Виды нетрадиционных техник рисования в дошкольном образовании
статья по аппликации, лепке

Нечаева Анна Олеговна

Виды нетрадиционных техник рисования в дошкольном образовании

 

Проведя анализ литературы по техникам рисования, можно выделить следующие нетрадиционные техники изображения, такие как граттаж, печать от руки, монотипия, рисование мыльной пеной, рисование цветными нитками и кляксография, шаблонография, печатанье листьями, клеевые картинки [7, 9, 10, 14].технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы

Техника рисования «Граттаж» (гравюра).технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  Слово произошло от французского gratter — технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография. Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

- поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

- лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку: для младших дошкольников – простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.

Техника печать от руки. Рисование отпечатками – позволяет ребенку исследовать свойства краски и материалов, смешивать и играть цветами, изобретать новые оттенки. Рисуя и раскрашивая руками и пальчиками, ребенок учится чувствовать границы изображения.

Материалы: бумага для рисования размером АЗ или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.

Одной из простейших графических техник считается монотипия. Благодаря этой технике оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что сообщает ему особую прелесть. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название — технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  монотипия (от греческих слов monos— технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  один, единый и typos— технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  отпечаток).технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  Количество красок в монотипии — технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  любое.

Материалы: лист бумаги для рисования, кисть, гуашь разного цвета, розетки для краски, баночка для воды, подставка для кисти.

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

Рисование мыльной пеной. Используется в старшем дошкольном возрасте – от 5-6 лет.

Для занятий потребуется: акварельные краски (можно и гуашь, но развести очень жидко), технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  шампунь, трубочка для коктейля, бумага.

В емкость с жидкой краской добавить шампунь, хорошо перемешать. Опустить трубочку и дуть до тех пор, пока над краем не появятся пузыри. На пузыри опустить лист бумаги, слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров и цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

Техника «рисование нитками». Картины, выполненные с помощью ниткографии, всегда получаются очень яркими и красочными. Кроме того им можно придать дополнительный объем использовав «кудрявые» или «мохнатые нити для их создания». Ниткописьхороша еще и тем, что с ее помощью можно изучать геометрические фигуры, цифры и даже буквы. Для  дошкольного возраста идеально подойдут занятия, во время которых они должны будут с помощью ниток составлять буквы или геометрические фигуры.

Материалы: простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Технология рисования. Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Кляксография – это наиболее доступный способ поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат...

Материалы: полые тонкие трубочки (можно использовать трубочки для коктейля или соломку), технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  акварельные краски, тонкая и широкая кисти, бумага для рисования, баночка для воды, подставка для кисти и трубочки.

Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Дошкольникам дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали.

Шаблонография.  Очень нужная и важная техника для старших дошкольников в системе подготовки к обучению в школе. Чтобы нарисовать предмет в этой технике, нужно представить – из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратах, овалах, прямоугольников. Цель шаблонографии – составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку, обрисовывая заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур.

Для занятий потребуется: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, шаблон с геометрическими формами (можно приобрести готовый, а можно изготовить самостоятельно).технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы

На начальном этапе можно предложить ребенку образцы рисования различных предметов при помощи шаблона геометрических фигур. Ребенок учится обрисовывать геометрические формы простым карандашом, создавая единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете. Постепенно усложнять задания, предполагая все большую самостоятельность действий ребенка. Обучать последовательности создания сюжета: сначала обрисовать основную, самую крупную форму, а затем переходить к деталям. Показателем полного овладения шаблонографией является умение ребенка самостоятельно придумать сюжет и воплотить его.

Печатание листьями – можно отнести к технике штамповки, но требует большей аккуратности и координации движений, поэтому в самостоятельной деятельности доступно только к старшему дошкольному возрасту (к 5-6 годам), технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы а малыши 3-4 лет с удовольствием будут создавать картины из листьев совместно с родителями или старшими братьями и сестрами.

Для занятий вам понадобятся: гуашь, кисти, белая или тонированная бумага, листья.

Во время прогулки соберите с ребенком листья разнообразных деревьев, кустарников, растений, отличающиеся по размеру и форме. Листик нужно покрыть гуашью при помощи кисточки, а затем осторожно приложить окрашенной стороной на лист бумаги, плотно прижать и аккуратно за черенок плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа. Главное – не двигать лист, иначе изображение получится смазанным.

Следующие листочки можно окрасить в другие цвета, можно листик сделать двухцветным или многоцветным. Можно уже использованный листик покрасить в другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

Когда рисунок заполнится отпечатками, нужно кистью (или фломастерами, карандашами) дорисовать недостающие части композиции.

Клеевые картинки , как техника выполнения витражей.

Контур будущего рисунка  делается клеем  ПВА  из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_netraditsionn.risovanie.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Виды нетрадиционных техник рисования в дошкольном образовании

Проведя анализ литературы по техникам рисования, можно выделить следующие нетрадиционные техники изображения, такие как граттаж, печать от руки, монотипия, рисование мыльной пеной, рисование цветными нитками и кляксография, шаблонография, печатанье листьями, клеевые картинки.технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы

Техника рисования «Граттаж» (гравюра).технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  Слово произошло от французского gratter — технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография. Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

- поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

- лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку: для младших дошкольников – простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.

Техника печать от руки. Рисование отпечатками – позволяет ребенку исследовать свойства краски и материалов, смешивать и играть цветами, изобретать новые оттенки. Рисуя и раскрашивая руками и пальчиками, ребенок учится чувствовать границы изображения.

Материалы: бумага для рисования размером АЗ или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.

Одной из простейших графических техник считается монотипия. Благодаря этой технике оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что сообщает ему особую прелесть. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название — технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  монотипия (от греческих слов monos— технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  один, единый и typos— технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  отпечаток).технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  Количество красок в монотипии — технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  любое.

Материалы: лист бумаги для рисования, кисть, гуашь разного цвета, розетки для краски, баночка для воды, подставка для кисти.

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

Рисование мыльной пеной. Используется в старшем дошкольном возрасте – от 5-6 лет.

Для занятий потребуется: акварельные краски (можно и гуашь, но развести очень жидко), технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  шампунь, трубочка для коктейля, бумага.

В емкость с жидкой краской добавить шампунь, хорошо перемешать. Опустить трубочку и дуть до тех пор, пока над краем не появятся пузыри. На пузыри опустить лист бумаги, слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров и цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

Техника «рисование нитками». Картины, выполненные с помощью ниткографии, всегда получаются очень яркими и красочными. Кроме того им можно придать дополнительный объем использовав «кудрявые» или «мохнатые нити для их создания». Ниткописьхороша еще и тем, что с ее помощью можно изучать геометрические фигуры, цифры и даже буквы. Для  дошкольного возраста идеально подойдут занятия, во время которых они должны будут с помощью ниток составлять буквы или геометрические фигуры.

Материалы: простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Технология рисования. Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Кляксография – это наиболее доступный способ поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат...

Материалы: полые тонкие трубочки (можно использовать трубочки для коктейля или соломку), технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы  акварельные краски, тонкая и широкая кисти, бумага для рисования, баночка для воды, подставка для кисти и трубочки.

Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Дошкольникам дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали.

Шаблонография.  Очень нужная и важная техника для старших дошкольников в системе подготовки к обучению в школе. Чтобы нарисовать предмет в этой технике, нужно представить – из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратах, овалах, прямоугольников. Цель шаблонографии – составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку, обрисовывая заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур.

Для занятий потребуется: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, шаблон с геометрическими формами (можно приобрести готовый, а можно изготовить самостоятельно).технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы

На начальном этапе можно предложить ребенку образцы рисования различных предметов при помощи шаблона геометрических фигур. Ребенок учится обрисовывать геометрические формы простым карандашом, создавая единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете. Постепенно усложнять задания, предполагая все большую самостоятельность действий ребенка. Обучать последовательности создания сюжета: сначала обрисовать основную, самую крупную форму, а затем переходить к деталям. Показателем полного овладения шаблонографией является умение ребенка самостоятельно придумать сюжет и воплотить его.

Печатание листьями – можно отнести к технике штамповки, но требует большей аккуратности и координации движений, поэтому в самостоятельной деятельности доступно только к старшему дошкольному возрасту (к 5-6 годам), технологии направленные непосредственно на развитие коммуникационных связей, которые в свою очередь выступают в международных отношениях автоматизационным процессом, действия которого охватывают общее пространство, обработки и процессы а малыши 3-4 лет с удовольствием будут создавать картины из листьев совместно с родителями или старшими братьями и сестрами.

Для занятий вам понадобятся: гуашь, кисти, белая или тонированная бумага, листья.

Во время прогулки соберите с ребенком листья разнообразных деревьев, кустарников, растений, отличающиеся по размеру и форме. Листик нужно покрыть гуашью при помощи кисточки, а затем осторожно приложить окрашенной стороной на лист бумаги, плотно прижать и аккуратно за черенок плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа. Главное – не двигать лист, иначе изображение получится смазанным.

Следующие листочки можно окрасить в другие цвета, можно листик сделать двухцветным или многоцветным. Можно уже использованный листик покрасить в другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

Когда рисунок заполнится отпечатками, нужно кистью (или фломастерами, карандашами) дорисовать недостающие части композиции.

Клеевые картинки , как техника выполнения витражей.

Контур будущего рисунка  делается клеем  ПВА  из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды нетрадиционных техник рисования и их использование с детьми дошкольного возраста

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Интерес к рисованию возникает у детей еще в раннем возрасте. Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чащ...

Семинар-практикум на тему: «Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию. Виды нетрадиционной техники рисования»

Рисование - одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забыв...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

Использование нетрадиционных техник рисования в дошкольном образовании

Использование нетрадиционных техник рисования в дошкольном образовании...

Статья о нетрадиционной технике рисования в дошкольном образовании – батик «Рисующая ткань»

Статья о нетрадиционной технике рисования в дошкольном образовании – батик «Рисующая ткань»...

Нетрадиционная техника рисования в дошкольном образовании-техника «Батик» в старшей группе.

Нетрадиционная техника рисования в дошкольном образовании-техника «Батик» в старшей группе....