощью цвета свойств предмета. |
Рисование красками по замыслу | Изображение с помощью цвета свойств и признаков предмета. |
Д. и. «Веселые матрешки». | Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие |
Д. и. «Соберем пирамидку» | Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах. |
Д. и. «Огурчики и помидорчики». | Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. |
Д. и. «Найди такую же фигуру» | . Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. |
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. | Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме. |
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. | Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету. |
Используемая литература:
1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»– М.: Просвещение, 1997.
5. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Сенсорное развитие в раннем возрасте – дидактические игры»
Дидактические игры, упражнения, игры экспериментирование для сенсорного развития детей раннего возраста....
Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие в раннем возрасте – дидактические игры»
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...
Методическая разработка занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Мишка в детском саду».
Формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет в процессе разнообразных видов деятельности....
Методическая разработка для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
В предлагаемой методической разработке изложен материал , направленный на обогащение родительских представлений и знаний по сенсорному развитию детей раннего возраста...
Методическая разработка.Игра для сенсорного развития детей раннего возраста.
Игра для сенсорного развития детей раннего возраста....
Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
В данном материале говорится о самом главном для малышей восприятии в маленьком мире. Сенсорное развитие является очень восприимчивым периодом для малышей. В течении всег дошкольного периода является ...
Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается позна...