Кружок "Творческая мастерская".
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Творчество— необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_kruzhka.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»
Творческая мастерская
«Волшебное мастерство»
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуем через занятия кружка «Волшебное мастерство». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту
восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель:
Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Основные задачи:
- Художественно-эстетические: развивать художественное восприятие жизни;
уточнять представления об окружающем мире; развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
- Задачи на приобретение изобразительного мастерства: развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов; развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
- Задачи на формирование технических навыков: упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких); закреплять полученные раннее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография; обучать технике рисования «по сырому», граттаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами; помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
- Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному: вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов; замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире; знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их; научить различать жанры живописи; развивать художественно – эстетический вкус.
- Воспитательные: развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения; учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе; радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
- Речевые: развивать у детей планирующую функцию речи.
Содержание программы
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качество детских работ зависит от: грамотного методического руководства со стороны взрослых; уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом; развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Схема методики проведения занятий:
- вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с которыми будут работать;
- показ образца, сенсорное обследование;
- показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов;
- самостоятельная работа (составление композиции или образа);
- анализ готовой работы;
- уборка рабочих мест.
Основные этапы работы:
1 этап
«Создание интереса».
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
2 этап: «Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап: «Собственное творчество».
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
- Тычок жесткой полусухой кистью.
- Рисование пальчиками.
- Рисование ладошкой.
- Оттиск поролоном.
- Оттиск пенопластом.
- Оттиск смятой бумагой.
- Восковые мелки и акварель.
- Свеча и акварель.
- Монотипия предметная.
- Черно-белый граттаж.
- Цветной граттаж.
- Кляксография.
- Кляксография с трубочкой.
- Набрызг.
- Отпечатки листьев.
- Тиснение.
- Монотипия пейзажная.
Организация занятий кружка.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.
Цели и общие задачи программы реализуются путем постановки частных задач на каждое занятие.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктейльные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
- кисти.
Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Ожидаемый результат работы кружка:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.
Инструменты и материалы, необходимые в работе:
- бумага для черчения формата А4 и А3;
- гуашевые, акварельные, акриловые краски;
- пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;
- цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
- салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
- соль, мука, клей ПВА;
- штампы фабричного производства, трафареты из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты;
- поролоновые губки, пенопластовые трафареты
Тематический план.
Средняя группа.
№ п/п | Тема | Количество занятий | Часы (мин) | |
Теория | Практика | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. | Путешествие по радуге. Осенние листья. Осенняя сказка. Дерево колдуньи. Разноцветные рыбки. Как прекрасен этот мир. Осьминожки. Волшебный лес. Невиданный зверь. Веселый лужок. Зимняя сказка. Снегири на ветке. Сказочная птица. Что за чудо эти сказки. Бабочки. Превращение ладошки. Подарок маме. Космический коллаж. Мой маленький друг. Идет весна красна. Вот и лето пришло. | 6 1 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 | 42 7 14 14 14 14 7 14 7 14 14 14 7 14 14 14 7 7 14 14 14 | 138 23 56 56 56 56 23 56 23 56 56 56 23 56 56 56 23 23 56 56 56 |
Итого | 37 | 5ч.6мин. | 18ч. |
Старшая группа.
№ п/п | Тема | Количество занятий | Часы (мин) | |
Теория | Практика | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Осенние пейзажи. Пестрая кошка. Мы ходили в зоопарк. Пушистые животные. Фруктовая мозаика. Кошка и котята. Зимние фантазии. Зимние узоры. Дворец Деда Мороза. Бабочки летают, бабочки. Волшебные цветы. Подводный мир. Разноцветные рыбки. Превращенные ладошки. Портрет мамы. Космические дали. Волшебные птицы. Натюрморт. Весенние пейзажи. Лето, здравствуй! | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 2 2 2 | 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 30 10 10 10 10 10 10 | 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 150 50 50 50 50 50 50 |
Итого | 46 | 4ч.6мин | 18ч.33мин |
Перспективный план занятий
средняя группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | Путешествие по радуге | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Ноябрь | Осенние листья (печатание листьями) | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
Ноябрь | Осенняя сказка | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
Ноябрь | Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Ноябрь | Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
Декабрь | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
Декабрь | Осьминожки (рисование ладошками) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Декабрь | Волшебный лес (рисование + аппликация) | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов. |
Декабрь | Невиданный зверь | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
Декабрь | Веселый лужок | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
Январь | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Январь | Снегири на ветке (метод тычка) | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
Февраль | Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
Февраль | Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия) | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
Февраль | Бабочки (рисование + аппликация) | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Март | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
Март | Подарок маме | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
Апрель | Космический коллаж (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Апрель | Мой маленький друг (техника тычка) | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Апрель | Весенние сады | Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. |
Апрель | Вот и лето пришло. | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. |
Перспективный план занятий
старшая группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | Осенние пейзажи (рисование по сырому) | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Октябрь | Пестрые кошки (рисование ватными палочками) | Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. |
Октябрь | Мы ходили в зоопарк (восковые мелки) | Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств. |
Октябрь | Пушистые животные (тычок жесткой кистью) | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. |
Ноябрь | Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. |
Ноябрь | Кошка и котята | Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. |
Ноябрь | В подводном мире (рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью) | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. |
Декабрь | Зимние узоры (граттаж) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Декабрь | Зимний лес (тычкование) | Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. |
Декабрь | Дворец Деда Мороза | Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Февраль | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. |
Март | Портрет мамы | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. |
Март | Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель) | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение. |
Март | Птицы волшебного сада | Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
Март | Натюрморт | Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
Апрель | Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету) | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
Апрель | Бабочки (монотипия) | Познакомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. |
Апрель | Волшебные цветы | Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. |
Апрель | Вишня в цвету (тычкование) | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
Май | Лето, здравствуй! | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полу картон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
На брызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, -1999. 96с.
СЕНТЯБРЬ
Тема | Задачи | Материал |
«Мир рисования» | -познакомить детей с новым понятием «нетрадиционное рисование» -познакомить с видами нетрадиционного рисования. | -образцы рисунков. |
«Листопад» оттиск | -познакомить детей с техникой оттиска; -развивать воображение, чувство композиции; -воспитывать эстетическое отношение к природе. | -листья деревьев, альбомный лист, гуашь, кисть. |
«Осенний лес» Свеча+акварель+аппликация | -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования; -развивать умение рисовать с помощью свечи; -развивать умение передавать композицию в сюжетном рисунке; -развивать воображение, фантазию. | -свеча, плотная бумага, альбомный лист, акварель, кисть, ножницы, клей. |
«Лук» набрызг | -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (набрызгом); -развивать умение аккуратного произведения набрызга; -развивать фантазию, воображение. | -гуашь, зубная щётка, альбомный лист, трафареты. |
«Фрукты» пальчиковое рисование | познакомить детей с техникой пальчикового рисования; -развивать умение дорисовывать детали к предмету; -закрепить знание цветов; -развивать воображение и фантазию. | -кисть, гуашь, альбомный лист. |
ОКТЯБРЬ
Тема | Задачи | Материал |
«Корабли» обрывание бумаги | -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования; -развивать мелкую моторику рук; -развивать воображение; -развивать умение создавать рисунок с помощью обрывков бумаги. | -салфетки или цветная бумага, кисть, клей, картон. |
«Дом, в котором я живу» рисунок свечой | -продолжать развивать умение рисовать свечой; -развивать умение передавать задуманное в рисунке; | свеча, альбомный лист, акварель, кисть |
«Платье» паспарту | -познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «паспарту»; -развивать навык аккуратного вырезания по контуру; -развивать мелкую моторику рук; | акварель,2 листа бумаги, клей, ножницы. |
«Веточка черёмухи» метод «тычка» | -познакомить с новым методом нетрадиционного рисования: метод «тычка»; -развивать умение сочетать художественные материалы, инструменты и техники; | альбомный лист, акварель, кисть, ватные палочки. |
НОЯБРЬ
Тема | Задачи | Материал |
«Праздничный салют над городом» | -познакомить детей со свойствами и особенностями материалов; -познакомить с новым методом нетрадиционного рисования: проступающий рисунок; | восковые мелки, акварель, альбомный лист, кисть. |
«Кошечка» | -совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках; -учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно; развивать чувство композиции | кисть, акварель, поролон, альбомный лист. |
«Кролик» | -совершенствовать умение создавать рисунок с помощью поролона; -развивать умение дорисовывать контур, с помощью кисти; -воспитывать положительное отношение к животным; | кисть, акварель, поролон, альбомный лист. |
«Голубь» | -совершенствовать умение рисовать ладошкой; -развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности; | акварель, альбомный лист. |
ДЕКАБРЬ
Тема | Задачи | Материал | |
«Узоры на стекле» | -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования; -развивать умение рисовать с помощью свечи; -развивать воображение, фантазию | свеча, плотная бумага, акварель, кисть | |
«Зимняя сказка» объемная аппликация | -развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность | гуашь, ватные палочки, салфетки, ватман, цветная бумага, клей, ножницы | |
«Елочка» рисование ладошками | -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования «ладошками» -развивать цветовосприятие, чувство композиции; -воспитывать аккуратность | гуашь, кисть, альбомный лист | |
«Добрый осьминог» рисование ладошками | -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования; -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук | гуашь, кисть, альбомный лист | |
Итоговое занятие | -воспитывать у детей желание украсить комнату своими рисунками |
ЯНВАРЬ
Тема | Задачи | Материал |
«Корзина с цветами» свеча-акварель-аппликация | - закреплять у детей технические навыки рисования; -развивать воображение, творчество | Свеча, ватман, цветная бумага, акварель, ножницы, клей |
«Домик Бабы-Яги» пальчиковое рисование-свеча-аппликация | -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования; -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук | белая и цветная бумага, акварель, кисть, поролон, салфетки |
«Зонт» примакивание | -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (печати по трафарету) | лист бумаги, трафарет, гуашь, поролон, салфетки |
ФЕВРАЛЬ
Тема | Задачи | Материал |
«Бабочка-красавица» рисование пальчиками, оттиск | - продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования; -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук; -воспитывать эстетическое отношение к природе | гуашь, кисть, белая и цветная бумага, картон, шаблон |
«Мой аквариум» монотипия | - познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (монотипия) -развивать воображение, художественно-творческие способности; -воспитывать аккуратность | белая бумага, акварель, кисть, |
Открытка для папы объемная аппликация | -развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность | картон, цветная бумага, акварель, кисть, ножницы, клей, шаблон |
МАРТ
Тема | Задачи | Материал |
Открытка для мамы объемная аппликация | - развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность | картон, цветная бумага, акварель, кисть, ножницы, клей, шаблон |
«Голубое море» | -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования «скомкование» -развивать цветовосприятие, чувство композиции; -воспитывать аккуратность | гуашь, кисть, альбомный лист |
«Разноцветные лучики» оттиск | - упражнять детей в технике печатания картофелем; -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук | гуашь, кисть, альбомный лист, картофель, салфетка |
«Волны и рыбки» | -упражнять детей в рисовании предметов овальной формы; -развивать чувство композиции | восковые мелки, акварель, кисть, плотная бумага |
АПРЕЛЬ
Тема | Задачи | Материал |
«Цветущее дерево» кляксография | - познакомить детей с новой техникой изображения «кляксографией»; -развивать фантазию, воображение, чувство композиции | альбомный лист, гуашь, ниточка средней величины, тканевые и бумажные салфетки |
«Подсолнух» аппликация из крупы | -закреплять у детей технические навыки рисования; -продолжать учить выстраивать композицию рисунка; -развивать творческие способности | альбомный лист, кукуруза, горох, семечки, клей |
«Далекая планета» рисование солью | -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования; -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук | белый и черный картон, акварель, кисть, фломастер, соль, ножницы, клей, фольга |
«Волшебная страна-подводное царство» рисование «по мокрому листу» | - познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «по мокрому листу»; -развивать умение передавать задуманное в рисунке | лист бумаги, акварель, кисть, карандаш |
МАЙ
Тема | Задачи | Материал |
«Салют» граттаж | - познакомить детей с новой техникой изображения «граттажем»; -учить рисовать ровные и изогнутые линии, изображая салют; -развивать фантазию, воображение, чувство композиции | плотный лист бумаги, парафин, зубочистка, черная или синяя гуашь |
«Сказочные птицы» аппликация из блесток | -воспитывать творческую активность, желание фантазировать; -закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник; -воспитывать аккуратность | картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, цветные карандаши |
«Березовая роща» рисование свечой | - закрепить умение рисовать свечой и акварелью; -развивать творческую активность детей | свеча, альбомный лист, акварель, кисть, салфетки |
«Морское дно» граттаж | - закреплять у детей технические навыки рисования; -развивать воображение, творчество | картон, гуашь, кисть, восковые мелки |
Итоговая выставка | -воспитывать у детей желание украсить раздевалку своими рисунками; -привлечь к подготовке выставки родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»
Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...
Опыт работы «Детская мастерская – мастерская декораторов»
Представлен опыт работы по обогащению развивающей среды группы продуктами детской деятельности...
Опыт работы "Детская мастерская - мастерская декораторов"
В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды совместно с детьми старшего дошкольного возраста....
Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"
Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...
Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Детская мастерская - мастерская декораторов"
Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...
Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"
Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....
Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»
Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...