«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в рисовании и изготовлении поделок»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в рисовании и изготовлении поделок»
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование и изготовление поделок »
Художественное творчество - является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыразиться в своем рисунке.
Основная цель– создание условий для развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества.
Задачи:
Создание условий для :
-расширения представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
-обучения приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
-ознакомления детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать;
- овладения детей различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
-прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
-развивать творчество, фантазию;
-развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Формы проведения:
Метод тычка; рисование свечой; пластилинография ; обрывная аппликация; пальчиковое рисование (ватной палочкой) ; рисование бумагой; печатание растений; прижми и отпечатай; ниткография ; фотокопия; пальцевая живопись; силуэтное рисование; монотопия ; выдувание; рисование ладошками, рисование углем, рисование по сырому фону.
Методы и приёмы нетрадиционному рисованию:
Создание игровой ситуации.
Показ воспитателя.
Использование движения руки.
Сравнение двух техник.
Проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
доступность отбираемого материала;
постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
индивидуальный подход к детям;
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-игровые.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Работу проводила поэтапно.
-на первом этапе - репродуктивном, велась активная работа с детьми дошкольного возраста по обучению нетрадиционным техникам рисования.
-на втором этапе - конструктивном, велась совместная деятельность детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник рисования в своих работах.
Из опыта работы (практический этап)
«Красивый букет»
(Печатание растений)
Цель: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.
Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие) .
Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге.
«Звездное небо» (Фотокопия)
Цель: Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования.
Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды.
Приготовила для детей следующие игры:
- «Соедини по линиям и раскрась»;
- «Какое настроение? »;
- «Составь композицию»;
- «Составь фигуру»;
- Русские узоры;
- Матрешки.
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина и других.
На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
(Пальчиковая живопись)
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(Рисование ладошкой)
Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.
(Прижми и отпечатай)
Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.
(Рисование углем)
Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.
(Монотипия)
Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью .
(Кляксография)
Радость творчества знакома каждому малышу.
(Трафарет)
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями.
Для родителей приготовила консультации по этой тематике.
Рисунки и поделки ребят были отправлены на различные конкурсы.
Перспектива:
Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.
27.05.2015год Воспитатель: Искра В. В.
В процессе изодеятельности совершенствуются все психические функции:
- зрительное восприятие,
- воображение,
-память,
- мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
-формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости,
-освоение письма.
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях необходимо использовать любой вид деятельности дошкольника с целью всестороннего развития личности и формирования его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий детей, может быть использована в качестве одного из средств повышения уровня подготовки ребенка к школе, но необходимо изучить возможности ее применения с этой целью.
Объект исследования: процесс подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: условия, средства и методы педагогического воздействия на процесс подготовки детей к обучению в школе посредством занятий по изобразительному искусству.
Цель исследования: на основе анализа современных научно-методических источников по проблеме исследования разработать и проверить эффективность способов совершенствования подготовки дошкольников к обучению в школе посредством занятий по изобразительной деятельности.
Гипотеза нашей работы: целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе, а именно на:
- развитие мелкой моторики рук,
- умение работать по образцу,
- способность концентрировать свое внимание на важном,
- умение подчинять свою деятельность требованиям взрослых.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- Рассмотреть и проанализировать в свете современных научных психолого-педагогических представлений сущность понятия готовность к обучению в школе и определить его составляющие.
- Определить влияние комплексного использования методов и приемов изобразительной деятельности на уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
- Смоделировать и экспериментально проверить систему деятельности в рамках кружковой работы, обеспечивающую возможность повышения уровня подготовки дошкольников к школе.
Теоретическими источниками исследования послужили:
− исследования по методике обучения изобразительному искусству и руководству изобразительной деятельностью школьников (Л.И. Божович, М.С. Кон, В.С. Мухина, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, В.С. Щербаков, И.П. Волков);
− теории развития творческих способностей в учебной деятельности (В.Н. Бутенко, Л.С. Выготский, Н.А. Дмитриева, В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Полунина, С.В. Погодина);
− исследования по культурно-нравственному и изобразительному творчеству (Г.В. Лабунская, И.В. Лопухова, Б.М. Неменский, Б.И. Рубина, И.Ф. Свадковский, Я.Я. Чарнецкий, П.М. Якобсон).
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимый материал и заранее планировать последовательность его использования. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда.
Большое влияние на подготовку ребенка к школе оказывает художественно-творческий процесс, в который необходимо планомерно включать маленького дошкольника. Такой подход можно реализовать с помощью организации изокружков в детских садах. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей стать художниками, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в работе с детьми на занятиях изобразительной деятельность делается на мотивационное развитие ребенка, на развитие познавательного интереса, мелкой моторики рук, способности подчинять свою деятельность требованиям взрослых, сосредоточенно работать по образцу. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya12.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыразиться в своем рисунке .
Задачи: Создание условий для : - расширения представления о многообразии нетрадиционных техник рисования; - обучения приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов; - ознакомления детей с выбором материала; - для нетрадиционного рисования и умелого его использования; - овладения детей различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками; Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками; Развивать творчество, фантазию; Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу. Образовательные задачи: Познакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью; Учить правильно (чуть выше железного наконечника, тремя пальцами) держать кисть при рисовании; Набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. Развивающие задачи: Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук; Обогащать словарь. Воспитательные задачи : Воспитывать аккуратность в работе с гуашью, свечками, ватными палочками и т.п. Цели и Задачи
Формы проведения Метод тычка; рисование свечой; пластилинография ; обрывная аппликация; пальчиковое рисование (ватной палочкой) ; рисование бумагой; печатание растений; прижми и отпечатай; ниткография ; фотокопия; пальцевая живопись; силуэтное рисование; монотопия ; выдувание; рисование ладошками, рисование углем, рисование по сырому фону.
Создание игровой ситуации. Показ воспитателя. Использование движения руки. Сравнение техник . Проговаривание последовательности работы . Принципы работы с детьми: Доступность отбираемого материала; Постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью; Индивидуальный подход к детям: -словесные; -наглядные; -практические; -игровые. Методы и приёмы нетрадиционного рисования
В работе были использованы следующие средства: Совместная деятельность воспитателя с детьми; Самостоятельная деятельность детей; Предметно-развивающая среда.
Организация изобразительной деятельности Целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе, а именно на: развитие мелкой моторики рук, умение работать по образцу, способность концентрировать свое внимание на важном, умение подчинять свою деятельность требованиям взрослых.
Решения задач: Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи: Рассмотреть и проанализировать в свете современных научных психолого-педагогических представлений сущность понятия готовность к обучению в школе и определить его составляющие. Определить влияние комплексного использования методов и приемов изобразительной деятельности на уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Смоделировать и экспериментально проверить систему деятельности в рамках кружковой работы, обеспечивающую возможность повышения уровня подготовки дошкольников к школе.
Литература Теоретическими источниками по самообразованию послужили: исследования по методике обучения изобразительному искусству и руководству изобразительной деятельностью школьников (Л.И. Божович , М.С. Кон, В.С. Мухина, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн , В.С. Щербаков, И.П. Волков); теории развития творческих способностей в учебной деятельности (В.Н. Бутенко , Л.С. Выготский , Н.А. Дмитриева, В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский , Г.В. Лабунская , А.А. Мелик-Пашаев , В.Н. Полунина, С.В. Погодина); исследования по культурно-нравственному и изобразительному творчеству (Г.В. Лабунская , И.В. Лопухова , Б.М. Неменский , Б.И. Рубина, И.Ф. Сдковский , Я.Я. Чарнецкий, П.М. Якобсон).
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимый материал и заранее планировать последовательность его использования. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда.
Готовность ребенка к школе Большое влияние на подготовку ребенка к школе оказывает художественно-творческий процесс, в который необходимо планомерно включать маленького дошкольника. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в работе с детьми на занятиях изобразительной деятельность делается на мотивационное развитие ребенка, на развитие познавательного интереса, мелкой моторики рук, способности подчинять свою деятельность требованиям взрослых, сосредоточенно работать по образцу. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Спасибо за внимания…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...
Проект "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике"
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
Проект развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изготовления кукол и участия в играх-драматизациях на тему: «Волшебный мир кукольного театра»
Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а ...
Мастер-класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через изготовление кукольного театра своими руками"
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитан...
Проект: «Рисование при помощи верёвочки: нетрадиционная техника рисования, в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»
Управление системой образования Волоколамского городского округаМуниципальное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возраста«Нелидовская начальная школа-детский са...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике»
laquo;Ум ребенка — на кончиках его пальцев»«Ум ребенка — на кончиках его пальцев»В. И. Сухомлинский Способность к изобразительной деятельности з...
Презентация творческого проекта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования»
Презентация творческого проекта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования» ...
- Мне нравится (2)