Статья для публикации в научно методическом издании. «Гори огнем, но не сгорай!» Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
статья

Писарева Мария Владимировна

профилактика профессионального выгорания и развитие эмоциональной устойчивости педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование  Новопокровский район.

Статья для публикации в научно методическом издании.

 «Гори огнем, но не сгорай!»

Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Автор: М.В.Писарева

Педагог – психолог  МАДОУ № 38.

В связи с введением в современной системе образования ФГОС, организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического   здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход на личностно – ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические  и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Многие исследователи проблемы эмоционального выгорания утверждают, что причины напряжённости  обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагоприятные воздействия этих  факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). Постоянное воздействие неблагоприятных  факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. Так же появляется эмоциональное истощение, ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое выходит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому профилатические мероприятия необходимо проводить во всех образовательных учреждениях.

 Своевременная профилактика выгорания включает в себя :

-развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям;

-работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию;

-формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Одним из таких способов является данная проект ««Гори огнем, но не сгорай!» Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов».

Цель: профилактика профессионального выгорания и развитие эмоциональной устойчивости педагогов.

Задачи:

1.Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости.

2.Обучить педагогов навыкам   саморегуляции.

3.Активизировать стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних    ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

       4.Обеспечить благоприятный психологический климат в коллективе.

5.Создать благоприятные условия для реализации творческих способностей педагогов.

6.Вывести педагогов на позицию рефлексии.

7.Способствовать повышению работоспособности педагогов.

Диагностическим инструментарием для отслеживания результатов внедрения программы является «Методика диагностики уровня  эмоционального  выгорания» В.В. Бойко.

Для достижения поставленных задач использовала такие методы профилактической работы: 

1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции: «Способы профилактики профессионального выгорания»; «Мир твоих ощущений»; «Гармония души и тела»; «Управление своими чувствами в конфликте» Телесно – ориентированная релаксация; «Применение способов саморегуляции» тренинг «Воздушный шарик»; «Счастливые чувства» телесно – ориентированная релаксация.

2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности: «Твоя стадия профессионального выгорания»; «Решение ситуативных задач»; «Как действовать в конфликте» Киноклуб; «Способы разрешения конфликтов»; «Как поступить?»; «Основы целеполагания. Долгосрочные и оперативные цели».

3.Лекционные занятия, повышающие психологические знания педагогов: «Что такое профессиональное выгорание? Причины профессионального выгорания; стадии профессионального выгорания»; «Психологические типы людей.5 психологических типов, поведение»; «Конфликты. Типы конфликтов»; «Саморегуляция. Виды и способы саморегуляции»; «Искусство успевать. Как планировать, чтобы успевать; как мечтать, чтобы сбывалось?»; «Основы целеполагания. Долгосрочные и оперативные цели»;

4.Командообразующие тренинги, способствующие сплочению коллектива, обучающие работать в команде: «Какое Ваше мнение?» Киноклуб; «Решение ситуативных задач» Круглый стол.

По результатам проведенной диагностики на начало учебного года у 28% педагогов активно проявлялись  показатели степени  эмоционального выгорания. К концу 2020года – показатели наличия эмоционального выгорания у педагогов – отсутствовали.  Исходя из этого, можно сделать вывод, что за 2 года успешно реализован проект по профилактике эмоционального выгорания «Гори огнем, но не сгорай!». Все педагоги  с удовольствием посещали занятия, тренинги и консультации. Воспитатели и специалисты обучились способам выработки эмоциональной устойчивости и навыкам   саморегуляции. Стали понимать  и использовать внутренние    ресурсы для личностного роста и сохранения собственного здоровья. Психологический климат в коллективе улучшился, повысилась работоспособность педагогов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование  Новопокровский район.

Статья для публикации в научно методическом издании.

 «Гори огнем, но не сгорай!»

Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Автор: М.В.Писарева

Педагог – психолог  МАДОУ № 38.

В связи с введением в современной системе образования ФГОС, организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического   здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход на личностно – ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические  и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Многие исследователи проблемы эмоционального выгорания утверждают, что причины напряжённости  обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагоприятные воздействия этих  факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). Постоянное воздействие неблагоприятных  факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. Так же появляется эмоциональное истощение, ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое выходит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому профилатические мероприятия необходимо проводить во всех образовательных учреждениях.

 Своевременная профилактика выгорания включает в себя :

-развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям;

-работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию;

-формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Одним из таких способов является данная проект ««Гори огнем, но не сгорай!» Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов».

Цель: профилактика профессионального выгорания и развитие эмоциональной устойчивости педагогов.

Задачи:

1.Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости.

2.Обучить педагогов навыкам   саморегуляции.

3.Активизировать стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних    ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

       4.Обеспечить благоприятный психологический климат в коллективе.

5.Создать благоприятные условия для реализации творческих способностей педагогов.

6.Вывести педагогов на позицию рефлексии.

7.Способствовать повышению работоспособности педагогов.

Диагностическим инструментарием для отслеживания результатов внедрения программы является «Методика диагностики уровня  эмоционального  выгорания» В.В. Бойко.

Для достижения поставленных задач использовала такие методы профилактической работы: 

1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции: «Способы профилактики профессионального выгорания»; «Мир твоих ощущений»; «Гармония души и тела»; «Управление своими чувствами в конфликте» Телесно – ориентированная релаксация; «Применение способов саморегуляции» тренинг «Воздушный шарик»; «Счастливые чувства» телесно – ориентированная релаксация.

2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности: «Твоя стадия профессионального выгорания»; «Решение ситуативных задач»; «Как действовать в конфликте» Киноклуб; «Способы разрешения конфликтов»; «Как поступить?»; «Основы целеполагания. Долгосрочные и оперативные цели».

3.Лекционные занятия, повышающие психологические знания педагогов: «Что такое профессиональное выгорание? Причины профессионального выгорания; стадии профессионального выгорания»; «Психологические типы людей.5 психологических типов, поведение»; «Конфликты. Типы конфликтов»; «Саморегуляция. Виды и способы саморегуляции»; «Искусство успевать. Как планировать, чтобы успевать; как мечтать, чтобы сбывалось?»; «Основы целеполагания. Долгосрочные и оперативные цели»;

4.Командообразующие тренинги, способствующие сплочению коллектива, обучающие работать в команде: «Какое Ваше мнение?» Киноклуб; «Решение ситуативных задач» Круглый стол.

По результатам проведенной диагностики на начало учебного года у 28% педагогов активно проявлялись  показатели степени  эмоционального выгорания. К концу 2020года – показатели наличия эмоционального выгорания у педагогов – отсутствовали.  Исходя из этого, можно сделать вывод, что за 2 года успешно реализован проект по профилактике эмоционального выгорания «Гори огнем, но не сгорай!». Все педагоги  с удовольствием посещали занятия, тренинги и консультации. Воспитатели и специалисты обучились способам выработки эмоциональной устойчивости и навыкам   саморегуляции. Стали понимать  и использовать внутренние    ресурсы для личностного роста и сохранения собственного здоровья. Психологический климат в коллективе улучшился, повысилась работоспособность педагогов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование  Новопокровский район.

Статья для публикации в научно методическом издании.

 «Гори огнем, но не сгорай!»

Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Автор: М.В.Писарева

Педагог – психолог  МАДОУ № 38.

В связи с введением в современной системе образования ФГОС, организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического   здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход на личностно – ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические  и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Многие исследователи проблемы эмоционального выгорания утверждают, что причины напряжённости  обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагоприятные воздействия этих  факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). Постоянное воздействие неблагоприятных  факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. Так же появляется эмоциональное истощение, ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое выходит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому профилатические мероприятия необходимо проводить во всех образовательных учреждениях.

 Своевременная профилактика выгорания включает в себя :

-развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям;

-работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию;

-формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Одним из таких способов является данная проект ««Гори огнем, но не сгорай!» Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов».

Цель: профилактика профессионального выгорания и развитие эмоциональной устойчивости педагогов.

Задачи:

1.Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости.

2.Обучить педагогов навыкам   саморегуляции.

3.Активизировать стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних    ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

       4.Обеспечить благоприятный психологический климат в коллективе.

5.Создать благоприятные условия для реализации творческих способностей педагогов.

6.Вывести педагогов на позицию рефлексии.

7.Способствовать повышению работоспособности педагогов.

Диагностическим инструментарием для отслеживания результатов внедрения программы является «Методика диагностики уровня  эмоционального  выгорания» В.В. Бойко.

Для достижения поставленных задач использовала такие методы профилактической работы: 

1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции: «Способы профилактики профессионального выгорания»; «Мир твоих ощущений»; «Гармония души и тела»; «Управление своими чувствами в конфликте» Телесно – ориентированная релаксация; «Применение способов саморегуляции» тренинг «Воздушный шарик»; «Счастливые чувства» телесно – ориентированная релаксация.

2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности: «Твоя стадия профессионального выгорания»; «Решение ситуативных задач»; «Как действовать в конфликте» Киноклуб; «Способы разрешения конфликтов»; «Как поступить?»; «Основы целеполагания. Долгосрочные и оперативные цели».

3.Лекционные занятия, повышающие психологические знания педагогов: «Что такое профессиональное выгорание? Причины профессионального выгорания; стадии профессионального выгорания»; «Психологические типы людей.5 психологических типов, поведение»; «Конфликты. Типы конфликтов»; «Саморегуляция. Виды и способы саморегуляции»; «Искусство успевать. Как планировать, чтобы успевать; как мечтать, чтобы сбывалось?»; «Основы целеполагания. Долгосрочные и оперативные цели»;

4.Командообразующие тренинги, способствующие сплочению коллектива, обучающие работать в команде: «Какое Ваше мнение?» Киноклуб; «Решение ситуативных задач» Круглый стол.

По результатам проведенной диагностики на начало учебного года у 28% педагогов активно проявлялись  показатели степени  эмоционального выгорания. К концу 2020года – показатели наличия эмоционального выгорания у педагогов – отсутствовали.  Исходя из этого, можно сделать вывод, что за 2 года успешно реализован проект по профилактике эмоционального выгорания «Гори огнем, но не сгорай!». Все педагоги  с удовольствием посещали занятия, тренинги и консультации. Воспитатели и специалисты обучились способам выработки эмоциональной устойчивости и навыкам   саморегуляции. Стали понимать  и использовать внутренние    ресурсы для личностного роста и сохранения собственного здоровья. Психологический климат в коллективе улучшился, повысилась работоспособность педагогов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование  Новопокровский район.

Статья для публикации в научно методическом издании.

 «Гори огнем, но не сгорай!»

Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Автор: М.В.Писарева

Педагог – психолог  МАДОУ № 38.

В связи с введением в современной системе образования ФГОС, организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического   здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход на личностно – ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические  и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Многие исследователи проблемы эмоционального выгорания утверждают, что причины напряжённости  обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагоприятные воздействия этих  факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). Постоянное воздействие неблагоприятных  факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. Так же появляется эмоциональное истощение, ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое выходит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому профилатические мероприятия необходимо проводить во всех образовательных учреждениях.

 Своевременная профилактика выгорания включает в себя :

-развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям;

-работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию;

-формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Одним из таких способов является данная проект ««Гори огнем, но не сгорай!» Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов».

Цель: профилактика профессионального выгорания и развитие эмоциональной устойчивости педагогов.

Задачи:

1.Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости.

2.Обучить педагогов навыкам   саморегуляции.

3.Активизировать стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних    ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

       4.Обеспечить благоприятный психологический климат в коллективе.

5.Создать благоприятные условия для реализации творческих способностей педагогов.

6.Вывести педагогов на позицию рефлексии.

7.Способствовать повышению работоспособности педагогов.

Диагностическим инструментарием для отслеживания результатов внедрения программы является «Методика диагностики уровня  эмоционального  выгорания» В.В. Бойко.

Для достижения поставленных задач использовала такие методы профилактической работы: 

1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции: «Способы профилактики профессионального выгорания»; «Мир твоих ощущений»; «Гармония души и тела»; «Управление своими чувствами в конфликте» Телесно – ориентированная релаксация; «Применение способов саморегуляции» тренинг «Воздушный шарик»; «Счастливые чувства» телесно – ориентированная релаксация.

2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности: «Твоя стадия профессионального выгорания»; «Решение ситуативных задач»; «Как действовать в конфликте» Киноклуб; «Способы разрешения конфликтов»; «Как поступить?»; «Основы целеполагания. Долгосрочные и оперативные цели».

3.Лекционные занятия, повышающие психологические знания педагогов: «Что такое профессиональное выгорание? Причины профессионального выгорания; стадии профессионального выгорания»; «Психологические типы людей.5 психологических типов, поведение»; «Конфликты. Типы конфликтов»; «Саморегуляция. Виды и способы саморегуляции»; «Искусство успевать. Как планировать, чтобы успевать; как мечтать, чтобы сбывалось?»; «Основы целеполагания. Долгосрочные и оперативные цели»;

4.Командообразующие тренинги, способствующие сплочению коллектива, обучающие работать в команде: «Какое Ваше мнение?» Киноклуб; «Решение ситуативных задач» Круглый стол.

По результатам проведенной диагностики на начало учебного года у 28% педагогов активно проявлялись  показатели степени  эмоционального выгорания. К концу 2020года – показатели наличия эмоционального выгорания у педагогов – отсутствовали.  Исходя из этого, можно сделать вывод, что за 2 года успешно реализован проект по профилактике эмоционального выгорания «Гори огнем, но не сгорай!». Все педагоги  с удовольствием посещали занятия, тренинги и консультации. Воспитатели и специалисты обучились способам выработки эмоциональной устойчивости и навыкам   саморегуляции. Стали понимать  и использовать внутренние    ресурсы для личностного роста и сохранения собственного здоровья. Психологический климат в коллективе улучшился, повысилась работоспособность педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...