Программа кружковой работы
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Березовский детский сад
Программа
дополнительного образования
(Тестопластика)
с детьми младшего дошкольного возраста
Д.Березовка
2019г.
Содержание:
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность
1.2. Новизна
1.3. Актуальность
1.4. Педагогическая целесообразность
1.5. Цели и задачи
1.6. Отличительные особенности
1.7. Возраст обучающихся
1.8. Сроки реализации
1.9. Формы проведения и режим занятий
1.10. Ожидаемые результаты
1.11. Формы подведения итогов
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Материально-технические условия
2.2. Требования к педагогическим работникам
3. Учебный план
3.1. Рабочая программа модуля «Тестопластика» дети 3-4 лет 11
- пояснительная записка
- содержание программы
- перспективное планирование модуля
4. Календарный учебный график
4.1. Календарный учебный график модуля «Тестопластика» дети 3-4 лет
5. Оценочные и методические материалы
5.1. Методические материалы
5.2. Методы и приемы оценивания
6. Список используемой литературы
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тестопластика» (далее - Программа) является авторской программой художественной направленности. Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по тестопластике у детей развиваются эмоционально - эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
1.2. Новизна.
Программа «Тестопластика» включает занятия по лепке из соленого теста, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Соленое тесто - один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним. Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки - оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость. Занятия лепкой являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения, на занятиях лепкой, в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, упорство, аккуратность и др.Особая ценность занятий заключается в том, что имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. В отличие от типовой программы, настоящая программа и оригинальна тем, что затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с народным творчеством. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок из теста делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.
1.3. Актуальность.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев и кистей рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга - у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков «ручной умелости». Развитию навыков «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе; помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время. Почему именно тесто? Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен, он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Тестопластика - лепка изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Техника лепки проста. Ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука и вода. Еще одной специфической чертой занятии по тестопластике является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
1.4. Педагогическая целесообразность.
В создании данной программы педагогическая целесообразность в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, творческих способностей, фантазии, внимания, воображения, логического и образного мышления. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из соленого теста, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Программа основана на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребенка, реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает и индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка.
1.5. Цель и задачи программы.
Основная цель Программы - создание условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход; содействие развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через занятия тестопластикой. Задачи программы Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
• Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
• Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
• Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с соленым тестом. Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если пропустить определенный этап в освоении, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. О простого задания - к сложному.
3. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
1.6. Отличительные особенности.
Соленое тесто как искусство, ремесло не такое новое, как может показаться на первый взгляд. На страницах книг по древней истории упоминаются поделки из теста. С древних времен считалось, что поделки из соленого теста, находящиеся в доме - это символ богатства и благополучия в семье. Заняться с детьми изготовлением изделий из соленого теста меня побудило то, что по сравнению с пластилином, соленое тесто - приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления - не липнет к рукам и очень пластично. Поэтому кусок теплого, мягкого теста можно доверить любому ребенку. Программа “Тестопластика” включает занятия по тестопластике с использованием различного дополнительного (природного, бросового) материала, которые направлены на развитие у дошкольников творчества.
1.7. Возраст обучающихся.
Дети младшего возраста. Возрастные особенности детей 3-4 лет таковы, что ведущим видом деятельности ребёнка в этом возрасте является игра. Те занятия, которые проводятся с детьми, обязательно должны обыгрываться. Общение со взрослым в этом возрасте носит познавательный характер, ребёнку очень важно, чтобы взрослый нёс какую-то информацию. Он является центральной фигурой в жизни ребёнка в этот период. Ребёнок пытается подражать ему, и малышу очень важно, чтобы взрослый признавал его. В этом возрасте у ребёнка начинает формироваться самооценка. Сформируется она только к семи годам, а в возрасте 3-4 лет ребёнок ещё не совсем адекватно оценивает себя и свои способности. В возрасте от трех до четырёх лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движения руки по предмету определяют движения глаз). Зрительное восприятие становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Формируется умение рассматривать предметы. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать. В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет тем самым его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий по изучению свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявлению связей и действий с ними малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами.
Развивающие занятия для этого возраста включают обучение ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, умению использовать условные заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи). Для успешного освоения этих навыков, а также для того, чтобы задания соответствовали особенностям данного возраста, их необходимо включать в доступные и интересные ребенку виды деятельности, например, лепка.
1.8. Сроки реализации Программы
Программа «Тестопластика» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Занятия по программе «Тестопластика» посещают дети по запросам родителей.
1.9. Формы проведения и режим занятий
Формы организации занятий различны (индивидуальная, групповая, фронтальная).Методы, используемые на занятиях:
1. Наглядные: - рассматривание образцов; - демонстрация иллюстраций по теме занятия; - наблюдение; - работа по образцу; - показ педагогом приемов исполнения.
2. Словесные: - чтение художественной литературы; - беседы; - объяснение и обсуждение хода работы.
3. Практические: - индивидуальная работа с детьми; - совместная деятельность взрослого и детей; - опора на личный опыт детей. - оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию детей.
Формы проведения занятий: беседа, викторина, галерея, выставка, встреча с интересными людьми, занятие-игра, конкурс, мастер-класс, путешествие, сказка, ярмарка и др. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, с сентября по май. Продолжительность занятий: не более 15 минут - в младшей группе. Совместное творчество детей и родителей способствует взаимному обучению и взаимопониманию детей и родителей
Работа с родителями предполагает: папки-раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер-классы, анкетирование, семинары- практикумы. Работа с педагогами предусматривает беседы, консультации, семинары- практикумы, советы.
1.10. Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
1.11.Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду; - составление фотоальбома лучших работ; - участие в городских конкурсах художественной направленности; - презентация детских работ родителям, сотрудникам; - творческий отчет воспитателя - руководителя кружка на педсовете;
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Материально-технические условия
Занятия проводятся в группе с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий имеются столы и стулья, соответствующие росту детей. В группе имеются магнитофон, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, игровые тематические уголки. Часть площади свободна от мебели для подвижных игр. В уголке творчества на группе имеются: - соленое тесто (неокрашенное и цветное); - гуашь, акварельные краски; - клеенки для лепки; - стеки, зубочистки; - формочки для выпекания, трафареты, шаблоны; - скалки; - чесночница (пресс для чеснока); - подборка из природного материала (семена, крупы, косточки, орехи, перец черный горошком, гвоздика, листья, цветы, ветки и др.); - подборка из бросового материала (остатки цветных ниток, пуговицы, фольга, пайетки, бусины, колпачки от фломастеров и ручек, стержни от шариковых ручек и др);- цветной картон; - влажные салфетки; - пищевые красители; - клей ПВА; - кисти для рисования и клеевые; - емкости для воды (мисочки, баночки); - тарелочки для дополнительного материала.
2.2. Требования к педагогическим работникам
Педагог, работающий по Программе «Тестопластика» должен уметь: - организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно- манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей; - организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников; - использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми программы; - выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. Педагог, работающий по Программе «Тестопластика» должен знать: - специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста; - основные принципы психологических подходов в работе с детьми; - общие закономерности развития ребенка в дошкольном детстве; - особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте; Педагог должен понимать высокую ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей. Уметь проявлять терпение, быть доброжелательным и беспристрастным, понимать возможности каждого ребенка. Следить за собственной культурой речи, поведения и общения. Следить за изменениями в культуре для детей (книги, фильмы, игрушки и пр.). Педагог должен пройти инструктаж по охране жизни и здоровья детей, иметь медицинское заключение о допуске к работе с детьми дошкольного возраста.
3. Учебный план
№ | Модуль | Кол-во занятий | Длительность занятий в мин | Кол-во занятий в месяц | Кол-во часов в год | Кол-во занятий в год |
1 | Тестопластика для детей 3-4лет | 2 | 15 | 8 | 18 | 72 |
3.1. Рабочая программа модуля «Тестопластика» для детей 3-4 лет
- Пояснительная записка
Методы и приемы учебного модуля «Тестопластика» направлены на развитие ребенка. Лепка из соленого теста развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок. Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Работа с тестом дает простор детской фантазии. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета. Он не просто рассматривает его - он осязает его своими руками. А чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии, тем отчетливее становится впечатление. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
- Содержание Программы
Программа ориентирована на развитие у детей творческих способностей через занятия тестопластикой. Она предусматривает самостоятельность и активность малышей в данном виде деятельности. Программа направлена на создание у детей младшего возраста интереса к лепке из соленого теста, ознакомление со свойствами данного материала. Формировать умение лепить из теста простейшие формы (шар, цилиндр) и преобразовывать их в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо) при создании поделки. Создавая выразительные и оригинальные образы из соленого теста из 2-3 деталей передавать пропорции и размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали с помощью воды.
- Перспективное планирование модуля «Тестопластика» для детей 3-4 лет
Тема занятий | Програмное содержание | Материал |
Сентябрь | ||
1. Лепка «Вот так тесто!» | Познакомить детей с тестом, его свойствами, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к работе с тестом | Соленое тесто, клеенки, влажные салфетки, стеки,скалки, колпачки от ручек и фломастеров |
2. Лепка «Червячки для цыплят» | Формировать умение отщипывать от целого куска теста небольшие комочки, раскатывать их в ладонях прямыми движениями; развивать мелкую моторику рук, внимание; воспитывать аккуратность, желание лепить. | Соленое цветное тесто, клеенки, влажные салфетки, цыплята |
3. Лепка «Цветные карандаши для кукол» | Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания теста прямыми движениями ладоней, закреплять название цветов; развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность | Цветное тесто, клеенки, влажные салфетки, куклы |
4. Лепка «Бублики - баранки» | Закреплять умение раскатывать тесто прямыми движениями ладоней; формировать умение свертывать палочку в кольцо, соединяя концы, плотно прижимая их друг к другу; развивать глазомер, мелкую моторику; воспитывать интерес к работе. | Соленое тесто, клеенки, хлебобулочные изделия (баранки, сушки), влажные салфетки |
5 .Раскрашивание «Бублики - баранки» | Формировать умение раскрашивать вылепленное изделие, продолжать формировать навыки работы с гуашью; развивать эстетическое восприятие; воспитывать чувство удовлетворения от того, что работа доведена до конца. | Вылепленные бублики- баранки, гуашь желтого цвета, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки. |
6. Лепка «Яблочки» | Формировать умение лепить из целого куска теста предметы округлой формы, раскатывая тесто между ладонями круговыми движениями; оформлять поделку гвоздикой, листиком (зел. тесто); развивать наблюдательность, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, самостоятельность | Цветное тесто (красное, зеленое), клеенки, влажные салфетки,гвоздика, яблоко (муляж) |
7. Лепка «Ягодки» | Продолжать формировать умение отщипывать от целого куска теста небольшие комочки, раскатывать их круговыми движениями между ладонями; развивать наблюдательность, мелку моторику рук; воспитывать интерес к работе с соленым тестом. | Соленое тесто, клеенки, влажные салфетки, тарелочки, картинки из серии «Ягоды» |
8 .Раскрашивание «Ягодки» | Продолжать формировать навыки раскрашивания готовых поделок, закреплять умение пользоваться гуашью; развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук; воспитывать трудолюбие в работе. | Вылепленные ягодки, гуашь красного цвета, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки. |
Октябрь | ||
1. Лепка «Колобок - румяный бок» | Продолжать закреплять умение лепить из целого куска теста предметы округлой формы, использовать дополнительный материал для создания выразительного образа (для глаз перец, для носа горох), рисовать стекой рот; развивать согласованность в работе обеих рук, чувство формы, творчество, мелкую моторику; воспитывать желание создавать знакомый образ сказочного персонажа. | Цветное тесто (желтое), клеенки, стеки, влажные салфетки, перец горошком, горох, колобок (игрушка) |
2. Лепка коллективная «Ветка рябины» | Закреплять навыки лепки: отщипывание от целого куска теста, раскатывание круговыми движениями, сплющивание; познакомить со способом примазывания теста к основе, предварительно смачивая тесто водой; развивать мелкую моторику, ручную умелость; воспитывать самостоятельность | Цветное тесто (оранж.), клеенки, кисти клеевые, мисочки с водой, картон (формат А4) с нарисованными листьями рябины, влажные салфетки, ветка рябины |
3. Лепка «Падают, падают листья...» | Формировать умение создавать образ дерева из соленого теста на картонной основе, используя полученные ранее навыки лепки, продолжать знакомить со способом примазывания теста к основе, предварительно смачивая тесто водой; развивать наблюдательность, память, чувство ритма, мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, любовь и бережное отношение к природе. | Цветное тесто (желтое, оранжевое), листы картона А5 светлосерых тонов с нарисованным деревом (на каждого ребенка), клеенки, мисочки с водой, кисти клеевые, влажные салфетки, картинки из серии «Деревья осенью» |
4. Лепка «Прянички для трех медведей» | Закреплять навыки лепки из соленого теста предметов округлой формы, формировать умение сплющивать шар, сдавливая его между ладонями и украшать полученную лепешку, выдавливая круги и точки; развивать чувство ритма, фантазию, мелкую моторику рук; воспитывать желание помочь | Соленое тесто, клеенки, колпачки от фломастеров, стержни от ручек, влажные салфетки, три медведя (игрушки). |
5 .Раскрашивание «Прянички для трех медведей» | Закреплять навыки работы с гуашью, умение раскрашивать вылепленное изделие; развивать эстетический вкус, мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе. | Вылепленные прянички, гуашь коричневого, желтого цвета, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки. |
6. Лепка «Солнышко - колоколнышко» | Продолжать закреплять полученные навыки работы с соленым тестом (раскатывать целый кусок теста круговыми движениями ладоней и сплющивать его, отщипывать от целого куска теста небольшие кусочки и скатывать их прямыми движениями ладоней), готовые детали смачивать водой и прикреплять к картонной основе (тучке), использовать дополнительный материал (перец - глазки, нос - горох, красное тесто - рот; развивать мелкую моторику рук, наблюдательность, внимание; воспитывать желание лепить из теста. | Цветное соленое тесто (желтое для солнышка и немного красного для ротика), клеенки, картон голубого цвета в форме тучки из листа формата Уг А5 (на каждого ребенка), тарелочки с перцем и горохом, мисочки с водой, кисточки клеевые, влажные салфетки, иллюстрация солнышка |
7. Лепка «Гусеница» | Формировать умение создавать образ гусеницы из соленого теста, используя полученные ранее навыки лепки (раскатывание кусочка теста в шар и сплющивание его - листик; отщипывание от целого куска теста небольших комочков и скатывание их в шарики разной величины: от большого к маленькому; соединять детали поделки с помощью воды), использовать дополнительный материал для создания выразительного образа (гвоздика - рожки, перец - глазки); развивать наблюдательность, чувство формы, мелкую моторику рук; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. | Соленое тесто, клеенки, мисочки с водой, кисти клеевые, тарелочки с гвоздикой и перцем горошком, влажные салфетки; картинка гусеницы |
8 .Раскрашивание «Гусеница» | Продолжать формировать умение раскрашивать вылепленное изделие, закреплять навыки работы с гуашью; развивать мелкую моторику рук, чувство цвета; воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. | Вылепленные гусеницы, гуашь желтого и зеленого цвета, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки |
Ноябрь | ||
1. Лепка «Тарелочки» | Формировать умение лепить широкую невысокую посуду из теста в определенной последовательности (скатывать шар , расплющивать его в диск, оттягивать края вверх); развивать наблюдательность, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к работе с тестом | Соленое тесто, клеенки, влажные салфетки, образцы вылепленных и расписанных тарелочек, декоративные тарелки. |
2.Роспись тарелочек | Формировать умение наносить узор на вылепленное изделие, закреплять навыки работы кистью, название цветов; развивать чувство ритма, эстетический вкус, творчество, мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе | Вылепленные тарелочки, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой, образцы готовых тарелочек, расписные декоративные тарелки |
3. Лепка «Грибочки на полянке» | Формировать умение лепить грибы из теста, используя полученные ранее навыки лепки (скатывание шариков, сплющивание их в диски - шляпка, полянка, скатывание столбика - ножка), соединять детали с помощью воды; развивать мелкую моторику, внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к природе, интерес к лепке из теста. | Цветное тесто, клеенки, мисочки с водой, кисти клеевые, влажные салфетки, грибы (муляжи) |
4. Лепка «Домик для Смешариков» | Познакомить со способом создания поделки раскатывая столбики, смачивая водой и прикрепляя к шаблону; развивать мелкую моторику, внимание, согласованность в работе обеих рук; воспитывать аккуратность, желание помогать | Цветное тесто (голубое, розовое), клеенки, кисти клеевые, мисочки с водой, шаблон домика (формат '/• А5 на каждого ребенка), влажные салфетки, фигурки Смешариков |
5. Лепка «Бусы для мамы» | Продолжать формировать умение лепить из соленого теста, делать бусины из соленого теста способом раскатывания шаров и протыкать их палочками - для получения отверстия; развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику; воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Соленое тесто, клеенки, палочки для проделывания отверстий, влажные салфетки, бусы из круглых бусин. |
6.Раскрашивание «Бусы для мамы» | Формировать умение расписывать бусины краской, закреплять название цветов; развивать чувство цвета, эстетический вкус, мелкую моторику; воспитывать желание доставлять радость близким. | Вылепленные бусины, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки, тесьма для нанизывания бусин. |
7. Лепка «Улитка - длинные рожки» | Формировать умение создавать в лепке из соленого теста образ улитки известными способами лепки (раскатывать кусок теста в длинный столбик и скручивать его), использовать дополнительный материал; развивать мелкую моторику рук, наблюдательность; воспитывать интерес и любовь ко всему живому. | Соленое тесто, клеенки, тарелочки с перцем (для глаз), гвоздикой (для рожек), улитка (игрушка) |
8 .Раскрашивание «Улитка - длинные рожки» | Продолжать формировать умение раскрашивать вылепленную поделку, закреплять навыки работы краской; развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе | Вылепленные изделия, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки |
Декабрь | ||
1. Лепка «Фигурки из формочек» | Познакомить со способом лепки с помощью формочек, предварительно раскатывая тесто скалкой до нужной толщины и смачивая формочки водой; развивать ручную умелость, творчество, внимание; воспитывать желание работать с соленым тестом. | Соленое тесто, клеенки, скалки, формочки для лепки, мисочки с водой, влажные салфетки. |
2 .Раскрашивание «Фигурки из формочек» | Продолжать формировать умение раскрашивать вылепленные из теста поделки, закрепляя навыки работы с краской; развивать мелкую моторику, внимание, творчество; воспитывать умение работать аккуратно. | Вылепленные фигурки, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки |
3 Лепка «Новогодняя елочка» | Продолжать формировать умение создавать рельефную работу из соленого теста, применяя знакомые способы лепки; развивать мелкую моторику, умение выполнять работу последовательно, аккуратно; воспитывать усидчивость, терпение при работе с тестом. | Цветное тесто (зеленое, коричневое), клеенки, мисочки с водой, кисти клеевые, картон светлых тонов (формат /'2 А5 на каждого ребенка), влажные салфетки, картинки с изображением новогодней елки. |
4. Лепка «Украшение на новогодней елочке» | Закреплять навыки лепки из соленого теста при завершении работы по созданию знакомого образа; развивать мелкую моторику, чувства цвета, ритма, творчество; воспитывать самостоятельность в выполнении работы | Рельефные работы предыдущего занятия, цветное тесто (желтое, красное, голубое), клеенки, мисочки с водой, кисти клеевые, влажные салфетки |
5. Лепка«Новогодние игрушки» | Формировать умение лепить елочные Цветное тесто,игрушки из соленого теста, используя сочетание разных приемов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание; развивать чувство формы, пропорций, внимание, мелкую моторику, фантазию; воспитывать желание слепить украшение для новогодней елочки | клеенки, стеки, колпачки от фломастеров, стержни от ручек, пуговицы, влажные салфетки, готовые образцы |
6. Лепка «Снежинки - пушинки» | Закрепить навыки раскатывания соленого теста прямыми движениями ладоней, формировать умение выкладывать получившиеся жгутики в форме снежинок, составляя целое из частей; развивать мелкую моторику рук, аккуратность, внимание, точность, наблюдательность, согласованность в работе обеих рук; воспитывать интерес к неживой природе. | Соленое тесто (белое), клеенки, картон голубого, синего или фиолетового цвета в форме круга диаметр 8 см (на каждого ребенка), мисочки с водой, кисти клеевые, влажные салфетки, крупные изображения (рисунки) снежинок |
7. Лепка коллективная «Елочка» | Познакомить со способом создания знакомого образа, применяя полученные навыки лепки, формировать умение использовать в работе стеку; развивать мелкую моторику, ручную умелость, внимание, наблюдательность, чувство формы; воспитывать желание создавать коллективную работу, доброжелательные отношения к сверстникам | Цветное тесто (зеленое, желтое, голубое, красное), клеенки, кисти клеевые, мисочки с водой, стеки, влажные салфетки |
8. Лепка «Угощение для зверят» | Учить лепить угощение из соленого теста, используя освоенные способы лепки и приемы оформления поделок; развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, фантазию; воспитывать самостоятельность в работе, желание доставлять радость. | Цветное тесто, клеенки, стеки, колпачки от фломастеров, влажные салфетки, вылепленные образцы. |
Январь | ||
1. Лепка«Снеговик» | Вырабатывать умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание; развивать мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук, воображение, мышление, чувство формы; воспитыватьсамостоятельность | Цветное тесто (голубое или белое),клеенки, картон синего или фиолетового цвета формата А5 на каждого ребенка, мисочки с водой, кисти клеевые, влажные салфетки, картинка «Снеговик» |
2. Лепка «Мы слепили снеговиков» (объемные) | Формировать умение лепить из соленого теста предметы, состоящие из нескольких частей, соединяя их между собой с помощью воды; развивать мелкую моторику рук, наблюдательность, память, ручную умелость, фантазию; воспитывать самостоятельность в работе, интерес к лепке из соленого теста. | Цветное тесто (белое или голубое), клеенки, мисочки с водой, кисти клеевые, крупа (для глаз), пробки, крышечки (для шляп), веточки (для метелок), влажные салфетки, снеговик (игрушка). |
3. Лепка коллективная «Зимний лес» | Формировать умение создавать образы зимних деревьев, раскатывая столбики и выкладывая их в форме веточек; развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук; воспитывать желание создавать коллективную работу, любовь и бережное отношение к природе. | Соленое тесто (белое), клеенки, мисочки с водой, клеевые кисти, лист картона синего или фиолетового цвета, картинки с изображением деревьев |
4. Лепка «Домик» | Продолжать навыки лепки (отщипывание, раскатывание колбасок, приклеивание на основу с помощью воды) для создания поделки; развивать мелкую моторику, чувство формы, внимание, наблюдательность; воспитывать самостоятельность | Соленое тесто, клеенки, мисочки с водой, клеевые кисти, картон формат V 2 А5 с нарисованным силуэтом домика, влажные салфетки |
5 .Раскрашивание «Домик» | Продолжать формировать умение раскрашивать вылепленные из теста поделки, закрепляя навыки работы с краской; развивать мелкую моторику, внимание, творчество, фантазию; воспитывать умение работать аккуратно. | Поделки предыдущего занятия, гуашь (желтая, красная, синяя, зеленая), кисти для рисования, баночки с водой, салфетки. |
6. Лепка «Сказочный домик» | Познакомить со способом облепливания готовой формы раскатанными и сплющенными комочками соленого теста; развивать мелкую моторику, внимание; воспитывать усидчивость, терпение, интерес к работе | Цветное тесто, клеенки,мисочки с водой, клеевые кисти, стаканчики из-под йогурта, клей ПВА, картинки с изображением сказочных домиков |
Февраль | ||
1 .Лепка «Валентинка» | Продолжать формировать лепить с помощью формочек, закреплять навыки раскатывания круглой формы и сплющивания; развивать мелкую моторику, наблюдательность, ручную умелость; воспитывать интерес к работе с тестом, самостоятельность | Цветное тесто (розовое), формочки в виде сердечка, клеенки, стержни от ручек, колпачки от фломастеров, влажные салфетки |
2. Лепка «Подарок для папы. Самолет» | Формировать умение создавать поделку из соленого теста путем раскатывания его в столбик, делить на части с помощью стеки, соединять детали, налепляя друг на друга с помощью воды; развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы, пропорции; воспитывать желание доставлять радость близким. | Цветное тесто (серое), клеенки, стеки, картон голубой 10x10, клеевые кисти, мисочки с водой, картинки с изображением самолета, самолет (игрушка) |
3. Лепка «Медаль для папы» | Продолжать закреплять полученные навыки лепки при создании поделки (раскатывание теста круговыми движениями, сплющивание); развивать мелкую моторику, ручную умелость, творчество, чувства ритма, формы; воспитывать любовь к близким, желание доставлять им радость | Цветное тесто (голубое, зеленое), клеенки, макароны из серии «Транспорт», пайетки- звездочки, кисти клеевые, мисочки с водой, влажные салфетки |
4. Лепка «Сосульки» | Познакомить со способом раскатывания теста в конусовидную форму (капелька); развивать мелкую моторику, ручную умелость, внимание, наблюдательность; воспитывать интерес к неживой природе | Соленое тесто, клеенки, стержни от ручек (для проделывания отверстий), влажные салфетки, картинка «Сосульки на крыше» |
5 .Раскрашивание «Сосульки» | Продолжать совершенствовать умение раскрашивать вылепленные изделия, закреплять навыки работы с краской; развивать мелкую моторику, память, внимание; воспитывать умение работать аккуратно | Поделки предыдущего занятия, гуашь голубая, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки |
6. Лепка «Морковки для зайчат» | Продолжать знакомить со способом лепки предметов конусовидной формы; развивать мелкую моторику, наблюдательность, ручную умелость; воспитывать любовь к животным, желание оказывать помощь | Соленое тесто, клеенки, стеки, мисочки с водой, клеевые кисти, влажные салфетки, морковка (муляж), зайчата (игрушки) |
7.Раскрашивание «Морковки для зайчат» | Продолжать совершенствовать умение раскрашивать вылепленные изделия, закреплять навыки работы с краской; развивать мелкую моторику, память, внимание; воспитывать умение работать аккуратно | Вылепленные поделки, гуашь оранжевого и зеленого цвета, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки, зайчата (игрушки) |
8. Лепка «Кулоны для мамы» | Познакомить с изготовлением из соленого теста кулона из простой формы, украшая всю поверхность предмета; развивать чувство композиции, пропорций, чувство ритма, творчество, мелкую моторику; воспитывать самостоятельность в выполнении работы, желание доставлять радость близким | Цветное тесто (розовое, желтое), клеенки, клеевые кисти, мисочки с водой, бусины, ракушки, пуговицы, рожки и др. (для украшения), ленточки, готовые образцы кулонов, влажные салфетки |
Март | ||
1. Лепка коллективная «Цветы в вазе» | Познакомить со способом лепки цветов из соленого теста, используя полученные навыки, формировать умение использовать в работе стеку; развивать творчество, чувство цвета, мелкую моторику, наблюдательность, внимание; воспитывать желание создавать коллективную работу, любовь и бережное отношение к природе | Цветное тесто, клеенки, клеевые кисти, мисочки с водой, стеки, лист картона с наклеенной из теста вазой, влажные салфетки, картинка с изображением цветов в вазе |
2. Лепка «Ежик» | Продолжать формировать умение лепить из соленого теста конусообразную форму, передавая образ знакомого животного; развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику, творчество; воспитывать интерес к живой природе | Цветное тесто (серое), клеенки, перец горошком (для носа и глаз), семечки (для колючек), ежик(игрушка) |
3. Лепка «На деревьях распустились листочки» | Продолжать формировать умение создавать из соленого теста рельефное изображение, отщипывая от целого куска теста небольшие комочки, скатывать и сплющивать их; развивать мелкую моторику, наблюдательность, внимание; воспитывать самостоятельность в выполнении работы, интерес и бережное отношение к природе | Соленое тесто, клеенки, картон формата А5 с нарисованным деревом, наброском солнышка и тучки, клеевые кисти, мисочки с водой, влажные салфетки, картинки из серии «Весна», «Деревья весной» |
4.Раскрашивание «На деревьях распустились листочки» | Закреплять навыки раскрашивания рельефной работы, совершенствуя умение работать с краской; развивать чувство цвета, память, наблюдательность, терпение, мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе. | Работы предыдущего занятия, гуашь зеленого, желтого и синего цветов, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки |
5. Лепка «Черепашка» | Совершенствовать навыки лепки из соленого теста при создании поделки: скатывать тесто прямыми и кругообразными движениями, сплющивать шарообразную форму; развивать мелкую моторику, наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к миру животных, интерес к лепке из соленого теста | Соленое тесто, клеенки, перец горошком (для глаз), колпачки от фломастеров, черепашка (игрушка), влажные салфетки |
6.Раскрашивание «Черепашка» | Закреплять умение раскрашивать вылепленное изделие; развивать мелкую моторику, чувство цвета, творчество; воспитывать аккуратность, интерес к работе | Вылепленные поделки, гуашь желтая и зеленая, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки |
7. Лепка «Рыбка» | Формировать умение создавать из соленого теста сказочный образ рыбки, применяя освоенные навыки лепки, добиваясь выразительности с помощью дополнительного материала; развивать творчество, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к работе с слоеным тестом | Цветное тесто, клеенки, стеки, бусины, семечки, косточки и др., колпачки от фломастеров, зубочистки, картинки с изображением сказочных рыбок, рыбка (игрушка), влажные салфетки |
8. Лепка «Распустился красивый цветок» | Продолжать формировать умение создавать из соленого теста рельефные изображения знакомых предметов, применяя в работе полученные навыки; развивать наблюдательность, мелкую моторику, чувство формы, цвета, пропорции; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к лепке из соленого теста | Цветное тесто (синее, желтое, зеленое), клеенки, клеевые кисти, мисочки с водой, картон черного цвета формата Уг А5 (на каждого ребенка), влажные салфетки, картинки из серии «Цветы» |
Апрель | ||
1 .Лепка «Звездное небо» | Закреплять полученные навыки лепки при создании поделки; развивать мелкую моторику, ручную умелость, творчество, чувство композиции, внимание; воспитывать самостоятельность в выполнении работы | Цветное тесто (голубое или синее), клеенки, макароны из серии «Космос», пайетки- звезды, кисти клеевые, мисочки с водой, влажные салфетки |
2. Лепка «Мостик через ручеек» | Формировать умение создавать из соленого теста композицию, моделировать мостик из 3-4 бревнышек; развивать чувство формы и величины (длины), способности к композиции, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность в работе | Цветное тесто (желтое или коричневое), клеенки, клеевые кисти, мисочки с водой, картон формата /'2 А5 зеленого цвета (на каждого ребенка), картинка с изображением мостика |
3. Лепка «Мышка - норушка» | Закреплять умение лепить из соленого теста конусообразную форму для создания знакомого образа; развивать мелкую моторику, наблюдательность, ручную умелость, чувство формы; воспитывать самостоятельность в выполнении работы, интерес и бережное отношении к миру животных | Цветное тесто (серое), клеенки, перец горошком (для носа и глаз), косточки сливовые или семечки арбузные (для ушек), веревочки (для хвостика), стержни от ручек, влажные салфетки, мышка (игрушка) |
4. Лепка «Бабочка» | Познакомить со способом создания из соленого теста знакомого образа, применяя освоенные ранее навыки лепки; развивать творчество, наблюдательность, внимание, мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, любовь и бережное отношение к природе | Соленое тесто, клеенки, перец горошком (для глаз), картон в форме цветка (на каждого ребенка), клеевые кисти, мисочки с водой, картинки из серии «Бабочки», бабочка (игрушка) |
5 .Раскрашивание «Бабочка» | Продолжать совершенствовать навыки раскрашивания вылепленных изделий, закреплять навыки работы с краской; развивать чувство цвета, творчество, наблюдательность, память; воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе | Вылепленные поделки, гуашь разного цвета, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки, картинки из серии «Бабочки» |
6. Лепка «Клумба с цветами» | Продолжать знакомить со способами лепки цветов из соленого теста с помощью стеки; развивать мелкую моторику, наблюдательность, творчество, внимание, память, фантазию; воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке | Цветное тесто, клеенки, стеки, клеевые кисти, мисочки с водой, картон в форме круга диаметром 15 см зеленого цвета (на каждого ребенка), стеки, картинки из серии «Цветы», влажные салфетки. |
7. Лепка «Торт для кукол» | Познакомить со способом лепки из соленого теста угощения для кукол, украшая простые по форме предметы налепами с помощью воды; развивать чувство композиции, пропорции, формы, мелкую моторику, фантазию, согласованность в работе обеих рук; воспитывать желание доставить радость другим. | Соленое тесто, клеенки, клеевые кисти, мисочки с водой, стеки, готовые образцы, влажные салфетки |
8 .Раскрашивание «Торт для кукол» | Продолжать совершенствовать навыки раскрашивания вылепленных изделий, закреплять навыки работы с краской; развивать чувство цвета, творчество, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, интерес к работе | Вылепленные поделки, гуашь разного цвета, кисти для рисования, баночки с водой, салфетки |
Май | ||
1 .Лепка «Золотой подсолнух» | Продолжать формировать умение лепить из соленого теста цветы с использованием дополнительного материала; развивать мелкую моторику, ручную умелость, наблюдательность, внимание; воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе. | Соленое тесто, клеенки,картон формата А5 (на каждого ребенка), семечки, клеевые кисти, мисочки с водой, стеки, картинки с изображением подсолнуха, цветок подсолнуха, влажные салфетки |
2 .Раскрашивание «Золотой подсолнух» | Закреплять навыки раскрашивания вылепленных работ, навыки пользования краской; развивать мелкую моторику, аккуратность в работе; воспитывать самостоятельность, интерес к работе. | Вылепленные рельефные работы, гуашь желтого и зеленого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки. |
3 и 4. Лепка «Цыпленок» | Формировать умение создавать рельефное изображение, применяя полученные умения и навыки; развивать мелкую моторику, творчество, наблюдательность, внимание; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе | Цветное тесто (желтое, красное, зеленое, голубое), клеенки, кисти клеевые, мисочки с водой, зубочистки (для лапок), перец горошком (для глаз), влажные салфетки, цыпленок (игрушка) |
5. Лепка коллективная «Цыплята гуляют на полянке» | Продолжать формировать умение создавать рельефное изображение цыпленка из соленого теста, используя полученные навыки лепки; развивать мелкую моторику, чувство композиции, наблюдательность, внимание, творчество; воспитывать дружелюбные отношения к сверстникам, умение и желание работать коллективно | Цветное тесто (желтое, красное, голубое, зеленое), клеенки, перец горошком (для глаз), стеки, клеевые кисти, мисочки с водой, влажные салфетки, картинки с изображением цыпленка, цыпленок (игрушка) |
6, 7 и 8. Лепка «Божья коровка на лужайке с цветами» | Познакомить со способом создания объемной композиции из соленого теста, используя полученные навыки лепки и раскрашивания готовых изделий; развивать мелкую моторику, чувства композиции, пропорции, формы, цвета, творчество; воспитывать аккуратность,самостоятельность, интерес к работе. | Соленое тесто, клеенки, скорлупа грецкого ореха, круглые пластмассовые формы- основы (крышки), клеевые кисти, мисочки с водой, перец, горошком, стеки, влажные салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки. |
4. Календарный учебный график
4.1. Календарный учебный график модуля «Тестопластика»
дети 3-4 лет
Месяц | Количество занятий | Время |
Сентябрь | 8 | 2ч |
Октябрь | 8 | 2ч |
Ноябрь | 8 | 2ч |
Декабрь | 8 | 2ч |
Январь | 8 | 2ч |
Февраль | 8 | 2ч |
Март | 8 | 2ч |
Апрель | 8 | 2ч |
Май | 8 | 2ч |
Итого за год | 72 | 18ч |
5. Оценочные и методические материалы
5.1. Методические материалы
При организации образовательного процесса все педагогические приемы, методы работы должны учитывать тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребенка к саморазвитию. Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. Для того, чтобы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу корректно ставить цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения заданий. Дети обеспечиваются необходимыми инструментами и материалами. Для этого в дополнительной программе «Волшебное тесто» используются не только методические, но дидактические материалы. Дидактические материалы: коллективные работы; готовые образцы; картинки по временам года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; картинки из серии «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Зимние забавы», «Насекомые», «Птицы», «Животные», муляжи овощей, фруктов, грибов; наборы игрушек для обследования Дидактические игры: «Кто где живет?», «Найди половинку», «Когда это бывает?», «Времена года», «Предметы вокруг нас» Развивающие игры: «Собери фигуру», кубики «Собери картинку», загадки, пальчиковые игры Видео-, аудио материалы: классические музыкальные произведения П.П. Чайковского, музыкальные произведения к сказкам, детские музыкальные произведения, видеотека мультимедийных презентаций.
Методические материалы (научная, специальная, методическая литература): - И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировка и скульптуры из природного материала» - М.: Издательский дом «Карапуз», 2009, 160с.; - Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада» - М.: Мозаика - Синтез, 2010, 96 с.; - И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа» - М.: «Карапуз- дидактика», 2007, 202с. - И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа» - М.: «Карапуз- дидактика», 2009, 144с.
- Интернет-ресурсы Материалы и инструменты: - соленое тесто; - гуашь, акварельные краски; - клеенки, доски для лепки; - стеки, зубочистки; - формочки для выпекания, трафареты, шаблоны; - скалки; - чесночница (пресс для чеснока); - подборка из природного материала (семена, крупы, косточки, орехи, перец черный горошком, гвоздика, листья, цветы, ветки и др.); - подборка из бросового материала (остатки цветных ниток, пуговицы, фольга, пайетки, бусины, колпачки от фломастеров и ручек, стержни от шариковых ручек и др); - цветной картон; - влажные салфетки; - пищевые красители; - клей ИВА; - кисти для рисования и клеевые; - емкости для воды (мисочки, баночки); - тарелочки для дополнительного материала
5.2. Методы и приемы оценивания
Для успешного отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы возможно использование педагогического наблюдения и педагогический анализ выполненных работ. Для отслеживания результативности используется методы диагностики определения творческой индивидуальности детей, разработанные на базе системного подхода, многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста и включают в себя следующие критерии
№ | Ф.И ребенка | Умение принять цель | Сформированность умений и навыков | Творческий характер деятельности | Результат и самостоятельность в достижении цели | Умение выбрать материал | % |
Уровень творческой индивидуальности определяется по критериям и оценивается в баллах: 1 балл - низкий уровень; 2 балла - средний уровень; Збалла - высокий уровень.
Низкий уровень: Отказ от деятельности, результат не достигнут или очень низкого качества, отсутствует самостоятельность. Средний уровень: Проявляется самостоятельность, результат высокий, но без элементов новизны, недостаточные умения. Высокий уровень: Проявляется самостоятельность, развитые умения, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны. Результаты фиксируются в таблицу на начало учебного года и конец учебного года. Подсчитываются проценты по каждому респонденту и выводится общий процент по группе. Построив диаграмму можно проследить динамику роста творческого развития детей.
6. Список литературы
И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировка и скульптуры из природного материала» - М.: Издательский дом «Карапуз», 2009, 160с.;
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада» - М.: Мозаика - Синтез, 2010, 96 с.;
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа» - М.: «Карапуз- дидактика», 2007, 202с.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа» - М.: «Карапуз- дидактика», 2009, 144с.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....
Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"
В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные виды продуктивной деятельности, в частности работа с...
Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»
Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...
Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.
Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...