Статья "Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР"
статья по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Малова Елена Анатольевна

                       Я работаю в детском учреждении, которое специализируется на коррекции речевых нарушении у детей старшего дошкольного возраста. В наш детский сад приходят дети 5-6 лет с речевыми патологиями. И задача нашего педагогического коллектива – за два отпущенных нам года, помочь каждому ребенку преодолеть отставание в речевом развитии. Но как нам всем известно, нарушение речи – это лишь «видимая часть айсберга». Оно обусловлено различными физическими и психологическими особенностями ребенка. В основном у детей с общим недоразвитием речи наблюдается быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, слабо развита мелкая моторика и координация движений. У многих наблюдается сильная неуверенность, даже боязнь действовать самостоятельно.

  Вывод: такие результаты говорят о том, что у детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности. Совершенствовались изобразительные навыки. Повысился уровень развития речи. Дети выучили много пальчиковых игр. Кисть руки приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Каждый ребенок вышел на свой более высокий уровень развития. Дети научились сообща планировать и осуществлять работу, продемонстрировали свое трудолюбия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_razvitii_melkoy_motoriki_moya.docx 19.75 КБ

Предварительный просмотр:

            Я работаю в детском учреждении, которое специализируется на коррекции речевых нарушении у детей старшего дошкольного возраста. В наш детский сад приходят дети 5-6 лет с речевыми патологиями. И задача нашего педагогического коллектива – за два отпущенных нам года, помочь каждому ребенку преодолеть отставание в речевом развитии. Но как нам всем известно, нарушение речи – это лишь «видимая часть айсберга». Оно обусловлено различными физическими и психологическими особенностями ребенка. В основном у детей с общим недоразвитием речи наблюдается быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, слабо развита мелкая моторика и координация движений. У многих наблюдается сильная неуверенность, даже боязнь действовать самостоятельно.

              Многие дети с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть-застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше.  Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии, рисованию, лепке, папье-маше, аппликации . Так развивается мелкая моторика.  Эти виды творчества хороши тем, что доступны детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делая ее увлекательной и интересной.      Работая с  детьми с нарушениями речи и столкнувшись со специфическими особенностями психофизиологического развития на практике, мне захотелось взять за основу  развитие художественного творчества.

Первое направление – В группе создали условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки.  Для развития мелкой моторики: есть шнуровки, трафареты, шаблоны для составления красочных панно, мозаики, конструкторы, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений. В группе в доступном для детей месте находится природный материал . В результате у детей появилось желание, объединятся для совместных игр и труда. Они научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения.

Второе направление - художественное творчество детей. Ведущей формой обучения выступило занятие по изобразительной деятельности, где я учу детей правильно держать карандаш, кисть, ножницы. На занятиях отрабатываю технику рисования и вырезания, знакомлю детей с новыми словами, учу понимать и употреблять слова в активной речи. Осуществляю индивидуальный подход к детям, учитывая их речевые возможности, общительность и уровень изобразительных навыков. На занятиях применяю, нетрадиционные техники рисования, которые активизируют творческий потенциал ребенка. Организую коллективные и интегрированные занятия. Например: был проведен цикл занятий по теме « Мой город» работа была проделана большая, в несколько этапов,  дети рисовали  родной город, животных и птиц нашего края, изготавливают макет улиц нашего города, конструировали автомобиль «Урал» из бросового материала. Все работы были выставлены на празднике посвящённому Дню города. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить партнерские отношения. Перед каждым занятием я провожу – речевую разминку или артикуляционную гимнастику, она создает положительный микроклимат, атмосферу близости и доверия друг к друг. Чем богаче сенсорные способности детей, тем шире поле их деятельности. Это в свою очередь, активизирует развитие центров речи, дети лучше рассказывают о своих рисунках, составляют рассказы и придумывают сказки. Так дети совместно с родителями изготавливали «Книжки-малышки» о своих домашних питомцах . Получилось настолько интересно и необычно, что мы организовали библиотечку из этих книг.

В начале  года у детей было слабо выражено  воображение, они не могли представить себе предмет и последовательность его изображения. К решению этой проблемы я подошла очень простым способом с помощью двух карандашей ( длинного и короткого), и точек соединяющихся для получения изображения определённого предмета ( чашка, ваза, дерево, дом, рыба и др.). Я побуждала детей тем самым изображать предмет крупным, тонируя в заключении работы весь лист создавая определённый фон. Так же используя метод поэтапного рисования сопровождающийся стихами, детей это очень увлекает, даёт им уверенность, развивает фантазию и творческие способности. Важную роль в развитии моторики рук играет закрепление навыков,     такую работу я провожу во второй половине дня. Вырезывание картинок из журналов, альбомов, открыток; вырезывание по шаблону или трафарету – полезное и увлекательное занятие для детей. На каждого ребенка в группе были приобретены тетради по рисованию, в которых дети учатся обводить, дорисовывать, штриховать, срисовывать и раскрашивать. Такая предварительная работа поддерживает интерес к рисованию, предоставляет возможность рисовать более выразительно, самостоятельно действовать на занятиях и изображать то, что им хочется.

К пяти годам возможности точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся различные виды лепки из пластилина, соленого теста. Дети очень любят лепить птиц, животных создавая сюжетные композиции  «Домашние животные и их детёныши». Одно из самых любимых занятий украшение декоративных пластин «Весёлые точки», расписывание тарелок.  Из соленого теста дети делают хлебобулочные изделия и с большим удовольствием используют в сюжетно-ролевой игре магазин. У детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами и техниками художественного творчества (папье-маше, рисование на пластиковых панелях пастельными мелками).

На занятиях по конструированию у детей развивается сложная координация движений кисти рук, формируется способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить. Хоть это сложный вид деятельности дети с удовольствием делают постройки из мелкого конструктора; собирают бусы и браслеты, конструируют поделки из бросового и природного материала.

Третье направление – “пальчиковая гимнастика”. Большое значение на занятиях и свободной деятельности уделяется пальчиковой гимнастике. Она нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, что для подрастающего поколения дошкольников – насущная необходимость

В ходе игры я использую стихи, потешки, прибаутки, рифмованные фразы, которые привлекают внимание и быстро запоминаются. При этом ритмичность, сохраняющийся неизменным порядок слов и рифма успокоят даже легковозбудимого ребенка, помогут ему сосредоточиться. Пальчиковая гимнастика проводиться в нашей группе регулярно, начинаю с простых упражнений затем постепенно их усложняю. Соблюдаю комфортный для детей темп выполнения. Очень важно хвалить детей и давать точные инструкции, проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. Только так можно получить наибольший эффект от упражнений. Задания приносят детям радость и удовольствие.

Четвертое направление - это взаимодействие с семьей. Так как родители мало уделяют внимания развитию мелкой моторики детей, не играют с детьми в пальчиковые игры, редко дают детям дома изобразительные материалы, не проявляют интерес к работам ребенка. В группе регулярно проводятся  для родителей   мастер- классы по художественному творчеству «Фруктово-овощной калейдоскоп», рисуем овощами и фруктами, выставки поделок и рисунков.

В работе с родителями я использую следующие методы:

1. Анкетирование, беседы, собрания, консультации групповые и индивидуальные, фотовыставки, мастер-классы.

2. В информационный уголок для родителей подобрала материал отвечающий на вопросы родителей о особенностях развития и воспитания детей с нарушениями речи и библиотеку пальчиковых игр.

3. Вовлекаю родителей в мероприятия, проводимые в группе и д/с. Например: родители с удовольствием приняли участие в творческих выставках поделок из овощей и фруктов  «Что нам осень принесла» из бросового материала «Этот неизведанный Космос», «Елочка красавица». «Мой город»

4. Организовываем день “Открытых дверей” группы, где родители могут увидеть разные формы организации воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего и оздоровительного процесса.

Такая система работы позволила мне установить тесную взаимосвязь с родителями в вопросах воспитания и развития детей.

            2016-17учебный год:   Проведенная в начале года диагностика уровня навыков и умений по художественному творчеству, показала, что из 14 детей, пришедших в группу:

 10 – низкий уровень

4 – средний уровень

                Диагностика проведенная в середине года, показала, что из 14 детей:

 6 – низкий уровень

6 – средний уровень

2 – высокий уровень

2015 -2016 учебный год: Проведенная в начале года диагностика уровня навыков и умений по художественному творчеству, показала, что из 14 детей, пришедших в группу:

11 – низкий уровень

3 – средний уровень

             Диагностика проведенная в середине года, показала, что из 14 детей:

7 – низкий уровень

7 – средний уровень

             Диагностика проведенная в конце года, показала, что из 14 детей:

1 – низкий уровень

9 – средний уровень

4 – высокий уровень

  Вывод: такие результаты говорят о том, что у детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности. Совершенствовались изобразительные навыки. Повысился уровень развития речи. Дети выучили много пальчиковых игр. Кисть руки приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Каждый ребенок вышел на свой более высокий уровень развития. Дети научились сообща планировать и осуществлять работу, продемонстрировали свое трудолюбия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников при создании творческих моделей (шнуровка)

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: на формирование мышления и памяти, внимания и наблюдательности, способности к концентрации, ориентировке в пространстве. Одним из у...

Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"

Поиск   наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного  взаимодействия  воспитателя...

«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...

Статья «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников».

Рука – это вышедший наружу мозг человека. Н. КантИсточники способностей и дарований — детей на кончиках их пальцев.В.А. Сухомлинский...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

Статья " Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ"

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики....