проект "ДАРЫ ПРИРОДЫ"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Розенблюм Алла Ильинична

Познавательно-исследовательский проект

«Волшебница осень»

Вид проекта:   познавательно - исследовательский

Продолжительность:  долгосрочный  (16 сентября- 29 ноября)

Участники проекта: дети старшей  группы.

Основные разработчики воспитатели:

                         Чайкина Татьяна Николаевна,

                      Розенблюм Алла Ильинична.

Актуальность проекта

    Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

   Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Цель: Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Задачи:

  • Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период.
  • Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной).
  • Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
  • Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.
  • Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

 

 

 

 

Предполагаемый результат:

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
  • Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
  • Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.
  • Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
  • Развитие продуктивной деятельности детей.
  • Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
  • Развитие детского творчества.
  • Чтение наизусть стихотворений об осени.
  • Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

 

Технологии обучения:

  • Технология проблемного обучения (проблемные ситуации)
  • Технология  развивающего обучения (практические методы)
  • Технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы)

 

Методы обеспечения:

  • Поисково – исследовательские наблюдения.
  • Игровая деятельность.
  • Беседы (конструктивные).

Формы работы по реализации проекта:

• Художественное слово;

• Просмотр мультфильмов;

• Беседа;

• Рассматривание иллюстраций;

• Дидактическая игра;

• Наблюдение в природе.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – познавательно – исследовательский

3 этап – заключительный

 

 

 

 

 

 

Перспективный план:

Этапы работы:

Содержание:

1 этап - подготовительный

- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий;

- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе).

- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.

- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин…).

2 этап – познавательно – исследовательский

-Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень»

Цель: Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства. Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями

Экскурсия по участку детского сада.   

Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.

-Беседа на тему: «Деревья-наши друзья»

Цель:  формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

-НОД рисование «Осенний лес»

Цель: учить детей создавать осенний пейзаж, изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги. Деревья изображать оттиском собранных листьев.

-НОД аппликация «Осеннее дерево»

Цель: Расширять знания детей о разновидностях деревьев; учить создавать красивый образ осеннего дерева. Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

-НОД лепка "Лесовичёк",

Цель: Формирование у детей умения создавать при помощи пластелина и шишек (природного материала) сказочного персонажа, что развивает фантазию и воображение.

-НОД аппликация "Белка",

Цель: Расширять знания детей о лесных жителях; учить создавать образ белки с помощью крошки из сухих листьев. Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

-НОД аппликация "Мишка",

Цель: Расширять знания детей о лесных жителях; учить создавать аппликацию мишки из кругов на сухом осеннем листе. Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

Чтение художественной литературы.

 

-Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений

- развитие литературной речи;

-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

Пословицы, поговорки, загадки об осени

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»

Е. Благинина «Улетают, улетели»

Л.Толстой «Дуб и орешник»

К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Дидактические игры:

«Времена года»

 Имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для  индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

«Узнай по описанию»,

 Упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках. Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. Воспитывать внимание, наблюдательность, умение действовать в группе

 «С какой ветки детки?»,

 Закреплять знания о листьях и плодах деревьев и кустарников; подбирать их по принадлежности к одному растению.

«Найди дерево по описанию»,

 Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев; клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.

 

Консультация для родителей

«Как провести с ребёнком осенний день»:

 -обратить внимание детей на погоду. Если это солнечный день, то предложите ребенку протянуть ручки к солнышку, ощутить его тепло, напомнив при этом, что осеннее солнышко светит, но мало греет.

-покажите детям многообразие красок золотой осени, познакомьте их "листопадом".

-Соберите опавшие листья. Из них можно изготовить множество интересных поделок. Еще можно набрать в руки листочки, подбрасывать их вверх и смотреть, как они кружатся.

- Поговорите с ребенком о перелетных и зимующих птицах.

- Понаблюдайте за дождем. Сначала на землю падают редкие капли, потом дождь усиливается. Прислушайтесь к тому, как барабанит дождь по крыше, стеклу. Обратите внимание ребенка, что люди взяли зонтики, чтобы не промокнуть. Можете и сами открыть зонтик и пройтись под ним. Когда дождик закончится, посмотрите на дорожки, траву, песок. Что с ними произошло? Они стали мокрыми.

 

Мастер – класс для родителей

"Волшебница осень"

Цель мастер - класса:

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи:

1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми дошкольного возраста через использование рисования на осеннем листе, способствуют развитию познавательных процессов, развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме, развитию образного мышления, развитию зрительной памяти, расширению интеллектуального кругозора.

2. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

3. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

 

3 этап – заключительный

Подготовка и выступления детей на празднике «Праздник осени!»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...