«Соляная аппликация с росписью как эффективный изометод Арт-технологий в процессе развития творческих способностей и одаренности дошкольников»
презентация по аппликации, лепке
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №2»
г. Валуйки Белгородской области
Тема: «Соляная аппликация с росписью как эффективный изометод Арт-технологий в процессе развития творческих способностей и одаренности дошкольников»
Выполнила:
Секерина Я. Е. (в-ль)
Валуйки
2019г.
Одаренность, конечно, дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность - это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь…
В настоящее время в педагогике наблюдается высокий интерес к вопросу об одаренности детей – дошкольников. Сегодня этими вопросами озадачены педагоги дошкольного образования, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет.
В рамках реализации муниципального проекта «Удивительные дети», в нашем ДОУ было организовано проведение мониторинга, с целью выявления одаренных детей по нескольким направлениям. По результатам мониторинга в банк данных были занесены девять воспитанников детского сада в возрасте 3-5 лет, двое из которых в направлении художественно-изобразительной деятельности. Педагоги работают с данными детьми по разработанному индивидуальному маршруту сопровождения. Куда обязательно включена организация культурно-информационного пространства и предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей.
Одним из эффективных направлений работы по развитию художественно-изобразительных способностей у дошкольников является применение Арт-технологий. Сущность арт-технологии состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности.
Арт-технологии - это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. Поскольку это понятие является весьма обширным, то мы рассмотрим его в рамках только одного из направлений, а именно изометод, а конкретно такой вид деятельности как:
соляная аппликация с росписью.
Прежде всего, стоит более подробно рассказать о самой соляной аппликации с росписью. Данный вид деятельности основан на создании ребенком совместно с педагогом или самостоятельно цветной объемной аппликации из крупнозернистой соли и клея ПВА с последующим колорированием.
Применяется индивидуальна, подгрупповая и групповая формы работы.
Создание такой аппликации можно поделить на два этапа:
- Создание заготовки: непосредственно аппликация с солью, сушка
- Роспись/ колорирование высохшей аппликации.
При реализации данного вида деятельности педагог ведет сопроводительную работу с ребенком по методике Л.В. Свирской «План – Дело - Анализ» в рамках применения «Бережливых технологий».
Рассмотрим подробней данный вид арт-деятельности:
Изготовление аппликации с солью «Осенние листья».
Цель: создание благоприятных условий для успешного развития творческих способностей детей с учетом индивидуальной одаренности каждого ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью.
Задачи: развивать навык передавать характерные особенности, фактуру листа контуром, объемом, силуэтом; формировать чувство цвета и композиции; учить понимать красоту и выразительность материалов в изображении осенних листьев; совершенствовать композиционные навыки в составлении цветовой гаммы; повторить понятие теплые и холодные цвета; развивать мелкую моторику и совершенствовать координационную связь «глаз-рука»; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Этап 1. «План»
На этапе планирования воспитатель задает тон будущей работе, но при этом первостепенным остается выбор ребенка. Планирование данного вида деятельности включено в обсуждение с детьми в рамках утреннего сбора и является частью организованной образовательной деятельности. При всем этом у детей остается право варьировать данную деятельность. Например: тема «Осенние листья». Как изобразить листья? Будет это отдельный лист крупным планом, или ветка дерева, или листья на ветру и т.д. Право выбора остается за ребенком, воспитатель не навязывает определенный шаблон, а только сопровождает ребенка в обсуждении.
Так же воспитатель совместно с ребенком/детьми обсуждают план деятельности на основе алгоритмов. Алгоритмы так же появляются в результате совместного обсуждения с детьми, именно дети выводят определенную последовательность действий, по которым они будут работать далее. Приведу примеры структуры алгоритмов:
Алгоритм 1. Выполнение солевой аппликации-заготовки, сушка
Алгоритм 1. Выполнение солевой аппликации-заготовки, сушка:
- рисуем контур работы;
- покрываем клеем;
- посыпаем солью;
- стряхиваем лишнюю соль;
- ждем полного высыхания работы.
Алгоритм 2. Роспись/колорирование аппликации
Алгоритм 2. Роспись/ колорирование высохшей аппликации:
- выбираем цвет, готовим цветной раствор;
- наносим цветной раствор точечно с помощью пипетки;
- ждем, пока краска полностью прокрасит работу и высохнет.
Дети самостоятельно выбирают или вносят свои коррективы в план действий, высказывают свои предпочтения в работе, так же могут по своему усмотрению распределить свои роли и обязанности, например, при работе в паре: кто делает клеевой контур, кто покрывает работу солью, обсудить цветовую палитру и т.д. Так воспитатель сопровождает рассуждения детей, подводя к следующему этапу.
Этап 2. «Дело»
На этапе дело мы подошли к непосредственному выполнению работы. Дети составили алгоритм деятельности и выполняют свою работу. Представляем вашему вниманию видео ролик с рабочими моментами по выполнению данной аппликации с детьми.
Этап 3. «Анализ»
Данный этап предполагает анализ деятельности детей: на сколько полученный результат соответствует задуманному; что помогло и что помешало достижению цели. Этот момент хорошо подходит для стимуляции проявления лидерских качеств у детей с одаренностью. Например, через самопрезентацию своей работы ребенком на импровизированной выставке. Дети оценивают результат своей работы: я/ мы придумали/сделали/создали/узнали/научились…, обсуждают, что можно сделать с результатом своей работы: подарить свою работу кому-то, организовать выставку, оформить альбом и.т.д.
Таким образом, используя солевую аппликацию с росписью/колорированием, как элемент Арт-технологии мы можем добиться высоких результатов в работе с одаренными детьми. Данный вид деятельности весьма пластичен, с его помощь можно обыграть любую образовательную задачу, развивать ребенка одновременно в разных направлениях, а так же предоставить воспитанникам возможность свободного самовыражения в творчестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».
Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе фор...
Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей у младших дошкольников
В статье описаны средства развити творческих способностей детей...
«Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей у младших дошкольников»
В настоящее время образовательная деятельность в учреждениях дошкольного типа ведётся по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Всем известно, ч...
«Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами аппликации»
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационной руководстве со стороны взрослого. Чтобы развить у каждого воспитан...
Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности(из опыта работы)«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развит...
«LEGO конструирование и робототехника в процессе развития творческих способностей дошкольников»
laquo;Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные пере...