Программа творческого объединения "Разноцветные ладошки"
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО. Программа творческого объединения реализуется 3 года, и охватывает возраст детей 4-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_sredniy.docx | 417.51 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
1.1.1. Цель программы– создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
*Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
*Обучать основам создания художественных образов.
*Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
*Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
*Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
*Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип культуросообразности
- Принцип сезонности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип цикличности
- Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса
- Принцип развивающего характера
- Принцип природосообразности
- Принцип интереса
- Принцип культуросообразности
- Принцип сезонности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип цикличности
- Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса
- Принцип развивающего характера
- Принцип природосообразности
- Принцип интереса
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.
В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса
От 4 до 5 лет
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей.
Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественно- эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка.
Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.
От 5 до 6 лет
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую.
От 6 до 7 лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
1.2. Ожидаемый результат работы творческого объединения:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Работа в творческом объединении строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. Социально — коммуникативное развитие: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
2. Познавательное развитие: сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов, объектов.
3. Речевое развитие: практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей; развитие коммуникативной функции речи: на занятиях используется прием комментированного рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования обсуждают свою работу; выполняя практические 50 действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря.
4. Художественно — эстетическое развитие: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкатерапия– прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. Физическое развитие: развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа.
Для реализации данного принципа предлагается:
∙ ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;
∙ осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
∙ использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук,для концентрации внимания и усидчивости, подготовка руки к письму и работе на компьютере (с мышкой).
Принципы организации:
∙ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
∙ учѐт возрастных и психологических особенностей детей;
∙ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
∙ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
∙ игровая форма подачи материала;
∙ сотрудничество Организации с семьей;
∙ приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Структура занятия:
1. Вводная часть. Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Во время вступительной беседы у ребенка создается рабочее настроение, он знакомится с новым учебным материалом и повторяет старый. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.
2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неѐ входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия. Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности. Предполагается и интегрированность, дающая возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа
Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей развивающего и творческого характера.
Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.
В непосредственно – образовательной деятельности дети:
— приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;
— развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;
— приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами;
— получают навыки создания художественных образов;
— знакомятся с приемами создания декоративной композиции.
2.2. Формы, методы, способы организация образовательной деятельности.
1. Практические и теоретические занятия, в т. ч. беседы об изобразительном искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов (еженедельно).
2. Выставки текущих работ (еженедельно).
3. Посещение выставок детей из других групп и учреждений (несколько раз в год).
Во время проведения занятий творческого объединения всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств.
Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.
Для реализации Рабочей Программы используются разнообразные приѐмы и методы:
-одномоментности,
-обследования,
-наглядности,
-словесный,
-практический,
-эвристический,
-частично-поисковый,
-проблемно-мотивационный,
-метод «подмастерья», сотворчество;
-мотивационный, жест руки.
Выбор осуществляется с учѐтом возрастных, психофизических возможностей детей:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка);
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание);
- практические – упражнения, эксперименты и др.
Все методы используются в комплексе и:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
При проведении занятий необходимо придерживаться основных правил:
1. Использование приема транслирования информации.
2. Отбор тематического содержания.
3. Главный герой рисования – ребенок.
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
5. Педагог создает схематические изображения.
6. Педагог не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий.
7. В качестве «физкультминутки» используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
8. Создание эмоционального настроя с помощью музыки, шутки, игрушки и др.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных условий общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4. Использование различных коммуникативных средств.
Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка.
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации, 5. Словесные игры, игры – драматизации.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент
- любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение и т. д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
В творческом объединении проводится групповая и индивидуальная работа с детьми.
Отчет о результатах работы предоставляется на выставках творческих работ в группе и в ДОУ, на тематических развлечениях, в оформлении предметно — окружающей среды, на родительских собраниях, в публикациях информации на сайте ДОУ, в виде консультаций и мастер — классов с педагогами и родителями.
2.3. Перспективный план реализации Программы
Перспективный план занятий в средней группе
СЕНТЯБРЬ
N п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
1
Диагностика
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2
Укрась платочек
Оттиск пробкой. Рисование пальчиками
Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
3
Осеннее дерево
Оттиск печатками из ластика
Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.
4
Осенний букет
Печатание листьями
Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус.
ОКТЯБРЬ
N п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
1
Заготовка на зиму «Компот из яблок»
Оттиск печаткой из яблока
Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
2
Улитка
Рисование восковыми мелками, солью
Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
3
Грибы в лукошке
Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками
Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
4
Цыпленок
Рисование с помощью «Риса», ватные палочки
Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
5
Два петушка
Рисование ладошкой
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.
НОЯБРЬ
N п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
1
Рябинка
Рисование пальчиками
Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
2
Мои любимые рыбки
Рисование ладошками
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
3
Первый снег
Оттиск печатками из салфетки
Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
4
Цыпленок
Гуашь, ватные диски, палочки
Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
ДЕКАБРЬ
N п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
1
Зимний лес
Печать по трафарету, рисование пальчиками
Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
2
Мои рукавички
Оттиск печатками рисование пальчиками
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
3-4
Овечка
Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками
Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.
ЯНВАРЬ
N п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
1
Ёлочка пушистая, нарядная
Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками
Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
2
Снежок
Рисование свечой, акварель
Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.
3
Снеговичок
Комкание бумаги (скатывание)
Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
ФЕВРАЛЬ
N п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
1
Чашка
Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки
Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
2
Цветочек для папы
Оттиск печатками из картофеля
Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус
3
Ягоды и фрукты
Рисование пальчиками, карандашом
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
4
Плюшевый медвежонок
Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь
Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Март
N п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
1
Мимоза для мамы
Рисование пальчиками
Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
2
Солнышко
Рисование ладошками
Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
3
Животные (петух, птица, слон, олень, медведь)
Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
4
Подснежники
Акварель, восковые мелки
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
АПРЕЛЬ
N п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
1
Неваляшка
Кисточка, пуговицы различной формы
Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.
2
Волшебные картинки (волшебный дождик)
Рисование свечой
Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.
3
Подарок для кошки Мурки
Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг,уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.
Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.
4
Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)
Рисование пальчиками, карандашом
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
МАЙ
N п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
1
Черемуха
Рисование ватными палочками, пальчиками
Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
2
Салют
Акварель или гуашь, восковые мелки
Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.
3
Котенок
Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка
Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
4
Как я люблю одуванчики
Обрывание, восковые мелки, тычкование.
Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Перспективный план занятий в старшей группе
Месяц
Неделя
Тема занятий
Нетрадиционные техники
Программное содержание
Литература
Сентябрь
1
Диагностика
(свободное экспериментирование с материалами)
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Казакова Р.Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста.
2
Диагностика
(свободное экспериментирование с материалами)
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.
Казакова Р.Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста.
3
Рисование
«Растения в нашей группе»
Оттиск поролоном
Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.77
4
Рисование
«Грибы в корзинке»
Рисунки ладошками
Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки
Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Стр.25
Октябрь
1
Рисование
«Мое любимое дерево осенью»
Кляксография трубочкой,рисование пальчиками
Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.37
2
Рисование
«Осень на опушке краски разводила»
Печать листьев
Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.5
3
Рисование «Зачем человеку зонт»
Работа с трафаретом.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 27
4
Рисование
«Мой любимый свитер»
Оттиск печатками, рисование ластиками
Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Стр.31
Ноябрь
1
Рисование «Улетаем на юг»
Кляксография
Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 29
2
«Необычная посуда»
Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».
Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.
Казакова Р.Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.120, 122
3
Рисование
«Обои в моей комнате»
Оттиск печатками + поролон
Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.51
4
Рисование
«Первый снег»
Монотипия, рисование пальчиками
Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.39
Декабрь
1
Рисование «Зимние напевы»
Набрызги
Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 стр.5
2
Рисование
«Дымковская игрушка» (конь)
Оттиск печатками
Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Стр. 45
3
Рисование
«Елочка нарядная»
Рисование пальчиками, оттиск поролоном
Закрепить умение изображать елочные игрушки.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.стр.47
4
Рисование солью
«Дед Мороз»
Гуашь + соль
Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.38
Январь
1
Рисование
«Музыкальный рисунок»
Различные
Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30
2
Рисование
«Зимний лес»
Рисунки из ладошки
Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 49
3
Рисование
«Морозный узор»
Восковые мелки + акварель
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.43
4
Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда»
Тычок полусухой жесткой кистью
Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр 55
Февраль
1
Рисование
«Необычные машины»
Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ»
Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
Казакова Р.Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.124
2
Рисование
«Галстук для папы»
Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».
Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73
3
Рисование
«Зимние напевы»
Набрызг
Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.5
4
Рисование
«Семеновские матрешки»
Оттиск печатками
Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр.65
Март
1
Открытка для мамы
«8 Марта»
Печать по трафарету, воздушные фломастеры.
Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр. 63
2
Рисование + аппликация
«Моя семья»
По выбору
Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.
Казакова Р.Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста.
3
Рисование
«Веселые человечки»
Волшебные веревочки
Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.35
4
Рисование
«Ранняя весна»
Монотипия пейзажная
Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.
Апрель
1
Рисование
«Космический пейзаж»
Граттаж
Научить новому способу получения изображения – граттажу.
2
Рисование
«Грачи прилетели»
Печать ластиком
Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.79
3
Рисование гуашью с манкой
«Ворона»
Гуашь + манка
Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.
4
Рисование
«Аквариум»
Рисунки из ладошки
Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.75
Май
1
Рисование
«Праздничный салют над городом»
Восковые мелки + акварель
Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.48
Рисование «Салют»
Воздушные фломастеры
Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81
2
Рисование
«Красивый пейзаж»
Рисование песком
Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.87
3
Рисование
«Одуванчики в траве»
Тычок жесткой полусухой кистью + манка
Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.
4
Бабочка
Монотипия предметная
Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.85
Перспективный план работы в подготовительной группе
Сентябрь
1
Диагностика
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2
Ранняя осень. Паучок.
(Оттиск пробкой)
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
3 Яблоня с золотыми яблоками.
(Рисование поролоновыми тычками)
Учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвлённость кроны фруктовых деревьев
Закреплять умения рисовать нетрадиционными методами рисования (рисование поролоновыми тычками). Учить красиво располагать изображение на листе.
4
Цветы в вазе.
(Печатание природным материалом)
Познакомить с нетрадиционной техникой Печатка (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание).
Развивать художественно-творческие способности. Развивать умение подбирать краски по цветовой гамме. Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. Формировать композиционные навыки.
ОКТЯБРЬ
1
Осеннее дерево.
(Кляксография и набрызг)
Обучать передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной длины (нетрадиционной техникой: при помощи трубочки из под сока). Закреплять навыки рисования листвы с помощью зубной щетки и стеки (нетрадиционная техника рисования – набрызг). Совершенствовать технические навыки. Развивать воображение; творческое мышление. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней. Вызывать эмоциональный отклик на новые способы рисования.
2
Астры.
(Рисование пластиковой вилкой)
Продолжать учить детей рисовать с натуры. Учить видеть красоту сочетания теплых тонов букета, понимать эстетическую ценность. Развивать чувство ритма, эстетический вкус, творческое воображение. Закреплять умение передавать красоту букета посредством густо разведенной гуаши, используя нетрадиционный способ рисования – пластиковой вилкой, приём прокручивания кости при рисовании серединок.
3
Фруктовые деревья.
(Печатание природным материалом, рисование пальчиками)
Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, развивать цветовое восприятие, развивать умение использовать нетрадиционные рисования, совершенствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и кистей, вызвать положительный отклик на результаты своего труда.
4
Природа отражается в воде.
(Монотипия, рисование по сырому листу.)
Совершенствовать технику рисования акварелью. Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Закреплять технику рисования деревьев. Развивать творческое воображение. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Ноябрь
1 «Деревья»
| трафарет | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Лист ватмана, гуашь, трафареты листьев разных деревьев. |
2 «Ежик». | Пластилинография и добавление семечек. | Учить равномерно, растягивать пластилин по листу бумаги. | Лист ватмана, пластилин, |
3 «Рыбка». | Аппликация из засушенных листьев. | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из сухих листьев. | Изображение рыбки на картоне, ткать, клей ПВА. |
4 «Грибы в лукошке» | трафарет | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Лист ватмана |
5 «Первый снег». | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги, цветные краски, салфетки |
6 «Цыпленок» | Гуашь, ватные диски, палочки | Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек
| Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей |
7 «Мои любимые рыбки» | Рисование гуашью по восковым мелкам | Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.
| Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти |
8 «Два петушка». | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Цветные карандаши, листы бумаги |
декабрь | |||
1 «Снежная семья».
| Рисование используя нитки и скрученные салфетки. | Учить рисовать снеговиков из разных материалов, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях. | Лист, гуашь, нитки резанные, салфетки белого цвета, клей ПВА, ткань, цветная бумага. |
2 «Елочка». | Рисунок выкладывается из ладошек | Учить детей обводить свою руку по контуру. | Листы белой бумаги, гуашь, ножницы, фантики для украшения. |
3 «Елочка» (продолжение). | продолжение | Продолжить соединять ладошки в елочку. | Продолжать работу. |
4 «Зимняя сказка». | Рисунок с использованием ватных дисков и ватных палочек. | Упражнять в технике рисования используя ватные палочки и ватные диски. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок,. | Лист ватмана, цветная гуашь, ватные диски, ватные палочки. |
январь | |||
1 «Узоры на окнах». | Рисунок по черному. | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага (черная), белая бумага, гуашь, клей ПВА, ватные диски. |
2 «Мои рукавички». | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
| Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. |
3 «Снеговичок»
| Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. |
4 «Дед Мороз». | Аппликация из ваты. | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. | Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. |
5 «Снегири на ветке». | Рисование способом сминания салфетки. | Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. | Лист, гуашь, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. салфетки красного цвета, клей ПВА. |
6 «Нарисуй, что хочешь».
| Работа со знакомыми техниками | Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. | Ящик с 2 отделениями: 1. материал (на чем) 2. инструмент (чем) |
февраль | |||
1 «Мое любимое дерево». | Рисование мазком, монотипия, набрызг. | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования. |
2 «Зимний пейзаж». | Кляксография. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
3 «На что похоже?» | Техника монотипии | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки |
4 «Подарок папе». | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Материал для аппликации |
5 «Подарок папе» (продолжение) | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Материал для аппликации |
6 «Придумай и дорисуй». | Разные | Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы. | Листы бумаги с незаконченным рисунком |
7 «Музыка».
| Пальцевая живопись | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.
| Бумага, гуашь |
8 «Наша улица». | Печатание, набрызг, силуэтное рисование | Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. | Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей… |
март | |||
1 «Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
2 «Какого цвета весна». | Монотипия. | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
3 «Берег реки».
| Рисование по сырому фону | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. |
4 «Волшебная страна – подводное царство». | Рисование ладошками
| Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. |
5 «Волшебная страна – подводное царство» (продолжение) | Рисование ладошками
| Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. |
6 «Облака». | Рисование по сырому фону | Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. |
7 «Ледоход». | Метод старения | Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. | Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета |
8 «По замыслу». | Совместное рисование | Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать. | Карандаши, листы бумаги |
апрель | |||
1 «Звездное небо».
| Печать поролоном по трафарету; набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
| Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. |
2 «Пасхальное яйцо»
| Аппликация из салфеток. | Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. | Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень. |
3 «Расцвели одуванчики». | Метод тычка. | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. |
4 «Хмурый день». | Пластилиновая живопись | Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. |
5 «Белые лебеди». | Рисование способом тычка | Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц; | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
6 «Солнышко». | Рисование ладошками | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие | Листы бумаги, гуашь, салфетки. |
7 «Совушка - сова». | Пластилиновая живопись | Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз). | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки |
8 «Плюшевый медвежонок». | Способ изображения - рисования поролоновой губкой | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа | Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь |
май | |||
1 |
|
|
|
2 «Букет к 9 мая».
| Пластилинография.
| Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Открытки с цветами, картон, пластилин. |
3 «Попугаи».
| Рисование ладошками. | Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. | Лист белой бумаги, гуашь, салфетки. |
4 «Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
5 «Цветущая веточка».
| Смешенная техника. | Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. | Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина. |
6 «Грибы». | Техника изонити | Познакомить детей с линейкой; дать понятие: прямой угол, тупой угол, острый угол; учить пользоваться ниткой, иголкой, шилом; учить заполнять углы и дополнять изображения аппликацией (ножка, трава) | Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами. |
7 «Подарок для кошки Мурки». | Разные | Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.
| Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг, уши - маленькие треугольники, туловище - большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА. |
8 «Салют». | Акварель или гуашь, восковые мелки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. | Все принадлежности для рисования. |
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Родители призваны способствовать постоянному накапливанию у дошкольников эстетических впечатлений. При восприятии природы необходимо обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, запахов, на совершенство строения живых и неживых объектов природы и целенаправленно воспитывать отзывчивость к красоте природы, побуждать воспринимать природу как источник красоты в искусстве. Работа по формированию у детей интереса к произведениям народного искусства в условиях детского сада с привлечением родителей может осуществляться в разных формах. Одной из них, наиболее интересной и приемлемой, является проведение выставок
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной художественно – продуктивной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. В совместной деятельности дошкольники осваивают правила поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества, дружеское расположение друг к другу, отзывчивость, забота, стремление к сотрудничеству, достижению общих целей, готовность прийти на помощь. 3.1. Техническое оснащение и оборудование
Техническое оснащение. Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест (мольбертов), водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная и интерактивная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.
В качестве дидактического материала необходимо иметь:
1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.
2. Тематические образцы изделий.
3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.
4. Детская литература с иллюстрациями художников.
5. Фотографии диких и домашних животных.
6. Литература по искусству.
7. Психолого-педагогическая литература Применяемые средства, инструменты и расходные материалы для проведения теоретических и практических работ по темам программы используются разнообразные инструменты и материалы.
Инструменты Материалы:
∙ ластик;
∙ точилка для карандашей;
∙ ножницы;
∙ кисти ―Белка‖, ―Щетина‖, ―Пони‖ №№ 1- 12 плоские и круглые;
∙ палитра;
∙ емкости для воды;
∙ стека;
∙ предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии;
∙ пластиковые дощечки разного формата;
∙ полиэтиленовые пакеты для хранения теста;
∙ сито;
∙ бесцветный лак;
∙ оргалит;
∙ мольберты;
∙ рабочие столы;
∙ магнитная доска;
∙ муляжи и макеты для постановки натюрмортов;
∙ простой карандаш;
∙ альбом для рисования;
∙ бумага для рисования акварелью;
∙ бумага для рисования гуашью;
∙ цветные карандаши;
∙ простые карандаши;
∙ акварель художественная;
∙ гуашь художественная;
∙ пластилин;
∙ цветная бумага;
∙ цветной картон;
∙ мука;
∙ соль;
∙ клей – карандаш;
∙ восковые и масляные мелки, свеча;
∙ ватные палочки;
∙ поролоновые печатки;
∙ коктейльные трубочки;
∙ палочки или старые стержни для процарапывания;
∙ зубные щѐтки;
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда организовывается как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченного центра творчества, оснащенного большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу
дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс
с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголка меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
С центром развития художественного творчества могут располагаться
другие центры :
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• уголок природы (наблюдений за природой);
3.3 Условия реализации Программы
Сроки реализации программы – 3 года
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами художественно-эстетического развития.
Данная программа рассчитана на занятия с детьми 4-7 лет по 2 часа в неделю.
Продолжительность занятий:
Средний дошкольный возраст не более 20 минут
Старший дошкольный возраст не более 25 минут
Подготовительная группа не более 30 минут.
Всего учебный курс рассчитан на 72 часа в год. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Список используемой литературы:
- Абрамова О.А. Искусство батика для детей 5-7 лет. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2010. – 76с.
- Альбом «Искусство детям». Необыкновенное рисование. – Москва: Мозаика-Синтез, 2007. – 23с.
- Альбом «Искусство детям». Акварельные цветы. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 17с.
- Альбом «Искусство детям». Хохломская роспись. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 17с.
- Альбом «Искусство детям». Жостовский букет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2007. – 25с.
- Альбом «Искусство детям». Дымковская игрушка. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 25с.
- Альбом «Искусство детям». Мезенская роспись. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 17с.
- Аллаярова И.Е. Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. – Москва: ГНОМ и Д, 2007. – 80с.
- Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 57с.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004. – 95с.
- Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2010. – 143с.
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995, 64 с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2007. – 80с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2007. – 72с.
- Дрезнина М. Г. Каждый ребенок художник. – Москва: Ювента, 2001. – 199с.
- Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
- Есафьева Г.П. Учимся рисовать. Методическое пособие для старшей и подготовительной группы. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 79с.
- Занятия по рисованию с дошкольниками Под ред. Р. Г. Казаковой«ТЦ Сфера», 2004
- Иванов Д. Учимся рисовать
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 48с.
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 112с.
- Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
- Комарова Т. С.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание».— М.: Просвещение, 1991, 256 с.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.:Просвещение, 1991, 176 с.
- Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 112с.
- Корчмарош Пал. Карандаш-волшебник. Полезные уроки рисования. Пер. с венг. Е.Габор. – Минск: БЛП, 1994. – 112с
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: Карапуз-Дидактика, 2008, 144 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: Карапуз-Дидактика, 2009, 208 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная творчество в детском саду. – М: «Карапуз», 2009. – 192с
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. (Пособие для воспитателей). – Москва: Просвещение, 1973. – 207с.
- Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2009. – 270с.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: ГНОМ и Д, 2001, 64с
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96с.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008, 160 с.
- Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2010. – 64с.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. – Москва: Владос, 2003. – 143с.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. – Москва: Владос, 2003. – 160с.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа. – Москва: Владос, 2003. – 174с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...
Авторская программа кружка "Волшебные ладошки"
Автором представлена программа кружка для младших дошкольников по нетрадиционному рисованию....
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"
Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе....
Работа с родителями в рамках программы «Город на ладошке»
Работа с родителями в рамках программы «Город на ладошке» по теме: «Я иду на стадион!»...
Программа кружка "Цветные ладошки" - пальчиковая живопись
Пальчиковая живопись - интересный вид изобразительной деятельности, позволяющий наряду с развитием творчества, фантазии и воображения у детей младшего дошкольного возраста обучение техническим навыка...
Методическая разработка занятия в рамках культурно-образовательной программы «Город на ладошке» IIIраздел «Городские диалоги» Тема 3. Городские традиции «Адмиралтейство. Александровский сад»
Задачи:· Ориентировать ребёнка на символику города, которая определяет его образ и историю существования;· Формирова...
Программа кружка «Волшебные ладошки»
Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ладошкой....