Программа по дополнительному образованию по художественно – эстетическому развитию детей 4-5 лет. «Весёлые пальчики» (на развитие мелкой моторики)
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_vesyolye_palchiki_sred._gr.docx | 227.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весёлые пальчики»
Руководитель кружка: Кармакулова Анна Викторовна.
2018-2019г.г
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Детский сад № 159.
Ефимова Л.П.
« 31» августа 2018г.
Программа по дополнительному образованию
по художественно – эстетическому развитию
детей 4-5 лет.
«Весёлые пальчики»
(на развитие мелкой моторики)
Средняя группа № 7
«Морячки»
Руководитель кружка:
Кармакулова Анна Викторовна.
2018-2019г.г.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Детский сад № 159.
Ефимова Л.П.
« 31» августа 2018г.
Список детей средней группы
(4-5 года) время 20 мин.
№ | Ф.И.ребёнка |
1. | БОЛДЫРЬ КСЮША. |
2. | МИРОШНИЧЕНКО МАША. |
3. | МАСЛОВ МАТВЕЙ. |
4. | МИХАЙЛОВСКИЙ АРТЁМ. |
5. | МЕНЬШИКОВА ВИКА |
6. | ИВАНОВА АНЯ |
7. | СИВКОВА КАТЯ. |
Актуальность.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Рабочая программа составлена с учетом использований современных инновационных технологий области развитие пальчиковой и общей моторики, обеспечивающие двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 4-5 лет. В ДОУ ведется кружковая работа по данной теме.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Всего 35 занятий.
Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае месяцах).
Форма работы – подгрупповая, не более 10 человек.
Методы, используемые в работе кружка:
Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
Игровые (различные дидактические игры)
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук ; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1.Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
3.Обучать приёмам работы с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивиющие:
1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2.Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений. Пальчиковый игротренинг массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ручная умелость. Рисование пластилином. Конструирование из бумаги в технике оригами. Аппликация. Развитие графических навыков рисование по трафаретам. Вырезывание ножницами. Штриховка. Дорисовка. Игры и действия с мелкими предметами. Узнавать предметы на ощупь. Работа с крупой, фасолью, горохом. Нанизывание бус, пуговиц на проволоку. Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, красками, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии ( техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» ” у детей совершенствуются двигательные навыки , развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Предполагаемый результат:
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными инструментами.
4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
5.Овладение нормами этики поведения.
Время проведения:
Занятие проводится один раз в неделю в 15.45 продолжительностью 20 минут.
Каждое занятие состоит из:
- вводной части
- основной
- итоговой
Формы подведения итогов реализации плана - программы кружка:
Анализ продуктов детской деятельности с последующим обобщением результатов, диагностика развития речи;
Проведение выставок детских работ;
Создание памятки по развитию мелкой моторики для родителей воспитанников.
Литература:
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду в средней группе» Изд. «Карапуз» 2008.
Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство
Тематический план.
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь. День знаний – Мы за лето подросли в детский сад опять пришли | Диагностика | Выявление ведущей руки. |
Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. | |
«Мой весёлый звонкий мяч». (Лепка) | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. | |
«Разноцветные шарики». | Формировать графические умения и навыки. Учить раскрашивать не выходя за контур. | |
Октябрь. «Осень в гости к нам пришла» | «Ёжик – ни головы, ни ножек». (Аппликация) | Учить детей передавать образ ежа, состоящих из нескольких частей. Экспериментирование с худ. матер. для изображения колючей «шубки». Развивать восприятие цвета. |
«Какого цвета осень»? ( Рисование нетр.тех.) Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой. | Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета. | |
«Белочка в дупле». ( Рисование нетр.тех.) Рисование ладошкой, пальчиками. | Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. | |
«Грибы прячутся в траве» (Рисование с элементами аппликации) | Научить детей правильно держать карандаш; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. | |
Ноябрь. «Мир, в котором я живу» | «О чём мечтает сибирский кот» (Сюжетная лепка) | Учить создавать пластические композиции: лепка спящей кошки конструктивным способом и размещение её на «батарее» - бруске пластилина. |
«Тучи по небу бежали» (Коллективная композиция) | Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики; вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию. | |
«Моя малая Родина» (Аппликация нетр.тех. с элементами рисования) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить обследовать фигурки и выкладывать их из палочек. Формирование графические умения и навыки. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости. | |
«Зайка серенький стал беленький» (Рисование с элементами аппликации) | Учить детей наклеивать готовые формы на фон, приклеивать рваные кусочки бумаги вторым слоем. Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю – наклеивание бумажного силуэта серого цвета. Развивать уровень мелкой моторики. | |
Декабрь. Зимушка хрустальная. | «Морозные узоры» (Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения) | Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Экспериментировать с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Учить применять разные декоративные элементы (завиток, трилистник, точка,круг..) |
«Украсим рукавичку» (Аппликация) | Формируем умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, выкладывая более крупные детали на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами; развивать композиционные умения. | |
«Бусы на ёлку» (Аппликация) | Закреплять навыки вырезывания разноцветных полосок и склеивания их между собой; вызвать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником. | |
«Ёлочка красавица в гости к нам пришла» ( Аппликация нетр.тех. с элементами рисования ) (Новогодняя открытка) | Учить детей изображать ёлочку из треугольников, полученных из квадратов путём разрезания их пополам по диагонали. Украшать декоративными элементами. Создавать красивую открытку в подарок. | |
Январь. «Проказы матушки зимы» | «Как розовые яблочки, на ветках снегири» (Рисование с элементами аппликации) | Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках, создавать простую композицию, передавать особенности внешнего вида конкретной птицы – строение тела и окраски. |
«Снеговики в шапочках и шарфиках» (Рисование) | Вызвать у детей желание создавать в рисунке образ снеговика. Осваивать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорции. | |
«Сова и синица». (Лепка) | Учить детей лепить образы героев по величине тела и глаз. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, тактильные ощущения. | |
Февраль. Дуют ветры в феврале. | «Быстрокрылые самолёты» ( Аппликация ) | Продолжать учить детей изображать самолёты из бумажных деталей разной формы и размера. Видоизменение деталей: срезание, загибание и отгибание углов, разрезание прямоугольника пополам поперёк, по диагонали. |
«Весёлые вертолёты» (Лепка) | Продолжать учить лепить вертолёты конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. | |
« За синими морями, за высокими горами» (Аппликация из крупы) | Научить накладывать и наклеивать крупу на готовый силуэт; закреплять приемы лепки, как сопутствующие аппликации; развивать фантазию, творчество. | |
«Открытка для папы» (Рисование) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Март. Наша дружная семья. | «Весёлые матрёшки» (Рисование) | Знакомить с матрёшкой как с видом народной игрушки. Учить рисовать матрёшку с натуры с передачей форм, пропорций и элементов оформления «одежды». Воспитывать интерес к народной культуре. |
« Корзинка для мамы » (Аппликация из бумаги) | Продолжать учить самостоятельно, вырезать детали для аппликации; продолжать учить создавать образы из цветной и другой бумаги; научить самостоятельно, готовить детали для аппликации; воспитывать желание работать в команде. | |
«Цветы - сердечки» (Рельефная лепка из слоёного теста) | Учить создавать рельефные картины из теста в подарок. Учить подбирать разные варианты изображения цветов с элементами – сердца. | |
«Букет роз» (Аппликация) | Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу; развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать эстетический вкус. | |
Апрель. Весна-красна. | «Звёзды и камета» ( Рельефная лепка ). | Учить детей создавать рельефные картины со звёздами, созвездиями и кометами. Самостоятельно искать средства и приёмы изображения (наложение одного цвета на другой, скручивание и свивание жгутиков) |
«Ракеты и кометы». (Аппликация) | Научить самостоятельно, вырезать детали для аппликации; продолжать учить создавать образы из цветной и другой бумаги; научить самостоятельно, готовить детали для аппликации; воспитывать желание работать в команде. | |
«Сосульки на крыше» (Аппликация с элементами рисования) | Вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками; продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов; показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. | |
« Сказочный сад» ( Рисование нетр.тех.) Отпечаток, оттиск скомканной бумагой. | Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета. | |
Май. Познай мир. | «Подсолнух и божья коровка» (Пластилинография) | Совершенствование умений размазывать пластилин по картону, соединение лепестков с помощью пластилина к крышке. Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. |
«Храбрый петушок» (Рисование по представлению) | Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. | |
«Юные художники» (Рисование) | Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению и развитию оригами детей старшего дошкольного возраста
Кружк по оригами «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка»
Основная цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества, и ознакомления с народными росписями....
Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 2-3 лет «Пластилиновое чудо» (пластилинография)
Пластилинография - это сравнительно недавно появившийся вид изобразительной деятельности. Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша...
Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет «Пластилиновое чудо», 2 год обучения
Пластилинография - это рисование картин пластилином. Работы получаются объёмными и красивыми....
Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет «Пластилиновое чудо» - 3 год обучения
quot;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга". И. П. Павлов.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процесс...
Образовательная программа педагога дополнительного образования область «Художественно - эстетическое развитие» «Пластилиновая живопись» Рассчитана на возраст детей 4-7 лет Срок реализации: 3года
Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности.Изобразительная деятельнос...
Образовательная программа педагога дополнительного образования область «Художественно - эстетическое развитие» «Кисточка» Рассчитана на возраст детей 4-7 лет Срок реализации: 3года
Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На...