Кружок "Умелые ручки"
методическая разработка по аппликации, лепке

Садыкова Анна Сергеевна

Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия аппликацией в нетрадиционной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki_sadykova_3-4_2.docx61.95 КБ

Предварительный просмотр:

 УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Д/с №18»

_____________Л.Н. Борисова                                                                                          «____» _____________2020г.

Приказ «25» сентября 2020 года №225

ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

МБДОУ «Д/с №18»

Протокол  от «25»  09 2020г. № 2

Программа дополнительного образования

«Умелые ручки»

Возраст детей – 3-4 года

Срок реализации программы 1 год.

Автор программы:

Садыкова Анна Сергеевна

воспитатель высшей

квалификационной категории

г.Бугуруслан, 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

стр.

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы дополнительного образования

5

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы дополнительного образования

5

1.4.

Значимые характеристики

6

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы дополнительного образования

7

1.6.

Формы подведения итогов

8

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

8

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка в Программе дополнительного образования

8

2.2.

Проектирование образовательной работы по Программе дополнительного образования

8

2.3.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы дополнительного образования

16

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

16

3.1.

Кадровое обеспечение Программы дополнительного образования

16

3.2.

Описание материально-технического обеспечения  реализации Программы дополнительного образования

16

3.3.

Научно – методическое  обеспечение Программы дополнительного  образования

17

3.4.

Время и сроки реализации Программы дополнительного

 образования

18

3.5.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Программы дополнительного образования

19

IV.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

20

V.

ЛИТЕРАТУРА

20

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка

         Программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18» (далее Программа) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» реализуется на основании:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Правила оказания платных образовательных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. №706;  
  • Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);  
  • Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;
  • Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;  
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.       Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

       И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

       Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.

        В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

        Виды аппликации: предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.); сюжетная, отображающая те или иные события; декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

          Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

       Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

        Новизна программы дополнительного образования состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

      Навыки детей в аппликации формируются в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой материала и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

      Все темы, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания

сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.

1.2. Цели и задачи реализации Программы дополнительного образования

Цель: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия аппликацией в нетрадиционной форме.

 Задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы дополнительного образования

Программа основывается на следующих принципах:

-              принцип наглядности – широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;

  • принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
  • принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности;
  • принцип систематичности – обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей;
  • принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
  • погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения;
  • деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

          В программе учитываются следующие подходы:

1.Личностно-ориентированный подход ставит  в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.

2.Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития лежит активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.

3. Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.

1.4. Значимые характеристики

                           Возрастные особенности детей 3-4 лет.

Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.

    В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.

Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.

                      1.5. Планируемые результаты освоения Программы

                      дополнительного образования

Планируемые результаты работы: 

Решение задач данной программы поможет детям:

- уметь украшать свою работу различными материалами;

- уметь планировать работу по реализации замысла;

- предвидеть результат и достигать его;

- создавать объемные картины, композиции;

- развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

- уметь находить новые способы для художественного изображения;

- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

- использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.

1.6.Формы подведения итогов

         Педагог наблюдает за процессом действиями детей в различных видах техниках аппликации, заполнение Карты наблюдения. Организация выставок детских творческих продуктов. Художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба), дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). Составление альбома лучших работ.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребёнка в программе

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

• Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности; умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук; умение детей выделять и использовать средства выразительности в аппликации.

 • Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение выполнить аппликацию.

 • Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

• Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (нетрадиционных техниках аппликации) как основе развития творчества.

2.2. Проектирование образовательной работы по Программе дополнительного образования

2-ая младшая группа

Совместная со взрослым деятельность

Самостоятельная деятельность

детей

Совместная деятельность с семьёй

Образовательная деятельность

Режимные моменты

Формы организации детей

Индивидуальные, подгрупповые, групповые

Индивидуальные, подгрупповые

Беседа

Рассказ Объяснение Игровые и творческие задания

Мультимедийные материалы

Проблемные ситуации Развивающие игры Объяснение

Игры дидактические Интегрированная детская деятельность Продуктивная деятельность Рассматривание иллюстраций

Игры с правилами Выставки творческих работ

Беседа Консультации Выставки Экскурсии Детскородительские проекты Совместное художественное творчество

План работы построен на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания материала.

При работе с детьми применяются следующие методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический.

Используются различные формы работы:

- беседы;

- наблюдения;

- рассматривание.

Структура занятия:

Первая часть занятия – упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения.

Вторая часть занятия – продуктивная деятельность.

Организация занятий:

         Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятий составляет 15 минут.  В неделю 1занятие. В год 33 занятия.  Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Срок реализации программы: 8 месяцев.

Всего: 33 занятия.

№ занятия

Тема занятия

Нетрадиционная

техника

Цель занятия

Оборудование

Октябрь

1

Вводное занятие.

Беседа: «Что такое аппликация и зачем она нужна».

Дид.игра «Узнай и назови бумагу».

Подв. игра «Найди бумажный предмет»

Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Заинтересовать детей работой с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.  Развивать внимание, память, мышление. 

Виды бумаги для аппликации. Наглядный материал.

2

«Фрукты»

Мозаичная аппликация

Формировать умение детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию, закреплять умение работы с клеем, воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук.

Образец аппликации. Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея.

3

«Мисс – Осень»

Аппликация из листьев

Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя листья деревьев.

Образец аппликации. Листья разных деревьев, бумага, клей.

4

«Кораблик»

Объемная аппликация

 Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя ранее изученные техники аппликации и разные виды бумаги. Развивать замысел, воображение, творчество.

Цветной картон, цветная бумага, клей.

        НОЯБРЬ

5

«Маленькая рощица зимой»

Объемная аппликация

  Познакомить детей с аппликацией из разно фактурной бумаги, развивать творчество.

Цветная бумага, клей, цветной картон

6

«Жираф»

Аппликация из крупы

Закреплять умение детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять сюжет с помощью цветной бумаги.

Цветной картон, цветная бумага, клей, крупа.

7

«Чайник»

Аппликация из ткани

Познакомить с аппликацией из ткани; формировать умение наклеивать ткань на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу.

Цветной картон, цветная ткань, клей.

8

«Котик»

Аппликация из семян клена и  ясеня.

Познакомить детей с аппликацией из семян клена или ясеня.

Бумага, семена клена или ясеня, клей.

ДЕКАБРЬ

9

«Зимний домик»

Аппликация из ватных палочек

Познакомить детей с аппликацией из ватных палочек и ваты.  Развивать замысел, воображение, творчество.

Цветной картон, цветная бумага, ватные палочки, ватные диски, вата, клей

10

«Снегирь на ветке»

Аппликация из пластилина

Познакомить детей с аппликацией из пластилина. Научить приемам скатывания, расплющивания, промазывания, деления на части с помощью стеки.  Развивать мелкую моторику рук

 Картон светло – фиолетового (голубого) цвета, размер 1/2А4;

набор пластилина;

салфетка для рук;

доска для лепки;

стека; фотоиллюстрации со снегирями.

11

«Гроздья рябины»

Аппликация из салфеток

Продолжать знакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток.

  Цветной картон, цветная бумага, салфетки, клей

12

«Елочка»

Аппликация из бумаги.

Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость.

Бумага, клей.

ЯНВАРЬ

13

«Зимний пейзаж»

Аппликация манкой

Формировать умение детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе.

Листы картона, клей, кисть-щетина, манка.

14

«Белый медведь»

 Аппликация из салфеток

Продолжать знакомство со свойствами мягкой бумаги. Развивать мышление, воображение. Учить создавать живописную композицию, используя изобразительные средства выразительности. Развивать мелкую моторику рук.

Цветной картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей.

15

«Лоскутное одеяло»

Аппликация из фантиков

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое».

Картон белого цвета, фантики из-под конфет, клей, кисти для клея.

16

«Кошечка»

Аппликация из ватных дисков

Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость.

Плотный картон фиолетового (синего) цвета, размер, 1/2 А4; клей ПВА и кисточка; клеенка; тряпочка для удаления лишнего клея; ватные диски.

ФЕВРАЛЬ

17

«Пушистое животное»

Работа с различными видами ниток в технике аппликации

Продолжать знакомство с аппликациями из ниток. Развивать мышление, воображение. Учить создавать живописную композицию, используя изобразительные средства выразительности.

Бумага, клей, кисточка, тряпочка, нитки.

18

«Снегири»

Применение макарон в технике аппликации

Познакомить детей с новым способом аппликации. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем.

Картон, макароны, клей, кисточка, тряпочка.

19

«Танк»

Обрывная аппликация

Закреплять навыки работы с обрывной аппликацией.

Бумага, цветная бумага, клей.

20

«Зимние деревья»

Аппликация из соли

Познакомить с аппликацией из соли.

Бумага, соль, клей.

             МАРТ

21

«Ветка мимозы»

Аппликация из салфеток

Продолжать знакомство со свойствами мягкой бумаги. Развивать мышление, воображение. Учить создавать живописную композицию, используя изобразительные средства выразительности. Упражнять детей сминать пальцами маленькие комочки - цветы (3-5 штук) и «конструировать» из них изображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам.

Цветной картон, салфетки, клей.

22

«Букет для мамы».

Объёмная аппликация                      

Развивать пространственное мышление, композиционные умения – создавать из цветов букет на картонной основе. Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Цветной картон; цветная бумага; гофрированная бумага, бумага разной текстуры (для цветов и «упаковки букета»).

 Ножницы, клей, фигурные дыроколы (патчи)

23

«Сирень»

Аппликация из салфеток

Упражнять в комкании и бумажных салфеток (техника бумагопластики). Формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на бумажную трубочку). Развивать мелкую моторику, мышление.  Воспитывать эстетические чувства удовлетворения от проделанной работы.

Цветной картон, салфетки, клей.

24

«Ваза с цветами»

Аппликация из макарон

Познакомить детей с новым способом аппликации. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем.

Познакомить детей с новым способом аппликации. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

Цветной картон, клей, макароны.

Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы.

АПРЕЛЬ

25

«Гнездо»

Объемная аппликация

Упражнять детей составлении изображения из предмета, состоящего из нескольких деталей разной формы.

Цветной картон, цветная бумага, гофрированная бумага, обёрточная ткань,  клей ПВА, ножницы.

26

«Космос»

Обрывная аппликация

Продолжать знакомить детей со способом обрывной аппликации. Формировать знания о космосе. Развивать чувство цвета, воображения у детей.

Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея.

27

«Веточка вербы»

Аппликация из ваты

Научить изготавливать аппликацию из ваты; развивать фантазию, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность, мышление.

Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, вата.

28

«Одуванчики»

Аппликация из ниток

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Цветной картон, шерстяные нитки желтого, белого, зеленого цвета, клей, ножницы.

МАЙ

29

«Праздничный салют»

Аппликация из салфеток

Формировать умение отражать в аппликации яркие события по памяти и по восприятию. Развивать чувство цвета и чувство ритма.

Картон, бумажные салфетки, клей.

30

«Ёжик»

Аппликация из ткани

Продолжать знакомить с аппликацией из ткани; формировать умение наклеивать ткань на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу.

Картон, ткань разного цвета, клей.

31

«Радуга»

Аппликация из полосок цветной бумаги

Познакомить детей с новой техникой. Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.

Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея.

32

«Яблоня в цвету»

Аппликация из тыквенных семечек

Формировать умение детей создавать изображение яблони в цвету, используя тонкие веточки деревьев, тыквенные семечки и вату.

Цветной картон, клей, кисточка, тыквенные семечки.

2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы дополнительного образования

          При реализации программы используются следующие методы и приемы:

 • метод обследования, наглядности (рассматривание наглядных пособий);

 • словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

• практический (самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных инструментов и материалов для лепки);

• эвристический (развитие находчивости и активности);

• частично-поисковый;

• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;

• мотивационный (поощрение);

• жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету).

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Кадровое обеспечение Программы дополнительного образования

     Воспитатель совместно организует образовательную деятельность в группе, организует предметно пространственную среду в группе, формирует фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляет работу с родителями.

3.2.Описание материально-технического обеспечения  реализации Программы дополнительного образования

Вид помещения

Оснащение помещения

Материалы для работы с детьми

Групповое помещение

Столы, стулья,  уголок  ИЗО «Клякса» с мольбертом,

 магнитная доска, проектор,

экран.

Цветной картон для фона, гофрированная бумага, цветная бумага, салфетки, фольга, клеенки, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА, простые карандаши, разные номера кисточек, скотч, крупа, ткань, цветная двусторонняя бумага, тонированная бумага, ватные диски, ватные палочки, вата.

3.3. Научно – методическое обеспечение Программы дополнительного  образования

Литература для организации педагогического процесса:

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. «Бумажные фантазии. Лес».

2. Богатеева А. «Занятия аппликацией в детском саду» М.Просвещение

1988г.

3. Васина Н.С. Волшебный  картон /Надежда Васина. М. : Айрис – пресс, 2013.

3. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.  Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.:  М. «Просвещение», 1992.

4. Комарова Т.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.: М. «Просвещение», 1991.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебно-методическое пособие М.: ИД « Цветной мир», 2012.

6. Лыкова И.А. «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.

7.Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолова, З. М. Поварченкова; художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.: ил. – (В помощь педагогам ДОУ).

8. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В.  Аппликация в детском саду.: Ярославль, «Академия развития», 2008.

9. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.

Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1.

10. Под. редакцией Н. П. Сакулиной «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду»: Москва, «Просвещение».1971 год.

11.Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки.:  Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.    

12. Источник интернет ресурсы.

3.4. Время и сроки реализации Программы дополнительного образования

        Занятия с детьми 3-4 лет осуществляются в режимных моментах во вторую половину дня по 15 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 15 минут. Общая нагрузка по программе – 420 минут. Оптимальное количество детей в группе – 12 человек. Программа рассчитана на один год работы с детьми 3-4 лет (33 недели в год).

        По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

        Качество детских работ зависит от:

  • грамотного методического руководства со стороны взрослых;

 • уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.);

 • степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

• развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается и возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя.

       Занятия с детьми 3-4 лет осуществляются во второй  половине дня после дневного сна:

- с детьми 3-4 лет - с 15.35-15.50, согласно расписания.

Формы образовательной деятельности

Формы работы

Формы организации детей

Примерный объем (в неделю)

ОД, осуществляемая в ходе режимных моментов

Беседа

Ситуативный разговор

Дидактическая игра

Сюжетно – ролевая игра Продуктивная деятельность Прогулка

Чтение художественной литературы

Групп.

 Подгр.

Инд.

3-4 лет – 15 мин.

Самостоятельная деятельность детей

Во всех видах самостоятельной детской деятельности

Подгр.

Инд.

3-4 лет – 10 мин.

Совместная деятельность с родителями

Праздники

Досуги

Развлечения

 Проекты

Групп.

 Подгр.

Инд.

Совместная деятельность с детьми

Беседа

Ситуативный разговор

 Дидактическая игра

Сюжетно – ролевая игра Продуктивная деятельность Прогулка

 Чтение художественной литературы

Групп.

 Подгр.

Инд.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды Программы дополнительного  образования

        В группе детского сада создан центр изобразительной деятельности. Основная цель создания данного центра заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой). Материалы центра, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в аппликации. Созданная композиция или работа часто обыгрываются детьми. В центре достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть шкаф для расположения и систематизации материалов и инструментов, магнитная доска для крепления иллюстраций, детских книг и других материалов. Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в раздевальной комнате. Данная стена оформляется работами детей. Важным для детей младшего дошкольного возраста является фонд различных материалов: картон, цветная бумага, наборы для аппликации, фигурки животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек».

        Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

       Программа дополнительного образования «Умелые ручки» обеспечивает развитие творческих способностей детей 3-4 лет в изобразительной деятельности. Реализация Программы способствует развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Характерные особенности данной Программы: направленность не на занятие, а на развитие ребенка, приобретение практических умений; присутствие доброжелательной, творческой атмосферы; работа по развитию творческих способностей проводиться в игровой форме. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

       Целевой раздел состоит из пояснительной записки, описания планируемых результатов освоения Программы, форм подведения итогов. В пояснительной записке отражена актуальность, характерные особенности и задачи Программы.

       Содержательный раздел определяет общее содержание Программы, описание форм работы с детьми.

      Организационный раздел кадровое обеспечение, время и сроки реализации Программы, организацию предметно-развивающей среды, форм отчетности, список литературы.

V. ЛИТЕРАТУРА

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. «Бумажные фантазии. Лес».

2. Богатеева А. «Занятия аппликацией в детском саду» М.Просвещение

1988г.

3. Васина Н.С. Волшебный  картон /Надежда Васина. М. : Айрис – пресс, 2013.

3. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.  Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.:  М. «Просвещение», 1992.

4. Комарова Т.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.: М. «Просвещение», 1991.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебно-методическое пособие М.: ИД « Цветной мир», 2012.

6. Лыкова И.А. «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.

7.Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолова, З. М. Поварченкова; художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.: ил. – (В помощь педагогам ДОУ).

8. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В.  Аппликация в детском саду.: Ярославль, «Академия развития», 2008.

9. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.

Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1.

10. Под. редакцией Н. П. Сакулиной «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду»: Москва, «Просвещение».1971 год.

11.Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки.:  Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.    

12. Источник интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...