Программа по дополнительному образованию по художественно – эстетическому развитию детей 4-5 лет. «Весёлые пальчики» (на развитие мелкой моторики)
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Кармакулова А.В.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.   Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга,  давая мощный толчок  ребенку  к познавательной и  творческой активности.  Высокое развитие познавательных  процессов является актуальным и значимым в  современном обществе. 

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы,  но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики,  воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.  Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго  до поступления в школу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vesyolye_palchiki_sred._gr.docx227.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Весёлые пальчики»

http://dou7.sochi-schools.ru/wp-content/uploads/2017/06/2-1.jpg

Руководитель кружка: Кармакулова Анна Викторовна.

2018-2019г.г

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Детский сад № 159.

Ефимова Л.П.

« 31» августа 2018г.    

Программа по дополнительному образованию

по художественно – эстетическому развитию

 детей 4-5 лет.

«Весёлые пальчики»

(на развитие мелкой моторики)

Средняя группа № 7

«Морячки»

Руководитель кружка:

 Кармакулова Анна Викторовна.

2018-2019г.г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Детский сад № 159.

Ефимова Л.П.

« 31» августа 2018г.    

Список детей средней группы

(4-5 года) время 20 мин.

Ф.И.ребёнка

1.

БОЛДЫРЬ  КСЮША.

2.

МИРОШНИЧЕНКО  МАША.

3.

МАСЛОВ  МАТВЕЙ.

4.

МИХАЙЛОВСКИЙ  АРТЁМ.

5.

МЕНЬШИКОВА  ВИКА

6.

ИВАНОВА  АНЯ

7.

СИВКОВА КАТЯ.

Актуальность.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.   Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга,  давая мощный толчок  ребенку  к познавательной и  творческой активности.  Высокое развитие познавательных  процессов является актуальным и значимым в  современном обществе.  

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы,  но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики,  воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.          Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго  до поступления в школу.  

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка,  на развитие осязания и мелкой моторики,  необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.

Занятия по данной программе  проводятся  в игровой форме.  Во время  игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.  Все игры  и  задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Рабочая программа составлена с учетом использований современных инновационных технологий области  развитие пальчиковой и общей моторики, обеспечивающие двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином,  бумагой,  шаблонами, трафаретами,  учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.  

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного                     возраста 4-5 лет. В ДОУ ведется кружковая работа по данной теме.

Занятия проводятся 1  раз в неделю по 20  минут. Всего 35 занятий.

Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае месяцах).

 Форма работы – подгрупповая, не более 10 человек.

 Методы, используемые в работе кружка:

Словесные (рассказы, объяснения, беседы)

Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)

Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)

Игровые (различные дидактические игры)

 

Цель:  Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук ; развитие двигательных и познавательных способностей детей;  развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.  

Задачи:  

Обучающие:

1.Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета  по точкам,  в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила:  раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур,  не оставлять  не закрашенных  мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приёмам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.  

Развивиющие:  

 1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

 2.Развивать способности координированной работы рук со зрительным  восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление,  фантазию.  

4. Развивать  мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;  

Воспитывающие: 

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

2.Воспитывать внимательность к выполнению  заданий.

3.Воспитывать  уважительное отношение к своему и чужому труду.

       

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений. Пальчиковый игротренинг массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ручная умелость. Рисование  пластилином. Конструирование из бумаги в технике оригами.  Аппликация. Развитие графических навыков рисование по трафаретам. Вырезывание ножницами. Штриховка. Дорисовка.  Игры и действия с мелкими предметами. Узнавать предметы на ощупь. Работа с крупой, фасолью, горохом. Нанизывание бус, пуговиц  на проволоку. Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек.

 

В разделе  «Пальчиковый  игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.  

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой  рисования пластилином, красками, знакомятся со свойствами бумаги, постигают  начало плоскостной  геометрии ( техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений  пальцев и кистей рук,  кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.  

В разделе «Игры с предметами» ”  у детей  совершенствуются  двигательные навыки , развивается  моторная координация  и оптико-пространственные представления,  используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.  

Предполагаемый результат: 

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение  разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.  

Время проведения:

Занятие проводится один раз в неделю в 15.45 продолжительностью 20 минут.

Каждое занятие состоит из:

- вводной части

- основной

- итоговой

Формы подведения итогов реализации плана - программы кружка:

Анализ продуктов детской деятельности с последующим обобщением результатов, диагностика развития речи;

Проведение выставок детских работ;

Создание памятки по развитию мелкой моторики для родителей воспитанников.

Литература:

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.  

Гаврилова  С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.  

«Н. Рымчук  «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»   Ростов н/Д: Владис:  РИПОЛ классик, 2008  

Лыкова И.А.  «Программа  художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.  

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду в средней группе» Изд. «Карапуз» 2008.  

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство

Тематический план.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь.

День знаний – Мы за лето подросли в детский сад опять пришли

Диагностика

Выявление ведущей руки.

Пальчиковая гимнастика

«Дружат пальчики».

Развивать мелкую моторику пальцев,

тактильную чувствительность.

«Мой весёлый звонкий мяч».

 (Лепка)

Развивать мелкую моторику пальцев,

тактильную чувствительность.

«Разноцветные шарики».

Формировать графические умения и навыки. Учить раскрашивать не выходя за контур.

Октябрь.

«Осень в гости к нам пришла»

«Ёжик – ни головы, ни ножек».

(Аппликация)

Учить детей передавать образ ежа, состоящих из нескольких частей. Экспериментирование с худ. матер. для изображения колючей «шубки». Развивать восприятие цвета.

«Какого цвета осень»?

( Рисование нетр.тех.)

 Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.

Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.

«Белочка в дупле».

( Рисование нетр.тех.)

Рисование ладошкой, пальчиками.

Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 

«Грибы прячутся в траве»

(Рисование с элементами аппликации)

Научить детей правильно держать карандаш; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Ноябрь.

«Мир, в котором я живу»

«О чём мечтает

сибирский кот»

(Сюжетная лепка)

Учить создавать пластические композиции: лепка спящей кошки конструктивным способом и размещение её на «батарее» - бруске пластилина.

«Тучи по небу бежали» (Коллективная композиция)

Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики; вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.

«Моя малая Родина»

(Аппликация нетр.тех. с элементами рисования)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить обследовать фигурки и выкладывать их из палочек. Формирование графические умения и навыки. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости.

«Зайка серенький стал беленький»

(Рисование с элементами аппликации)

Учить детей наклеивать готовые формы на фон, приклеивать рваные кусочки бумаги вторым слоем. Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю – наклеивание бумажного силуэта серого цвета.  Развивать уровень мелкой моторики.

Декабрь.

Зимушка хрустальная.

«Морозные узоры»

(Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения)

Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Экспериментировать с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Учить применять разные декоративные элементы (завиток, трилистник, точка,круг..)

«Украсим рукавичку»

(Аппликация)

Формируем умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, выкладывая более крупные детали на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами; развивать композиционные умения.

«Бусы на ёлку»

(Аппликация)

Закреплять навыки вырезывания разноцветных полосок и склеивания их между собой; вызвать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником.

«Ёлочка красавица в гости к нам пришла»

( Аппликация нетр.тех. с элементами рисования )

(Новогодняя открытка)

Учить детей изображать ёлочку из треугольников, полученных из квадратов путём разрезания их пополам по диагонали. Украшать декоративными элементами. Создавать красивую открытку в подарок.

Январь.

«Проказы матушки зимы»

«Как розовые яблочки, на ветках снегири»

(Рисование с элементами аппликации)

Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках, создавать простую композицию, передавать особенности внешнего вида конкретной птицы – строение тела и окраски.

«Снеговики в шапочках и шарфиках»

(Рисование)

Вызвать у детей желание создавать в рисунке образ снеговика. Осваивать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорции.

«Сова и синица».

(Лепка)

Учить детей лепить образы героев по величине тела и глаз. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, тактильные ощущения.  

Февраль.

Дуют ветры в феврале.

«Быстрокрылые самолёты»

( Аппликация )

Продолжать учить детей изображать самолёты из бумажных деталей разной формы и размера. Видоизменение деталей: срезание, загибание и отгибание углов, разрезание прямоугольника пополам поперёк, по диагонали.

«Весёлые вертолёты»

(Лепка)

Продолжать учить лепить вертолёты конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей.

« За синими морями, за высокими горами»

(Аппликация из крупы)

Научить накладывать и наклеивать крупу на готовый силуэт; закреплять приемы лепки, как сопутствующие аппликации; развивать фантазию, творчество.

«Открытка для папы»

(Рисование)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Март.

Наша дружная семья.

«Весёлые матрёшки»

(Рисование)

Знакомить с матрёшкой как с видом народной игрушки. Учить рисовать матрёшку с натуры с передачей форм, пропорций и элементов оформления «одежды». Воспитывать интерес к народной культуре.

« Корзинка для мамы » (Аппликация из бумаги)

Продолжать учить самостоятельно, вырезать детали для аппликации; продолжать учить создавать образы из цветной и другой бумаги; научить самостоятельно, готовить детали для аппликации; воспитывать желание работать в команде.

«Цветы - сердечки»

(Рельефная лепка из слоёного теста)

Учить создавать рельефные картины из теста в подарок. Учить подбирать разные варианты изображения цветов с элементами – сердца.

«Букет роз»

(Аппликация)

Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу; развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать эстетический вкус.

Апрель.

Весна-красна.

«Звёзды и камета»

( Рельефная лепка ).

Учить детей создавать рельефные картины со звёздами, созвездиями и кометами. Самостоятельно искать средства и приёмы изображения (наложение одного цвета на другой, скручивание и свивание жгутиков)

«Ракеты и кометы».

(Аппликация)

Научить самостоятельно, вырезать детали для аппликации; продолжать учить создавать образы из цветной и другой бумаги; научить самостоятельно, готовить детали для аппликации; воспитывать желание работать в команде.

«Сосульки на крыше» (Аппликация с элементами рисования)

Вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками; продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов; показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.

« Сказочный сад»

( Рисование нетр.тех.)

 Отпечаток, оттиск скомканной бумагой.

Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.

Май.

Познай мир.

«Подсолнух и божья коровка»

(Пластилинография)

Совершенствование умений размазывать пластилин по картону, соединение лепестков с помощью пластилина к крышке.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить наносить пластилин на основу.

«Храбрый петушок»

(Рисование по представлению)

Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта.

«Юные художники»

(Рисование)

Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка»

Основная цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества, и ознакомления с народными росписями....

Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 2-3 лет «Пластилиновое чудо» (пластилинография)

Пластилинография - это сравнительно недавно появившийся вид изобразительной деятельности. Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша...

Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет «Пластилиновое чудо», 2 год обучения

Пластилинография - это рисование картин пластилином. Работы получаются объёмными и красивыми....

Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет «Пластилиновое чудо» - 3 год обучения

quot;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга". И. П. Павлов.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процесс...

Образовательная программа педагога дополнительного образования область «Художественно - эстетическое развитие» «Пластилиновая живопись» Рассчитана на возраст детей 4-7 лет Срок реализации: 3года

Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности.Изобразительная деятельнос...

Образовательная программа педагога дополнительного образования область «Художественно - эстетическое развитие» «Кисточка» Рассчитана на возраст детей 4-7 лет Срок реализации: 3года

Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На...