Конспект НОД по лепке "Прилетайте в гости" Цель: Учить детей лепить синицу, передавая характерную форму, пропорцию тела и его частей, правильную посадку головы, положение хвоста, крыльев. Задачи: Учить детей конструктивному способу лепки синицы из нескольких частей, различающихся по форме и размеру, используя дополнительный материал (бисер вместо глаз, семечко подсолнуха вместо клюва). Развивать у детей самостоятельность в поиске способов передачи движения вылепленной птицы (голова опущена вниз – синица клюёт, крылья приподняты вверх – птичка перелетает с места на место). Развивать чувство формы, способность к композиции, зрительное восприятие, согласованность движений рук, мелкую моторику. Воспитывать интерес к живой природе, желание помогать в холодное время года зимующим птицам. Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке детского сада, в парке с родителями. Беседа о синицах, их пользе. Изготовление родителями и детьми кормушек для зимующих птиц. Рассматривание изображений разных синиц (большая синица, лазоревка, московка, длиннохвостая и хохлатая синицы, буроголовая гаичка, ремез) в презентации. Чтение Р. Новикова «Поможем птицам», В. Гвоздев «Прилетайте к нам, синицы». Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: Иллюстрации «Синица», «Птицы на кормушке», схема поэтапной лепки синицы. Раздаточный материал: Пластилин жёлтого и синего цвета, стеки, зубочистки для крепления лап, семечки подсолнечника для клюва, чёрные бусины для глаз, салфетки бумажные и матерчатые; крупа и семечки – корм для синичек в кормушку. Оборудование: Проектор, мультимедийный экран, презентация Power Point, компьютер, магнитофон, аудиозапись со спокойной фоновой музыкой, кормушка, как основа для коллективной композиции. Ход непосредственно образовательной деятельности: Организационный момент: Воспитатель включает презентацию (слайд №2) «Птицы на кормушке» и читает детям стихотворение Т. Лавровой: Воспитатель: На берёзе возле дома Кто-то тенькает знакомо. У кормушки шум, веселье – Там справляют новоселье. Шустро зёрнышки клюёт, Спать с утра нам не даёт Голосистая певичка – Желтопузая синичка. Воспитатель: Помните, как на прогулке мы с вами наблюдали за птицами на кормушке? - Какие птицы прилетали в «птичью столовую»? (Воробьи, синицы)
- Чем люди подкармливают птиц зимой? (семечками, крупой, хлебными крошками)
- Чем ещё зимой любят синицы подкормиться на кормушке? (несолёным салом)
Мотивация: Воспитатель: На улице морозно и малыши в такую погоду не ходят гулять и не видели синичек, которые прилетают к нашей кормушке подкрепиться. Посмотрите, какая красивая кормушка! Давайте, слепим синичек, чтобы малыши могли тоже полюбоваться этими красивыми птичками! Объяснение этапов работы: Воспитатель: Посмотрите на синицу (на магнитную доску прикрепить картинку с изображением) и давайте вспомним её внешний вид: - маленькая,
- туловище округлое,
- голова тоже круглая и маленькая,
- крылья небольшие,
- хвост удлиненный,
- перья жёлтые, с чёрным и синим отливом,
- клюв короткий,
- глаза, как чёрные бусины.
Воспитатель: Сегодня мы будем лепить синицу из отдельных частей (на доску крепится схема лепки синицы конструктивным способом): - Берём небольшой комок жёлтого и синего пластилина, похожий на окраску перьев синиц (обратить внимание детей на изображение синиц).
- Делим жёлтый комок на две равные части и одну часть делим пополам еще один раз, получилось 3 комка – один большой и два одинаковых, меньшего размера.
- Из большого кома лепим туловище в форме овала и с одной его вытянутой стороны, оттягиваем хвост - сплющиваем пальцами, чтобы хвост получился похожий на лопатку для сковороды.
- Осталось два одинаковых куска пластилина:
Из одного лепим голову и подставку для лапок: делим кусок пополам и катаем круглую голову, прикрепляя её к туловищу (показать место крепления), из оставшейся части пластилина, делаем лепёшку – подставку, ломаем пополам зубочистку и вставляем её в нижнюю часть туловища (лапки) для устойчивости поделки, закрепляем на подставке. Из второго - лепим крылья: скатываем шар, сплющиваем, делим стекой пополам – получаем два одинаковых крыла, крепим крылья по бокам туловища. - Проверяем устойчивость поделки.
- На передней части головы синицы крепим клюв из семечки – одной, если клюв закрыт, и двух, если открыт; бусины размещаем по обе стороны от клюва.
- Синица готова лететь к кормушке!
Воспитатель: Посмотрите, что может моя синица! В игровой форме показать передачу движения лепной фигурки: приподнять крылья - синица летит к кормушке, крылья опустить - садится на кормушку, опустить голову вниз - клюёт семена. Воспитатель: Давайте с вами превратимся в маленьких синичек! Динамическая пауза: Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку И с дорожки - на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень. | (Прыжки на месте на двух ногах.) (Прыжки вперёд – назад.) (Повернуться вокруг себя.) (Присесть на корточки.) (Наклонить голову вперёд, достать грудь подбородком.) (Встать, руки отвести назад, слегка прогнувшись вперёд.) |
Повторение последовательности этапов работы: (1-3 ребёнка повторяют способы выполнения работы.) Воспитатель: Предлагаю начать работу. Дети самостоятельно выполняют работу (включить тихую музыку). Индивидуальная помощь педагога. Анализ детских работ: - завершённость,
- аккуратность,
- самостоятельность,
- передача движения синицы.
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Александровой «Птичья ёлка»: Прилетают птичьи стаи На кормушку в зимний сад, И в саду, не умолкая, Колокольчики звенят. Воспитатель: Предлагаю вашим синичкам посетить птичью столовую, «покормить» их и познакомить малышей с синичками. После непосредственно образовательной деятельности: По своему желанию дети дополняют композицию «Синицы на кормушке» |