КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ТАЙНА ЧУВАШСКИХ УЗОРОВ»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица. Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, недаром Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свою культуру, фольклор, народные ремёсла.
Художественно-образное начало изделий чувашских мастеров вызывает у детей нравственно-эстетическое переживание в виде духовных ценностей, помогает осмыслить своеобразие и миропонимание своего народа. И все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций взрослого. В настоящее время в современной молодёжной среде происходит утрата интереса к своему национальному прошлому, к своей культуре. Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется духовно- нравственному воспитанию дошкольников. Педагоги знакомят детей с чувашской национальной одеждой и вышивкой, предметами быта, со сказками и мифами чувашского народа. В образовательной деятельности по художественно-творческому развитию (лепка) знакомим детей старшего дошкольного возраста с чувашскими узорами с использованием техники тестопластики. И мы предлагаем познакомиться с данной практикой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_n.p.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Надежда Петровна,
воспитатель
Егорова Кристина Александровна,
воспитатель,
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ
«ТАЙНА ЧУВАШСКИХ УЗОРОВ»
Вид деятельности: изобразительная деятельность - лепка
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
Форма деятельности: мастер-класс
Цель деятельности:
- развивать у детей интерес к чувашскому орнаментальному искусству через художественно-творческую деятельность – лепка.
Задачи образовательной деятельности:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым.
2. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
3. Развивать познавательные умения; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров:
- формировать умение составлять чувашский узор;
- закреплять последовательность работы по лепке из соленого теста;
Развивающие задачи:
- Развивать речь детей и познавательные процессы: воображение, память;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать культуру поведения и аккуратность.
- Воспитывать познавательный интерес и желание составлять узоры по мотивам народного искусства чувашского народа.
Оборудование и материалы: Мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, бумага красного цвета размером формата А4, соленое тесто - 3 цвета (зеленый, желтый, красный), салфетки влажные, доски для лепки, стеки, формы для лепки – квадрата, клеенки, 2 мольберта, магнитики.
Методы и приемы: Художественное слово (рассказ - легенда «Три солнца», разыгрывание музыкальное сопровождение – чувашская мелодия); беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров; рассматривание слайдов; ситуация «Творческая мастерская»; самостоятельная деятельность детей и индивидуальная помощь воспитателя; совместный анализ детских работ; составление выставки чувашских узоров.
Планируемые результаты:
Дети научатся создавать элемент чувашского узора солнца в лепке.
Ход образовательной деятельности:
К детям в гости приходит воспитатель в чувашском национальном костюме. Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! (ответы детей) Меня зовут Кристина Александровна. К нам пришли гости и я предлагаю с ними поздороваться.
Дети:
Воспитатель: Ребята, я сегодня в необычном наряде, посмотрите на мою одежду, и скажите «Какой наряд на мне?»
Дети: Чувашский национальный костюм.
Воспитатель: Да, ребята, верно. Посмотрите, как необычно он украшен, какие интересные и загадочные узоры здесь вышиты. Большинство этих узоров обозначают узор солнца. Ребята, вы знаете, что раньше по чувашской легенде было три солнца?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас расскажу вам легенду о трех солнцах. Поудобнее рассаживайтесь на стулья. (звучит чувашская музыка «Журавушка»)
Давным-давно над Миром светило не одно, а три солнца, которые находились близко к Земле. От этого на Земле было очень жарко и люди не знали ничего о снеге и холоде. Но нашлись люди, которым было очень жарко и они решили убить солнце. Позвали меткого охотника и приказали ему убить стрелой из лука одно солнце. Охотник натянул могучий лук и прицелился, полетела стрела и пронзила небесное светило прямо в сердце. Одно солнце потухло, но жара не спала. И тогда решили убить и второе солнце. Охотник пронзил стрелой и второе солнце. Третье солнце, испугавшись людей, убежало далеко- далеко от Земли, куда уже не могла долететь стрела охотника. Начала холодать и люди испугались, побежали они к старцам за советом. Старцы согласились, и дал им совет: «Везде рисуйте три солнца: на земле, на домах, заборах и в вышивке на одежде. Увидит уцелевшее солнце эти знаки и поймет, что люди просят прощения, возьмет и приплывет к нам поближе...». Поэтому мастерицы стали везде вышивать узор солнца: на одежде, манистах, поясах и на головных уборов: масмак, тухья, хушпу.
Поэтому на наряде вышито много узоров солнца.
(выключается музыка)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась легенда? (ответы детей). Хотите ли вы создать узор солнца? (Ответы детей). А каким способом мы можем это делать? (Ответы детей).
Воспитатель: Прежде чем начать работу, мы с вами вспомним, как чуваши изображали солнце. (Слайд 2)
Солнце чуваши изображали по-разному. Вот так. Чем вам этот узор напоминает солнце?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно, треугольники похожи на лучи солнца, вращающиеся по кругу.
Воспитатель: Вот еще один узор. (Слайд 3) А этот узор похож на солнце, что вам об этом говорит?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, в середине большая фигура и от нее отходят лучи.
Воспитатель: (Слайд 4) Ребята, а вот самый сложный узор солнца. Кто мне скажет, почему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам слепить солнце на бумаге из соленого теста. Посмотрите ребята, заготовка у нас в виде поясного украшения. А какое солнце вы будете лепить, выбирайте сами. Но прежде чем приступить к работе, я вам покажу последовательность выполнения работы. (Слайд 5)
Воспитатель: Сейчас я приглашаю в мастерскую.
(Когда дети лепят, Звучит чувашская музыка «Журавушка»)
После этого дети выполняют узор солнца. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющемуся в работе ребенку. В конце занятия все работы положить на столы.
Воспитатель: Мы с вами сейчас организуем выставку. Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась! (обращается к ребенку) Расскажи о своем солнце, какое оно? Почему ты сделал такое солнце? Узоры солнца у всех разные, но они одинаково всем дарят тепло, добро и солнечный свет.
Воспитатель: Что интересного и нового вы сегодня узнали? Вам понравилось лепить чувашское солнце?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вам трудно было лепить узор солнца?
Дети: Ответы детей. (если скажут, что трудно, то «А в чем же была трудность?», «А как ты ее преодолел?»)
Воспитатель: Когда вы вернетесь домой, кому вы расскажете о сегодняшнем мероприятии? (или о мастер-класс)
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, наша работа в мастерской закончилась и нам пора прощаться с гостями. Спасибо вам ребята за работу!
Литература
- Васильева Л. Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г.- 88с.
- Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Чебоксары : Новое время, 2006. – 104 с.
- Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007 г. – 144 с.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – издание 3-е, исправленное и дополненное - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 541 с.
6.Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой.- Ч.: Чуваш. кн. изд –во, 1995. – 340 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность "Познание" Тема: " Тайны Японского моря"
Работа посвящена углублению знаний о растениях и обитателях Японского моря. Ориентированна на детей подготовительной группы. Работа позволяет формировать представление об экологической защите морских ...
Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему: «Тайна снежинки».
Учить рисовать снежинки (от центра). Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета. Развивать творческое воображение, способность рационально применять различные техники рисования живоп...
Методическая разработка конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Тайны магнита»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: "Тайны магнита" Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуник...
Проектная деятельность на тему:"Тайна моего имени".
Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом дети за...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Тайны Здоровья"
Здоровье - это состояние организма при определённом образе жизни. И для того чтобы наши дети были здоровы, нам необходимо привить ему этот здоровый образ жизни....
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Конспект НОД в средней группе по познавательно - исследовательской деятельности по теме: "Тайны воды"
Конспект НОД в средней группе по познавательно - исследовательской деятельности по теме: "Тайны воды"...