Пластилинография методическое издание
методическая разработка по аппликации, лепке

Авдеева Ирина Александровна

Занятия пластилинографией предоставляют большую возможность для развития и обучения детей дошкольного возраста, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plastilinografiya_maleev_avdeeval.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 Нижнетагильский филиал

ГАОУ ДПО СО

«Институт развития образования»

Малеев А.Л., Авдеева И.А.

Пластилинография в дошкольной образовательной организации

(методическое издание)

Нижний Тагил

                                                         2020

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Нижнетагильского филиала Института развития  образования Свердловской области

Малеев А.Л., Авдеева И.А. Пластилинография в дошкольной образовательной организации. Методическое издание. – Н.Тагил: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020.

Малеев Анатолий Львович – к.пс.н., доцент кафедры, профессор НТФ ИРО

Авдеева Ирина Александровна – воспитатель, первая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад № 17», г. Верхотурье

Редактор: Аверин А.М.

Ответственный за выпуск: Хамзина О.А.

Технический редактор: Коморникова Н.Ю.

Компьютерная верстка: Брызгалов В.С.

© НТФ ИРО, 2020

Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Этот вектор учебно-воспитательной работы ценен не только самим содержанием материала, но и теми методическими возможностями, которые он открывает для других направлений деятельности малышей.  

Одним из таких «универсальных» видов творческой активности является пластилинография.

            Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.

            Исходя из того, что пластилинография подразумевает рисование пластилином, очень важно подобрать удобные материалы и приспособления для работы. В качестве основы лучше брать картон, пластик или оргстекло (например, для витражной пластилинографии). Пластилин следует подбирать ярких оттенков, хорошо поддающийся лепке, обязательно нежирный, в противном случае на подложке будут оставаться жирные следы.

             Миссия занятий  по нетрадиционной технике лепки в дошкольной образовательной организации (ДОО) заключается в:

 -  развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;

 - тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);

- воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

В ДОО практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:

•        прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) – начиная со второго семестра первой младшей группы;

•        витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) – дети 5–6 лет;

•        контурная лепка — картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения — так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) – второй семестр второй младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить пластилин из шприца;

•        многослойная лепка — изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) – старшие группы;

•        мозаичная техника — выкладывание картины шариками из пластилина разного размера — вторая младшая, средняя группы;

•        модульная лепка — элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию;

•        фактурная техника — создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф — изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф — образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф — рисунок углубляется в фон) – подготовительная группа.

При знакомстве с техникой пластилинографии педагог использует следующие методы:

•        наглядность (воспитатель показывает малышам образцы готовых картин, а также схемы поэтапного выполнения поделки);

•        словесные методы работы (в рассказе, беседе взрослый объясняет порядок исполнения того или иного приёма пластилинографии)

•        практические методы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник, а также придумывают игровые действия с готовыми поделками, например, в подготовительной группе ребята выполняют картину «Клоун» витражной техникой, а затем рассказывают, как этого персонажа зовут, где он работает и какие номера показывает).

В  ДОО  овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки:

•        раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;

•        скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;

•        отщипывание — от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;

•        прищипывание — кусочки соединяются в один элемент;

•        оттягивание — кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма;

•        сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.

Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:

•        размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;

•        примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;

•        налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;

•        заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;

•        смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.

Для подготовки занятий по пластилинографии педагог (ведущий воспитатель) составляет рабочую программу, в которую включается перечень целей, задач для каждой группы, расписание занятий, описание УМК, а также календарно-тематическое планирование. При этом занятия планируются в виде тематических блоков, то есть темы занятий разных учебно-образовательных направлений пересекаются.

Так, например,  перед Днём матери на занятии по развитию речи дети учат стихотворения про маму, на уроке по ознакомлению с окружающим миром рассматривают историю этого праздника, а на пластилинографии делают поделки, связанные с угощениями.

В младших группах дети только знакомятся с пластилинографией, поэтому темы предполагают изготовление поделок с крупными элементами и не слишком изогнутыми линиями:

•        «Сушки»;

•        «Снеговик»;

•        «Украшаем одежду»;

•        «Пасхальное яйцо»;

•        «Пирог для мамы».

Примерами составления тематики занятий по пластилинографии для детей 4–5 лет могут быть такие:

•        «Овощи на тарелке»;

•        «Жучки на цветочной клумбе»;

•        «Грибы»;

•        «Солнце в тучах»;

•        «Веточка рябины»;

•        «Осеннее деревце»;

•        «Рыбка»;

•        «Новогодняя ёлка»;

•        «Ёлочные игрушки»;

•        «Снегирь»;

•        «Снежная баба-модница»;

•        «Теремок»;

•        «Павлин»;

•        «Весёлая ракета»;

•        «Подарок для папы (дедушки)»;

•        «Цветик-семицветик»;

•        «Белая берёза»;

•        «Космос»;

•        «Звёздное небо»;

•        «Одуванчик».

В старшей группе тематику дополняют занятия, посвящённые изучению народного декоративно-прикладного искусства:

•        «Матрёшка»;

•        «Гжель»;

•        «Тело человека. Человек под дождём»;

•        «Расписная тарелка».

В подготовительной группе в тематику включаются также темы, предполагающие усложнение техники пластилинографии:

•        «Кошка» (ребята тренируют навык создания перехода от светлых оттенков к тёмным) ;

•        «Одежда» (дети разрабатывают дизайн одежды, используя разные виды техники — прямой, контурный);

•        «Комнатные растения» (на этой теме дети учатся создавать фактурные изображения);

•        «Моя семья» (эта тема является усложнением изученной ранее темы «Моё тело» — теперь юные творцы учатся соблюдать пропорции между размером человечков разного возраста);

•        «Ландыш» (ребята продолжают работу в фактурной пластилинографии, комбинируя барельеф с контррельефом).

 Вместо заключения…          

 Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

         Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы, что способствует развитию речи детей.

            Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его  особенностей, способностей и индивидуальных интересов.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2016
  2. Венгер Л.А.  Педагогика способностей. - М., 1973
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.  М., 2010
  4. Григорьева Г.Г. Пластилин в жизни ребенка.  М., 2015
  5. Давыдова Г.Н. Пластилинография в дошкольном учреждении М., 2016
  6. Новиковская О.А. Нетрадиционная техника лепки. М., 2017
  7. Тюфанова И.В.  Мастерская юных художников. СПб., 2011

7.       Тюфанова И.В. Лепим героев сказки. СПб., 2013

8.      Ухматова В.К.  Пластилинография в детском саду и школе: организация занятий. Саратов, 2016

9.      Яковлева О.В. Секреты пластилина. М., 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...

Свидетельство о публикации учебно-методического материала в сетевом издании "Творчество наука"

Свидетельство о публикации учебно-методического материала в сетевом издании "Творчество наука"...

Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики. Инструктивно -методическое издание.

Содержание данной публикации ориентировано на приобщение дошкольников к культурному опыту народа коми через экскурсии в музей, организуемые в условиях ДОУ. Изложены методы музейной педагогики, направл...

Методическая разработка по организации и содержанию образовательной деятельности с детьми по теме «Создание собственного литературного издания с детьми старшего дошкольного возраста»

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  педагогов дошкольных  образовательных  организаций,  реализующих  основную образовательную  прог...

Статья для публикации в научно методическом издании. «Гори огнем, но не сгорай!» Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

профилактика профессионального выгорания и развитие эмоциональной устойчивости педагогов....