Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
статья по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Марина Сергеевна Фролышева

применение тестопластики в работе с детьми с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

     Пластичный  и приятный на ощупь материал - это кладовая для развития детского творчества. Дети любят фантазировать, а материал, которому легко придать любую форму, уже сам по себе побуждает творить что-то необыкновенное.

     Во время работы с пластичными материалами ребенок испытывает эстетическое наслаждение от их гибкости, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Параллельно  ребенок осознает различные свойства глины, пластилина, теста, знакомится с объемной формой строением и пропорциями предметов у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Занятия лепкой способствуют развитию осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми десятью, а это способствует в свою очередь развитию мелкой моторики.

       Лепка приводит ребят к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений, является подспорьем при изучении окружающего мира. Особенно это значимо для детей с нарушениями зрения. Так как у них  представления о мире недостаточны или очень бедны, в силу различных зрительных нарушений.

       Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому,  дети быстрее усваивают способы изображения, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

        Говоря о развитии тонкой моторики руки важно отметить, что хорошим подспорьем в данной работе можно выделить такой вид деятельности, как  тестопластика - лепка из соленого теста.

       Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед другими материалами  для детей с трудностями в развитии мелкой моторики:

·       по своему составу тесто более теплое и  податливое, а  это важно для детских неумелых ручек.

·       работа с пластичным материалом  захватывает все внимание ребенка, будит воображение, фантазию;

·        при правильном приготовлении теста,  оно не пачкает руки (некоторые не любят  руки, измазанные, например,  пластилином);

·       легко  можно сделать тесто цветным, по выбору ребенка;

·       после обжига поделки легко можно разукрасить гуашевыми красками.

       В в своей работе я использую систему занятий по тестопластике,  направленную на развитие мелкой моторики и осязания  у детей с нарушениями зрения, опирающуюся на индивидуально-личностные качества детей, их интересы и способности, и уровень развития мелкой моторики. Включаю эти увлекательные занятия в программную образовательную деятельность, а также для изготовления поделок к праздникам. Изготовление изделий  включает также использование дополнительных материалов для творчества (нитки, бусины, тесьма, фольга, бумага, природные материалы). Сначала дети учатся лепить и украшать плоские фигурки – декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания – формочки для печенья, крышки от бутылочек. Сейчас, в старшем дошкольном возрасте, мы будем учимся лепить объёмные формы: при помощи деревянного стержня (спички, зубочистки).. Следующий этап – это облепливание тестом различных объёмных форм: баночек, бутылочек, будем делать кашпо для цветов в подарок мамам. Также можно украшать изделие пуговицами, бусинками, бисером. Приёмы тестопластики способствуют развитию потребности в общении, желании узнать что-то новое. Дети сами стремятся  рассказать, что они слепили, при этом пытаются правильно строить своё высказывание. Делятся  впечатлениями с родителями. Сейчас дети очень любят включать тестопластику и в сюжетные игры, организуют такие игры, как: «Пекарня», «Кондитерская» «Пиццерия».

      В заключении, можно отметить, что введение игр-занятий с соленым тестом является одним из интересных и естественных путей  развития мелкой моторики и осязания у слабовидящих детей. Необходимо  также  отметить  большой простор в занятиях тестопластикой  и  для развития художественно-эстетического творчества, при оптимальной нагрузке на всю кисть,  от запястья до кончиков пальцев обеих рук.      

       Несомненно,  положительным  эмоциональным аспектом служит  радость творческого созидания нового, доставляемая  детям во время  изготовления различных пластичных этюдов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

"Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и перех...

Опыт работы " Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ."

Лепка из солёного теста имеет важное значение для развития мелкой моторики кистей обоих рук ,зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов ,формирования умений и навыков работы ...