Чудеса из бумаги
рабочая программа по аппликации, лепке
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей аппликации «Чудеса из бумаги»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_iz_bumagi.docx | 223.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социальной защиты труда и населения
города Москвы ЦССВ «Сколковский»
Дополнительная общеразвивающая
программа по обучению детей аппликации
«Чудеса из бумаги»
Составила воспитатель
Потапова О.Н.
Москва 2018
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематическое планирование
3. Перечень учебно-методического оборудования
4. Список литературы
Пояснительная записка
Программа «Чудеса из бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с особенными детьми. Детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Мне самой нравиться работать с бумагой, создавать различные поделки из бумаги. Поэтому я выбрала для детей самый доступный и уникальный способ работы с бумагой.
Цель:
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, воображение, интерес к самостоятельной деятельности.
Задачи:
- дать детям первичные навыки изготовления аппликации;
- способствовать развитию детей творческих способностей по изготовлению аппликации;
- развивать у детей внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук;
- прививать культуру труда.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во второй половине дня). Продолжительность занятий 30 минут. Курс занятий рассчитан на 2 года. Количество детей - 8 человек.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности особенных детей позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы. К завершению реализации программы дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Срок реализации программы – 2 года.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Общая характеристика образовательного процесса. Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов. Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребѐнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. Используется на занятиях и такой приѐм, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребѐнку максимальную самостоятельность в деятельности, давать прямые инструкции, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 30 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи.
Тема занятия | Задачи | |
Сентябрь | Занятие №1 «Осенние деревья» | Познакомить детей с изменениями в природе, дать понятие «листопад». Изготовить коллективную объемную аппликацию на листе бумаги. Воспитание любви к природе, развитие умения видеть красоту окружающего мира |
Занятие №2 «Ёжик в лесу» | Закрепить понятие «объемная аппликация». Изготовить объемную аппликацию на плоскости. Развитие творчества, воображения, умения работать сообща, помогая товарищу. Развитие речи. Беседа на тему: «Кто живет в лесу?» Закрепление понятия «дикие животные». | |
Занятие №3 «Зонтик» | Изготовление зонтика способом объемной аппликации. Наблюдение за погодой. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. | |
Занятие №4 «Грибы» | Познакомить детей с новым видом объемной аппликации. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. Закреплять названия съедобных грибов. |
Тема занятия | Задачи | |
Октябрь | Занятие №1 «Осенние цветы» | Познакомить детей с новым видом объемной аппликации, объединяющим два способа складывания бумаги: «книжкой» и «гармошкой». Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. |
Занятие №2 «Ветка рябины» | Познакомить детей с комбинированной аппликацией (ягоды- скрученные шарики из салфеток). Продолжать учить правильно пользоваться клеем. | |
Занятие №3 «Синичка» | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда: комбинирование цветной бумаги и ниток. Учить использовать в работе мелко нарезанные нитки, формировать из них шарики путем катания круговыми движениями и приклеивать нитки и помощью клея к аппликации | |
Занятие №4 «Матрешка» | Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку. Воспитывать интерес к бумажной пластике. Знакомить с традициями русского народа. Познакомить с историей создания русской матрешки |
Тема занятия | Задачи | |
Ноябрь | Занятие №1 «Автобус» | Закреплять умения детей накладывать и приклеивать части в единое целое. Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. |
Занятие №2 «Полосатый коврик» (декоративная аппликация с элементами рисования) | Учить детей составлять композицию из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству. | |
Занятие №3 «Укрась салфеточку» | Учить составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы. Развивать чувство композиции. | |
Занятие №4 «Большой дом» | Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. |
Тема занятия | Задачи | |
Декабрь | Занятия №1 «Ёлочные игрушки из гармошки» | Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. Развитие навыков декоративного конструирования |
Занятия №2 «Веточка ели» | Создание праздничного настроения и украшение группы к празднику. Экологическое воспитание: «Для чего сажают ѐлки?». | |
Занятие №3 «Фонарик» | Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. | |
Занятие №4 «Елка» | Научить детей склеивать из цветной бумаги объемную елку. Развивать пространственное восприятие, поддерживать интерес к бумажной пластике. |
Тема занятия | Задачи | |
Январь | Занятие №1 «Золотая рыбка» | Познакомить детей с приемом изготовления игрушки на палочке. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. |
Занятие №2 «Белоснежная зима» | Учить детей составлять композицию из готовых деталей. Развивать чувство прекрасного. | |
Занятие №3 «Дикие животные» (Коллективная работа) | Продолжать учить детей изготавливать аппликацию из кусочков бумаги (отрываем от целого кусочки бумаги). Учить наклеивать аккуратно силуэты животных. | |
Занятие №4 «Транспорт» (Грузовик) | Учить создавать образ из заранее вырезанных частей, располагать предмет в центре листа. |
Тема занятия | Задачи | |
Февраль | Занятие №1 «Шапка и варежки для куклы» | Продолжать учить наносить клей на детали и ровно наклеивать их на лист бумаги, закреплять умение соотносить цвет с его названием. |
Занятие №2 «Мордочка щенка» | Знакомить с оригами; учить складывать квадрат по диагонали, загибать углы, хорошо проглаживать сгибы, выполнять действие в заданной последовательности. | |
Занятие №3 «Цветок в горшке» | Продолжать учить обрезать углы у квадрата (с помощью воспитателя), отрывать от салфетки небольшие кусочки, сминать их в комочек и наклеивать. | |
Занятие №4 «Военный корабль» | Учить создавать в аппликации образ большого корабля. Развивать чувство пропорций. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. |
Тема занятий | Задачи | |
Март | Занятие №1 «Пирамидка» | Учить подбирать и наклеивать овалы начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. |
Занятие №2 «Подарок маме и бабушке» | Учить складывать и наклеивать лепестки цветка и составлять красивый букет. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. | |
Занятие №3 «Ландыш» | Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать от ваты небольшие кусочки, скатывать их в комочки в нужном месте. | |
Занятие №4 «Выбери и наклей что захочешь» (По замыслу) | Учить детей задумывать изображения, подчинять замыслу последующую работу. |
Тема занятий | Задачи | |
Апрель | Занятие №1 «Яблоко» | Познакомить детей с комбинированной аппликацией скрученные шарики из салфеток. Продолжать учить правильно пользоваться клеем. |
Занятие №2 «Весна- красна» (Скворечник для скворца» | Учить составлять задуманную, сюжетную композицию. Развивать фантазию, воображение, интерес к народным песням. | |
Занятие №3 «Ракеты» | Продолжать учить наклеивать и украшать ракету иллюминаторами и другими деталями. Учить составлять сюжетную композицию, дополняя звездами, спутниками и тд. | |
Задание №4 «Пасха» (Корзина с пасхальными яйцами) | Учить детей создавать аппликацию из разной ткани. Поощрять желание дополнять силуэт деталями, закреплять умения обрывать лист цветной бумаги на кусочки и наклеивать внутри контура. Развивать умение создавать коллективную работу. |
Тема занятий | Задачи | |
Май | Занятие №1 «Мои любимые игрушки» | Учить составлять из различных форм образ задуманной игрушки, поощрять желание детей дополнять поделку выразительными деталями. |
Занятие №2 «Насекомые» | Учить детей располагать и наклеивать засушенные листья на листе так, чтобы получился задуманный образ. Развивать образное мышление. | |
Занятие №3 «Зоопарк» (Попугай- оригами) | Продолжать знакомить детей с новым способом обработки бумаги. Знакомить с оригами; учить складывать квадрат по диагонали, загибать углы, хорошо проглаживать сгибы, выполнять действие в заданной последовательности. | |
Занятие №4 «Скоро лето» | Учить создавать образ цветков из вырезанных деталей методом наложения, использовать в работе гофрированную бумагу. Закреплять умение создавать коллективную работу. |
Тема занятий | Задачи | |
Сентябрь | Занятие №1 «Ягоды» | Продолжать учить выкладывать и наклеивать ягоды на поднос. Гармонично подбирать цвет и форму. |
Занятие №2 «Овощи» | Учить передавать форму и цвет овощей. Наклеивать их на готовую корзинку. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность в работе. | |
Занятие №3 «Фрукты» | Закрепить понятие «объемная аппликация». Изготовить объемную аппликацию на плоскости. Развитие творчества, воображения, умения работать сообща, помогая товарищу. Развитие речи. Беседа на тему: «Что на каком дереве растет?» Закрепление понятия «фрукты». | |
Занятие №4 «Осенний букет» | Познакомить детей с возможностями искусства икебаны. Развивать умение красиво располагать вырезанные силуэты листьев. |
Тема занятий | Задачи | |
Октябрь | Занятие №1 «Аппликация из осенних листьев» | Учить создавать предметные и сюжетные композиции из природного материала (засушенных листьев, лепестков семян) |
Занятие №2 «Аппликация обрывная» «Золотые березы» | Учить гармонично сочетать разные изобразительные техники. Вызвать у детей интерес к изображению осенней березки. | |
Занятие №3 «Зайчик» | Учить создавать образ сказочного героя. Продолжать учить наносить клей на детали и ровно наклеивать их на лист бумаги, закреплять умение соотносить цвет с его названием. | |
Занятие №4 «Нарядные пальчики» | Учить изготавливать из бумаги персонажа для пальчикового театра. Активизировать симметричный способ в аппликации из бумаги и ткани. |
Тема занятий | Задачи | |
Ноябрь | Занятие №1 «Снеговик» | Учить создавать композицию из кругов разной величины. Учить подбирать и наклеивать круги начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. |
Занятие №2 «Звездочки»
| Продолжать учить составлять композицию путем обрывания кусочков бумаги. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, умение заканчивать начатое дело до конца. | |
Занятие № 3 «Открытка ёлочка» | Продолжать учить изготавливать поздравительные открытки самоделки с сюрпризом. | |
Занятие №4 «Банка варенья» | Учить составлять оригинальные композиции из однородных элементов на силуэтах банок разной формы и величины. |
Тема занятий | Задачи | |
Декабрь | Занятие №1 «Портрет» | Наклеивание овала из бумаги, оформление прически и лица обрывной аппликацией. |
Занятие №2 «Цветные ладошки» | Учить составлять композицию из вырезанных разноцветных ладошек. Развивать умение работать в паре друг с другом. Относиться с уважением к выбору товарища. | |
Занятие №3 «Игрушки на ёлку» | Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. Развитие навыков декоративного конструирования | |
Занятие №4 «Хоровод» | Учить склеивать в гирлянды бумажные игрушки для украшения группы. Создавать в группе праздничное настроение. |
Тема занятий | Задачи | |
Январь | Занятие №1 «Животные из геометрических фигур» | Учить создавать образы домашних животных из геометрических фигур разной формы и величины. Правильно накладывать формы и аккуратно их наклеивать. |
Занятие №2 «Дом в снегу» | Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать от ваты небольшие кусочки, скатывать их в комочки в нужном месте. | |
Занятие №3 «Транспорт» (Поезд- коллективная работа» | Закреплять умения детей накладывать и приклеивать части в единое целое. Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. | |
Занятие №4 «Одежда для куклы» | Продолжать знакомить детей с сезонной одеждой, учить аккуратно наклеивать части одежды на силуэт куклы. |
Тема занятий | Задачи | |
Февраль | Занятие №1 «Кормушка для птиц» | Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации. Вызвать желание выполнить изображение кормушки. Воспитывать любовь к птицам и животным. |
Занятие №2 «Норка для мышонка» | Продолжать воспитывать доброту и любовь к животным. Продолжать учить наклеивать детали аккуратно. | |
Занятие №3 «Галстук для мужчин» | Освоить и сравнить разные способы изготовления галстука из цветной бумаги или ткани. Воспитывать аккуратность в работе и умение заканчивать начатое дело до конца. | |
Занятие №4 «Военный самолет» | Учить создавать в аппликации образ большого самолета. Развивать чувство пропорций. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. |
Тема занятий | Задачи | |
Март | Занятие №1 «Цветы для женщин» | Учить складывать и наклеивать лепестки цветка и составлять красивый букет. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. |
Занятие №2 «Цыпленок и утенок» | Учить детей создавать мозаику путем обрывания цветной двухсторонней бумаги. | |
Занятие №3 «Бусы» | Продолжать учить детей скатывать кусочки гофрированной бумаги и наклеивать их в определенной последовательности. | |
Занятие №4 «Мать-и-мачеха» | Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать небольшие кусочки бумаги и приклеивать в нужном месте. |
Тема занятий | Задачи | |
Апрель | Занятие №1 «Ракета» | Продолжать учить наклеивать и украшать ракету иллюминаторами и другими деталями. Учить составлять сюжетную композицию, дополняя звездами, спутниками и тд. |
Занятие №2 «Мимоза» | Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Развивать умение любоваться природными. формами и преобразовывать их в декоративные. Создать открытку с весенним цветком – мимозой. Напомнить детям способ скатывания бумаги. Сформировать навыки детей из кусочков бумаги скатывать шарики, составлять композицию. | |
Занятие №3 «Петушок, петушок, золотой гребешок» | Составлять сюжетную аппликацию на основе стихов, сказок. Использовать дополнительные материалы (цветные нитки) для украшения работы. Развивать воображение при создании образа; воспитывать интерес к сказкам. | |
Занятие №4 «Корзина с пасхальными яйцами» | Создавать аппликацию из разной бумаги, дополнять вырезанный силуэт выразительными деталями. Развивать умение создавать коллективную работу; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа. |
Тема занятий | Задачи | |
Май | Занятие №1 «Аквариум с рыбками» | Составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Активизировать способы вырезания кругов и овалов – из квадратов или прямоугольников путѐм закругления углов. Развивать комбинаторные и композиционные способности. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции; воспитывать интерес к аппликации. |
Занятие №2 «Луговые цветы» | Учить передавать форму, цвет, движение. Продолжать знакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета. | |
Занятие №3 «Радуга-дуга» | Научить детей из бумаги делать объемную аппликацию радуги. Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию. | |
Занятие №4 «Здравствуй, лето!» | Коллективная работа, накладная аппликация из вырезанных частей предмета. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. |
ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ
Для работы с детьми используются:
- наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
- гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
- клейстер, кисти и клеящий карандаш,
- ножницы, клеенка, салфетки,
- трафареты, шаблоны.
Дидактический материал:
- альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций.
- дидактические игры: «Подбери по цвету», «Собери букет», « Выложи по светлоте», «Собери картинку» и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-Рабочая программа «Содержание, воспитание, социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья» от 19.01.2016. Составители: Потапова О.Н., Гордякова Л.В.;
-Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно- развивающей направленности ДЛЯ индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР;
- И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
-И.М. Петрова «Объемная аппликация»: Учебно – методическое пособие;
-И. А. Лыкова «Я делаю аппликации»;
- И.М. Петрова «Объемная аппликация в детском саду» Санкт-Петербург «Детство-Пресс»;
- «Сенсорное восприятие в детском саду» под редакцией Подъякова Н.Н., Аванесовой В.Н.;
-Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 5-6 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование "Чудеса из бумаги"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 411» г. Перми ул. Целинная 11 а, Тел. / факс: 267-09-59 E-mail: child411@mail.ru Комбинированное зан...
Чудеса из бумаги
Чудеса из бумаги У современных детей столько игрушек, что, кажется, их невозможно удивить. А мы попробуем! Главное- ловкость рук и море фант...
чудеса из бумаги и не только
чудеса из бумаги и не только...
Методические рекомендации " Чудеса из бумаги"
В данной разработке представлен материал по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста.Описаны основные технические приемы работы в технике оригами, квилинг, « бумагопластики...
Проект "Чудеса из бумаги"
Цель: Освоить технику оригами и использовать её....
Проектная деятельность "Чудеса из бумаги"
Проектная деятельность "Чудеса из бумаги"...
Статья на тему "Чудеса из бумаги"
Значение оригами для развития ребенка. Из опыта работы воспитателя....