Обобщение опыта работы "Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей посредством оригами"
материал по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье представлен опыт работы по ознакомлению детей с искусством оригами со второй младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_po_origami.docx | 65.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Катюша"
(МАДОУ «Катюша»)
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема опыта
Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством оригами
Автор Бронникова Надежда Викторовна
Педагог дополнительного образования МАДОУ «Катюша»
г. Лабытнанги 2019 год
Структура описания опыта
ИПМ I. Сведения об авторе опыта
ИПМ II. Условие возникновения, становления опыта
ИПМ III. Теоретическая база опыта
ИПМ IV. Актуальность и перспективность опыта
ИПМ V. Новизна опыта
ИПМ VI. Адресность опыта
ИПМ VII. Трудоемкость опыта
ИПМ VIII. Технология опыта
ИПМ IX. Результативность
ИМП X. Литература
Приложения
ИПМ I. Сведения об авторе опыта
Ф.И.О.: Бронникова Надежда Викторовна
Образование:
Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Катюша»
Должность: педагог дополнительного образования
Педагогический стаж: 34 года; стаж работы в занимаемой должности – 20 лет
Квалификация: высшая квалификационная категория
Ведомственные награды:
- Грамота Управления образования Администрации города Лабытнанги, 2010 г.
- Диплом участника II Всероссийского конкурса «Я – педагог», 2012 г.
- Благодарность Департамента образования ЯНАО, 2013 г.
- Почетная грамота Департамента образования ЯНАО, 2015 г.
- Благодарственное письмо Управления образования Администрации города Лабытнанги, 2016 г.
- Почетная грамота Управления образования Администрации города Лабытнанги проектной команде МАДОУ «Катюша» за успешную реализацию муниципальной практики «Сопровождение и поддержка одаренных детей путем интеграции образовательных областей «ИСКОРКА», 2017 .
- Диплом II степени муниципального конкурса «Одаренному ребенку – талантливый педагог», 2018 г.
- Грамота МАДОУ «Катюша» I место в аукционе педагогических идей, 2019 г.
- Благодарственное письмо Главы Администрации города Лабытнанги, 2019 г.
ИПМ II. Условия формирования опыта
Занимаясь с детьми художественно-творческой деятельностью, я видела, что существует проблема. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в конструировании. Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые сложности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объёмные формы. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно конструктивных навыков и умение пользоваться схемами.
Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную японскую игру – оригами. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист бумаги в чудесную фигурку.
Оригами – очень древнее искусство, но и сегодня оно молодо и необычайно популярно во всем мире.
Оригами впитало в себя эстетику и философию древнего востока. Возможности у этого искусства огромны. Миллионы вариантов, спрятанных до поры в листе бумаги, таят загадку для новых поколений математиков, архитекторов, программистов, конструкторов и дизайнеров.
В последнее время в нашей стране многие дети и взрослые познакомились с оригами.
Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств человеческой личности огромно. Этот вид деятельности новый для наших детей. Однако большинство педагогов уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка.
Психотерапевтические эффекты действия складывания подтверждены психологами из Ростова-на-Дону Е. и Ю. Шумаковыми. Ими были проведены специальные исследования, посвященные роли оригами в развитии познавательных и психомоторных процессов у детей: определялись уровень интеллекта, скорость, гибкость и оригинальность мышления, пространственное воображение, динамика психомоторных показателей, уровень тревожности. Результаты исследований показали безусловную пользу этих занятий для детей. Использование заложенных в оригами педагогических и психотерапевтических возможностей помогает усовершенствовать и обогатить процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ведь оригами как метод – это целый комплекс качеств, просто необходимых в работе с детьми:
- дидактическое средство для развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, а следовательно – развития речи и интеллекта;
- средство, помогающее корректировать различные поведенческие типы дошкольников (от агрессивных до застенчивых), стабилизирующее психоэмоциональное состояние, снимающее тревожность;
- эффективное коммуникативное средство;
- способ формирования таких положительных черт, как трудолюбие, аккуратность, творческая активность, воля;
- занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз;
- возможность проявить самостоятельность;
- активный отдых;
- эстетическое удовольствие.
Включая оригами в совместную или самостоятельную деятельность дошкольников регулярно и планомерно, можно быть всегда уверенным в том, что:
- ребенок попадает в конструктивную среду, в которой он решает определенные задачи при помощи взрослого или во взаимодействии со сверстниками («зона ближайшего развития»);
- ребенку предоставляется такая конструктивная среда, в которой он решает задачи самостоятельно («зона активного развития»).
В оригами всегда можно найти материал как для детей с высокой начальной степенью интеллектуальных и конструктивных умений, так и для детей, у которых эти умения формируются с нуля, от простого к сложному.
Мир детской игрушки с каждым днем становится ярче и богаче. Тем не менее дети с удовольствием конструируют поделки из бумаги. Для организации процесса складывания нужно немного: цветная бумага и создание, и поддержание у детей интереса к данному виду деятельности
Нет ребенка-дошкольника, который бы не сумел или не захотел сложить фигурку в технике оригами. Как вы думаете, почему? Ответ прост: в оригами у детей все удается и получается, для них это – ситуация успеха.
Если ребенок дошкольного возраста умеет «прочитывать» схемы и складывать самостоятельно несложные фигурки, если он говорит о том, что дома занимается этим видом деятельности и мама покупает книги по оригами, если ребенок конструирует, только опираясь на словесное сопровождение, замечает ошибки у своих товарищей и помогает их исправить – это ситуация успеха для вас, педагога!
Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать.
Во-первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечению длительного времени. Это очень важно, так как у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса.
Во-вторых, результат – полученное изделие – всегда может быть применен в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала.
В-третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики. Все мы знаем, насколько трудно ребенку овладеть письмом в школе, особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. То, что оригами развивает кисти рук, – бесспорный факт, который из года в год мы наблюдаем у своих воспитанников, сравнивая то, насколько нелегки их первые достижения в средней группе, когда пальчики плохо слушаются, и насколько уверенно они работают руками в подготовительной группе. Занятия оригами способствуют и развитию психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение.
- Без внимания невозможно сложить изделие: ведь в оригами нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность. Поэтому, ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога.
- На занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов, способы выполнения приемов, так как в оригами все взаимосвязано: как правило, группы фигурок имеют общую основу – заготовку, или, как принято называть в оригами, базовую форму. Складывание фигурок основано на освоении базовых форм и специфических приемов, которые нужно знать и уметь выполнять, желательно по памяти. Иногда на занятии вводится задание, специально направленное на развитие памяти, при этом дети предупреждаются заранее о предстоящей задаче и пытаются запомнить действия и порядок их выполнения, что бы потом самостоятельно сложить фигурку.
- При знакомстве с техникой оригами, чтобы объяснение было более доходчивым, проводятся ассоциации: сказочные отступления, сходство получаемой формы с реальными предметами. Так, например, многие базовые формы носят названия предметов, на которые они похожи: «Дом», «Дверь», «Катамаран», «Воздушный змей». К тому же, при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: Зачем? Почему? Что будет, если?.. и т. д., то есть мыслить.
- В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего это развитие конструктивных способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание сделать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давным-давно изобретенным кем-то другим. Для ребенка – это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей, сложенных в технике оригами. Таким образом, условно определенное первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.
- Другое направление связано с применением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.
Есть в оригами и еще одно направление – связанное с развитием речи ребенка и выражающееся в обыгрывании готовых фигурок по сюжетам известных детских произведений, а так же в сочинении своих диалогов и сказок. Возможно и сочинение «оригамских» сказок в ходе складывания фигурок (Жил-был уголок, стало ему скучно, отправился он в гости к другому…)
Занятия оригами влияют на формирование личностных качеств ребенка:
- Дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе).
- Целеустремленности (начатое должно быть завершено).
- Самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам).
- Активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания).
- Любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно).
Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:
- Чувства причастности к общему делу, ответственности.
- Умения договориться (выслушать других, высказать и доказать свое мнение).
- Заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидеть).
Особое место на занятиях оригами занимает задача расширения кругозора воспитанников за счет сообщения сведений различного характера.
- Прежде всего это культурологические знания. Освоение оригами предполагает знакомство с некоторыми традициями Японии, которая является родиной искусства складывания бумаги. Это и знакомство с международной культурой, потому что оригами давно вышло за пределы родной страны – и стало одним из направлений мировой культуры. некоторые занятия могут быть посвящены отечественным событиям, праздникам, что способствует формированию задатков патриотизма.
- Информация экологического характера связана с изготовлением фигурок животных, растений. Здесь уместно будет рассказать о реальных объектах живой природы, разнообразии их видов и среды обитания.
- Сведения о геометрических понятиях напрямую связаны с процессом складывания. Дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, получают геометрические фигуры в процессе складывания.
Способствует оригами и решению некоторых социальных проблем:
- Приучает детей к созидательной деятельности.
- Заполняет досуг, отвлекая от заманчивого влияния улицы.
- Становится хобби для тех, у кого нет материальных возможностей для более «дорогой» деятельности.
- Может стать началом пути для будущей профессии.
ИПМ III. Теоретическая база опыта
В своей деятельности я опиралась на традиции мировых и отечественных педагогов-оригамистов Акиры Йошизава, С. Афонькина, Е. Афонькиной, Т. И. Тарабариной, психологов-оригамистов Е. и Ю. Шумаковых, представляющих педагогические и психотерапевтические возможности, заложенные в оригами для усовершенствования и обогащения процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Важным условием эффективности реализации Проекта является опора на следующие принципы:
- доступность,
- сотрудничество,
- личностно-ориентированный подход,
- наглядность,
- самостоятельность, активность.
ИПМ IV. Актуальность и перспектива опыта
Согласно федеральным государственным требованиям, у выпускника детского сада к поступлению в школу должны быть сформированы общая культура, физические, интеллектуальные и личностные качества, предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья. Общаясь с учителями начальных классов в рамках преемственности со школой, мы выявили следующую проблему: дети приходят в школу с широким кругозором, большим объёмом знаний, сформированными навыками чтения и счёта, но у них недостаточно развиты сенсомоторные навыки, устная речь, способность организовывать свою деятельность.
Данную проблему, считаю актуальной, и её решение вижу в осуществлении разных видов детской деятельности, способствующих развитию потенциала ребёнка, среди которых особое место занимает работа с бумагой в технике оригами.
Я считаю, что занятия оригами можно вводить со второй младшей группы детского сада. Искусство оригами - не просто развлечение. Оно прививает художественный вкус, развивает творческие и логические способности, совершенствует трудовые умения ребенка, развивает мелкую моторику, способствует развитию речи ребенка. Систематические занятия оригами с детьми дошкольного возраста являются одним из важных компонентов развития познавательных и творческих способностей, а, следовательно, имеют большое значение для успешной подготовке к школьному обучению.
Так и родился проект «Ознакомление детей с искусством оригами».
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена цель моей работы: формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Разработать систему педагогической работы по ознакомлению детей с искусством оригами.
- Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей детей о значении оригами в развитии ребенка.
- Поиск оптимальных средств и методов, способствующих более полноценному и эффективному решению этого вопроса.
ИПМ V. Новизна опыта
ИПМ VI. Адресность опыта
Данный опыт может быть рекомендован для практической работы в дошкольных образовательных организациях, педагогам дополнительного образования, родителям. Все представленные методы и приемы могут быть использованы как приложение к любой общеобразовательной программе дошкольного образования и других учреждениях для факультативной работы.
ИПМ VII. Трудоемкость опыта
Для того, чтобы педагог успешно выполнил поставленную цель он должен:
- Уметь складывать все модели на память.
- Владеть приёмами складывания, необходимыми для проведения занятий.
- Знать все базовые формы и уметь складывать их на память.
- Владеть терминологией, принятой в оригами.
- Уметь изображать чертежи на доске или на листке бумаги, пользуясь принятыми в оригами условными знаками.
- Знать историю оригами.
ИПМ VIII. Технология опыта
Цель и задачи проекта.
Целью Проекта является формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.
Цели Проекта достигаются через решение следующих задач:
- Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку.
- Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
- Развивать у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, чертежам.
- Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
- Развивать произвольную регуляцию деятельности.
- Приобщать детей к мировой культуре.
- Формировать эстетический вкус.
- Воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца.
Этапы работы над проектом
I этап работы – организационно - подготовительный:
- разработка программы «Оригами»;
- информация о предстоящей деятельности;
- создание развивающей среды: подбор литературы, дидактического материала, пальчиковых игр, презентаций.
II этап работы – практический:
- проведение НОД по разработанной программе (во второй младшей и средней группах – совместная творческая деятельность);
- проведение досугов, развлечений, конкурсов, выставок с детьми и родителями; участие в конкурсах, взаимодействие с социумом.
Теоретические подходы и их учет в осуществлении проекта.
Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности, так как бумагу – плоский материал – нужно превратить в объемные формы. Поэтому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания.
Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.
Отношение детей к конструированию существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки.
Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. Однако необходимо помнить, что на качество изделий влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата. Для решения этой задачи можно использовать различные упражнения.
Прежде всего, важно научить ребят проглаживать линию сгиба. Обычно они пытаются делать это ладошкой или кулачком. Это неправильно. Нужно следить за тем, что бы при складывании изделий в технике оригами дети проглаживали линию сгиба пальцем.
Предложите малышам поиграть в игру «Утюжок». Пусть они сожмут все пальцы в кулачок, а указательным проводят по столу, совершая движения «вперед – назад». Как только это движение у детей получится, – значит «утюжки-пальчики» стали «горячими». Теперь можно проглаживать бумагу.
Показ изготовления должен проводиться на столе или на доске, Заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей. После того как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки – это базовые формы. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. В мастерской должна быть картотека с картами памяти для складывания базовых форм оригами. Так же должны быть чертежи (не сложные – доступные детям) складывания игрушек. Для изготовления игрушек детям предлагается цветная бумага на выбор. В оформлении мастерской должны присутствовать игрушки из бумаги, сделанные педагогом и детьми.
Что бы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на деятельность, на занятиях рекомендуется использовать произведения художественной литературы. Прежде чем приступить к изготовлению поделки, можно прочитать стихотворение или сказку, загадать загадку.
На занятиях рекомендуется проводить игры на внимание, пальчиковую гимнастику.
Занятия должны проходить в непринужденной свободной обстановке, дети общаются между собой и педагогом.
Большое значение для детей имеют выставки – это видимый результат их творчества. Выставки проводятся четыре-пять раз в год. Для выставок используются как индивидуальные так и коллективные работы детей.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций, Сложив из бумаги животных, птиц и другие игрушки, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке или придумывают свою, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
В проведении занятий нам поможет сказочный персонаж – Чудесный Квадратик. Присутствие сказочного героя вызывает у ребенка интерес и способствует достижению результатов.
Начинайте каждое занятие с приветствия юных оригамистов, которое педагог произносит вместе с детьми:
– Здравствуй, левая рука! (Левая рука сгибается в локте и отводится в сторону ладонью вверх)
– Здравствуй, правая рука! (Правая рука сгибается в локте и отводится в сторону ладонью вверх)
– Поработаем вместе! (Ладони сводятся вместе на уровне глаз)
Дети лучше усвоят основы оригами, если при этом их знакомить с качествами и свойствами бумаги. Например, этот разговор можно построить так: можно поговорить с детьми о том, чего они боятся. Выслушав их рассказы, спросить: «Чего (по их мнению) боится бумага?», а затем… Вместе с детьми вы можете не только трогать, гладить бумагу, но и мять ее, рвать, мочить, сгибать, наблюдая при этом за ее изменениями. Постарайтесь, что бы при этом у детей возникали игровые образы и впечатления от всего происходящего.
Например, если рвать бумагу осторожно, внимательно прислушиваясь при этом к возникающим звукам, то можно услышать, как бумага поет. Заметьте: не плачет, не кричит, а поет. Из полосок бумаги, которые у вас получатся после подобных опытов, можно сделать коллективную аппликацию – морские волны или небосвод. На эту работу позже можно будет приклеить «оригамные» поделки детей – кораблики или птичек.
Дети быстрее освоят этапы складывания, если вы подготовите, и будете предлагать им пользоваться специальными картами помощи.
При работе с бумагой ребенок может оказаться в ситуации неудачи. Порвалась бумага, не получилась фигурка, не успел выполнить задание вместе со всеми, – и ребенок расстроился, потерял интерес к делу, что называется, опустил руки, а то и расплакался. Нужно найти выход: успокоить, подбодрить, дать новый лист бумаги, не выбрасывать, казалось бы безнадежно испорченный разорванный квадрат, а сложить из него базовую форму или фигурку.
Если у ребенка что-то не получается, подойдите к нему со своим квадратиком, встаньте позади и на своей работе покажите ему, как нужно сделать фигурку. Проговаривайте при этом свои действия.
Продумывая для детей задание, важно помнить, что кто- то из них будет складывать быстрее, а кто-то – медленнее. Для тех, кто складывает быстрее, нужно продумать дополнительное задание, чтобы они были заняты и не успели соскучиться. А тем, кто складывает медленнее, нужно помогать. Возможно, поначалу что-то сделать за ребенка. Со временем, став более умелым, приобретя навыки складывания из бумаги, дети сами будут помогать друг другу: объяснять, показывать, советовать, подсказывать. А первый опыт должен зародить в сердце ребенка интерес к оригами. Пусть ребенок не все сделает сам, в чем-то ошибется, но в конце занятия он, как и все дети группы, должен держать в руках законченную фигурку.
С первых шагов знакомства с оригами надо вселить в каждого ребенка уверенность в то, что у него все получится. Дети должны верить, что всегда можно исправить допущенную ошибку. И это целиком зависит от позиции педагога. Если он будет акцентировать внимание детей на неудачах, то со временем это войдет в привычку не только у самого педагога, но и у детей. а если педагог будет радоваться успехам своих подопечных, помогать им, то соответствующая атмосфера возникнет и среди детей.
На занятиях с использованием фигурок, выполненных в технике оригами, главное – научить детей творить, развивать фантазию и воображение. Пусть в группе одни освоили все базовые формы и умеют складывать по схеме или карте помощи, а другие только делают первые, неуверенные шаги на пути в волшебную страну складывание Ориландию, не важно!
Научите их помогать друг другу на трудных сказочных дорогах, радоваться – дарить радость другим!
Алгоритм проведения занятия
- Определить, что мы будем конструировать.
- Из чего мы будем конструировать.
- Как мы будем конструировать.
Алгоритм разделен на подэтапы.
Организационный момент. Я рассказываю детям историю, а дети, отвечая на вопросы, догадываясь, придумывая, помогают мне эту историю рассказать. В процессе рассказа-показа из бумаги рождается определенный образ, который остается перед детьми до конца занятия.
Выполнение работы. Дети выполняют свои работы, вспоминая и обсуждая мой рассказ-показ. Я помогаю тем, кто нуждается в помощи, задаю наводящие вопросы, ставлю перед детьми проблемные ситуации. Со временем дети сами, особенно старшие, начинают помогать тем, у кого пока не все получается.
Выполнение работы – это наиболее сложный этап. Он состоит из нескольких частей:
- Выбор фона работы.
- Выбор цвета для создания своего образа, героя, композиции.
- Изготовление самого героя, создание композиции.
- Работа с деталями (многие детали можно дорисовать, дополнить аппликацией).
- Оформление коллективной работы.
Просмотр работ, обсуждение. Все детские работы по возможности объединяются общей идеей, превращаются в игру, в которую каждый может поиграть, или в общую коллективную работу, могут быть и индивидуальные работы.
Совместная игра. Я включаю поделки детей в игры, которые могут начинаться на занятии, и продолжаться в группе, дома.
Важным моментом в работе с детьми считаю использование художественного слова. На протяжении нескольких лет собирала из разных источников художественно-литературное сопровождение.
На своих занятиях никогда не ставлю перед детьми задачу сделать такую же, как у меня, работу. Наоборот, всегда ориентирую детей на их собственное видение, на их желания.
Результатом работы является использование оригамских игрушек в процессе театрализованной и игровой деятельности.
«Великий квадрат не имеет предела!» – гласит народная мудрость. Возможности детей в процессе освоения конструирования из бумаги по технике оригами безграничны.
Самая главная заповедь Мастера: «Не бойтесь! Боящийся – не совершенен… Какому бы делу вы ни решили посвятить себя, то, чему научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит!»
Занятия оригами в образовательных учреждениях предполагают определенные педагогические условия:
- Доступность (все фигурки складываются доступными для данного возраста способами, с учетом опыта детей).
- Постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных, специфических приемов оригами).
- Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постоянно закрепляются в новых темах).
- Интеграция с другими методиками дошкольного образования (развитие речи, складывание фигурок домашних, диких животных, животных жарких и холодных стран в соответствии с планируемыми темами, использование бумажных фигурок для счета и т. д.).
- Согласование тематического плана с календарными праздниками.
- Учет индивидуальных способностей и особенностей коллектива в целом.
- Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться самим процессом складывания фигурок, он может сопровождаться сообщением определенных сведений).
- Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций оригами, знание системы знаков, принятых в чертежах, знание базовых форм, умение их складывать по памяти).
- Наличие предварительного и подготовительного этапов (предварительный этап включает знакомство с художественной литературой, приобретение детьми опыта в складывании других фигурок, где отрабатывается определенный прием, подготовительная работа означает подготовку необходимого материала для складывания, изготовление образцов, подготовку доступного для понимания детей объяснения – репетиция занятий).
В выполнении задач учебно-воспитательного процесса используются:
формы работы:
- индивидуальные;
- групповые;
методы и приемы работы:
- словесные;
- практические;
- игровые;
- наглядно-действенный метод;
- репродуктивный метод;
развивающие технологии:
- проблемное обучение;
- непрямое обучение;
- опосредованное обучение;
- организация творческого поиска;
технологии развития личности:
- коммуникативные;
- исследовательские;
- игровые;
- педагогические (просьба, совет, акцент на достоинства, стимулирование и др.).
Организация НОД
Совместная и непосредственно образовательная деятельность с детьми планируется с учётом требований СанПиН и проводится в каждой возрастной группе 1 раз в неделю.
Продолжительность совместной деятельности для детей:
- от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей:
- от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
- от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Работа с родителями.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание содружества «Родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Для достижения вышеуказанной цели предусматривается решение следующих задач:
создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками образовательного процесса;
- выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребёнком в МАДОУ и семье;
- создавать условия для саморазвития взрослых (родителей, педагогов) ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребёнка, его успешной социализации;
- повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье;
- расширять сферу участия родителей в организации жизни в МАДОУ; устанавливать партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- консультации;
- мастер-классы;
- открытые занятия;
- день открытых дверей;
- творческие гостиные;
- совместные творческие проекты.
Работа с педагогами
Одним из направлений моей деятельности является работа с педагогическим коллективом детского сада для координации совместной деятельности (совместная деятельность детей, воспитателей и педагога для закрепления дошкольниками полученных знаний на практике – организую развлечения, выпускаю памятки, провожу консультации).
Для того, чтобы занятия оригами проходили наиболее продуктивно создана развивающая предметно – пространственная среда, которая содержит:
- Интерактивная доска.
- Ноутбук.
- Детская интерактивная студия.
- Фломастеры, клей, ножницы, разные виды бумаги.
- Книги с рекомендациями и схемами по изготовлению бумажных фигурок.
- Пооперационные карты.
- Детские работы в оформлении мастерской.
- Памятки-правила по работе с материалами (с бумагой, ножницами, клеем).
- Картотека пальчиковых игр (для тренировки тонких движений пальцев).
ИПМ IX. Результативность
При реализации Программы педагогом проводится оценка индивидуального развития творческих способностей в рамках педагогической диагностики (мониторинга), цель которой заключается в определении эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.
По окончании изучения определенной базовой формы, дети складывают игрушки на ее основе для коллективной работы на выставку. Во время работы педагог наблюдает за действиями детей, в результате наблюдений педагог делает вывод о достижениях каждого ребенка.
Критерии, на которые опирается педагог, анализируя достижения ребенка:
- знание основных способов складывания бумаги;
- умение складывать базовую форму по показу педагога и с помощью карт памяти;
- умение складывать игрушку на основе определенной базовой формы, дополнять ее необходимыми деталями;
- развитие воображения.
Результатами работы должны стать:
- знание детьми условных знаков, принятых в оригами;
- умение складывать самостоятельно базовые формы и игрушки на их основе;
- умение пользоваться картой помощи;
- умение читать чертеж;
- умение самостоятельного выполнения действий;
- соотнесение наглядных символов с соответствующими действиями.
ИМП X. Литература
- Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Веселые уроки оригами в школе и дома: Учебник .– СПб.; Издательский дом «Литера», 2001. – 208 с.
- Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги. – СПб.: Издательский дом «Литера», 1999 г. – 192 с.
- Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. Пер. с англ. – М.; Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с.
- Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги.– Ярославль: Академия развития, 2006г. – 144 с.
- Коротеев И. А. Как долететь до оригами. – М.: издательский дом «Карапуз», 1996 г. – 16 с.
- Кузнецова О. С. Сказка из листа. – М.: издательский дом «Карапуз», 1998 г. – 19 с.
- Острун Н. Д., Лев А. В. Оригами. Динамические модели. – 2-е изд. – М.; Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
- Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. – 4-е изд – М.; Айрис-пресс, 2005. – 192 с.
- Соколова С. Сказки из бумаги. – СПб.; ЗАО «Валерии СПб», 1998. – 224 с.
- Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – 2-е изд. – М.; Айрис-пресс, 2003. – 192 с.
- Сержантова Т. Б. 100 праздничных моделей оригами. – М.; Айрис-пресс, 2006. – 208 с.
- Сержантова Т. Б. Оригами. Лучшие модели. – М.; Айрис-пресс, 2003. – 144 с.
- Стейнберг М. Смастерим из бумаги. – Таллин: «Валгус», 1988 г. – 112с.
- Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996 г. – 224 с.
Приложения
Общие правила при обучении технике оригами
- Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
- Заготовка должна иметь строго квадратную форму.
- Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
- Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми и т. д.
- Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
- Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
- После того как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Правила пользования материалами и инструментами
- Ножницы передавать за сомкнутые лезвия.
- Пользоваться салфеткой при склеивании.
- Обрезки бумаги убирать в специальную коробочку.
- Клей-карандаш закрутить, плотно закрыть крышкой..
- Сложить материалы и инструменты на место.
- Убрать рабочее место.
Пальчиковая гимнастика
«Апельсин»
. Мы делили апельсин, много нас, а он – один.
Эта долька – для котят, эта долька – для щенят,
Эта долька – для ежат, эта – долька – для чижат,
Эта долька – для меня, а для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь, кто куда!
«Шарик»
Надуваем быстро шарик, он становится большим.
Вдруг наш шарик лопнул – ш-ш-ш-ш-ш.
Стал он тонким и худым.
«За грибами»
Утром солнце рано встало, всех детишек приласкало.
За грибами в лес пойдем и корзинку принесем.
Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал.
Ну а этот все доел, оттого и потолстел!
«В гости»
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный и последний,
Самый младший малышок постучался на порог.
Наши пальчики друзья, друг без друга им нельзя.
Наши пальцы – мастера, за работу им пора.
«Семья»
Этот пальчик – бабушка, этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мама, этот пальчик – папа, этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
«Пальчики»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Встали пальцы дружно в ряд. Десять крепеньких ребят.
Эти два – всему указка, все покажут без подсказки.
Пальцы два – середнячка, два здоровых бодрячка.
Ну а эти – безымянны, молчуны, всегда упрямы.
Пальцы младшие средь них, два мизинчики простых.
Пальцы главные средь них – два больших и удалых.
Конспекты НОД
Лист дерева
Задачи: Закреплять умение складывать базовую форму «Треугольник»; закреплять умение хорошо проглаживать линию сгиба; учить на основе базовой формы складывать лист дерева. Воспитывать желание детей выполнять коллективную композицию, желание хорошо выполнить свою работу. Воспитывать эстетические чувства.
Материал: Цветная бумага, клей, большой лист бумаги с нарисованными ветками дерева, чертеж-схема, образец изделия.
Содержание НОД: Педагог проводит беседу с детьми об осени, уточняет осенние приметы. Чтение стихотворения «Когда ветки плачут»:
Облака кружатся, собираясь в стаи,
Вдаль бежит дорожка, мокрая, пустая.
И желтеют листья в солнечной аллее.
Небо все темнее, а она светлее.
Но приходит время падать листьям желтым,
Выстланы дорожки драгоценным шелком.
С гор слетают тучи, птиц куда-то прячут,
Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут.
Что там шепчут листья? Подойдем и спросим.
Листья отвечают: «Осень, осень, осень…»
Педагог показывает лист бумаги, на котором изображены ветки дерева. Вот и с нашего дерева облетели все листочки, и дерево стало грустить. Давайте поможем ему. Педагог выслушивает предложения детей и предлагает сделать листочки для веток из бумаги. Какого цвета осенью были листочки? Да, красного, желтого, оранжевого.
Проводится пальчиковая гимнастика «Шарик».
Дети самостоятельно складывают базовую форму «Треугольник» и по показу педагога складывают разноцветные листочки. По окончании работы все листочки наклеить на ветки дерева. Любуемся красивым осенним букетом.
Синица
Задачи: Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «Треугольник», на ее основе по показу педагога складывать синичку; закреплять знание детей о зимующих птицах. Воспитывать любовь к природе. Воспитывать трудолюбие, желание хорошо выполнить свою работу.
Материал: Иллюстрации, изображающие синиц, цветная бумага, чертеж-схема, образец игрушки.
Содержание НОД: Педагог читает детям стихотворение «Синица» В. Витка:
– Дзинь-дзинь! Цвинь-цвень! Добрый день! Добрый день!
Это кто меня встречает, ласково так привечает?
Не щегол, не славка это. Вот совсем порхает низко,
Подлетает близко-близко, На сосновый сук садится,
Поглядел я на приметы – Это же моя синица,
Что зимою прилетала и кормилась у меня.
Помнишь, сколько поклевала ты овса и ячменя ?
Дзинь-дзинь! Цвинь-цвень! Прилетай, моя подружка.
Вновь зимою каждый день будет ждать тебя кормушка.
12 ноября по народному календарю – синичкин день. В старину говорили, если в этот день прилетели синички, значит, осень кончилась и началась зима. Поговорить с детьми о том, как надо относиться к птицам, как помочь им пережить трудную, холодную зиму.
Дети с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику «Цветок».
Дети складывают базовую форму «Треугольник», а затем по показу педагога делают на его основе синичку.
По окончании работы играем с синичками, педагог читает шуточное стихотворение «Две сестрицы»:
Две сестрицы-озорницы потеряли рукавицы.
Красную и синюю с вышивкой красивою.
Увидали их синицы, две сестрицы-озорницы,
И залезли в рукавицы, в красную и синюю
С вышивкой красивою.
Две девчонки, две сестрицы отыскали рукавицы,
Красную и синюю с вышивкой красивою.
Только их надеть хотели,
Рукавицы… Полетели.
Цветок
Задачи: Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму – треугольник, на ее основе складывать цветок; закреплять прием проглаживания линии сгиба. Воспитывать желание сделать приятное близкому человеку. Воспитывать аккуратность в работе, желание довести работу до конца.
Материал: Цветная бумага, клей, чертеж-схема, образец игрушки.
Содержание НОД: Педагог читает стихотворение:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
И откуда, спросишь ты
В доме столько доброты?
Я отвечу тебе прямо:
– Это мама, мама, мама!
Беседа с детьми о маме, о празднике – День Матери. Предложить детям в подарок маме к празднику сделать красивые цветы.
Дети рассматривают цветок, педагог читает стихотворение:
Хрустит за окошком морозный денек,
Стоит на окошке цветок-огонек.
Его поливаю, его берегу, его подарить никому не могу.
Уж больно он ярок, уж больно хорош,
Уж больно на мамину сказку похож.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Цветок».
Дети самостоятельно складывают базовую форму – треугольник, а затем по показу педагога складывают цветок в подарок маме.
Стаканчик
Задачи: Продолжать учить детей складывать базовую форму – треугольник, складывать на ее основе стаканчик; вызывать желание детей украшать свой стаканчик. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Материал: Цветная бумага, клей, чертеж-схема, образец игрушки.
Содержание НОД: Педагог читает детям рассказ «Стаканчик»:
Мама, папа и Женя пошли в лес за ягодами. Стоял жаркий июльский день. Ягод было так много, что пришлось вылить воду из баночки, чтобы и в нее набирать малину.
Но вот все было наполнено, и они сели отдохнуть возле холодного ручейка. Вода так и притягивала к себе, очень хотелось пить. Но набрать воды было не во что. И тогда Женя сказала:
– А у нас есть листок бумаги?
– Да, – ответила мама.
Девочка взяла лист плотной бумаги… подала маме бумажный стаканчик. Такие стаканчики Женя сделала и себе, и папе.
– Какая ты у нас умница, – похвалил дочку папа. – Твое умение нам очень пригодилось.
Дети с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику «За грибами».
Дети самостоятельно складывают базовую форму – треугольник, затем по показу педагога складывают стаканчик. По своему желанию дети украшают свой стаканчик (можно нарисовать узоры, а можно выполнить аппликацию).
И совсем-совсем не важно,
Что стаканчик наш бумажный.
Если надо нам напиться,
То он очень пригодиться.
Шапка
Задачи: Учить детей слушать сказку и выполнять действия, согласно тексту. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Развивать творческую фантазию, воображение.
Материал: Цветная бумага, чертеж-схема.
Содержание НОД: Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Солнышко», самостоятельно складывают базовую форму – треугольник.
Педагог рассказывает сказку и вместе с детьми выполняет действия по тексту:
Жили-были в деревне два брата. Старший жил на одном конце деревне, а младший – напротив. Между их домами проходила тропинка, по которой они ходили друг к другу в гости.
Однажды пришел младший брат к старшему и рассказал, что была у него волшебная шапка, которая во всем ему помогала. Но пришел злой волшебник и украл его шапку. Успокоил старший брат младшего и сказал: «Завтра мы отправимся на поиски твоей волшебной шапки».
На следующий день утром встретились оба брата в центре деревни. Старший брат взял с собой в дорогу хлеб, а младший – конфету. Долго дли братья, и вдруг на их пути оказалась река. Стали они искать лодку и нашли. Сели в лодку и переплыли реку. А на другом берегу реки стоит высокая гора с плоской вершиной.
– Наверное, на этой горе и живет злой волшебник ,– сказал старший брат, и стал взбираться на вершину по тропинке. Младший брат тоже стал подниматься в гору, но по другой стороне горы.
На вершине горы они увидели глубокую яму и стали спускаться в нее. Сначала спустился старший брат, а за ним и младший. Смотрят братья – на дне ямы лежит волшебная шапка. Обрадовались они, взяли шапку и пустились в обратный путь. И с тех пор все у них было хорошо, потому, что волшебная шапка им помогала.
Дети по своему желанию украшают волшебную шапку узорами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации...
Консультация "Развитие творческих способностей детей посредством оригами"
Сегодня малыши сталкиваются с листами бумаги гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал д...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Текст содержит материал, необходимый в работе с детьми для развития творческих способностей....
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством оригами»
Консультация для родителей«Развитие творческих способностей детей посредством оригами»...
Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования"
Условия возникновения опыта«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. ...
Обобщение опыта на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования.Рисовани...
Перспективный план обобщения опыта на тему «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рис...