Кружок "Веселые ладошки"младшей группы
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

Баршутина Олеся Олеговна

ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ группу зовут,
Очень в ней любят веселье и труд!
Землю копаем - ладошки чернеют,
Ходим без варежек -ручки синеют,
Кушаем творог - лодошки белеют,
Книжки читают - головки умнеют!
Ручки помыли - ладошки белы!
За руки взялись - детишки дружны!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Веселые ладошки"36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 г.Вольска Саратовской области »

Кружок «Весёлые ладошки»

                                                           Руководитель: Баршутина О.О.

2019 г.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» 
В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Актуальность.

  В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

  Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. В связи с этим можно говорить о влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

  Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.

  Занятия и игры, направленные на развитие моторики кисти и пальцев рук, сейчас особенно актуальны. Это связано с тем, что у большинства детей отмечается как общее моторное отставание так и слабое развитие моторики рук. Еще двадцать лет назад взрослым, а вместе и ними и детям, большую часть домашней работы приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало, кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

  Можно говорить, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков ( использование различных инструментов – ножниц, иголок, застегивание и растегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является фактором, влияющим на развитие общей моторики и речи. В ходе занятий кружка «Умелые пальчики» развиваются следующие движения : хватание (ребенок учится захватывать предметы), соотносящие действия (ребенок учится совмещать два предмета), подражания движениям рук взрослых, движения кисти и пальцев рук. Кроме того, подобные занятия помогают ребенку стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Кружок «Умелые  ладошки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В процессе реализации программы «Весёлые ладошки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Цель программы: Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.

Задачи программы кружка.

Образовательные:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений искусства, окружающих предметов.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.

Воспитательные:

  • Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  • Воспитывать усидчивость, терпение;
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
  • Воспитывать нравственные качества (терпимость, доброжелательное отношение к окружающим)
  • Воспитывать умение организовать свое рабочее место и убрать его.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями.
  • Развивать связную речь
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обратить внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.

Расписание образовательной деятельности и режим работы кружка.

Для успешного усвоения программы, занятия проводятся в группе. Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут.

Методы, используемые в работе кружка:

  • Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
  • Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
  • Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
  • Игровые (различные дидактические игры)
  • В ходе образовательной деятельности реализуются принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей, желаний и интересов детей. Так как дети 3 лет имеют недостаточно развитую мускулатуру рук и только начинают знакомиться с изобразительной деятельностью, то на занятиях лучше начинать знакомить их с простейшими способами рисования и уделять большое внимание дидактическим играм.

Структура занятия:

Первая часть занятия – упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения.

Вторая часть занятия – продуктивная деятельность.

Формы обучения:

 Специально организованные занятия;

 Совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;

 Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

 Формы работы:

 Игровые, показ способа действия, объяснение, совет, контроль.

Практическая ценность программы заключается в следующем:

 Представлена работа с разнообразными материалами.

 Адаптирована технология с различными материалами для детей дошкольного возраста.

 Разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации. Используемый материал

:  акварельные краски, гуашь, кисти, баночки для воды;

 клей, клеевые кисти, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, бросовый и природный материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, ткань.

Формы подведения итогов:

  • Диагностическое обследование педагогом детей в сентябре и итоговое в мае следующего года;
  • Выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования;
  • Создание памятки по развитию мелкой моторики– для родителей воспитанников.

Предполагаемый результат:

  •  1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
  • 2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  •  3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.
  • 4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Перспективный тематический план

 Сентябрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1.Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля

2.«Осень наступила…» (рисование)

Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись». Закреплять умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения капелек. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования

3. «Холодный дождь» (рисование пластилином)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и наносить равномерно на всю поверхность бумаги.

Лист формата А4 с изображением туч, синий пластилин, салфетки.

4. «Осеннее дерево» (аппликация).

Показать приемы приклеивания «обрывная аппликация» на листы с изображением дерева

Лист формата А4 с изображением дерева, цветная бумага

Октябрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1.«Фрукты на тарелочке» (рисование)

Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой. Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования

2. «Фрукты на тарелочке» (аппликация)

Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания.

. Клей, кисточки для клея, цветная бумага.

3. «Фрукты на тарелочке» (лепка).

). Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук.

Лист картона, пластилин.

4. «Веселые мухоморы» (рисование ватными палочками).

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

Лист формата А4 с изображением гриба, белая гуашь, салфетки

Ноябрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Тили-тили, тесто …» (лепка- экспериментирование, рисование на тесте).

1. «Тили-тили, тесто …» (лепка- экспериментирование, рисование на тесте).

Пласт соленого теста.

2. «Цветик-семицветик» (аппликация коллективная).

Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.

. Клей, кисточки для клея, цветная гофрированная бумага.

. 3. «Листочки танцуют» (рисование).

Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание), рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе), развитие чувства цвета и ритма.

. Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования.

4. «Дождик дождик веселей!» (рисование ватными палочками, коллективная композиция).

Рисование дождя ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем, развитие чувства цвета и ритма.

. Гуашь синего цвета, ватные палочки, бумага для рисования

Декабрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

 Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина.

Лист картона, пластилин зеленого и коричневого цвета.

2. «Снежок порхает, кружится» (рисование кисточкой).

Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета, закрепление приема примакивания ворса кисти, развитие чувства цвета и ритма.

Кисть для рисования, гуашь белого цвета, бумага для рисования

 3.«Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика».

 Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление техники приклеивания.

. Кисти, краски, цветная бумага разного цвета, клей.

 4. «Снеговик» (аппликация из ватных дисков).

Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон.

Январь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Вкусное угощение» (лепка из соленого теста).

Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики.

 Соленое тесто, формочки, гуашь, кисти

2. «Колобок покатился по лесной дорожке» (аппликация с элементами рисования).

Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объемной формы и плоскостного рисунка, воспитание интереса к изодеятельности.

Ватные диски, клей, кисточки для клея, гуашь.

3. «Северное сияние» (рисование солью).

Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма.

Цветная соль, баночки для создания композиции.

4. «Ёлочка» (рисование зубной щеткой).

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Бумага для рисования, гуашь зеленого цвета, зубная щетка

Февраль

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Бублики-баранки» (лепка).

 Лепка баранок, раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой), развитие глазомера и мелкой моторики

Соленое тесто, мак, манка, зубочистки

2. «Свитер для папы» (аппликация из крупы).

Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы.

. Шаблон свитера, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея.

. 3. «Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков).

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое».

Картон белого цвета, фантики из-под конфет, клей, кисти для клея

4. «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» (рисование

Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка.

. Кисти для рисования, карандаши, фломастеры, бумага для рисования.

Март

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция).

Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу

Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой.

 2. «Флажки» (аппликация, выкладывание готовых форм).

). Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету или форме. Оформление флажков декоративными элементами (наклейками), развитие чувства формы и цвета.

Картон белого цвета, флажки разной формы и цвета, вырезанные воспитателем, клей, кисти для клея.

3. «Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка).

Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем.

Пластилин, стека.

4. «Постираем полотенца» (рисование).

Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий, развитие чувства цвета и ритма, создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на веревочке).

Бумага для рисования, цветные карандаши.

Апрель

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Аквариум» (пластилинография с элементами аппликации).

Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Цветная бумага, картон, пластилин, кисти для клея, клей.

2. «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» (обрывная аппликация).

Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук.

Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная гофрированная бумага, клей, кисти для клея.

3. «Пора в космос» (объемная аппликация).

 Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Картон синего цвета, цветная бумага, клей, кисти для клея.

4. «Почки и листочки» (рисование и аппликация).

Освоение изобразительно- выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков.

Лист бумаги с изображением ветки дерева, цветная бумага, клей, кисти для клея.

Май

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Праздничный салют» (рисование тычком).

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета, воспитывать самостоятельность, инициативность.

Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета.

2.«Дерево» (пластилинография).

). Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу, отрывание кусочков пластилина и примазывание к фону

Картон белого цвета, пластилин.

. 3. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (лепка- экспериментирование)

Моделирование образа ёжика: дополнение «туловища» – формы, вылепленной воспитателем, иголками- спичками, зубочистками, развитие чувства формы, мелкой моторики.

Пластилин коричневого и черного цвета, зубочистки.

. 4. «Дети – цветы жизни!» (аппликация, коллективная композиция).

Создание образа цветов на поляне, наклеивание шаблонов цветов на лист ватмана.

. Лист ватмана, шаблоны цветов, вырезанные воспитателем, фото детей, клей, кисти для клея.

Список используемой литературы:

 1. «Азбука соленого теста» О.Чибрикова. – М.:Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).

2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс: 2010г.

3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «Мозаика- Синтез», 2004г

. 4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».

 5. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.

 6. Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г.

7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.

 8. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте

Список детей группы «Гномики»

  1. ______________________________________.
  2. ______________________________________.
  3. ______________________________________.
  4. ______________________________________.
  5. ______________________________________.
  6. ______________________________________.
  7. ______________________________________.
  8. ______________________________________.
  9. ______________________________________.
  10. _____________________________________.

Диагностическая карта «Умелые ладошки» кружка

Ф.И. ребенка

Техника рисования

Усидчивость

Умения работать с мелками деталями

Ориентир во времени

Самостоятельное выполнение заданий

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

1

Гниденко Василиса

2

Дмитриев Егор

3

Игонин Михаил

4

Калинин Захар

5

Калыгин Владислав

6

Макаров Егор

7

Милюков Тихон

8

Милюков Михаил

9

10

В. высокий  

С.средний

Н. низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Перспективный план кружковой работы «Солнышко в ладошках» младшей группы

               развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения  средствами нетрадиционного рисования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Младшая группа Срок реализации 2019-2020 учебный год

-ознакомление детей со способами нетрадиционного рисования; - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Технологическая карта НОД по рисованию "Дед Мороз (ладошкой)" (младшая группа)

Снег идет, снег идетСкоро празник Новый Год!К нам в группу в гости пришел Дед Мороз. Да не один, а со своими друзьями....

Дидактическая игра "Ладошки" (младшая группа)

Дидактическая игра "Ладошки"Задачи: развитие воображения, логического мышления, внимания, мелкой моторики рук, умственных способностей.Ход игры:Ребенку надо прикладывать свои ладо...

Кружковая работа "Весёлые ладошки" младшая группа

Кружковая работа младшая группа 2-3 года "Весёлые ладошки"...