Проект "Умелец да рукоделец" по приобщению детей и родителей к истории и традициям народной культуры в совместной деятельности
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Занятия по данной программе направлены на овладение ребёнком не карандашом, кистью, ножницами, а на овладение собственными руками, так как основной вид деятельности - это лепка, а сопутствующий – роспись готовых изделий.
Так как лепка из глины – это очень трудоёмкий процесс, то здесь маленькому ребёнку необходим помощник, поэтому работа по проекту предполагает сотрудничество с родителями и воспитателями. Ребёнок обязательно должен работать в паре со взрослым, что способствует формированию непринуждённого делового общения между ним и родителем или воспитателем, формирует взаимопонимание, взаимопомощь, взамоподдержку.
Лепка – это осязаемый вид творчества: из комка пластического материала ребёнок может создать бесконечное множество образов, он научится находить свои способы пластической лепки или конструирования, что соответствует требованиям ФГОС.
В лепке игрушек каждый ребёнок может добиться больших успехов, т.к. даже самое неуклюжее на наш взгляд изделие имеет для него большую значимость, ведь оно сделано своими руками. А выставки и создание мини-музея – это очень хорошо закрепит чувство собственной значимости.
Знакомство со старинными народными промыслами поднимает темы большого гражданского содержания, помогает увидеть этнокультурные корни своего народа, красоту окружающего мира.
Отличительные особенности данного проекта заключаются в том, что он не привязан к знакомству с каким-либо одним промыслом или направлением, а включает в себя элементы разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская игрушка, игрушки и сувениры народов Севера, декоративная роспись и синтез различных школ и техник и др. Его реализация позволит развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность воспитанников, побуждать к общению со взрослым в процессе сотворчества, подталкивая к единомышлению, позволит развивать коммуникативные навыки.
Новизна данного проекта определяется учётом возрастных особенностей детей, доступностью теоретического и практического материала, зримыми результатами работы. К тому же, реализация проекта позволяет создавать новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_umelets_da_rukodelets.docx | 53.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением Педагогического совета заведующий МБДОУ
протокол № ___от «25» 01 2020 г. детский сад «Радуга»
_________Синельникова О.В.
Приказ № от 25.01.2018 г.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Модель позитивной
социализации дошкольника в условиях Крайнего Севера»
Проект
«Умелец да рукоделец»
по приобщению детей и родителей к истории и традициям народной культуры в совместной деятельности
Разработчик:
педагог дополнительного образования Меркурьева Е.А.
Тазовский
2019
Пояснительная записка
До наших дней сохранились традиционные промыслы. Народная игрушка - это не только культурное наследие или сувенир для украшения интерьера. Она и сегодня может не просто удивить или обрадовать ребенка, но и тонко воздействовать на душу. Воспитательные возможности игрушки определяются личностью отца, матери или народного мастера - того, кто ее создал и научил обращаться, играть, ценить, мастерить. От игрушки-забавы к игре дети идут вместе с родителями и наставниками. Игрушки и изделия народных промыслов и ремесел формировали представления о числе, геометрической форме, ряде, учили ориентироваться на плоскости и в пространстве. Система воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка была продуманной и разноплановой, воздействовала на все уровни ощущений: тактильной, визуальной и звуковой.
Актуальность проекта
Занятия по данной программе направлены на овладение ребёнком не карандашом, кистью, ножницами, а на овладение собственными руками, так как основной вид деятельности - это лепка, а сопутствующий – роспись готовых изделий.
Так как лепка из глины – это очень трудоёмкий процесс, то здесь маленькому ребёнку необходим помощник, поэтому работа по проекту предполагает сотрудничество с родителями и воспитателями. Ребёнок обязательно должен работать в паре со взрослым, что способствует формированию непринуждённого делового общения между ним и родителем или воспитателем, формирует взаимопонимание, взаимопомощь, взамоподдержку.
Лепка – это осязаемый вид творчества: из комка пластического материала ребёнок может создать бесконечное множество образов, он научится находить свои способы пластической лепки или конструирования, что соответствует требованиям ФГОС.
В лепке игрушек каждый ребёнок может добиться больших успехов, т.к. даже самое неуклюжее на наш взгляд изделие имеет для него большую значимость, ведь оно сделано своими руками. А выставки и создание мини-музея – это очень хорошо закрепит чувство собственной значимости.
Знакомство со старинными народными промыслами поднимает темы большого гражданского содержания, помогает увидеть этнокультурные корни своего народа, красоту окружающего мира.
Отличительные особенности данного проекта заключаются в том, что он не привязан к знакомству с каким-либо одним промыслом или направлением, а включает в себя элементы разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская игрушка, игрушки и сувениры народов Севера, декоративная роспись и синтез различных школ и техник и др. Его реализация позволит развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность воспитанников, побуждать к общению со взрослым в процессе сотворчества, подталкивая к единомышлению, позволит развивать коммуникативные навыки.
Новизна данного проекта определяется учётом возрастных особенностей детей, доступностью теоретического и практического материала, зримыми результатами работы. К тому же, реализация проекта позволяет создавать новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
Вид проекта
- По доминирующей деятельности: творческий, обучающий.
- По количеству участников: групповой – группа не более 12 человек, парный (ребёнок-взрослый).
- По характеру контактов: среди детей средних, старших и подготовительных групп, их родителей и воспитателей.
- По характеру содержания: социальный, т.е. включает ребенка и его семью, детский сад.
- По продолжительности: долгосрочный (3 года).
Проблема, решаемая в рамках реализации проекта
Естественное любопытство, интерес к чему-то новому и необычному развивает в ребенке образность мышления, фантазию, творческое начало. Зарождается любовь к искусству, не говоря уже о пользе лепки в развитии мелкой моторики рук. Экспериментируя с техниками лепки и материалами для лепки, такими как пластилин и солёное тесто, синтетическая и обычная глина, - мы с детьми пришли к выводу, что более сложной, но интересной является работа с глиной. Глина более податлива, пластична, мягка и в то же время отлично сохраняет форму даже в сыром виде, не говоря уже о высушенном и обожжённом изделии. Глина концентрирует в себе магнетизм солнца, воздуха и воды, оказывая уравновешивающее, тонизирующее и антиканцерогенное действие на живую клетку. Доказано, что эти свойства сохраняются и после превращения глины в керамику.
Лепить из глины самостоятельно, без помощи взрослого, ребёнок дошкольного возраста не сможет, так как сам процесс подготовки глины к работе, да и сама работа с глиной, несмотря на её мягкость и податливость, довольно трудоёмка. Ребёнок может освоить столь увлекательное занятие совместно с взрослым, родителем или педагогом, который будет непосредственно помогать в воплощении детского замысла, направлять, поддерживать, а возможно и сам учиться вместе со своим малышом. И действительно, ведь такое замечательное увлечение, как создание игрушек своими руками, в том числе лепка из глины, может не только приносить пользу здоровью, развитию ребенка, но способно сплачивать членов семьи и работников детского сада, наполнять общий дом добром и терпением, укреплять связь поколений, замешанную на любви и внутренней теплоте, сродни той, которыми человека одаривает мягкая, пластичная глина, хранящая в себе животворную энергетику и мудрость природы.
Условиями для успешной реализации данного совместного проекта являются:
- наличие познавательного интереса;
- взаимодействие взрослых и детей;
- добровольность и возможность выбора (предложения педагога должны соответствовать интересам детей и возможностям родителей);
- поддержка чувства успешности (благодарность каждому участнику проекта за его персональный вклад);
- деятельностный подход (активное участие каждого в реализации проекта);
- соответствие методов работы возрастным особенностям детей.
Цель проекта - содействие формированию нравственных ценностей через приобщение к богатству народной культуры.
Задачи проекта:
- организовать совместную деятельность детей, их родителей и воспитателей в рамках практических занятий по созданию народных игрушек из глины;
- познакомить со способами и приёмами изготовления русских народных игрушек и традиционных сувениров Севера (изготовление и роспись);
- организовать выставки изделий детского творчества, мини-музей самодельной игрушки;
- провести анализ, обобщить и распространить опыт реализации проекта в рамках проведения семинаров в сообществе педагогов, родителей.
Обоснование ресурсного обеспечения проекта
Материально-техническое
Глина для лепки, муфельная печь для обжига, гончарный круг, набор инструментов для работы с глиной, доски для лепки, фартуки и нарукавники для детей и для взрослых, клеенки на стол, краска белая для грунтовки изделий, кисти для росписи (полумягкие синтетические №1,2,3), краски для росписи (акрил).
Методическое
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, совместной и самостоятельной работы ребёнка со взрослым и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Проект предлагает следующую схему этапов выполнения глиняной игрушки:
- Обзорная беседа о предлагаемых темах.
- Выбор сюжета и техники исполнения.
- Тщательное изучение натуры.
- Пластическое исполнение по этапам или самостоятельно в материале.
- Педагог должен помочь выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ребёнку.
- После выбора основной темы начинается совместная работа ребёнка со взрослым.
Для восприятия и развития навыков творческой работы проектом предусмотрены основные методы:
- рассказ, презентация (знакомство с историей промыслов);
- объяснительно-иллюстративный (демонстрация игрушек, иллюстраций);
- репродуктивный (работа по образцам);
- частично-творческий (выполнение вариативных заданий);
- творческий (импровизация по мотивам народной глиняной игрушки)
- исследовательский (исследование свойств глины).
Формы проведения занятий:
- мастер-класс.
- занятие-игра;
- занятие-экскурсия;
- традиционное учебное занятие.
Занятия построены на принципах:
- от простой до более сложной формы;
- от простейших приемов лепки до комбинированных;
- от натурных игрушек до фантазийных форм как объемных, так и рельефных.
Проект создает свободу творчества, стимулирует воображение и фантазию.
Использование технологий:
- Теория решения исследовательских задач.
- Метод «мозгового штурма» (придумывание коллективной композиции).
- Интерактивные игры, загадки.
- Придумывание сказок, изменение начала или конца знакомых сказок.
- Моделирование сказочных героев, моделирование характера героев. Эскизы игрушек.
- Алгоритмы - последовательность лепки пустотелой формы игрушки и колоколообразной формы игрушки.
- Символическая аналогия "Мифы и легенды древних славян", "Истоки образов глиняных народных игрушек"
Для качественного развития творческой деятельности детей и их родителей предусмотрено:
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества участников проекта имеют значимость для них самих и для общества.
Формы обучения
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Дидактические материалы
Для успешной реализации проекта необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблицы поэтапного построения глиняной игрушки согласно выбранной тематике заданий;
- репродукции работ классиков русского прикладного искусства; работы педагога;
- презентационные материалы по тематике разделов;
- методические пособия по изготовлению народной игрушки.
При завершении изучения каждой темы будут проводиться выставки работ, конкурсы на лучшую работу.
Структура занятий: знакомство с материалами, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных способов и приемов лепки игрушки, способов соединения деталей в одно целое, простейших способов декорирования; лепка по мотивам народной глиняной игрушки (знакомство с традиционными способами и приемами лепки, воспроизведение несложных форм), роспись глиняной игрушки.
Ожидаемый результат проектной деятельности
Практическим результатом реализации данного проекта должны стать не только обучение, развитие и воспитание детей в духе народных традиций, но и создание мини-музея народной игрушки, разработка и проведение экскурсий для детей силами самих детей - участников проекта и их родителей по популяризации народных традиций. Созданные руками детей и их родителей предметы (народные игрушки) станут и выставочными образцами, образами для игры, и образцами для последующей творческой работы (образцы для рисования, лепки). В мастерской на практических занятиях дети совместно с родителями научатся мастерить простейшие игрушки из глины: дымковские, хлудневские, филимоновские, каргопольские и т.п. Также освоят азы шитья игрушек из меха и сукна и росписи: гжель, хохлому, богородецкую, полхов-майдановскую. Предполагается симбиоз культур в создании новых образов. Мотивы русского народного творчества будут использованы с целью - обратить внимание ребенка на цвет, форму и линию орнамента.
Социально-ориентированным результатом реализации проекта будет достижение того, что члены семьи станут непосредственными участниками образовательного процесса, обогатится педагогический опыт родителей, откроются неизвестные стороны каждого ребенка в семье, родители испытают чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов ребенка. В результате эмоционального раскрепощения родителей в семье создастся более теплая нравственно-психологическая атмосфера, родители станут «эмоциональным тылом», уменьшится дистанция в общении, выступающая серьезной преградой в развитии диалога детей, воспитателей и родителей. Установление основанных на доверии отношений между родителями и педагогами поможет организации совместных исследований и – главное – формированию социально-активной личности ребенка. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей послужат источником информации и реальной помощи педагогу.
Благодаря своей природе проектная деятельность позволит преобразовать знания, умения, навыки ребенка (предпосылки компетентности) в качественные характеристики социально компетентного человека (результат деятельности).
Результат для педагога:
- освоение проектного метода;
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
- повышение качества работы с детьми и их родителями через использование различных видов деятельности.
Этапы реализации проекта
Работа по ознакомлению с народными промыслами и искусством будет вестись последовательно: подготовка педагога к работе по проекту, подготовка детей и родителей, расширение знаний об истоках русского народного искусства, разных видов промысла, обучение приемам лепки и росписи, шитья из сукна и меха, презентация работ, организация выставок и конкурсов, создание мини-музея народной игрушки, акции.
№ п/п | Период | Мероприятия | исполнители |
I. | Первый этап – информационно-аналитический, методический | ||
Сентябрь - декабрь 2017 года |
| Творческая группа, педагог дополнительного образования | |
II. | Второй этап – основной, творческий | ||
Январь 2018 года - март 2020 года | Создание образовательной среды, проведение образовательных мероприятий с педагогами, родителями, детьми, выставки и конкурсы творческих работ, оформление мини-экспозиций в изостудии. | Творческая группа, родители, воспитатели, дети | |
III. | Третий этап – контрольно-диагностический | ||
Апрель-июнь 2020 года | Обработка и систематизация материалов; анализ эффективности проектной работы; обобщение результатов и уточнение теоретических и практических выводов; создание мини-музея народной игрушки, проведение экскурсий по мини-музею. | Творческая группа, родители, воспитатели, дети |
Перспективный план совместной деятельности детей и родителей
№ п/п | Тема занятия | Дата | Вид деятельности | Задачи | |
I | Народная игрушка – что это такое? | ||||
1-2 | Знакомство с историей возникновения народных игрушек и их видами. Изготовление и обыгрывание простейших народных игрушек (соловей, птичка). | 31.01.18, 07.02.18, 10.02.18 | Презентация, беседа. Практическая работа | Познакомить с видами народных игрушек и материалом их изготовления (из ткани, соломы, глины, дерева). Нацелить на творческую и созидательную работу. Изготовление игрушек по старинным народным технологиям. Знакомство с правилами работы с глиной. Изготовление из глины простой по форме игрушки пластическим способом. | |
3-4 | Художественная роспись свистульки-птички. Такие разные колокольчики. Изготовление простейших народных игрушек из глины. | 14.02.18, 21.02.18, 24.02.18 | Теория+Практич. работа | Знакомство с простейшими видами росписи, понятием «стилизация». Роспись игрушки-птички в народном стиле. Знакомство с технологией изготовления колокольчика на форме. Применение собственного творческого замысла. | |
II | Игрушки из глины и их роспись | ||||
5-6 | Хлудневская игрушка. Роспись колокольчиков по мотивам хлудневского промысла. | 28.02.18, 07.03.18, 10.03.18 | Презентация, беседа, творческая работа. | Знакомство с историей зарождения хлудневской игрушки, с правилами хлудневской росписи, роспись колокольчиков, изготовление из глины игрушек для создания коллективной композиции. | |
7-8 | Каргопольская игрушка. Лепим каргопольского полкана. | 14.03.18, 21.03.18, 24.03.18 | Презентация, беседа. Лепка изделия по шаблону. | Знакомство с историей каргопольской игрушки. Создание игрушки по образу и подобию каргопольских изделий. | |
9-10 | Творческая мастерская: «По мотивам каргопольской игрушки». | 28.03.18, 04.04.18, 07.04.18 | Коллективная композиция по замыслу | Свободное творчество по договорённости в группе на основе полученных знаний. | |
11-12 | Роспись в традициях Каргополя. | 11.04.18, 18.04.18, 21.04.18 | Теория+Художественная роспись | Знакомство с элементами каргопольской росписи, роспись игрушек. | |
13-14 | Знакомство с работой на гончарном круге. Дизайн в народном творчестве. | 25.04.18, 02.05.18, 12.05.18 | Практическая работа. Выставка изделий, круглый стол. | Знакомство с гончарным кругом. Изделие – пуговица для фурчалки. Разработка идей по оформлению музейной экспозиции на тему «Глиняная игрушка в народном стиле». Подготовка к экскурсии. | |
15-16 | Экскурсии для детей. | С 26.04.18 по 13.05.18 | Работа с группами | Знакомство с начальными результатами работы по проекту, популяризация игрушек, сделанных своими руками, знакомство детей с народными промыслами. | |
2018-2019 учебный год | |||||
17-18 | Вводное занятие. Знакомство с правилами лепки из глины. | Сентябрь 2018 | Презентация, беседа Лепка простейших изделий из глины. | Познакомить с видами народных игрушек и материалом их изготовления (из ткани, соломы, глины, дерева). Нацелить на творческую и созидательную работу. Изготовление игрушек по старинным народным технологиям. Знакомство с правилами работы с глиной. Изготовление из глины простой по форме игрушки пластическим способом. | |
19-20 | Филимоновская игрушка. Филимоновская барыня – лепим из целого куска. | Сентябрь 2018 | Презентация, беседа. Лепка изделия | Знакомство с историей филимоновской игрушки. Создание изделия по образу и подобию филимоновских игрушек, свободное творчество. | |
21-22 | Творческая мастерская: «Филимоновские мотивы в лепке» | Октябрь 2018 | Лепка по замыслу | Свободное творчество по договорённости в группе на основе полученных знаний. | |
23-24 | Роспись филимоновской барыни и филимоновской игрушки. | Октябрь 2018 | Художественная роспись. | Художественная роспись в народном стиле. Национальный стиль в росписи игрушек из глины. | |
25-26 27-28 | Образы и сюжеты дымковской игрушки. Козлики, петушки, барыни. | Ноябрь 2018 | Презентация, беседа Лепка изделия по выбору | Знакомство с историей и особенностями филимоновской игрушки. Создание изделий из глины. | |
29-30 | Роспись дымковских игрушек. | Декабрь 2018 | Художественная роспись. | Роспись по мотивам дымковских орнаментов. Разработка идей по оформлению музейной экспозиции на тему «Глиняная игрушка в народном стиле». | |
31-32 | Дизайн в народном творчестве. | Декабрь 2018 | Выставка изделий (конкурс), круглый стол | Оформление экспозиции мини-музея, привлечение родителей к сотрудничеству. | |
33-34 | Экскурсии в уголок народной игрушки | Январь 2019 | Работа с группами | Знакомство детей с народными промыслами, формирование устойчивого интереса к народной игрушке и творчеству. | |
III | Художественная роспись по дереву | ||||
35-36 | Особенности художественной росписи по дереву. Краски и их сочетание. Городецкая роспись (разделочные доски). | Февраль 2019 | Презентация, беседа. Практическое занятие | Знакомство с историей художественной росписи на Руси. Знакомство с элементами росписи и применение на практике полученных знаний. | |
37-38 | Полхов-майдановская роспись (пасхальные яйца). | Февраль 2019 | Практическое занятие | Знакомство с элементами росписи и применение на практике полученных знаний. | |
39-40 | Золотая хохлома (ложки, стаканчики). | Март 2019 | Практическое занятие | Знакомство с элементами росписи и применение на практике полученных знаний. | |
41-42 | Богородецкая игрушка. | Март 2019 | Практическое занятие | Знакомство с элементами росписи и применение на практике полученных знаний. | |
43-44 | Оформление уголка расписных деревянных изделий. | Апрель 2019 | Выставка изделий (конкурс), круглый стол. | Разработка идей по оформлению экспозиции «Деревянная старина». Знакомство детей с деревянной росписью. | |
44-45 | Русь деревянная (экскурсии). | Апрель 2019 | Работа с группами. | Знакомство детей с художественной росписью по дереву. | |
IV | Осваиваем гончарный круг | ||||
46-47 | Правила работы на гончарном круге. Пуговица для игрушки-фурчалки. | Май 2019 | Теоритические знания, практика | Знакомство с правилами работы на гончарном круге. Освоение элементарных правил работы. | |
48-49 | Свободное творчество по замыслу. | Май 2019 | Практическая работа с использованием полученных знаний. | Презентация умений и навыков, полученных на практических занятиях. | |
2019-2020 учебный год | |||||
50-51 | Вводное занятие. Знакомство с материалом для лепки – глиной. Изготовление простейших изделий из глины. | Сентябрь 2019 | Презентация, беседа. Практическая работа | Познакомить с видами народных игрушек и материалом их изготовления (из ткани, соломы, глины, дерева). Нацелить на творческую и созидательную работу. Изготовление игрушек по старинным народным технологиям. Знакомство с правилами работы с глиной. Изготовление из глины простой по форме игрушки пластическим способом. | |
52-53 | Художественная роспись свистульки-птички. Такие разные колокольчики. Изготовление простейших народных игрушек из глины. | Сентябрь 2019 | Теория+Практич.работа | Знакомство с простейшими видами росписи, понятием «стилизация». Роспись игрушки-птички в народном стиле. Знакомство с технологией изготовления колокольчика на форме. Применение собственного творческого замысла. | |
54-55, 56-57 | Изготовление посуды на гончарном круге. | Октябрь 2019 | Практическая работа | Изготовление пиал, стаканчиков, чайных пар, кувшинчиков – от простого, к сложному. | |
58-59 | Основы гжельской росписи. Гжель. Роспись посуды. | Октябрь 2019 | Презентация, роспись по мотивам гжели | Знакомство с основными правилами гжельской росписи, подготовка шаблонов для росписи. Творческая работа по росписи готовых изделий, внесение элемента «личностного восприятия» идеи. | |
60-61 | Уголок «Гжель». | Ноябрь 2019 | Выставка изделий (конкурс), круглый стол | Разработка идей по оформлению экспозиции «Гжель» и мини-музея народной игрушки. Коллективная работа по оформлению мини-музея. | |
62-63 | Наш мини-музей. | Ноябрь 2019 | Практическая работа с группами | Экскурсии для детей по ознакомлению с гжельским промыслом. | |
V | Игрушки народов Севера | ||||
64-65, 66-67 | История и назначение ненецкой игрушки (мастер-классы родителей). Изготовление национальной игрушки из меха и сукна | Декабрь 2019 | Теоритические знания. Практическая работа | Знакомство с историей ненецкой народной игрушки с привлечением мастериц из коренного населения. Изготовление игрушек из меха и сукна по мотивам ненецких национальных традиций. | |
68-69 | Уголок ненецкой национальной игрушки. | Январь 2020 | Выставка изделий (конкурс), круглый стол | Разработка идей по оформлению экспозиции «Ненецкая национальная игрушка». | |
VI | Наша творческая мастерская | ||||
70-71 72-73 | Творческая работа по изготовлению игрушек из глины по выбору и замыслу участников проекта. | Февраль 2020 | Практическая работа | Свободное творчество, создание композиционных изделий. | |
74-75 | Юные экскурсоводы. Проведение экскурсий для детей. | Март 2020 | Подготовка экскурсий | Разработка экскурсионных маршрутов по мини-музею «Игрушки своими руками», популяризация результатов работы по проекту. |
Программа деятельности по реализации проекта «Умелец да рукоделец»
Время работы в режиме исследования: 3 года
Подготовительно-организационный, информационно-аналитический,
методический этап сентябрь-декабрь 2017-2018 учебный год
Содержание работы (задача) | Сроки | Исполнитель, ответственные | Формы предоставления результата |
Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности. | Сентябрь 2017г. | Педагог-экспериментатор | Создание картотеки литературы по проектной деятельности. Рабочие материалы. |
Представление проекта на «Расширенном заседании научно-методического совета детского сада». | 21 сентября 2017г. | Педагог-экспериментатор | Презентация, выступление |
Подбор и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме. | Октябрь 2017г. | Педагог-экспериментатор | Список литературы для педагога и детей. Перспективный тематический план совместной деятельности. |
Создание и подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, презентаций | Ноябрь 2017 | Педагог-экспериментатор, воспитанники | Наглядно-дидактический материал. |
Выступление на родительских собраниях в группах. | Ноябрь-декабрь 2017 | Педагог-экспериментатор | Информирование родителей о целях, задачах и содержании проекта. |
Анкетирование родителей по проблеме. | Декабрь 2017 | Педагог-экспериментатор, воспитатели групп | Выявление участников проекта, составление списка участников проекта и плана совместной деятельности. |
Основной, творческий этап
январь 2018 года – март 2020 года
Содержание работы (задача) | Сроки | Исполнитель, ответственные | Формы предоставления результата |
Вводные занятия по ознакомлению с материалом для лепки и технологией лепки, ознакомление с правилами росписи глиняных изделий. | Январь-февраль 2018г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети - участники проекта | Игрушки из глины простой формы |
Популяризация работы по проекту. | Февраль 2018г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети - участники проекта | Статья на сайте |
Изготовление игрушек по мотивам народных промыслов. | Март-апрель 2018г. | Педагог-экспериментатор, родители – участники проекта | Игрушки в народном стиле |
Выступление на родительских собраниях в первых младших и средних группах с презентацией работы по проекту. | По графику родительских собраний 2018 г. | Педагог-экспериментатор | Обновление (пополнение) списка участников проекта на 2018-2019 учебный год |
Знакомство с работой на гончарном круге. | 25.04.2018г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети – участники проекта, воспитатели | Открытое занятие |
Круглый стол: «Первые итоги проекта», оформление музейной экспозиции. | Май 2018г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети – участники проекта | Музейная экспозиция «Народные игрушки из глины» |
Разработка экскурсий. | Май 2018г. | Педагог-экспериментатор, Дети – участники проекта | Экскурсии для детей старших и подготовительных групп |
Освещение работы по проекту в средствах массовой информации. | 20.05.2018г. | Родители – участники проекта | Статья в газете «Советское заполярье» |
Анкетирование родителей по итогам работы творческой мастерской. | 25-28 мая 2018г. | Педагог-экспериментатор. | Корректирование проекта по необходимости |
Знакомство с глиняными народными промыслами, лепка игрушек из глины (филимоновская, дымковкая игрушки). | Сентябрь – декабрь 2018г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети – участники проекта | Игрушки в народном стиле, пополнение уголка народной игрушки. |
Открытое занятие «Образы и сюжеты дымковской игрушки. Козлики, петушки, барыни». | 20.11.18г. | Педагог-экспериментатор. | Диссеминация опыта работы. |
Оформление экспозиции мини-музея. | Декабрь 2018г. | Педагог-экспериментатор, родители – участники проекта | Создание мини-музея. |
Разработка экскурсий в мини-музей народной игрушки для групп детского сада. | Декабрь 2018г. | Педагог-экспериментатор, дети – участники проекта | Проведение экскурсий, развитие практики общения в детской среде. |
Взаимодействие родителей и ребенка в совместной деятельности. | Октябрь-ноябрь 2018г. | Педагог-экспериментатор | Выступление на районном МО, популяризация опыта работы. |
Экскурсии в уголок народной игрушки. | Январь 2019г. | Педагог-экспериментатор, дети – участники проекта | Знакомство детей с народными промыслами, формирование устойчивого интереса к народной игрушке и творчеству. |
Художественная роспись по дереву, практические занятия в творческой мастерской. | Февраль-апрель 2019г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети – участники проекта | Изготовление изделий для музея, развитие опыта сотрудничества, знакомство с народными промыслами. |
Открытое занятие «Золотая хохлома» | Март 2019г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети – участники проекта | Распространение педагогического опыта. |
Разработка музейной экспозиции «Деревянная старина». | Апрель 2019г. | Педагог-экспериментатор, родители – участники проекта | Создание музейной экспозиции, развитие сотрудничества между родителями и детским садом. |
Экскурсия «Русь деревянная». | Апрель 2019г. | Педагог-экспериментатор, дети – участники проекта | Знакомство детей с народными промыслами, формирование музейной культуры взаимодействие с воспитателями групп. |
Осваиваем гончарный круг | Май 2019г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети – участники проекта | Знакомство с работой на гончарном круге, изделия на гончарном круге. |
Анкетирование родителей | 20.05.2019г. | Педагог-экспериментатор | Уровень удовлетворённости родителей от работы в творческой мастерской. |
Выступление на методическом совете «Работа по проекту». | Май 2019г. | Педагог-экспериментатор | Подведение итогов работы по проекту, распространение педагогического опыта. |
Работа с глиной. Дальнейшее освоение гончарного мастерства. Гжельская роспись. | Сентябрь-октябрь 2019г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети – участники проекта | Создание изделий из глины, социализация ребенка в процессе сотворчества. |
Мастер-класс для воспитателей «Гжельская сказка». | Ноябрь 2019г. | Педагог-экспериментатор | Диссеминация опыта работы. |
Разработка идей по оформлению экспозиции «Гжель». | Ноябрь 2019г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети – участники проекта | Создание уголка народного промысла «Гжель». |
Разработка и проведение экскурсий «Народная игрушка». | Ноябрь 2019г. | Педагог-экспериментатор, дети – участники проекта | Знакомство детей с народными промыслами, социализация. |
Ненецкая национальная игрушка. | Декабрь 2019г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети – участники проекта | Знакомство с традицией, изготовление игрушек в национальном стиле. |
Мастер-класс по изготовлению ненецкой игрушки. | 16.12.2019г. | Родители – участники проекта | Знакомство с традициями коренных жителей тундры, создание экспозиции мини-музея |
Статья в районную газету «Мы – умельцы-рукодельцы». | 20-25.12.19г. | Педагог-экспериментатор. | Популяризация работы по проекту. |
Творческая мастерская по замыслу. | Январь-март 2020г. | Педагог-экспериментатор, родители и дети – участники проекта | Работы по выбору родителей и детей, реализация творческого замысла на базе полученных знаний, умений и навыков. |
Конкурс экскурсоводов. | Март 2020г. | Дети – участники проекта | Социализация детей, развитие навыка выступления перед публикой, расширение кругозора, знакомство с народными промыслами. |
Экскурсии «Наш мини-музей» | Март 2020г. | Педагог-экспериментатор, дети – участники проекта | Проведение экскурсий для групп, знакомство с народными промыслами, результатами работы по проекту. |
Анкетирование родителей и детей по итогам реализации проекта. | 27-29 марта 2020г. | Педагог-экспериментатор. | Выявление уровня удовлетворённости от участия в проекте. |
Контрольно-диагностический этап (завершающий)
Апрель-июнь 2020 года
Содержание работы (задача) | Сроки | Исполнитель, ответственные | Формы предоставления результата |
Обработка и систематизация материалов | Апрель 2020г. | Педагог-экспериментатор. | Папка с материалами по экспериментальной деятельности. |
Анализ эффективности проектной деятельности | Апрель 2020г. | Педагог-экспериментатор. | Результаты анкетирования, КИМ |
Обобщение результатов и уточнение теоретических и практических выводов | Май 2020г. | Педагог-экспериментатор, родители. | Отчет о результатах работы по проекту. Статья на сайт об итогах работы по проекту. |
Выступление на методсовете, педагогическом совете. | Май 2020г. | Педагог-экспериментатор. | Обмен опытом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка»
(интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)....
Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".
Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на основе взаимодействия с родителями».
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед др...
Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...
Консультация для родителей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"
Консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"....